Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

Урок русского языка в 1 классе. Речевой этикет: выражение просьбы в различных ситуациях общения. Порядок действий при списывании.

МБОУ «Нижнецасучейская СОШ» Ононского района Забайкальского края

 

Урок русского языка в 1 классе. Речевой этикет: выражение просьбы в различных ситуациях общения. Порядок действий при списывании.

 

Пьянникова Надежда Юрьевна

Учитель начальных классов

 

 

Урок русского языка в 1 классе

УМК «Начальная школа ХХI века»

Тип урока:Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Тема:Речевой этикет: выражение просьбы в различных ситуациях общения.Порядок действий при списывании.

Цель:создать условия для овладения нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; повторить порядок действий при списывании.

Задачи:1.Формировать умение различать просьбу и приказ, безошибочно списывать, соблюдать правильную интонацию предложения;

2. Развивать умение анализировать речевую ситуацию просьбы и выбирать для успешного решения коммуникативной задачи адекватные языковые средства, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, строить высказывание, сотрудничать друг с другом и учителем, договариваться;

3. Воспитывать уважительное отношение к языку, стремление использовать в своей речи слова, соответствующие нормам речевого этикета, вежливость.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая.

Используемые технологии: здоровьесберегающие, технология создания учебной ситуации «неопределённость», «конфликт», «выбор».

Необходимые технические средства и материалы для проведения урока: компьютер, мультимедийный проектор, доска, учебник, карточки с заданиями для групп.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Организационный момент. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся.

 

 

- Очень рада вас, друзья,

На уроке видеть я.

Вы друг другу улыбнитесь

И работать не ленитесь.

 Все за парты тихо сели

 И на доску посмотрели.

 Руку при ответе будем поднимать

 И ответы полные учителю давать.

(слайд 1)

 

Приветствие друг друга

Регулятивные:

волевая саморегуляция.

 

Личностные,

коммуникативные

II. Мотивация к учебной деятельности. Постановка учебной цели и задач.

Создание учебной ситуации «неопределённость»

-Ребята, посмотрите на экран и внимательно послушайте.(слайд 2)

-Понравился вам рассказ?

 

 

-О каком же волшебном слове идёт речь?

-Давайте проверим.

 

 

-Как вы думаете, почему Лена не дала ему краски в первый раз?

-Попробуйте сформулировать тему урока.

-Сегодня на уроке мы будем учиться выражать просьбу, используя подходящие выражения и убедительные слова.

- Зачем эти слова нужны в речи?

 

Смотрят фрагмент мультфильма по рассказу В. Осеевой «Волшебное слово».

 

Отвечают на вопрос.

 

Досматривают фрагмент, проверяя своё предположение

-Неправильно просил.

Познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные

III. Изучение нового учебного материала.

1.Речевое общение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Словарно-орфографическая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Создание учебной ситуации «выбор»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Создание учебной ситуации

«конфликт»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Слайд 3)

- Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:

Белый хвост, чёрный нос,

Наши тапочки унёс

В уголок под кровать

И не хочет отдавать.(Щенок)

- Как вы относитесь к животным, к собаке, что для нас значат собаки?

-Герой произведения

 Н. Носова Миша написал своей маме письмо.Давайте прочитаем отрывок (учебник стр. 100 рубрика «Давай подумаем»): «Милая мамочка! Разреши мне держать щеночка. Он очень красивый, весь рыжий, а ухо чёрное, и я его очень люблю…»

- А вы когда-нибудь были в такой ситуации?

-Ребята, чего не хватает в письме, которое написал мальчик?

-У Миши возникли сомнения при написании этого слова. Как помочь ему? Куда мы обращаемся, когда не знаем, как пишется слово?

-Я тетрадочку открою                    

 И наклонно положу.

 И секрет вам свой раскрою

Ручку я вот так держу.

-Откроем орфографический словарь, посмотрим, как пишется слово пожалуйста и запишем его в тетрадь

-Вы запомнили, как произносят слово пожалуйста?

- Поможем Мишке продолжить письмо и попросить щенка так, чтобы убедить маму?

- Но сначала посмотрим в учебник.

Упражнение 1. (стр. 101)

(слайд 4)

(Предложить ученикам снова прочитать их.)

