Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Урок русского языка в 6 классе «Собирательные числительные»

Государственное  общеобразовательное учреждение Луганской Народной Республики

«Краснолучская  школа №20"

 

Урок русского языка в 6 классе «Собирательные числительные»

 

Бородина Татьяна Владимировна

учитель русского языка и литературы

 

Тема урока:  Собирательные  числительные.                                                  
Тип урока: урок комбинированный;
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор и экран для демонстрации слайдов презентации, раздаточный материал, карточки с заданиями, тест.
Цели  и задачи урока:
Обучающий аспект: познакомить учащихся с разрядом собирательные числительные; научить правильно употреблять собирательные числительные в устной и письменной речи.
Развивающий аспект: развивать орфографическую зоркость, умение правильно определять разряд числительных,  самостоятельно ставить цели предстоящей деятельности, ясно, точно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять самоконтроль, сопоставлять полученный результат с заданным упражнением.
Воспитательный аспект: воспитывать эстетические чувства, чувство ответственности за выполняемую работу, любовь к родному языку.
 
I.Организационный момент
-Добрый день, ребята! Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением:
Улыбнись, даже если на сердце темно
И мешают в дороге ошибки,
Посмотри, заглянул ясный день к нам в окно,
Разве это не стоит улыбки?
-Давайте улыбнемся друг другу, ведь добрая улыбка поднимает настроение, и располагает к дружескому общению. А общение на сегодняшнем уроке, надеюсь, будет интересным.
 
Слайд №2
Продолжим наш разговор. Вы сейчас услышите историю числительного миллион. 
Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 18? веке Китай, чтобы передать свое восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова мили, означающего «тысяча», и оне, соответствующего русскому увеличительному суффиксу –ищ (например, домище, ручища, лесище). Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову  «тысячища».
-Давайте зададим хороший тон нашему уроку. Полминутки для шутки. Прочтите, что здесь зашифровано?
 
Слайд№3Лингвистическая разминка.
   Сева100поль                      ви3на
40а                                       1надцать
3о                                         пи100лет
7я                                        100н
      па3от                                 100янка
о5                                        элек3к
II. Актуализация изученного с введением в тему урока
Дата. Классная работа
-Ребята, свою работу на уроке вы будете оценивать сами, для этого у каждого из вас на парте лежит лист самооценки. Давайте его сразу подпишем. А как его заполнять, я буду говорить вам в течение урока.
Лист самооценки
Ученика(цы) 6 «Б» класса __________________________ 
Вид работы
оценка
1
Повторение изученного
 
     2
Образование собирательных числительных
 
3
Работа с пословицами
 
    4
Сочетание собирательных числительных с существительными
 
5
Склонение собирательных числительных
 
6
Употребления в речи собирательных числительных ОБА и ОБЕ
 
7
Закрепление
 
21-18 баллов – «5»
17-14 баллов – «4»
13-11 баллов – «3»
-И сразу предлагаю повторить изученный ранее материал.

Слайд №4
               По календарю зима длится 3 месяца, а по погоде может длиться
           и 4,5, и даже 6. Темнеет очень рано. В 15 часов уже смеркается.
           А утром темно почти до 9 часов.
               Зима — это время весёлых игр и забав. А сколько радости она   
           приносит   детям! Они лепят снеговиков, играют в снежки, катаются
           на лыжах,  санках, коньках. Как замечательно зимой!
 
                Хороши снежные зимы в России! Закружило, завьюжило.
           Морозы сковали водоёмы. Застыли берёзы в белоснежной
           бахроме, поблёскивают мохнатые шапки на соснах, искрятся
           припорошенные снегом  шишки на ветвях елей.  Кругом студеная
           тишь.  Кусается морозный воздух. Снежный покров надёжно
            укрыл землю.
 
1.-Перед вами деформированный текст. Что такое текст? Что значит деформированный? – В данном тексте нарушена последовательность микротем. Давайте правильно выстроим микротемы(Расположить правильно абзацы).
 
