Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Урок внеклассного чтения по рассказу Н.С. Лескова «Что может совершить всепрощающая любовь?»

МОБУ «Юбилейная средняя общеобразовательная школа» Медведевского района

Республики Марий Эл

 

Урок внеклассного чтения по рассказу Н.С. Лескова «Что может совершить всепрощающая любовь?»

 

Камшилова  Людмила Ивановна

Учитель русского языка и литературы

 

 

К чему приводит  всепрощающая любовь?

Цель: познакомить учащихся с жанром святочного рассказа, его художественными особенностями на примере произведения Н.С. Лескова «Христос в гостях у мужика».

Задачи: 1) развитие навыков выразительного чтения и анализа художественного произведения; 2) создание условий для личностного творческого роста учащихся; 3) воспитание у учащихся чувства добра, сострадания, умения прощать.

Оборудование: проектор, презентация в PowerPoint, иллюстрации учащихся к рассказу, тексты рассказа, толковый словарь.

ХОД УРОКА

Учитель:

- На уроках литературы мы познакомились со святочным рассказом А. Куприна «Чудесный доктор». Сегодня на уроке внеклассного чтения мы продолжаем изучать данный жанр литературы и проанализируем рассказ Н.С. Лескова «Христос в гостях у мужика».

         Откройте тетради и запишите тему урока.

         Давайте вспомним, что такое «святочный рассказ», когда впервые он появился, его жанровые особенности.

1. Сообщение ученицы «Святочный рассказ в русской литературе». (Приложение 1)

         - Истинным мастером в создании святочных рассказов является Н.С. Лесков.

2. Мини-исследование ученицы «Почему Лесков писал святочные рассказы?» (Приложение 2)

         - Рассказ «Христос в гостях у мужика» - единственный рассказ Лескова, в котором мотив «явления» Христа материализуется.

         Христос становится главным героем рассказа, приносящим радость и успокоение, а не наказание.

3. Проверка домашнего задания. План рассказа:

         1) Дружба «старого сибиряка» и Тимофея Осиповича

         2) Обида Тимофея на дядю.

         3)Обещание Христа побывать в гостях у Тимофея

         4) Ожидания Тимофея

         5) Рождество Христово и появление дяди

         6) История дяди

         - Какой эпизод в развитии действия является кульминационным? (сцена в саду)

4. Анализ рассказа:

         1) Кто рассказывает историю о том, как Христос побывал в гостях у Тимофея? (старый сибиряк)

         2) Почему автор не излагает сам эту историю, а воспроизвёл рассказ «старого сибиряка»? (подчеркнуть достоверность истории; чтобы читатель поверил, что такое чудо может случиться на самом деле)

         3) Что можно сказать о рассказчике? (родственник Тимофея; простой человек, малограмотный; любит читать Святое писание, чтобы «жить по святой воле Божией»)

5. «Словарь героя-рассказчика»

         - Лесков считал: «Надо чтобы герои писателя говорили каждый своим языком». Докажите, что у героя Лескова – свой язык.

         4) Почему Тимофей Осипович оказался в Сибири? (ссора с дядей, ранил в руку насквозь)

         5) Какие события в юности изменили жизнь Тимофея? Из-за чего возникла ссора с дядей? (рассказ о судьбе героя)

         6) Какую обиду он затаил в душе? (я его в жизнь не прощу; желание отмстить)

         7) Как чувства «обиды, гнева и желания отмстить» воспринимаются верующим человеком? (как зло; «пока ты зло помнишь – зло живо)

         8) Почему он уговаривает друга забыть обиду? (пусть зло умрет, душа в покое жить станет)

         9) Какие образы и цитаты из Нового Завета приводит «старый сибиряк», доказывая Тимофею свою правоту? (старый сибиряк – человек верующий, христианин, поэтому душевное состояние Тимофея Осиповича оценивает с христианских позиций. В Новом завете читаем: «Не противься злу, любите врагов ваших»)

         10) Когда и как происходит перерождение Тимофея Осиповича? Что этому способствовало? (чтение Евангелия в саду)

         - В то время на каторге ссыльные люди имели право читать только одну книгу – Библию. Обратите внимание, что, читая Евангелие, Тимофей впервые заплакал.Но это были очистительные слезы: они очищают душу от скверны, которая в нем есть.

