Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Урок русского языка на тему: «Обособленные приложения» 8 класс.

Урок русского языка  на тему: «Обособленные приложения»

Класс: 7

Учитель: Давыденко Л.А.

Цель урока:  познакомиться с приложением как разновидностью определения; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Задачи:

1. Образовательные:

•        формировать умения находить приложения;

•        уметь выделять приложения графически;

•        определять значение приложений;

•        научиться ставить знаки препинания при приложении;

•        систематизировать знания учащихся с целью подготовки к экзамену по русскому языку.

2. Развивающие:

•        развивать логическое мышление (анализировать языковой материал, обобщать и делать выводы), умения сравнивать, комментировать, излагать свою точку зрения;

•        развивать у учащихся потребность в учебной деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды работы;

•        стимулировать интерес к изучаемому предмету с помощью информационных технологий,

•        формировать творческие, коммуникативные качества;

•        развивать личные качества учащихся (чувства товарищества, взаимоподдержки); способствовать формированию общекультурных навыков.

3. Воспитательные:

•        пополнение  своих знаний и поддержание интереса к изучению русского языка; воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры;

•        вызвать у учащихся заинтересованность в решении проблемных, исследовательских, познавательных учебных задач.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор.

Орг.момент

Подписать классную работу

Тема: «Обособленные приложения»

Цель: углубление  и обобщение знаний об обособленном  приложении 

Задачи:

  1. Повторить и углубить  сведения о значениях приложений.
  2. Развивать навыки обособления приложений.
  3. Продолжить воспитывать культуру речи.

На доске: «Предмет+ тождественный предмет»

-Скажите , пожалуйста, что это за схема?

-Приложение

-Что такое тождество?

-В математике –это равенство, а в нашем случае – это сходство, похожесть, одинаковость.

Попытаемся вспомнить, какие значения имеет приложение, одновременно составляя кластер

Значение приложений

Возраст                                                                 статус 

Профессия                                                                                                                                          

                                                                             название

 

национальность                                              качество характера                                                                                                          

Проверка домашнего задания 1:

Выписать из художественной литературы по 5 примеров с приложениями:                                                                                                                 1вар.- профессию,      2 вар.- возраст,     3 вар.- национальность,  4 вар.- статус,   5 вар.-качество характера,  6 вар.-название                                                                                                                                                                                                

- Все ли значения приложений мы записали? (Нет.)

-Давайте  вспомним, что ещё не записано:

Записать на закрытой доске  доске:

В двадцатых годах прошлого века в России  стали появляться избы-читальни.(Назначение)

Сосед,отставной  генерал, с нами разговаривал(звание)

В Москве родился и Пушкин - великий русский поэт.(Конкретизация)

Таня и Оля собирали  на лугу цветы незабудки..(Вид)

-Вопрос: как обособляются приложения?

-запятые, тире, дефис  или не обособляются.

Давайте познакомимся с теорией по этому вопросу:

2.3 Работа со слайдами:

1 слайд:1) Всегда обособляется запятыми распространенное приложение, относящееся к имени нарицательному (независимо от места по отношению к определяемому слову) -найдите пример из данного вам предложения, выпишите его:

Пример: И ворон, птица умная, присел, сидит на дереве у самого костра.

2 слайд:2) Распространенное приложение, относящее­ся к имени собственному, обособляется, если стоит после него: найдите пример из данного вам предложения, выпишите его:

Пример: Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы...

3 слайд:3) Нераспространенное приложение, выраженное существительным нарицательным, обособляется в  случаях, если относится к существительному собст­венному и стоит после него

Пример: Следом за Деевым прошел к саням и Сапожков, железнодорожник.

4 слайд:1).Дефис ставится, если однословное приложе­ние и определяемое им существительное являют­ся именами нарицательными (вне зависимости от места): Пример:Девочки-подростки на другом углу площади уже выводили хороводы.

5слайд: 1).Тире ставится перед приложением, которое стоит в конце предложения и является разъяснением к сказанному: Пример: На маяке жил только сторож - старый глухой швед.