Слайд №5 (правильный)Читает ученик под музыку
           Хороши снежные зимы в России! Закружило, завьюжило. Морозы сковали водоёмы. Застыли берёзы в белоснежной бахроме, поблёскивают мохнатые шапки на соснах, искрятся припорошенные снегом  шишки на ветвях елей.  Кругом студеная тишь.  Кусается морозный воздух. Снежный покров надёжно  укрыл землю.
             По календарю зима длится 3 месяца, а по погоде может длиться и 4,5, и даже 6. Темнеет очень рано. В 15 часов уже смеркается.  А утром темно почти до 9 часов.
             Зима — это время весёлых игр и забав. А сколько радости она  приносит   детям! Они лепят снеговиков, играют в снежки, катаются на лыжах,  санках, коньках. Как замечательно зимой!
Слайд 6(без музыки)
2.Определите стиль текста и тип речи.(Стиль-художественный, потому что автор использует различные средства художественной выразительности. Тип- повествование с элементами описания, потому что в тексте рассказывается о русской зиме и описываются водоемы деревья в лесу)
3.Озаглавить;Каким способом это можно сделать?(Можно придумать свое название, можно взять предложение из текста(Хороши снежные зимы в России. Как замечательно зимой! Русская зима)
4.Найти средства языковой выразительности(эпитеты,метафоры);
Эпитеты: белоснежная бахрома, мохнатые шапки, студеная тишь, морозный воздух, весёлые игры;
Метафоры: морозы сковали, берёзы застыли, бахрома, шапки, воздух кусается, покров укрыл.
С какой целью автор использует эпитеты и метафоры?(чтобы в тексте более точно и ярко описать красоту зимнего леса.).Наш язык очень красив и ярок.
Слайд №7М.В. Ломоносов, который является основателем науки о русском языке и создателем Российской грамматики находил в русском языке великолепие испанского, живость французского, КРЕПОСТЬ НЕМЕЦКОГО, НЕЖНОСТЬ ИТАЛЬянского, богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка.
Слайд№8А  русский советский писатель и общественный деятель Алексей Николаевич Толстой так говорил о русском языке.  «Яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»Ребята, Вот такой язык дан нам во владение…
Слайд№9 Итак, обратимся к тексту
- Найдите восклицательные предложения. (Хороши снежные зимы в России! А сколько радости она  приносит   детям! Как замечательно зимой!
-Для чего их использует автор?(Выделить интонационно часть текста, показать свои эмоции и переживания)
-Найдите предложение, в котором подл. и сказ. выражены именами сущ.(Зима — это время весёлых игр и забав.
- В 1 абзаце(микротеме) найдите сложное  предложение.
Застыли берёзы в белоснежной бахроме, поблёскивают мохнатые шапки на соснах, искрятся припорошенные снегом  шишки на ветвях елей.
- Сколько в нем простых? (3)
-Как они связаны между собой?(Бессоюзной связью).
- В последнем абзаце найдите предложение с однор. сказуемыми.(Они лепят снеговиков, играют в снежки, катаются на лыжах,  санках, коньках.
- В этом предложении есть ещё однор. второстеп. члены. Найдите их.Как они называются?( доп.на лыжах,  санках, коньках.-)
-Найти и назвать числительные. Какие группы числительных встр. В этом тексте?(целые, дробные).Для чего здесь исп. числ.(Дают информацию)
-Что объединяет все эти числительные?-
Все эти числительные являются количественными.
1.Теперь на листе самооценки напротив «Повторения изученного» поставьте тот балл (от 1 до 3), на который, как вы считаете, справились с этой работой.
Ставят балл в лист самооценки.
Слайд № 10 (с вопросом)
- Перед вами на экране схема классификации числительных. Она отражает всю информацию о разрядах числительных, которой вы владеет на данный момент?
-Какого разряда не хватает на схеме?-.( В схеме не указан ещё один разряд количественных числительных.)
Слайд №11 (Как изображены предметы на картинках? Вместе, как одно целое)
Слайд №12
-Думаю, вы догадались, о чём сегодня пойдёт речь. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Формулируют тему урока:
«Собирательные числительные»
-Кто может объяснить значение слова «собирательные»? Что они обозначают? -Их собрали как одно целое
-Давайте подумаем, какие новые знания вы получите сегодня на уроке. Сформулируйте цели нашего урока, опираясь на опорные фразы на слайде:
Слайд № 13
1) Познакомиться с ….;
2) Выяснить, что они…и чем…
2) Научиться правильно...
Слайд №14
 1.Познакомиться с собирательными числительными.
 2. Выяснить, что они обозначают и чем отличаются от других числительных.
3.Научиться правильно их склонять .
-Для чего нам нужно всё это знать?
-Чтобы правильно писать и произносить собирательные числительные в речи.
Правильно, поэтому все эти цели я предлагаю объединить в одну:
Слайд № 15 (цель)
«Научиться правильно писать и употреблять в речи собирательные числительные».
-Итак, на какие вопросы мы должны с вами ответить?
Слайд№16
1)На какой вопрос отвечают и что обозначают собирательные числительные?
2)Как образуются собирательные числительные?
3)С какими именами существительными могут сочетаться собирательные числительные?
4) Как склоняются? (Какие окончания  в косвенных падежах имеют собирательные числительные?)
-Есть еще один вопрос, на который мы должны будем сегодня с вами ответить, но его я сформулирую для вас сама.
Слайд№17
5)В чём особенность употребления числительных оба и обе?
-Вернемся к нашим вопросам.
Слайд №16  (со всеми вопросами)
 - На какой из этих вопросов вы уже можете сейчас ответить?
Первый вопрос заменяется ответом: отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество предметов как одно целое). - Мы знаем, что собирательные числительные отвечают, как и все остальные количественные числительные, на вопрос сколько? и обозначают несколько предметов как одно целое.( открывается книжка –складка)
-Не все числительные могут быть собирательные, а только от двух до десяти. Например: двое, трое…десятеро.
 -Давайте посмотрим, на какой вопрос мы должны сейчас ответить?
-Внимание на слайд
 Слайд № 18
2.Образование собирательных числительных
   Два мальчика                     дв-о[й,]-е  мальчиков
Пять мальчиков                 пят-ер-о мальчиков
-Определите способ   словообразования.
-Суффиксальный
-Назовите суффиксы, которые вы видите у собирательных числительных?
Устно отвечают (-ой-, -ер-).
Работа в тетради
-Образуйте по образцу от числительных 3,4 словосочетания с собирательными числительными и запишите их в тетрадь, выделяя суффиксы.
У доски
Давайте проверим
Слайд №19
Три мальчика- трое мальчиков-(-ой-)
Четыре мальчика - четверо мальчиков(-ер-)
-Какие словосочетания вы записали?-трое, четверо
-В каком еще собирательном числительном есть йотированный суффикс?трое
Зачитывают
-На какой вопрос мы ответили?(на 2-й. как образуются собир. Числит.)
2. Теперь на листе самооценки напротив «Образование собирательных числительных» поставьте тот балл (от 1 до 3), на который, как вы считаете, справились с этой работой.
Ставят балл в лист самооценки.
Физминутка(Как физминутка связана с темой нашего урока?)
Слайд 20
 
