Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Урок в 5 классе с применением технологии проблемного обучения по теме «Морфологические признаки имени существительного».

Урок в 5 классе с применением технологии проблемного обучения по

теме «Морфологические признаки имени существительного».

Тип урока: объяснение нового материала.

Учитель: Поченкова Наталья Анатольевна

Цели и задачи:

  1. образовательные: повторить изученный ранее материал об имени существительном, углубить знания учащихся, познакомить со значением и морфологическими признаками имени существительного как части речи;
  2. развивающие: формировать умение составлять рассказ об имени существительном в форме научного описания, умение доказать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения, умение находить имена существительные в тексте и определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; формировать навык правильного произношения; развивать орфографическую зоркость, речь учащихся;
  3. воспитательные: способствовать воспитанию бережного отношения к книгам, чувства ответственности при работе в группах.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом. И поэтому сегодня мы с вами отправляемся в Страну детства, страну радости и счастья.

 - Прочитайте эпиграф урока:

Имя существительное - хлеб языка.

Л.В.Успенский

- Запишите эпиграф в тетрадь. Объясните постановку тире.

- Что значит выражение " хлеб языка". Объясните, как вы понимаете это высказывание.

(О справедливости этого утверждения говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных).

2. Побуждение к осознанию проблемной ситуации. Столкновение разных точек зрения.

Но перед тем, как туда отправиться, давайте заметим, что на доске записаны слова,  которые дети – Обитатели страны – записали почему-то так:

б…нокль

на к…русели

к…р…лева

в т…атр…

к…р….мель

у ц…рка

учебники

в п…х…де

 

2 учащихся   у доски, остальные в тетрадях. Вам предстоит выяснить, почему ребята записали слова в 2 столбика? Теперь решаем поставленную  задачу. И, может быть, здесь есть одно лишнее слово? Обсуждения с учащимися, выявление темы и цели урока.

Примерный ответ.

.бИноКЛЬ -  И. п., ед. ч.

на кАруселИ – П. п., ед. ч.

кОРОлева – И. п., ед. ч.

в тЕАтре – П. п., ед. ч.

кАрАмель – И. п., ед.ч.

у цИрка – Р. п. , ед. ч.

учебники – «лишнее»- мн. число.

в пОхОде – П. п., ед. ч.

 

В процессе обсуждения выявляются: морфологические признаки имён существительных.  Вместе с тем, повторяем изученные орфограммы и их обозначение (см. выделения в словах).

 Сообщение темы и цели урока.

- С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня на первом уроке мы с ним ещё раз  вновь познакомились. На этом уроке нам предстоит нелёгкая задача: расширить свои знания об этой части речи, об её  морфологических признаках.

3. Объяснение нового материала (продуктивные знания). Обращаемся за помощью к стихотворению. Смотрим, правы ли мы были: какие ещё признаки есть, если не назвали. Что об имени существительном мы узнаём из этого стихотворения? Назовите морфологические признаки имени существительного. Фронтальный опрос. Индивидуальная работа.

Есть на речке, на Чернильной,
Город сказочный, не пыльный.
С незапамятных времен
Связан с именами он.
В этом городе живет
Удивительный народ.
За предметы он в ответе:

Знают взрослые и дети,

Что ответит: кто? и что? –

Если встал вопрос про то.

Падежами изменяет формы слов

И управляет он числом и так, и сяк:

Где овраги – там овраг,

Где тропинки – там тропинка,

Где Маринки – там Маринка,

Где ежи – там - нет ежей…-

Никуда без падежей!

Что мы забыли? (Или всё назвали, или, например: «Род – постоянный признак! Склонение – постоянный признак!») Закрепление полученных знаний. 7 минут.

  1. Закрепление знаний.

- Ну а сейчас мы нарисуем карту страны ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (в приложении). Отметим на этой «карте» города – ими будут названия морфологических признаков существительного,  а примерами назовём улицы и реки.

Первая отметка на карте: одушевлённые и неодушевлённые существительные.
- На какой улице живёт большинство существительных, которые мы записали? (На «Неодушевлённой», кроме одного слова – «королева», оно  тоже «лишнее»).
- Какие из этих слов можно поселить на улицу «Одушевлённую»? («Королева»).
Назовём здесь улицы своими примерами из страны Детства (Игрушка,  Пломбир, Птичка…). На площадях Рода и Склонения мы уже останавливались, когда разбирались с задачей в начале урока. Обобщим и заполним карту. Фронтальный опрос и индивидуальные ответы учащихся.

А вот и  Падежный город. Выборочный диктант. Выпишите падежи, которые есть в стихотворении. Заполнение таблицы (см. приложение). Давайте заполним эту таблицу полностью!

Воскликнул Именительный:
- Мой именинник тот,
Который изумительно
Науку познает!

- Того, - сказал, Родительный,
Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть свое пальто.

- Тому, - ответил Дательный,
Плохое имя дам,
Кто не любил старательно
Уроки делать сам.

- Того, - сказал Винительный, -
Я буду обвинять,
Кто книжку вразумительно
Не может прочитать.

С тем, - заявил Творительный, -
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно 
Относиться к труду.

О том, - сказал Предложный, -
Я предложу рассказ, 
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.

Самостоятельная работа. Самопроверка.

Фронтальный опрос. Сейчас я прочитаю другое стихотворение, а вам надо ответить на вопрос: «Сколько падежей и какие у слова «мох» в этом стихотворении?»

Жил старичок – моховичок
Из мха он сделал пиджачок.
Он валенок из мха скатал
И сплел он гамачок.
Он мхом зеленым укрывался,
Он сочным, нежным мхом питался,
Во мхе он жил и не тужил,
Он мху спасибо говорил.
Но был он очень одинок.
Тот старичок – моховичок.

Устные ответы учащихся.

Домашнее задание. Дорисовать дома карту.

 Итог урока и рефлексия.

Тест.

1.

  1. Имя существительное обозначает предмет.
  2. Имя существительное обозначает признак предмета.
  3. Имя существительное обозначает действие предмета.

2.

  1. Имя существительное изменяется по родам.
  2. Имя существительное не изменяется по родам.

3.

  1. Падеж имени существительного – это постоянный признак.
  2. Падеж имени существительного – это не постоянный признак.

4.

  1. Форма В.п., ед.ч. является начальной формой.
  2. Форма И.п., ед.ч. является начальной формой.

5.

  1. К 1 склонению относятся существительные м.р, и ж.р. с окончаниями – а, - я
  2. К 1 склонению относятся существительные м.р, и ср. р. с окончаниями – о, - е

Поменяйте карточками с соседом. Проверьте. 1 а, 2 б, 3 б, 4 б, 5 а. Взаимопроверка.

Подумайте, каких вопросов здесь не хватает? - Второе домашнее задание – составить подобный тест – для сильных учащихся. Отметки.

 

Ссылки на используемые к уроку источники:

https://videouroki.net/razrabotki/imia-sushchiestvitiel-noie-11.html

 https://urok.1sept.ru/статьи/508267/

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

(РАСПЕЧАТАТЬ НА КАЖДОГО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ)

 

Выпишите падежи, которые есть в стихотворении (диктует учитель). Доделайте таблицу.

 

ПАДЕЖИ

ВОПРОСЫ

ПРИМЕРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАРТА СТРАНЫ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

 

Урок в 5 классе с применением технологии проблемного обучения по

теме «Морфологические признаки имени существительного».