6слайд: Приложения, присоединяемые союзом «как» обособляются запятыми, если имеют добавочное значение причины,  Пример:Пьер, как законный сын, получил все.

7слайд: Приложения с союзом как, имеющим значение «в качестве, в роли», не обособляются.

Пример: Слава  Крылова  как баснописца не могла не затмить его славы как комика.

8 слайд: Если первое слово обозначает родовое понятие, а второе – видовое Пример:Цветок лилия известен в России с середины девятнадцатого века.

9 слайд: Несогласованные приложения (названия газет, журналов и книг, предприятий и т.п.) заключаются в кавычки: Пример:Балет «Лебединое озеро» ставился на сцене Малого театра много раз.

Выдать на парты:

 1.И ворон  птица умная  присел  сидит на де­реве у самого костра. 2. Онегин  добрый мой приятель  родился на брегах Невы... 3.Следом за Деевым прошел к саням и Сапож­ков  железнодорожник. 4.Девочки  подростки на другом углу площади уже выводили хороводы.

5.На маяке жил только сторож старый глухой швед.

6 Пьер   как законный сын  получил все. 7.Слава  Крылова  как баснописца не могла не затмить его славы как комика.  8.Цветок лилия известен в России с середины девятнадцатого века. 9.Балет «Лебединое озеро» ставился на сцене Малого театра много раз.

Задание: подтвердить теорию в таблице данными предложениями

Примечание: таблицу выдать, конечно, без ответов; в слабом классе организовать совместную работу, в среднем классе – работу в парах, в сильном классе – самостоятельно.

Вид обособления

 

Условие

№ примера

запятая

1) Всегда обособляется запятыми распространенное приложение, относящееся к имени нарицательному (независимо от места по отношению к определяемому слову) 2)Распространенное приложение, относящее­ся к имени собственному, обособляется, если стоит после него: 3) Нераспространенное приложение, выраженное существительным нарицательным, обособляется в  случаях, если относится к существительному собст­венному и стоит после него

4). Приложения, присоединяемые союзом «как» обособляются запятыми, если имеют добавочное значение причины,

1

 

 

2

 

3

 

6

дефис

1).Дефис ставится, если однословное приложе­ние и определяемое им существительное являют­ся именами нарицательными (вне зависимости от места)

4

тире

1).Тире ставится перед приложением, которое стоит в конце предложения и является разъяснением к сказанному

5

ничего

1).Приложения с союзом как, имеющим значение «в качестве, в роли», не обособляются. 2).Если первое слово обозначает родовое понятие, а второе – видовое

3).Несогласованные приложения (названия газет, журналов и книг, предприятий и т.п.) заключаются в кавычки:

7

 

8

              9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимопроверка или проверка на оценку, или фронтальная проверка.

Ну, а теперь пора поразмяться – физкультминутка

 3.Закрепление: все задания на «5»,

два задания на «4»,

одно задание на «3».

Самостоятельная работа (карточки)

1. Определите значение приложений:

-Берёзка, любимое дерево русского народа, растёт в средней полосе России.

-От полка спасибо наше вам за сына-храбреца.

-Тут был и капитан, и поручик, и Онисим Михайлович, фельдфебель.

2. К имени существительному придумайте распространённое приложение, поставив его после определяемого слова, затем запишите предложения.

-Лев Николаевич Толстой……………………                        много лет прожил в Ясной Поляне.

-В Спасском-Лутовинове…………………. И.С. Тургеневу особенно хорошо писалось.

-Норка………………………. разводится в питомниках.

3. Исправьте  знаки препинания:

  1. Остров затянулся туманом;  серой неподвижной мглой.
  2. Капитан артиллерии, Максимов кладёт телефонную трубку.
  3. Все знают Александра Блока, как гениального поэта.

Рефлексия:   поднимите руку, если вы:

-не поняли тему или поняли плохо

-поняли тему, но не до конца, остались вопросы

-хорошо усвоили тему                          

Сосчитать количество поднятых рук и записать на заготовленную заранее лестницу.

4.Домашнее задание:

1)Упр.308

2) По желанию: выписать три примеров  с обособленными приложениями  из рассказа Л.Н.Толстого «После бала».