         11) Как Лесков пишет об этом? («наполнились все глаза мои слезами и никак их сморгнуть не могу; и все вокруг меня стало розовое, даже самые мои слезы. Так, вроде забытья или обморока»)

6. Чтение сцены «Ожидания Тимофея».

         - В этом розовом ветерке вдруг Тимофей услышал: «Приду». И стал ждать.

 

         12) Сколько времени ждал Тимофей Спасителя? (примернополгода)

         13) Когда в жизни Тимофея случилось чудо? (в Рождество)

7. Фонограмма «Рождественские песнопения». На фоне музыки ученик читает:

         Рождество

Пусть станет чистым всё и новым,

И будет на душе светло,

Недаром Рождество Христово

На землю грешную пришло.

И в этой  жизни грустно – зыбкой

Хотим мы снова лучше стать:

Врагов одаривать улыбкой

И милость бедным подавать.

Смиренным быть и Бога славить

За неземную благодать

И слабому плечо подставить,

И хворому надежду дать.

Мы братья все, и мы похожи,

Как два развёрнутых крыла.

Храни нас от гордыни, Боже,

От равнодушия и зла.

         14) Какие поступки, угодные Богу, совершает Тимофей Осипович под Рождество? (позвал в гости нищих и обездоленных, ссыльных и каторжан; собрал всех бедных поселенцев всякого звания и роду)

15) Во время какой молитвы явился Христос? («Отче наш»)

16) Как мы догадываемся о его присутствии? (белая рука с негасимым светильником)

8. Икона Рождества Христова.

         17) Какие цвета присутствуют на этой иконе?

- В иконописи каждый цвет что-то обозначает, что-то символизирует. Белый – чистота и невинность; это цвет славы Христа, часто на иконах Христос изображен в белых одеждах. Розовый - душевная утонченность. Золотой – вечность, слава. Красный – мученичество, символизирует собой страдание.

         18) Какие цвета использует Лесков в своем рассказе? (белый, розовый)

         - Это не случайно. Николай Семенович Лесков занимался иконографией. У него в доме было много икон.  

9. Чтение сцены «Появление дяди».

         19) Почему автор сопровождает появление дяди описанием чудесных явлений? (герои жили ожиданием чуда, и оно стало для них потрясением; в святочном рассказе обязательно присутствует чудо)

         20) Как Тимофей Осипович догадался, что на пороге его дома стоит дядя? (белый шрам на руке старика)

         - В любом художественном произведении автор тщательно отбирает слова, детали; все они имеют большое значение: «старый шрам, побелевший от стужи» - это словно шрам в душе самого дяди, а стужа – это холод от внутренней жестокости, от отсутствия сердечного тепла; в том числе и холод непрощения, бывшего со стороны племянника.

         21) Почему Господь помог осуществить встречу дяди с племянником? (чтобы они смогли попросить прощение друг у друга)

10. «Письмо-прощение от лица …»

         - Простить нелегко. Чтобы простить, важно кому-то сделать первый шаг. Как видим, Тимофей Осипович простил своего обидчика. Прочтите свое письмо от лица героя. (Приложение 3)

         22) Какое истинное чудо свершается в рассказе? (духовное перерождение героя)

- Так Тимофей построил ясли для Господа в своем сердце (концовка рассказа). Христиане стараются украсить свою душу добродетелями милосердия, доброты, терпения, смирения, веры для того, чтобы принять Христа. Сам Бог – великая Любовь.

11. Вернемся к теме нашего урока «ВСЕПРОЩАЮЩАЯ любовь». Скажите, какая она? (ответы учащихся)

Заглянем в толковый словарь. Словарь С. Ожегова:

ВСЕПРОЩЕНИЕ – полное прощение всех обид, зла.

ВСЕПРОЩЕНЧЕСТВО – склонность прощать, оправдывать любые поступки.