-Сейчас мы поработаем в парах.
Перед вами лежит карточка № 1 с пословицами. Посовещайтесь  с соседом по парте и найдите ту пословицу, в которой  есть собирательные числительные. Выпишите эту пословицу и устно объясните её. Работают по карточкам(№ 1) в парах (для каждого ряда свои пословицы).
1 ряд.
   1.Один в поле не воин. 
   2.Горе на двоих - полгоря, радость на двоих - две радости
  3.Один раз солгал - навек лгуном стал. 
2 ряд.
  1.Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени - только три дня.
   2.Одна мудрая голова ста голов стоит. 
   3Сам не дерусь, а семерых не боюсь
3ряд.
  1. Кто храбр и стоек, тот десятерых стоит
   2.Семь раз отмерь, а один - отрежь
   3.Не имей сто рублей, а имей сто друзей
-Давайте проверим, какую пословицу выписали ребята первого ряда? У кого другой ответ? Проверим свой ответ с ответом на слайде.
Слайд № 21 (1 ряд)
-Объясните, как вы понимаете эту пословицу.
-Например Великая Отечественная война в ней участвовали и грузины ,и украинцы ,и т.д. И все против немцев. Когда мы выиграли ликовали все, а если бы проиграли,было бы у всех горе.
-Друг поможет в беде и беды станет меньше ,когда у друга радость то и у меня радость .
-Проверим второй ряд? Сравним с ответом на слайде.
Слайд № 22 (2 ряд)
-Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Это значит никогда не лезь в драку,но проявляй самозащиту.
-Третий ряд какую пословицу выписал? Проверим.
Слайд № 23 (3 ряд)
-Объясните свою пословицу.
3. Теперь на листе самооценки напротив «Повторения изученного» поставьте тот балл (от 1 до 3), на который, как вы считаете, справились с этой работой.
Ставят балл в лист самооценки.
Переходим к следующему вопросу.
- Я хочу предложить вам разобраться в одной ситуации, в которой вполне мог бы оказаться любой из вас.
Слайд№24  после прочтения (часть текста с диалогом Антона и Насти) Антону уже давно нравилась девочка Настя из параллельного класса. Так нравилась, что на каждой перемене он всегда был неподалёку от неё. Но подойти, заговорить с ней он не мог: она всегда была в окружении подруг. И вот идёт он как-то по коридору, а навстречу ему Настя. И тоже одна. Поравнялась она с ним и спрашивает: «Что это ты в одиночестве? Вас же всегда четверо друзей-неразлучников?» Антон не ожидал, что она с ним заговорит, смутился, но довольно браво ответил: «Ты тоже одна, а вас всегда пятеро подруг». Но что такое? Настя вдруг нахмурилась и чётко произнесла: «Грамотей!» После чего она резко повернулась и ушла. А Антон с растерянным видом остался стоять один.
- Как вы считаете, что произошло? Почему девочка, назвав  мальчика грамотеем, ушла?
- Что значит слово “грамотей”? (Слово  в данном случае имеет ироничную окраску)
(Если смогут сами сказать, что всё дело в том, что мальчик  допустил ошибку в употреблении числительного, хорошо.  В противном случае задаю наводящие вопросы).
- А вы знаете, с какими существительными могут сочетаться собирательные числительные? Да, дети, вы же ещё не знаете этого, я вам помогу. (Дети, возможно,  ответят, что это ещё не изучалось или выскажут свои предположения.
- А вы знаете, где можно найти эту информацию? (Учебник, справочник, Интернет)
- Я вам предлагаю самим, не используя учебники и справочную литературу, сделать самостоятельно вывод о том, с какими существительными сочетаются собирательные числительные. Внимание на экран.
 Слайд №25используя информацию на слайде, ответьте, с какими существительными могут сочетаться собирательные числительные? (Затем учитель объясняет с какими существительными употребляются собирательные числительные.)
 
