Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

«Великая битва под Москвой» Конспект открытого внеклассного мероприятия патриотической направленности, основанное на краеведческом материале. Номинация: Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4» Каширского района Московской области

 

«Великая битва под Москвой»

Конспект открытого внеклассного мероприятия патриотической направленности, основанное на краеведческом материале.

Номинация: Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей

 

 

учитель истории

Давыдова И. А.

и учитель истории и ОБЖ

Давыдов Н.Н.

Введение

Современный период, несмотря на все наши трудности, несомненно, является периодом раскрытия многих новых тенденций в культурной жизни страны. По-новому происходит оценка исторического наследия, возрождаются ранее забытые имена и исторические события.

            Ни для кого не секрет, что приоритеты современного общества расставлены, увы, не в пользу духовно-нравственных ценностей. В связи этим школа, выполняя социальный заказ общества все большее внимание должна уделять именно воспитательному аспекту современного образовательного процесса. Воспитать гражданина и патриота - вот основная задача школы.

            Современному обществу нужны патриоты, интеллектуально и духовно развитые люди, любящие свою Родину, почитающие традиции наших дедов и прадедов.

            С давних времен осознание единой Русской земли ассоциировалось с образами, обычаями и традициями конкретной малой родины. В многовековую глубину истории уходят корни, питающие и формирующие одно из наиболее глубоких чувств - чувство патриотизма.

            Человек рождается, чтобы оставить свой след на земле, чтобы память о нем жила в сердцах потомков. Как объяснить это маленькому гражданину? Как помочь ему найти свою дорогу в огромном мире? Как научить его быть благородным, заложить в его душе стремление отдавать, а не только получать? Как воспитать ребенка гражданином, патриотом своего Отечества? В этом большую помощь может оказать музей школы.

Воспитание патриотизма невозможно без изучения истории своего Отечества, оно неотделимо от знания героического прошлого своего народа, своего края. История - это душа и память народа, а музеи - активные хранители этой памяти. Музей школы - это центр патриотического воспитания. Через экскурсии, беседы, встречи с интересными людьми, выставки мы пропагандируем накопленный материал, активно привлекая учащихся к данной работе. Все это открывает неисчерпаемые возможности для воспитания у подрастающего поколения чувства гордости за свою историю и ответственности перед ней.

Главное преимущество образовательно-воспитательного эффекта в деятельности школьного музея заключается в том, что ребенок выступает здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный создатель его. Для многих ребят работа в школьном музее становится школой творчества и поиска, общественной активности и гражданственности и привлекает многогранностью способов их самореализации.

Работая в школьном музее, участвуя в поисково-исследовательской деятельности, организуя встречи с интересными людьми, знакомясь с историческими фактами, ученики расширяют и углубляют свои знания, приобретают навыки творческого мышления, самостоятельного поиска, учатся работать с информацией, узнают историю и проблемы своего родного края «изнутри», начинают понимать, как много сил и души вложили предки в экономику и культуру края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать гражданственность и духовность. В процессе этой работы формируется сознание общественного долга, дисциплины, приобретаются организаторские навыки.

Главная задача музея — пробудить и усилить интерес учащихся к истории своего города, школы, Отечества, не дать погибнуть информации о судьбоносных исторических событиях нашей Родины, участниками которых стали не только полководцы и военачальники, но и все простые люди. Это — бесценное для истории, для потомков достояние.

Цели :

Воспитание у учащихся чувства патриотизма;

Развитие и углубление знаний об истории и культуре России и родного края;

Развитие способностей осмысливать события  и явления действительности во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;

Становление многосторонне развитого гражданина России в культурном, нравственном и физическом отношениях;

Развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов.

Основная часть.

Ведущий:  Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Подлый враг напал на мирную страну внезапно, не объявляя нам войны. Фашисты надеялись на легкую и быструю победу. Им хотелось захватить богатые земли нашей Родины, а мирных и трудолюбивых жителей сделать рабами. Но они пропитались. На защиту свободной любимой Родины встал весь народ от мала до велика.

Война длилась долгих четыре года. Наша доблестная армия не только прогнала немцев с нашей земли, но и освободила народы других стран, захваченных гитлеровской Германией. Наши солдаты дошли до Берлина - столицы Германии. И там на самом главном здании, которое называется Рейхстаг был водружён наш красный флаг Победы. 9 мая 1945 года кончилась война, и тот день стал самым светлым и любимым праздником - Днем Победы над фашистскими захватчиками.