12. Составьте синквейн на тему:

Любовь,

Большая, всепрощающая,

Радует, очищает, возвышает

Помочь любому может спастись.

Чувство.

Любовь.

Вечная, божественная.

Долготерпит, милосердствует, верит.

Настоящая любовь бескорыстна.

Дар.

- Скажите: «К чему приводит всепрощающая любовь?» (может изменить человека, возродить человека к жизни, духовно изменить жизнь человека)

 

13. Кластер (в переводе – «пучок, созвездие»; это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия) «Путь духовного перерождения Тимофея Осиповича».

         Работа с текстом, выписываются цитаты из рассказа:

1) Тимофей по молодым годам был нетерпеливый. В душе у него обида кипела, и долго он от всех сторонился.

2) Разве все это можно простить? Я его в жизнь не прощу.

3) Если пустить его на всю свободу, забудет он все Писание и поработает сатане мстительному.

4) Стало Тимофею нестерпимо обидно за Господа и жаль Его. Так жаль, что он заплакал о том.

5) Вся душа во мне всколыхнулась, и в ней словно трубой вострубило: «Ей, гряду скоро!»

6)  Господи! Вижу и приму его во имя твое, а ты сам не входи ко мне: я человек злой и грешный.

7) Тимофей стал навсегда мирен в сердце своем.

23) Какие «вечные» темы и проблемы поднимает в своем рассказе Н.С. Лесков? Какими пословицами можно проиллюстрировать их? (осуждение гордыни – гордость хороша в меру; на чужом несчастье – счастье не построить; важность дружбы, выручки, взаимопомощи – творя зло, счастье не обрести; не рой яму, сам в нее попадешь; доверие и любовь – где любовь, тут и Бог; кого люблю, того дарю; любовь все побеждает; любящих и Бог любит)

14. Христианские заповеди, которые иллюстрирует рассказ.

ЗАПОВЕДИ ХРИСТА, пересказанные Лесковым

1.Не сердитесь и будьте в мире со всеми.

         2.Не забавляйтесь похотью блудной.

         3.Не клянитесь никому ни в чем.

         4.Не противьтесь злу, не судите и не судитесь.

         5.Не делайте различия между разными народами и любите чужих так же, как своих.

ВСЕ,ЧТО ЖЕЛАЕТЕ, ЧТОБЫ ДЕЛАЛИ ДЛЯ ВАС ЛЮДИ, ТО ДЕЛАЙТЕ ИМ.

15. Рефлексия:

         - Что нового вы узнали сегодня на уроке?

         - Какие моменты урока вам понравились больше всего?

Оценки за урок.

Домашнее задание. Подготовить иллюстрацию к рассказу, написать сочинение-рассуждение «К чему приводит  всепрощающая любовь?»

Приложение 1

  1. Что такое святочный рассказ?

Святочный рассказ – литературный жанр, в котором отображаются события святочного вечера – от Рождества до Крещенья.

  1. Когда появился такой жанр литературы?

Святочные рассказы появляются в средние века в качестве рождественских историй, былей, передаваемых из уст в уста. Активное распространение святочный рассказ  получает в 19 веке. Основателем этого жанра  принято считать Чарльза Диккенса. Именно он открывает в литературе  возможность происхождения чудес в Рождественскую ночь.

  1. Каковы особенности этого жанра литературы?

От святочного рассказа непременно  требуется:

-  чтобы он был приурочен к рождественским праздникам – Рождеству, святкам или одной рождественской ночи;

- чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, а описание чудесных событий предопределяли душевное прозрение или перерождение героя;

- чтобы он оканчивался непременно весело, поэтому развязка должна быть счастливой.

  1.   В чем назначение рождественских рассказов?

Заронить искру любви в сердце каждого человека, напомнить людям  о добре,  милосердии и сострадании.

Цель святочного рассказа – усилить в домах читателей праздничную атмосферу, оторвав от житейских забот, хотя бы в день Рождества напомнить о необходимости милости и любви.

  1. Когда святочные рассказы появились в России?