— с существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое друзей, трое братьев);
— с существительными, имеющими форму только множественного числа  (двое саней, четверо ворот, семеро суток); 
- С существительными, обозначающими детенышей животных ( трое щенков, пятеро котят)
-Сколько групп существительных, с которыми могут сочетаться собирательные числительные, получилось?-три
-Откройте учебники  на с.56 и сопоставьте свои выводы с теоретическим материалом п.74.(Что перед вами?Текст. Стиль- научный)
  -Совпадают ваши выводы с правилом в учебнике?
Слайд №26
Закрепление (первичное) Прочитайте предложения, найдите те из них (письменно), в которых допущены ошибки в употреблении собирательных числительных. Исправьте ошибки. У доски 2 ученика
1.Трое подруг живут в одном дворе. Три
2. А за ним едва поспевали двое жеребят.
3. На столе стояло четверо стаканов. Четыре
4. Трое котят забрались в папину шляпу.
-Почему важно уметь  правильно употреблять в речи собирательные числительные?
  -Чтобы грамотно разговаривать.
-В каких жизненных ситуациях безграмотная речь может вам навредить?
-При устройстве на работу, при знакомстве с новыми людьми…
 4. . Теперь на листе самооценки напротив графы «Употребение собирательных числительных с существительными» поставьте тот балл (от 1 до 3), на который, как вы считаете, справились с этой работой.
Ставят балл в лист самооценки.
-Вот мы и ответили еще на один вопрос, какой?
3.(с какими существительными сочетаются собирательные числительные).
-Переходим к следующему вопросу, читаем: «Какие окончания имеют собирательные числительные в косвенных падежах».
-Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?
Просклонять по падежам.
Внимание на слайд.
Слайд № 27
 Им.п. шестеро  котят
Р.п. шестерых  котят
Д.п. шестерым  котятам
В.п. шестерых  котят
Т.п.шестерыми  котятами
П.п. о шестерых  котятах
-Посмотрите и сделайте вывод о том, окончания какой другой части речи похожи на окончания собирательных числительных?
-склоняются как имена прилагательные во множественном числе.
-Давайте убедимся, что окончания собирательных числительных и прилагательных во мн.числе одинаковые.
-Посмотрите на слайд.
Слайд № 28
(с прилагательным)
Им.п. шестеро  пушистых котят
Р.п. шестерых  пушистых котят
Д.п. шестерым  пушистым котятам
В.п. шестерых  пушистых котят
Т.п.шестерыми  пушистыми котятами
П.п.о шестерых  пушистых котятах
 -Запишите и просклоняйте самостоятельно словосочетание четверо туристов; выделите окончания собирательного числительного.
-Обменяйтесь тетрадками и проверьте работу одноклассника.
-Сверимся с ответом на слайде.
Слайд № 26
И.п. четверо туристов
Р.п. четверых туристов
Д.п. четверым туристам
В.п. четверых туристов
Т.п. четверыми туристами
П.п. о четверых туристах
-На какой очередной вопрос мы с вами ответили?
4.-Как склоняются собирательные числительные? (Как имена прилагательные )
 5.-Положите перед собой лист самооценки, найдите строку «Склонение собирательных числительных». Если вы без труда справились с этой работой, то поставьте себе 3 балла, если затруднялись – 2 балла, если не поняли, как склоняются собир.числительные -1 балл.
Ставят балл в лист самооценки
На все вопросы, поставленные на урок, мы с вами нашли ответ?
- Да, действительно, кроме собирательных числительных, о которых мы сегодня говорили с вами на уроке, в русском языке есть ещё два: ОБА и ОБЕ.
-Как вы думаете, с существительными какого рода сочетается числительное ОБА? А числительное ОБЕ?
-Чтобы вам было легче ответить на этот вопрос, я предлагаю вам подсказку
Давайте посмотрим небольшую ситуацию.
 