В этой войне было множество сражений, но одним из самых главных, которое решило исход войны, стала битва под Москвой. В честь этого события наш музей называется «Великая битва под Москвой».

Обзорная экскурсия (ведут подготовленные школьники-экскурсоводы)

Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас и приглашаем пройти на обзорную экскурсию по школьному музею боевой славы «Великая битва под Москвой».

В нашем образовательном учреждении ещё в 1974 году инициативной группой педагогов и учащихся был создан школьный музей боевой славы «Великая битва под Москвой», который получил официальный статус музея боевой славы в 2000 году. И сегодня наш музей является центром гражданско-патриотического воспитания.

Ученики - основатели Музея Боевой Славы и их наставник, Агапов Виктор Алексеевич, с первых дней работы начали переписываться с воинами. Гвардейцы - беловцы передали в дар школьному музею военные реликвии: карту - план боевых действий из штаба обороны города, планшеты, удостоверение о наградах, документы. Первыми экспонатами музея стали - личные вещи бойцов, письма, осколки снарядов, найденные на территории каширского района, где проходили бои.

В фондах музея хранится более пятисот экспонатов, большинство из них — оригинальные, в том числе предметы воинской амуниции, оружие, боеприпасы , награды, письма, фотографии.

Работа по пополнению фондов музея, сбору материалов об участниках войны продолжается.

Экспозиция музея состоит из 6 разделов.

Первый, самый обширный, посвящён частям и подразделениям, принимавшим  участие в обороне Москвы на Каширском направлении:

- 1-ый гвардейский Кавалерийский корпус

- 352-ой отдельный зенитный артиллерийский дивизион

- 15-ый гвардейский минометный полк

- 172-ой истребительный авиационный полк

- 32-ой медико-санитарный дивизион

- 21-я дивизия народного ополчения

- 445-ый истребительный авиационный полк.

В данной экспозиции представлены фотографии командиров и бойцов этих частей на их боевом пути от Каширы до Берлина. Центральное место экспозиции отведено боевому пути 1 гв. КК генерала Белова, и его действиям под Каширой зимой 1941 

На витринах вы видите личные вещи офицеров и бойцов переданных ветеранами в дар школьному музею.

Второй раздел отведен непосредственно боевым действиям под Каширой.  Здесь представлены находки с мест боевых действий на территории Каширского района: патроны, осколки мин и снарядов, детали оружия  с передовой, детали самолета разбившегося в Каширском районе и другие части боевой техники.

Часть экспозиции составляют элементы вражеской экипировки и оружия.

Экспозицию дополняют диорамы-миниатюры, запечатлевшие мгновения войны.

Третий раздел  посвящен Каширянам –Героям Советского союза. 12 наших земляков за выдающиеся успехи в боевой работе были награждены высокими государственными наградами – золотыми звездами «герой Советского союза». Так, например, Л.И.Иванов в  воздушных боях 26-27 июня 1941г. во время налета на город и железнодорожную стан­цию,  лично собьет два самолета противника. 28 июня, в одном из боев вступит в неравный бой с семью вражескими истребителями, сбив один из них, он сам погибнет смертью храб­рых. Над Брестом собьет свой первый вражеский самолет летчик- истребитель каширянин лейтенант Г.Н. Жидов. Старшина Сергей Ионов в 1944 г во время боев в Румынии вместе с экипажем уничтожил большое количество вражеской техники и живой силы, совершил танковый таран, и, отремонтировав машину, продолжил бой. 

13-й, Зайцев Михаил Тимофеевич – полный кавалер орденов «Слава», приравнен к званию «ГСС»

 Четвертая экспозиция представляет памятники, стелы и мемориальные плиты, установленные на территории каширского района. Они увековечили память о людях, воевавших и погибших за нашу Родину: на станции Кашира – погибшему расчету зенитного орудия, в дер. Хитровка и в дер. Топканово – экипажам погибших самолетов. И практически в каждой  деревне – плиты с высеченными именами не вернувшихся с войны односельчан.

Пятая экспозиция – «Каширяне в локальных войнах». Самая молодая экспозиция, находящаяся на стадии формирования. Она будет включать материалы о наших земляках, участвовавших в конфликтах второй половины 20-го века, преимущественно в Афганистане 1979-1989 г и в Чеченской республике в 1994-1996, 1999-2009 г.

