Внеклассное мероприятие "Покормите птиц зимой!"
МБУ ДО «Детский эколого-биологический центр» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Внеклассное мероприятие
в 1 классе на тему
«Покормите птиц зимой»
Кадырзянова Альфия Ильгизаровна
педагог дополнительного образования
первая квалификационная категория
РТ, г.Нижнекамск, пр.Вахитова 51-181
контактный телефон: 89172633235
Нижнекамск 2018
Методическая разработка внеклассного мероприятия
по окружающему миру
"Покормите птиц зимой!"
Пояснительная записка
Класс: 1
Птицы и звери, цветы и деревья взывают
к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь,
где живешь,- на расстоянии взгляда и голоса,
хотя бы на расстоянии вытянутой руки.
(Д.Лихачев)
Человек – часть природы, и если с детства он будет приучен заботиться о ней, говорить о природе, как о живой, о том, что она может и грустить, и радоваться, то вдумчивое отношение новых поколений поможет избежать глобальных экологических катастроф.
Успех же этой деятельности находится в прямой зависимости от уровня экологической образованности человека, его экологической культуры. В становлении этого качества личности исключительно важная роль принадлежит детству, так как маленький ребенок психологически более податлив на влияние извне, его мировоззренческие и нравственные позиции еще неустойчивы, а потому активно развиваются и утверждаются.
Цель:
Способствовать пониманию учащимися важности подкормки птиц в зимнее время.
Задачи:
- воспитание бережного отношения к окружающей среде, к птицам;
- пропаганда природоохранной деятельности;
- раскрытие творческих способностей и развитие личностных качеств учащихся.
Предметные результаты:
Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях
Правильно подбирать корм для птиц
Знать правила подкормки птиц
Личностные:
Формирование интереса к изучению родной природы
Понимать важность заботы о зимующих птицах
Повышение уровня мотивации учебной деятельности
Формирование бережного отношения человека к птицам
Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения в природе
Познавательные УУД:
Наблюдать и различать зимующих птиц по рисункам, по описаниям и в природе, знать их названия
Подбирать для птиц корм
Запомнить правила подкормки птиц
Коммуникативные УУД:
Участие в диалоге
Обсуждать, слушать и понимать речь других
Отвечать на вопросы
Работать в группе
Регулятивные УУД:
Понимать учебную задачу и стремиться её выполнять
Определять и формулировать цель своей деятельности
Оценивать свои достижения
Учиться делать самооценку своей деятельности на уроке
Оборудование: Компьютер, мультимедиа, слайды, выставка кормушек, заготовленный корм для птиц, карточки с заданиями.
На уроке были использованы методы работы: словесный, наглядный, практический, а также метод стимулирования интереса к учению.
Организация познавательной деятельности происходила через интерактивные формы: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа, т.е. имела коммуникативную направленность, где у детей развивались такие умения и навыки как умение говорить, слушать, рассуждать.
Форма педагогического общения была игровая, эмоциональная.
На уроке были использованы технологии: развивающего обучения, здоровьесберегающая (физ. минутка, смена видов деятельности), личностно – ориентированного обучения (создание психологического комфорта для учеников, условий для самовыражений), информационная (предоставляются слайды из презентации, которая работает в ходе урока поэтапно), различные виды активности: физической ( говорят, слушают, творят), социальной (отвечают на вопросы), познавательной.
С целью подготовки детей к данному мероприятию была организована большая предварительная работа (беседы, наблюдения, выставка плакатов «Покормите птиц зимой», изготовление кормушек, подготовка корма для птиц, создание презентации).
При подготовке к экологическому мероприятию активное участие проявили сами дети (изготовление кормушек с родителями, подготовка корма для птиц, чтение стихотворений).
Для создания необходимой эмоциональной обстановки использовала специальные приемы (красочная презентация, стихотворения, загадки, голоса птиц).
Тематическое содержание:
Викторина «Знаешь ли ты птиц?»