Инсценировка. (В основе инсценировки лежит отрывок из текста передачи «Радионяня». Роли играют 2 ученика и учитель).
Учитель(обращается к ученикам-актерам): Итак, подходите поближе к доске.
1-й ученик. Нам обеим подойти?
Учитель. Да, да, конечно, обе подойдите.
2-й ученик. Почему обе? Мы что, девчонки, что ли?
Учитель. Нет, вы не девчонки, но вы сами сказали обеим, значит, вы женского рода.
1-й ученик. Почему вдруг женского?
Учитель. Потому что в мужском роде надо говорить обоим. Вот что получается, когда люди не знают простого правила грамматики.
2-й ученик. Ясно!
Учитель. Обоим ясно?
Ученики(вместе): Обоим!
Учитель. Тогда попрошу вас обоих ответить на еще один вопрос. Как вы скажете, что на этой и на той стене наклеены обои?
1-й ученик. Очень просто: на обоих стенах наклеены обои.
2-й ученик. Нет, неверно. Надо сказать: на обеих стенах наклеены обеи.
1-й ученик. Какие такие обеи?
2-й ученик. Какие? С цветочками.
Учитель. А где вы видели такие обеи, в обейном магазине?
2-й ученик. Ой, я оговорился, не обеи, а обои. Обои стены оклеены обоями.
Учитель (обращается к классу): Ребята, помогите разобраться своим друзьям.
Слайд№30
ОБА ОБЕ
Дом Кукла Озеро
Запишите в тетради, с какими существительным вы употребите числительное ОБЕ, а с какими – ОБА. У доски
-Проверим
Слайд № 31 с ответом:
оба дома (м.р.),
 оба озера (ср.р.),
обе куклы (ж.р))
-Так в чём же особенность употребления числительных оба и обе?
Слайд № 32(с пустой таблицей)
Вставьте собирательные числительные оба, обе, учитывая род существительных. Работа на карточках. Взаимопроверка. (слайд 18-19)
1) По______ сторонам дороги тянулся густой лес.
2) Малышка крепко держала куклу______ руками.
3) ______ братьев приняли в спортивную школу.
4) Склоны______оврагов размыты дождями.
5) В_______случаях ответ был неверным.
-Вставьте в нужном падеже числительное ОБА или ОБЕ.

