Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

Внеклассное мероприятие "Покормите птиц зимой!"

МБУ ДО «Детский эколого-биологический центр» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

 

 

 

Внеклассное мероприятие

в 1 классе на тему

«Покормите птиц зимой»

 

Кадырзянова Альфия Ильгизаровна

педагог дополнительного образования

первая квалификационная категория

РТ, г.Нижнекамск, пр.Вахитова 51-181

контактный телефон: 89172633235

 

 

Нижнекамск 2018

 

Методическая разработка внеклассного мероприятия

по окружающему миру

"Покормите птиц зимой!"

Пояснительная записка

Класс: 1

Птицы и звери, цветы и деревья взывают

 к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь,

где живешь,- на расстоянии взгляда и голоса,

хотя бы на расстоянии вытянутой руки.

(Д.Лихачев)

              

         Человек – часть природы, и если с детства он будет приучен заботиться о ней, говорить о природе, как о живой, о том, что она может и грустить, и радоваться, то вдумчивое отношение новых поколений поможет избежать глобальных экологических катастроф.

         Успех же этой деятельности находится в прямой зависимости от уровня экологической образованности человека, его экологической культуры. В становлении этого качества личности исключительно важная роль принадлежит детству, так как маленький ребенок психологически более податлив на влияние извне, его мировоззренческие и нравственные позиции еще неустойчивы, а потому активно развиваются и утверждаются.

Цель:

Способствовать пониманию учащимися важности подкормки птиц в зимнее время.

Задачи:

- воспитание бережного отношения к окружающей среде, к птицам;

- пропаганда природоохранной деятельности;

- раскрытие творческих способностей и развитие личностных качеств учащихся.

Предметные результаты:

Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях

Правильно подбирать корм для птиц

Знать правила подкормки птиц

Личностные:

Формирование интереса к изучению родной природы

Понимать важность заботы о зимующих птицах

Повышение уровня мотивации учебной деятельности

Формирование бережного отношения человека к птицам

Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения в природе

Познавательные УУД:

Наблюдать и различать зимующих птиц по рисункам, по описаниям и в природе, знать их названия

Подбирать для птиц корм

Запомнить правила подкормки птиц

Коммуникативные УУД:

Участие в диалоге

Обсуждать, слушать и понимать речь других

Отвечать на вопросы

Работать в группе

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнять

Определять и формулировать цель своей деятельности

Оценивать свои достижения

Учиться делать самооценку своей деятельности на уроке

Оборудование: Компьютер, мультимедиа, слайды,  выставка кормушек, заготовленный корм для птиц, карточки с заданиями.

На уроке были использованы методы работы: словесный, наглядный, практический, а также метод стимулирования интереса к учению.
Организация познавательной деятельности происходила через интерактивные формы: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа, т.е. имела коммуникативную направленность, где у детей развивались такие умения и навыки как умение говорить, слушать, рассуждать. 

Форма педагогического общения была игровая, эмоциональная.
На уроке были использованы технологии: развивающего обучения, здоровьесберегающая (физ. минутка, смена видов деятельности), личностно – ориентированного обучения (создание психологического комфорта для учеников, условий для самовыражений), информационная (предоставляются слайды из презентации, которая работает в ходе урока поэтапно), различные виды активности: физической ( говорят, слушают, творят), социальной (отвечают на вопросы), познавательной.

С целью подготовки детей к данному мероприятию была организована большая предварительная работа (беседы, наблюдения, выставка плакатов «Покормите птиц зимой», изготовление кормушек, подготовка корма для птиц,  создание презентации).

При подготовке к экологическому мероприятию активное участие проявили сами дети (изготовление кормушек с родителями, подготовка корма для птиц, чтение стихотворений).

Для создания необходимой эмоциональной обстановки использовала специальные приемы (красочная презентация, стихотворения, загадки, голоса птиц).

Тематическое содержание:

Викторина «Знаешь ли ты птиц?»

Чтение стихотворений по теме мероприятия

Игра «Угощения для птиц»

Проверка домашнего задания: заготовленный для птиц корм, кормушки из бросового материала

 Ознакомление с памяткой «Правила подкормки птиц»

Игра «Верю – не верю»

Использованная литература:

Кухтина А.Л. Помоги зимующим птицам. Методические рекомендации к проведению месячника. Комсомольск-на-Амуре: Агора, 2005

Сборник загадок. Пособие для учителя/сост. М.Т.Карпенко – М.: Просвещение, 1988

 

Ход занятия:

I Организационный момент.                                        (Слайд №1)

Заливистый школьный звонок
Позвал опять на урок.
Будьте все внимательны,
А еще старательны!
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя…(внимательность),
А поможет всё узнать наша…(любознательность).