Чтение стихотворений по теме мероприятия
Игра «Угощения для птиц»
Проверка домашнего задания: заготовленный для птиц корм, кормушки из бросового материала
Ознакомление с памяткой «Правила подкормки птиц»
Игра «Верю – не верю»
Использованная литература:
Кухтина А.Л. Помоги зимующим птицам. Методические рекомендации к проведению месячника. Комсомольск-на-Амуре: Агора, 2005
Сборник загадок. Пособие для учителя/сост. М.Т.Карпенко – М.: Просвещение, 1988
Ход занятия:
I Организационный момент. (Слайд №1)
Заливистый школьный звонок
Позвал опять на урок.
Будьте все внимательны,
А еще старательны!
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя…(внимательность),
А поможет всё узнать наша…(любознательность).
-С каким настроением начинаем урок? (Слайд 2)
II Определение темы занятия. (Слайд 3)
Звучит фонограмма «Голоса птиц».
-Закройте, ребята, глаза. Что вы представляете себе? В какое время года можно услышать голоса птиц? А как вы думаете, можно сейчас услышать такое чудесное птичье пение? Почему? Когда поют птицы? (Когда тепло и сытно) Зимой птицам не до песен, голодно им. Многие из них, так и не дождавшись весны, гибнут.
-Решите примеры и вы узнаете тему занятия. (Групповая работа) На столах карточки:
9-8= и 7-4= е 3+4= п 6-4= 0
5+5= й 8-3= ц 2+2= к 2+6= т
10-4= з 5+4= м 10+6= р
7 |
2 |
9 |
2 |
16 |
9 |
1 |
8 |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
8 |
1 |
5 |
|
|
|
|
6 |
1 |
9 |
2 |
10 |
|
|
|
|
|
-Почему мы должны подкармливать птиц? (Зимой птицам трудно отыскать корм. Они могут погибнуть от голода) Сегодня мы с вами будем говорить о том, как помочь птицам пережить трудное зимнее время, какой корм предпочитают наши пернатые друзья.
III Основная часть.
1)Викторина "Знаешь ли ты зимующих птиц?" (Групповая работа) На столах карточки:
|
|
е |
|
и |
|
и |
|
и |
|
и |
|
а |
|
|
о |
|
о |
|
е |
|
|
|
ё |
|
|
|
|
|
я |
|
е |
|
|
|
|
о |
|
о |
|
а |
|
|
о |
|
о |
|
а |
|
|
о |
|
у |
|
|
|
1.Зимой на ветке яблоки! (Слайд 4)
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (снегири). (Голос снегиря)
Рубрика «Знаете ли вы?»
-Снегири очень красивы в своих ярко - красных нарядах. Они прилетают к нам с наступлением зимы. Очень любят ягоды рябины. Снегири - птицы солидные, не суетятся и не торопятся, снегири еще и рыцари. Самцы, как бы не были голодны, всегда уступают лучшие гроздья самке.
2.Спинкою зеленовата, (Слайд 5)
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица) (Голос синицы)
Рубрика «Знаете ли вы?»
-Все синицы - птицы лесные. А прилетают синицы ближе к жилью человека не от хорошей жизни: трудно им, голодно в лесу зимой, и поэтому летят туда, где легче прожить, прокормиться. В это время синицы становятся всеядными птицами: едят крошки хлеба, крупу, кусочки сала и мясо. И все-таки очень много птиц гибнет зимой: из 10 синиц до весны доживает всего1 -2. Гибнут не от холода, а от голода. Голодная синица не переносит даже слабых морозов.
3.Серый, маленький, смешной (Слайд 6)
Скачет рядышком со мной.
Я ему насыплю крошки,
Отгоню подальше кошку.
Ты чирикай веселей,
Мой хороший…(воробей). (Голос воробья)
Рубрика «Знаете ли вы?»
- Летом воробьи питаются червячками, насекомыми, зёрнышками - всем, что найдут на земле в городе или в поле. Зимой же жизнь многих из этих птиц зависит от человеческой доброты и щедрости. Особенно тяжело приходится маленьким непоседам в дни снегопадов и сильных морозов. В это время воробьи стараются держаться как можно ближе к человеческому жилью и с радостью принимают любое угощение: пшено, просо, овёс, хлебные крошки. Это всеядные птицы.
4.Кто там прыгает, шуршит, (Слайд 7)
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Клё! Клё! Клё! Поёт со свистом. (Клест) (Голос клеста)
Рубрика «Знаете ли вы?»