Отдельно формируется уголок музейной жизни, где будут освещаться все проведенные мероприятия, встречи, акции, участие в конкурсах разного уровня. Здесь располагаются и благодарственные письма и грамот в адрес музея. Бесценный фотоматериал, полученный во время проведения акции «Ветеран живет рядом», найдет свое почетное место в альбоме памяти и поможет потомкам помнить подвиги тех, кто защищал Родину ради жизни.

Характерной чертой музейной работы в нашей школе является неизменная активность большого числа учащихся, занимающихся сбором информации. Есть у нас и свои традиции: регулярные встречи с ветеранами, участие в районных и областных конференциях. Так, музей не раз занимал призовые места на районных и областных конкурсах (Венок славы Подмосковья – 1 место по области, конкурс «Виртуальная экскурсия» - 2 и 3 призовые места, 1 место во всероссийском конкурсе «Хранители радостного детства»).

Кропотливо и заинтересованно все учащиеся школы работали  над созданием полотна Победы которое  было отмечено как лучшая оригинальная работа на районном  конкурсе полотен «Против фальсификации истории и  героизации фашизма.

Жизнь наших земляков, совершивших подвиг во имя Родины, - пример для подрастающего поколения.

За долгие годы своего существования музей Боевой Славы стал органичной и неотъемлемой частью школы.

Жизнь не стоит на месте и наша задача — двигаться вместе с ней.

Героические страницы истории Великой Отечественной войны пронизаны мужеством. Каждый из нас, ныне живущих, должен непременно помнить суровые военные годы, подвиги наших отцов и дедов, быть достойными внуками Великой Победы. 

Ведущий:  В защите Москвы участвовало много частей и подразделений, которые находились в том числе на территории Ступинского и Каширского районов. Одной из таких частей был 445й авиационно-истребительный полк, в котором сражался летчик Благодаренко Н.М. О нем свой проект представит ученица 9 класса.

 

Представление проекта

Мы родились и выросли в мирное время и никогда не слышали воя сирен, извещающих о воздушной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленное жилище и скудный военный паек… Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать также просто, как утренний сон…

22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена нападением фашистской Германии. Наша страна вступила в смертельный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом.

Были неимоверно трудны горькие дни, когда казалось, не хватит ни жизни, ни сил, чтобы выстоять. Но наши солдаты выстояли и победили, пройдя через испытания, с честью пронесли свою солдатскую ношу, мужественно и стойко.

Школьный музей «Великая битва под Москвой» рассказывает об одном из главных сражений на подступах к Москве, о земляках, воевавших в годы Великой Отечественной войны.

Большую роль в защите Каширы и других подмосковных городов от налетов фашистской авиации сыграл 445-й истребительно-авиационный полк, базировавшийся на аэродроме «Крутышки» в районе Ступино. Зимой 1942-1943 г. г. в зоне действий полка уже давно регулярно появлялись одиночные разведчики Юнкерс-88. Это были самолеты 1-й эскадрильи 100-й группы дальней разведки.

Участник Великой Отечественной войны с 30 сентября 1941 года, командир 445-го истребительного авиационного полка (6-й истребительный авиационный корпус, Московская зона ПВО) майор Круглов В.П. 18 октября 1941 года в воздушном бою южнее Каширы на истребителе МиГ-3 таранил фашистский разведчик.
            Командир того же полка (Московский корпусной район ПВО) майор Круглов В.П. 18 декабря 1941 года в воздушном бою вблизи города Венева Тульской области на том же самолёте тараном уничтожил вражеский бомбардировщик, за что награждён орденом Ленина.

Рыскающие в одиночку в глубоком тылу Подмосковья матерые немецкие летчики звали себя «блуждающими волками». И, надо признать, борьба с ними была действительно трудной и опасной.

Среди охотившихся за «волками» был и 27-летний старший лейтенант Николай Моисеевич Благодаренко.

Благодаренко Николай Моисеевич – родился 20 февраля 1916 года на станции Дебальцево Юзовской области. Сейчас это город, входящий в состав Енакиевского района Донецкой области. В 1935 году дедушка, - тогда ещё 19-летний паренек, - окончил Луганский планово-экономический техникум, работал по специальности. Однако в следующем году он был призван в ряды Красной Армии и направлен в Харьковское авиационное училище, которое закончил в 1939 году. Получив звание лейтенанта, стал служить летчиком в авиационных частях.