1. Пожалуйста, разреши мне, очень прошу.

2.Поверь, пожалуйста, для меня это очень важно.

3.Я тебя очень прошу и даю тебе честное слово, что…

4.Подумай, пожалуйста, может быть, я мог бы…

- Можно ли использовать данные выражения для Мишиного письма?

 

- Следующее задание мы будем выполнять по группам. Вспомним правила работы в группе. (слайд 5)

- Поможем Мише выразить свою просьбу при разных позициях мамы. Представьте, что я ваша мама, которая говорит вот такие слова:

1. «Но ты же все время в школе: сначала учишься, а потом занимаешься танцами. Когда ты будешь ухаживать за щенком?»

2. «Я бы согласилась, но ведь ты, к сожалению, даже за собой не убираешь и не моешь посуду, когда поешь. Что же будет с собакой?»

3. «Да, собака, конечно, красивая. Но ведь с ней нужно гулять, причем рано утром, а я тебя даже в школу не могу разбудить».

 

 

-Пожалуйста, какие слова подобрала 1 группа? 2 группа? 3 группа?

 

-Подведём итоги наших речевых наблюдений и высказываний. Какое правило речевого общения нам нужно запомнить?

- Убедимся в правильности наших высказываний на стр.101 учебника.

 

Отгадывают загадку.

 

 

 

 

 

Выражают личное отношение к животным

 

 

Чтение текста по учебнику (стр. 100).

 

 

 

 

Приводят примеры из жизни

 

-Слова пожалуйста.

 

 

 

Работают с орфографическим словарём, записывают слово пожалуйста в тетрадь.

 

 

- Тихо, глядя в глаза

 

- Поможем.

 

 

Работа с учебником.

Предложения ученики читают по одному. В процессе обсуждения на экране появляются предложения, которые содержат просьбу.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вспоминают правила

 

 

Работают по группам. (каждый ряд получает карточку с позицией мамы)

Аргументы приводятся до тех пор, пока ученики не откажутся от своей просьбы или, наоборот, не представят достаточно веские аргументы, чтобы слушающий согласился.

Отчёт групп. Зачитывают свои работы.

 

Пробуют подвести итог.

 

Чтение рубрики «Обрати внимание».

Познавательные,

Регулятивные,

Личностные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные,

познавательные

 

 

 

 

Познавательные, регулятивные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

 

А теперь все дружно встанем,

Глазки отдыхать заставим.

И ручкам надо отдыхать,

Чтоб опять начать писать.

Делают физические упражнения

Личностные

IV.Закрепление учебного материала

 

 

Самостоятельная работа

 

 

 

1 группа (низкий уровень)

Упражнение 4. (стр. 102)

Спиши два первых предложения из рубрики «Давай подумаем.

2 группа(средний уровень)

Упражнение 4. (стр. 102)

Спиши два первых предложения из рубрики «Давай подумаем», добавив одно из выражений, содержащих просьбу.

3 группа (высокий уровень)

Упражнение 4. (стр. 102)

Спиши два первых предложения из рубрики «Давай подумаем», добавив одно из выражений, содержащих просьбу. Поставьте ударение в словах и подчеркните безударные гласные.

 

- Но сначала вспомним порядок действий при списывании.

(слайд 6)

 

- Ребята, какой же вывод мы сделаем? Как можно выражать свою просьбу? Как нельзя разговаривать в данной ситуации общения?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечисляют правила списывания, работают самостоятельно.

Коммуникативные,

логические, познавательные.

 

V. Итог урока

 

-Чему мы сегодня учились на уроке?

-Какие слова и выражения вы возьмёте с собой? Почему?

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные,

коммуникативные,

познавательные

 

Рефлексия

-  Оцените свои собственные результаты с помощью «Лестницы успеха». Если вы успешно справились с заданиями, вам было легко – расположите человечка на верхней ступеньке лестницы, если были затруднения – в середине лестницы, если было очень трудно на нижних ступеньках лестницы.

 

 (Слайд 7)

Давайте улыбнёмся друг другу!!! Запомним это состояние радости после хорошо сделанной работы!

 

 

 

Оценивание работы

Регулятивные, коммуникативные,

познавательные