- Самцы у клестов – красные. А самочки – зеленоватые. А вы знаете, что у птенцов клеста клюв совсем прямой, а у родителей загнут крестообразно? Зависит это от пищи. Достают семена из-под твёрдых чешуек шишек только взрослые птицы. Для клестов зима тоже трудное время года.
5.Он в своей лесной палате (Слайд 8)
Носит чёрненький халатик.
Он деревья лечит:
Постучит и легче. (Дятел) (Голос дятла)
Рубрика «Знаете ли вы?»
-Своим крепким клювом он долбит кору дерева, достаёт личинки и жуков. Делает много дупл для себя и других птиц. Однако насекомые — не единственное блюдо в зимнем меню дятлов. С большим удовольствием и мастерством эти красивые птицы расклевывают шишки сосен и елей, добывая из-под чешуек вкусные семена.
2)Физминутка. (Слайд 9)
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу,
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят,
Как они сядут – тоже покажем…
Крылья сложили назад.
3)Викторина "Знаешь ли ты зимующих птиц?" (продолжение)
6.Птичка – невеличка (Слайд 10)
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок -
Получается прыжок. (Ворона) (Голос вороны)
Рубрика «Знаете ли вы?»
-Вороны всеядны и питаются абсолютно всем, что, по их мнению, окажется съедобным. В рацион вороны входят любые насекомые, черви, яйца других видов птиц и их птенцы, ящерицы, лягушки, белки, рыба, мыши и крысы.
В зимнее время ворон нужно подкармливать сырым мясом.
7.Как сажа черна, (Слайд 11)
Как сметана бела.
Люблю всем в лесу
Рассказать где была.(Сорока) (Голос сороки)
Рубрика «Знаете ли вы?»
- Сорока является всеядной птицей, она употребляет практически всё, что удаётся раздобыть. Если вы её в зимнее время будете угощать сырым мясом, она вам скажет: «Спасибо!»
8.Этих птичек так мы маним: (Слайд 12)
«Гули-гули, посмелей
подлетайте, нам ведь с вами
на прогулке веселей!» (Голубь) (Голос голубя)
Рубрика «Знаете ли вы?»
- Пожалуй, самая известная горожанам птица – это голубь. Эти птицы настолько привыкли к жизни в городе, что совершенно не боятся людей, зачастую беря корм прямо с ладони человека. Голуби едят хлебные крошки. Но этого им недостаточно. Питание у голубей, как и у большинства животных на Земле, должно быть разнообразным. В рацион птиц должны входить природные зерна, семена и плоды многих растений. Зимой подкармливайте голубей семенами подсолнечника.
4)Чтение стихотворений подготовленными учениками.
Как птицам перезимовать?
Известно, что у птах
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождём, и в холода
На ветках сидя спят.
Покормите птиц зимой, пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
Не богаты их корма – горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть!
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз - к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну
5)Игра «Угощения для птиц». (Групповая работа) На столах карточки:
Синицы ягоды рябины
Клесты пшено
Снегири кусочек сала
Воробьи семена подсолнечника
Голуби кедровые орехи
-Итак, у разных птиц есть свои предпочтения в еде. Давайте повторим. (Слайд 13)
-Чем вы угостите птиц? Соедините название птицы с его кормом. (Слайд 14)
6)Проверка домашнего задания. (Слайд 15)
-Посмотрим заготовленный вами корм для птиц.
-Рассмотрите кормушки.
7)Памятка «Как подкармливать птиц». (Слайд 16)
8)Чтение стихотворения подготовленным учеником.
Мы кормушку смастерили.
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь - сосед прилетели на обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду
Мы же ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв
Стаи жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.
9)Игра «Верю - не верю». (Слайд 17)
Клесты выводят птенцов зимой.
У синицы желтая грудка.
У воробья большой сильный клюв. (Не верим!)
Снегирь любит сало. (Не верим!)
Какая птица любит сало? (Синичка)
Клесты любят семена шишек.
IV Итог урока. Рефлексия. (Слайды 18, 19)
-Какое настроение к концу занятия?
-Закончите предложения:
Я узнал…
Мне было интересно…
Меня взволновало...
- Сейчас отправляемся в ближний лес. Организуем "птичью столовую". Будем помогать птицам выживать в холодное время.