-С каким настроением начинаем урок?                                    (Слайд 2)

II Определение темы занятия.                                                (Слайд 3)

Звучит фонограмма «Голоса птиц».

-Закройте, ребята, глаза. Что вы представляете себе? В какое время года можно услышать голоса птиц? А как вы думаете, можно сейчас услышать такое чудесное птичье пение? Почему? Когда поют птицы? (Когда тепло и сытно) Зимой птицам не до песен, голодно им. Многие из них, так и не дождавшись весны, гибнут.

-Решите примеры и вы узнаете тему занятия. (Групповая работа) На столах карточки:

9-8=   и                    7-4=   е                3+4=  п           6-4=  0

5+5=  й                     8-3=  ц                 2+2=  к           2+6=  т

10-4=  з                    5+4=  м               10+6=  р

7

2

9

2

16

9

1

8

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

8

1

5

 

 

 

 

 

6

1

9

2

10

 

 

 

 

 

-Почему мы должны подкармливать птиц? (Зимой птицам трудно отыскать корм. Они могут погибнуть от голода) Сегодня мы с вами будем говорить о том, как помочь птицам пережить трудное зимнее время, какой корм предпочитают наши пернатые друзья.

III Основная часть.

1)Викторина "Знаешь ли ты зимующих птиц?" (Групповая работа) На столах карточки:

 

 

е

 

и

 

и

 

и

 

и

 

а

 

 

о

 

о

 

е

 

 

 

ё

 

 

 

 

я

 

е

 

 

 

о

 

о

 

а

 

 

о

 

о

 

а

 

 

о

 

у

 

 

 

 

1.Зимой на ветке яблоки!                                         (Слайд 4)

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это… (снегири). (Голос снегиря)

Рубрика «Знаете ли вы?»

-Снегири очень красивы в своих ярко - красных нарядах. Они прилетают к нам с наступлением зимы. Очень любят ягоды рябины. Снегири - птицы солидные, не суетятся и не торопятся, снегири еще и рыцари. Самцы, как бы не были голодны, всегда уступают лучшие гроздья самке.

2.Спинкою зеленовата,                                                  (Слайд 5)

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица) (Голос синицы)

Рубрика «Знаете ли вы?»

-Все синицы - птицы лесные. А прилетают синицы ближе к жилью человека не от хорошей жизни: трудно им, голодно в лесу зимой, и поэтому летят туда, где легче прожить, прокормиться. В это время синицы становятся всеядными птицами: едят крошки хлеба, крупу, кусочки сала и мясо. И все-таки очень много птиц гибнет зимой: из 10 синиц до весны доживает всего1 -2. Гибнут не от холода, а от голода. Голодная синица не переносит даже слабых морозов.

3.Серый, маленький, смешной                                       (Слайд 6)

Скачет рядышком со мной.

Я ему насыплю крошки,

Отгоню подальше кошку.

Ты чирикай веселей,

Мой хороший…(воробей). (Голос воробья)

Рубрика «Знаете ли вы?»

- Летом воробьи питаются червячками, насекомыми, зёрнышками - всем, что найдут на земле в городе или в поле. Зимой же жизнь многих из этих птиц зависит от человеческой доброты и щедрости. Особенно тяжело приходится маленьким непоседам в дни снегопадов и сильных морозов. В это время воробьи стараются держаться как можно ближе к человеческому жилью и с радостью принимают любое угощение: пшено, просо, овёс, хлебные крошки. Это всеядные птицы.

4.Кто там прыгает, шуршит,                                        (Слайд 7)

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым –

Клё! Клё! Клё! Поёт со свистом. (Клест) (Голос клеста)

Рубрика «Знаете ли вы?»

- Самцы у клестов – красные. А самочки – зеленоватые. А вы знаете, что у птенцов клеста клюв совсем прямой, а у родителей загнут крестообразно? Зависит это от пищи. Достают семена из-под твёрдых чешуек шишек только взрослые птицы. Для клестов зима тоже трудное время года.