К 1943 году он занимал должность заместителя командира эскадрильи и был одним из самых лучших и опытных летчиков полка. Победы в боях давались, конечно, нелегко.

Летчики 445-го полка героически отбивали вражеский налет.

В начале февраля 1943 года, на счету Николая Благодаренко были уже восемь побед, в том числе три личные победы и пять групповых побед. А на его груди сверкал орден Красного Знамени, которым его наградили ещё 4 марта 1942 года.

Сопоставив все данные о пролетах неуловимых «хейнкелей», Благодаренко установил, что самонадеянные немцы часто летают по одному и тому же маршруту. Этой ошибкой и решил воспользоваться советский летчик.
       6 февраля 1943 года «хейнкель» снова появился в зоне полка. Получив разрешение на вылет, Благодаренко, вместе с ведомым сержантом Н. М. Жандаровым, в 12 часов 18 минут поднялся в воздух.

При наборе высоты отстал где-то ведомый и, Благодаренко ничего не оставалось, как принять бой одному. Немецкий летчик вынужден был развернуться вправо, а его стрелок стал отстреливаться из нижнего пулемета. 

Сначала Благодаренко не отвечал. Но вот, подойдя к противнику на расстояние 70-80 метров, Благодаренко открыл огонь по моторам и мешавшему стрелку. Через некоторое время стрелок замолк. Теперь  никто не мешал нашему летчику обстреливать «хейнкель», но тут, как назло, у Благодаренко закончились боеприпасы. Времени на раздумья не было: враг уходил, и советский летчик принимает решение идти на таран.

Приблизившись к врагу до 10 метров, Благодаренко перевел винт истребителя на малый шаг, увеличил обороты мотора, подошел снизу к хвосту немецкого самолета и, поравнявшись с ним, резко направил истребитель вверх. Винт истребителя с грохотом врезался в хвостовое оперение «хейнкеля»…
       От удара оба самолета перевернулись и стали беспорядочно падать. Энергичные попытки вывести самолет из штопора принесли Благодаренко успех. Но погнутые лопасти винта давали сильную тряску, к тому же управление полетом затрудняла порванная радиоантенна, захлестнувшая элерон на одной из плоскостей. Понимая, что до аэродрома добраться ему не удастся, Благодаренко пошел на вынужденную посадку и благополучно приземлился на подходящую площадку в 20 километрах юго-восточнее г. Венев Тульской области.
       Протараненный «хейнкель» упал севернее деревни Карманово Зарайского района Московской области. Из экипажа «блуждающего волка» не спасся никто. Судя по найденным документам и по наградам на мундирах, немецкие летчики были матерыми «волками»… 

Память о павших и чуткое отношение к ныне живущим уча­стникам кровопролитных сражений — это лишь малая часть платы за то, что они сделали для всех нас.

Ведущий: «Ребята, какие мысли вызвал у вас этот проект, что нового вы узнали, что захотелось еще узнать?»

Ведущий: В войне принимали участие не только летчики, пехотинцы. Также огромный вклад в дело победы вносили связисты, которые обеспечивали связь всех частей телефонными кабелями и телеграфами. Связисты пользовались азбукой Морзе. А вот кто ее разработал и как она работает расскажет ученица 9 класса...

Сообщение об азбуке Морзе.

Ведущий: «А теперь обратите внимание на экран, где увидите фильм, рассказывающий интересный факт об азбуке Морзе».

Видеофрагмент про азбуку Морзе

Ведущий: «А теперь я предлагаю вам попробовать свои силы в качестве радистов. На экране вы видите шифровку, которую вам необходимо расшифровать».

Игра «Школа радиста»

Ведущий: «Молодцы, все отлично справились с заданием.

Молодежь должна помнить уроки войны, знать историю свое­го Отечества, четко определять свою гражданскую позицию. Для всех нас чув­ство патриотизма должно стать смыслом жизни.

            Не обожженные сороковыми,

            Сердцами вросшие в тишину, -

            Конечно, мы смотрим глазами иными

            На вашу большую войну.

            Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам

            О горьком победном пути,

            Поэтому должен хотя бы наш разум

            Дорогой страданья пройти.

            И мы разобраться обязаны сами

            В той боли, что мир перенес.

