Влияние театрально-игровой деятельности на эмоциональное воспитание детей с ЗПР
СПБ ГБУ "Центр содействия семейному воспитанию №10"
Влияние театрально-игровой деятельности на эмоциональное воспитание детей с ЗПР
Татти Наталья Михайловна
Воспитатель
Театрально-игровая деятельность – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус и воображение детей.
Работу в данном направлении я начала с попытки выявить способности детей, их желание заниматься этой деятельностью. И к своему удивлению увидела большой интерес и желание заниматься подготовкой декораций, желание импровизировать и придумывать забавные и смешные сценки.
Для реализации данного направления воспитания выделила задачи, способствующие развитию театральной деятельности у детей:
-выявить круг вопросов, на которые нужно обратить внимание, наблюдая за самостоятельными театрально-игровыми проявлениями детей.
-определить способы самостоятельных действий, которыми дети должны владеть и обеспечить их усвоение.
-наметить конкретные задачи, которые способствовали бы развитию инициативы и самостоятельных действий детей.
-дать представление о разнообразии и множестве театров.
-организовать практические занятия детей по овладению методикой использования этих видов театров.
-добиваться правильного, выразительного произношения литературного текста, делать выбор соответствующей интонации.
-учить определять свое и авторское отношение к героям, событиям, оценивать поступки и взаимоотношение героев.
- использовать в работе готовые пьесы, постановки, создавать свои инсценировки.
Данный вид деятельности разделила на несколько этапов:
- создание условий и методических пособий для театральной деятельности.
-посещение театров.
-проведение бесед, обучающих занятий.
-изготовление декораций, атрибутов, костюмов
-театральные игры и импровизации.
-литературная деятельность.
-изобразительная деятельность.
-музыкальная деятельность.
На первом этапе необходимо было создать условия для театрально-игровой деятельности: подготовка декораций и атрибутики. С целью заинтересованности детей и вовлечения в эту деятельность мы провели несколько бесед и обучающих занятий, в ходе которых формировала у детей необходимые для этого вида деятельности навыки и умения, познакомили с различными видами театров, посетили несколько постановок и спектаклей.
Театральные игры включали в себя не только само действие по ролям, но также и литературную деятельность (выбор темы, роли и т.д), музыкальную и изобразительную деятельность.
Управление таким многоплановым видом деятельности требует от педагогов умелой координации усилий для развития у детей всех сторон театрально-игровой деятельности. Я пыталась подобрать такие формы руководства, которые бы сначала поддерживали, а потом способствовали развитию самостоятельных детских проявлений. Совместная деятельность педагогов и детей порождает у детей желание самим активно действовать. Через мир театра дети познают, что такое добро и зло, учатся по-доброму относиться к своим друзьям.
Пример нашей работы: Вместе с детьми выбрали и начали подготовку к инсценировке: «Модный портной», которую представили на суд зрителей в июне, во время летних каникул. На роли был выбран актерский состав, подготовили костюмы и атрибуты, написали сценарий. Каждый из детей относился к подготовке и репетициям с трепетом и огромным желанием. Помимо текстов были разучены несколько танцевальных и песенных номеров. Во время выступления у всех было приподнятое, радостное настроение и готовность продолжить начатое дело. Артисты были довольны собой. Я убеждена, что театральные импровизации способствуют эмоциональному воспитанию детей, умению выплеснуть свою энергию, передать свое видение мира. Наша главная цель не воспитать актеров – профессионалов, а максимально способствовать многостороннему воспитанию детей.
Я считаю, что в целом такой вид деятельности очень полезен для развития детей. Надеюсь, что мой опыт работы интересен для вас, театрально-игровую деятельность стоит использовать в своей педагогической деятельности прежде всего потому, что это формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку и взаимозаменяемость.