5.Он в своей лесной палате                                        (Слайд 8)

Носит чёрненький халатик.

Он деревья лечит:

Постучит и легче. (Дятел) (Голос дятла)

Рубрика «Знаете ли вы?»

-Своим крепким клювом он долбит кору дерева, достаёт личинки и жуков. Делает много дупл для себя и других птиц. Однако насекомые — не единственное блюдо в зимнем меню дятлов. С большим удовольствием и мастерством эти красивые птицы расклевывают шишки сосен и елей, добывая из-под чешуек вкусные семена.

2)Физминутка.                                                                  (Слайд 9)

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу,

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем

Это к нам птицы летят,

Как они сядут – тоже покажем…

Крылья сложили назад.

3)Викторина "Знаешь ли ты зимующих птиц?" (продолжение)

6.Птичка – невеличка                                                             (Слайд 10)

Ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок -

Получается прыжок. (Ворона) (Голос вороны)

Рубрика «Знаете ли вы?»

-Вороны всеядны и питаются абсолютно всем, что, по их мнению, окажется съедобным. В рацион вороны входят любые насекомые, черви, яйца других видов птиц и их птенцы, ящерицы, лягушки, белки, рыба, мыши и крысы.

В зимнее время ворон нужно подкармливать сырым мясом.

7.Как сажа черна,                                                                     (Слайд 11)

Как сметана бела.

Люблю всем в лесу

Рассказать где была.(Сорока) (Голос сороки)

Рубрика «Знаете ли вы?»

- Сорока является всеядной птицей, она употребляет практически всё, что удаётся раздобыть. Если вы её в зимнее время будете угощать сырым мясом, она вам скажет: «Спасибо!»

8.Этих птичек так мы маним:                                                    (Слайд 12)

«Гули-гули, посмелей

подлетайте, нам ведь с вами

на прогулке веселей!» (Голубь) (Голос голубя)

Рубрика «Знаете ли вы?»

- Пожалуй, самая известная горожанам птица – это голубь. Эти птицы настолько привыкли к жизни в городе, что совершенно не боятся людей, зачастую беря корм прямо с ладони человека.  Голуби едят хлебные крошки. Но этого им недостаточно. Питание у голубей, как и у большинства животных на Земле, должно быть разнообразным. В рацион птиц должны входить природные зерна, семена и плоды многих растений. Зимой подкармливайте голубей семенами подсолнечника.

4)Чтение  стихотворений подготовленными учениками.

Как птицам перезимовать?

Известно, что у птах

Нет ни халатов ватных,

Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:

Они в грозу, и в град,

И под дождём, и в холода

На ветках сидя спят.

 

Покормите птиц зимой, пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.

Не богаты их корма – горсть одна нужна.

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть!

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз - к своему окну,

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну

5)Игра «Угощения для птиц». (Групповая работа) На столах карточки:

Синицы                             ягоды рябины
Клесты                              пшено
Снегири                            кусочек сала
Воробьи                            семена подсолнечника
Голуби                              кедровые орехи

-Итак, у разных птиц есть свои предпочтения в еде. Давайте повторим. (Слайд 13)

-Чем вы угостите птиц? Соедините название птицы с его кормом.     (Слайд 14)

6)Проверка домашнего задания.                                                           (Слайд 15)

-Посмотрим заготовленный вами корм для птиц.

-Рассмотрите кормушки.

7)Памятка «Как подкармливать птиц».                                              (Слайд 16)

8)Чтение стихотворения подготовленным учеником.

Мы кормушку смастерили.

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь - сосед прилетели на обед.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду

Мы же ждали их к обеду.

А в четверг со всех краёв

Стаи жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

9)Игра «Верю - не верю».                                                           (Слайд 17)

Клесты выводят птенцов зимой.
У синицы желтая грудка.
У воробья большой сильный клюв. (Не верим!) 
Снегирь любит сало. (Не верим!)

Какая птица любит сало? (Синичка)
Клесты любят семена шишек.

IV Итог урока. Рефлексия.                                                             (Слайды 18, 19)

-Какое настроение к концу занятия?

-Закончите предложения:

Я узнал…

Мне было интересно…

Меня взволновало...

- Сейчас отправляемся в ближний лес. Организуем "птичью столовую". Будем помогать птицам выживать в холодное время.