-Какие слова вставили? (фронтальный опрос)

-Сверим свои ответы с ответами на слайде.
Слайд №33
  1. По обеим сторонам дороги тянулся густой лес.
  2. Малышка крепко держала куклу обеими руками.
  3. Обоих  братьев приняли в спортивную школу.
  4. Склоны обоих оврагов размыты дождями.
  5. В  обоих случаях ответ был неверным.
-Давайте попробуем изменить по падежам числительные ОБА и ОБЕ. Учащиеся первого варианта просклоняют числительное ОБА, а учащиеся второго варианта – числительное ОБЕ. Выполните работу в тетради.
-Проверим, совпали ваши ответы с ответами на слайде или нет.
Слайд № 34 (с заполненной таблицей) вслух устно хором
И.п. оба, обе
Р.п.  обоих, обеих
Д.п. обоим, обеим
В.п. обоих, обеих
Т.п.  обоими, обеими
П.п. обоих, обеих

-Кто без ошибок справился с работой?
-Кто затруднялся?
6.-На листе самооценки найдите строку «Употребления в речи собирательных числительных ОБА и ОБЕ» и поставьте себе балл от 1 до 3.
Выставляется балл в лист самооценки

-Теперь мы нашли ответы на все вопросы, которые стояли перед нами? А значит что мы сделали?
-Достигли цели.
-Выполним задание на закрепление
Слайд № 35
Карточка №3
6. Контроль знаний и умений.
Выберите и подчеркните нужную форму
а) (Шесть – шестеро) ребят учатся на курсах.
б) У (обоих – обеих) сестер одинаковые платья.
в) Недоставало (трех – троих) ножей.
г) (Двое – две) лошади скакали во весь опор.
д) Город расположен по (обоим – обеим) берегам реки.
е) (Семь – семеро) бед – один ответ.
Слайд № 36(с ответами) Проверить в парах
а)Шестеро ребят учатся на курсах.
б) У 
обеих сестер одинаковые платья.
в) Недоставало
трех  ножей.
г) 
Две лошади скакали во весь опор.
д) Город расположен по
обоим  берегам реки.
е)
Семь  бед – один ответ.
7. Теперь на листе самооценки напротив «Закрепление» поставьте тот балл (от 1 до 3), на который, как вы считаете, справились с этой работой. Если не успеют тест
Ставят балл в лист самооценки.
IV. Этап закрепления и применения новых знаний(если останется время)
-А сейчас проверим, как вы усвоили весь сегодняшний материал.
-Используя добытые знания, выполните самостоятельно тестовое задание с выбором ответа.
-Посмотрите на задания. Какие умения вам понадобятся, чтобы справиться с заданием?           
Тест.
  1.Найди строчку, в которой все
числительные собирательные:
а)пятнадцать, три вторых, семеро;
б)двое, три, четверо
в)трое, шестеро, семеро.
2. Найди ошибку:
     а) семеро козлят;
     б) пятеро девчат;
     в) четверо друзей.
3.Найди правильное сочетание собирательного
числительного с существительным:
          а) двое подруг;
          б) двое котят;
          в) двое манекенщиц.
4) Найди ошибку в употреблении
 числительных оба/обе:
       а) на обоих журналах;
       б) на обоих берегах;
       в) обоим подругам

-Проверьте, сверяясь с ответами на слайде.
Слайд № 37 (с ответами)
  1. В – трое, шестеро, семеро
  2. Б – пятеро девчат
  3. Б – двое котят
  4. В – обоим подругам
  5.  
  6. Ставят балл в лист самооценки.
Слайд № 38 (шкала перевода баллов)
21-18 баллов – «5»
17-14 баллов – «4»
13-11 баллов – «3»
-Если у вас получилось 21-18, поставьте себе «5»…(зачитываю)
VI. Рефлексия.
1)Подведем итог урока. Продолжите, пожалуйста, предложения, которые видите на слайде.
Слайд№39
Сегодня мы изучали…собирательные числительные…
Мы теперь знаем, как….склоняются собирательные числительныеи с какими сущ. употребляются
Мы умеем правильно…употреблять в речи собирательные числительные.
Полученные знания нам помогут…грамотно строить свою речь
VII. Домашнее задание
Слайд№40 (домашнее задание)
§74,упр. 423 (заменить цифры словами).
или
Составить 5-6 предложений о дружбе, употребив собирательные числительные
А для тех, кто желает получить еще одну отличную оценку, нужно сделать творческое задание: составить книжку пословиц и поговорок, в которых есть собирательные числительные. Эту работу можно сдать в течение недели.
Слушают объяснения, следя по учебнику. Записывают задание в дневник
Слайд 41  Красивые слова И.С. Тургенева: «Берегите русский язык…»

Смотреть презентацию