В России первые святочные рассказы появились на страницах журнала XVIII века «И то и сио». Его издатель, М. Д. Чулков, помещал здесь самые разнообразные материалы по этнографии: песни, пословицы, поговорки. Он

В 19 веке читающая публика любила рождественские истории за поучительность и добродушие. Святочные рассказы печатались в специальных литературных сборниках, на страницах газет и журналов и были адресованы, в первую очередь, детям разного возраста.

  1. Кто были мастерами данного жанра в русской литературе?

К жанру святочной прозы относятся некоторые рассказы А. Чехова, И. Бунина, Л. Андреева, Ф. Сологуба и других. Каждый из этих русских писателей по-своему старался показать главный праздник, напоминающий людям о смысле их существования на земле.

В истории русской словесности большая заслуга возрождения святочной прозы принадлежит Н.С. Лескову.

Приложение 2

Почему Лесков писал святочные рассказы?

Н.С. Лесков считается непревзойденным мастером жанра святочного рассказа.

Поэтому мне было  любопытно узнать: «Почему в своем творчестве он обратился к этому жанру?»

Познакомившись с жизнью и творчеством писателя, я пришла к следующему выводу:

Во-первых, с детства Н.С.Лескова окружал духовный мир. Священниками служили его прапрадед, прадед и дед. В автобиографической замет­ке Лесков писал: «Род наш собственно происходит из духовенства. Мой дед, свя­щенник Димитрий Лесков, и его отец, дед и прадед все были священниками в селе Лесках. От этого села «Лески» и вышла наша родовая фамилия – Лесковы».

«Религиозность с детства начала во мне мирить веру с рассудком. Тут многим обязан я отцу. Матушка тоже была религиозна, но чис­то церковным образом, – она читала дома акафисты и каждое первое число служила молебны», - вспоминал писатель.

Во-вторых, в жизни своей Н.С. Лесков был истинно верующим человеком. Главное свое образование – «образование души» Лесков обрел в своем Доме. Именно из детства вынес Лес­ков убеждение о том, что русская земля полна людей, которых можно назвать праведниками, людей, которые хранят в своем сердце «закон любви», живут согласно слову Божьему, живут «по правде».

В родительском доме Лесков открыл для себя мир духовных книг. «Имея пять лет от роду» он прочитал 124 священные истории из Ветхого и Нового Завета, а в первом классе гимназии – это «чтение из четырех евангелистов».

Воспоминания о Доме, о детстве глубоко запали в душу писателя, и через много лет в его памяти оживали родные лица и звучали дорогие сердцу голоса.

В-третьих, христианское миропонимание, воспитанное в родительском доме, определило восприятие Лесковым действительности. Он ви­дел и ложь, и жестокость, и бесчестие, но при этом был убеж­ден, что жестокость, бесчеловечность рождается в людях тогда, когда они утрачивают «дух взаимопомощи и сострадания». Лесков был убежден, что человек изначально более склонен к добру, нежели ко злу. Писатель был убежден, что, только уст­роив жизнь на христианских началах любви, сострадания, взаи­мопомощи, можно рассчитывать на обновление жизни.

         Поэтому практически все произведения Лескова – о людях с чистой душой, посвятивших себя служению Богу и своему народу.

Таким образом, все святочные рассказы Н.С. Лескова взяты из жизни. «Христос в гостях у мужика», «Зверь», «Жемчужное ожерелье», «Пугало», «Неразменный рубль» и другие – каждый имеет свой мотив и назидательное воздействие и каждый из них является литературным шедевром.

Цикл «Святочные рассказы» Лескова Н.С.  составляет 25 произведений, созданных в период с 1873 -1893 гг.

Приложение 3

Дорогой мой племянник Тимофей!

Прости меня за боль, которую я тебе нанёс. Состояние, отнятое у тебя, не сделало меня богаче. Невеста, украденная у тебя, не сделала меня счастливее. Долгое время я мыкался по миру, чтобы найти тебя. Господь сжалился надо мною, привел к тебе. Будь милостив, прости меня.

Твой дядя.