            …Конечно, мы смотрим иными глазами –

            Такими же, полными слез.

 

Ведущий:  «Всем спасибо за внимание и за участие!»

 

Заключение.

            Жизнь наших земляков, совершивших подвиг во имя Родины, - пример для подрастающего поколения.

            За долгие годы своего существования музей Боевой Славы стал органичной и неотъемлемой частью школы.

            Жизнь не стоит на месте и наша задача — двигаться вместе с ней.

            Героические страницы истории Великой Отечественной войны пронизаны мужеством и подрастающее поколение должно непременно помнить суровые военные годы, подвиги наших отцов и дедов, быть достойными внуками Великой Победы. 

            По окончании реконструкции школьный музей расположен в большом светлом зале с современными витринами и стендами. Оформление музея выдержано в едином стиле. Важное место в экспозиции музея занимают диорамы, раскрывающие тематику музея, сделанные педагогами и учащимися.

            Достойное место в музее занимают почетные грамоты и благодарности. Самая ранняя из них датируется 1977 годом, подписанная летчиком-испытателем Маресьевым.

            Уходят годы, а с ними и участники тех героических дней. Стираются в памяти людской отдельные воспоминания, но не историческое величие подвига. Мы считаем, что нет задачи более благородной, чем донести до новых поколений правду о минувшей войне, о страшных потерях и разрушениях, об ис­терзанной огнем и металлом родной земле, о героических подвигах тех, кто отдал жизнь в беспощадной битве с врагом. И помогают нам в этом сбереженные ветеранами военные реликвии, переданные в дар школьному музею.

            Молодежь должна помнить уроки войны, знать историю свое­го Отечества, четко определять свою гражданскую позицию. Для всех чув­ство патриотизма должно стать смыслом жизни.

            Память о павших и чуткое отношение к ныне живущим уча­стникам кровопролитных сражений — это лишь малая часть платы за то, что они сделали для всех ныне живущих.

Внутренний мир человека сам по себе не формирует осознание чувства патриотизма - он лишь основа. Формирование происходит тогда, когда он соприкасается с общечеловеческими ценностями, идеалами и традициями.

В заключении нельзя не признать, что работа педагогов, а самое главное учащихся, актива совета музея несет фундаментальную закладку в духовно-нравственное становление подростков. Ведь именно патриотизм, желание служить Отечеству, стараться быть не только успешным человеком, но и приносить пользу стране, быть созидателем, является основой всей воспитательной работы в нашем образовательном учреждении.

Список использованных источников:

  1. Во славу доблести солдатской. Фотоальбом. - Кашира: МБУК «Каширская межпоселенческая центральная библиотека», 2015
  2. Каширский район с древнейших времен: очерки краеведов. Смирнов В.А., Смирнова Л.И. - М.: Энциклопедия сел и деревень, 1998.
  3. Материалы музея «Великая битва под Москвой».
  4. Не уйдет из памяти война. Составитель В.С.Мещеряков. - Областное унитарное предприятие «Полиграфический комбинат «Орел», 2000.
  5. Рубежи славы Подмосковья. Каширский район в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.  Голубев А.А. - М.: Книжный мир, 2013.
  6. Столяров Б. А. Музейная педагогика: история, теория, практика. Высшая школа, 2004 Преподавание истории в школе. № 8, 2007, с 3 - 25.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» // Собрание законодательства РФ. - 2010. № 41(ч.II).- патриотизма, дружбы народов, гражданственности: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., 25-26 ноября 2003. - М.: РАО, 2007 - С. 155-159.

  1. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания // Педагогика. – 2006. - № 2. - С. 37-42.
  2. Быков, А.К. Формирование патриотического сознания молодежи / А.К. Быков // Педагогика.- 2010.- №9. - С. 10-20
  3. Лутовинов В. И.. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня.// Педагогика ) 2006. - № 5. - С. 52-59.
  4. Микрюков В.Ю. Формирование и развитие у учащихся личностных качеств и свойств гражданина и патриота // Воспитание школьников. — 2006. - № 1. - С. 103-107.
  5. Ст.5250;
  6. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации Одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол N 2(12)-П4 от 21 мая 2003 года).
  7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков. Российская академия образования. - М.: Просвещение, 2009 (Стандарты второго поколения).

Боголюбов Л.Н. Идеи концепции гражданского образования // Воспитание