Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Урок по русскому языку во 2 классе "Имя существительное"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1

Конспект урока по русскому языку во 2 классе

«Имя существительное»

 

учитель начальных классов

Колесникова Елена Яковлевна

г. Ессентуки
 2016

Технологическая карта урока русского языка

Целевой блок

Тема

Имя существительное

Цель

Обобщить и систематизировать знания об имени существительном.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уроке; высказывать своё предположение

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других ;принимать участие в работе группами, парами, воспринимать различные точки зрения, понимать заданные вопросы, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты

Предметные: обучающиеся научатся распознавать имена существительные, различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, различать грамматические группы слов(части речи); определять у имени существительного значение, выделять грамматическую основу предложения, определять род имени существительного

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

(Регулятивные УУД).:

 уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уроке; высказывать своё предположение 

(Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в группах ,парах.

(Познавательные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы,  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке .

Инструментальный блок

Задачи урока

Образовательные: формировать представление об имени существительном как части речи, пользуясь комплексом грамматических признаков: вопрос, значение; ознакомить с обобщенным лексическим значением имен существительных: являются названиями людей, вещей, явлений природы и т.д.; формировать умения классифицировать имена существительные и ставить к ним вопросы (кто? что?);

Способствовать развитию у школьников логического мышления при систематизации имён существительных по тематическим группам; умение выделять главное, существенное, обобщать, логически излагать свои мысли; развивать орфографическую зоркость учащихся, познавательную активность;

Воспитывать культуру поведения при групповой, фронтальной, индивидуальной работе; интерес к русскому языку.

Тип урока

Закрепление изученных знаний

Учебно-методический комплекс

- карточки с заданиями

- презентация к уроку

- тетрадь

 

  1. Организация начала урока.
  2. Постановка темы и целей урока.

Итак, русский язык,  друзья!

На вас надеюсь, как всегда!

Мы  хороший, дружный класс,

Всё получится у нас!

Коррекция настроения.

Посмотрите друг на друга.

Пожмите соседу руку.

И, конечно, улыбнитесь друг другу.

- Надеюсь, у вас хорошее настроение?

  Сегодня у нас гости.

Повернитесь и поприветствуйте гостей

- Сегодня перед нами стоит непростая задача, сегодня мы начнём разрабатывать проект. Посмотрите, пожалуйста, по сторонам и соберите пословицу, она будет девизом нашего сегодняшнего урока.(Повторенье-мать ученья)

А тема нашего проекта спряталась в стихотворении Александра Шибаева. Послушайте это стихотворение

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным – полно,

А безымянных – нету!

И всё, что может  видеть глаз –

Над нами и под нами, -

И всё, что в памяти у нас, -

Означено словами!

  • Как вы думаете, какой теме русского языка мы посвятим сегодняшний проект?

Вы правы! Имени существительному!

Заходит Незнайка.-«Ой, я опоздал, можно войти.»Забегает и заливает паспорт чернилами.

 Мы попробуем составить паспорт имени существительного.

СЛАЙД №1.

 «Паспорт имени существительного»

СЛАЙД2

-Какова цель нашего проекта?(составить паспорт имени существительного)

Что мы должны сделать, чтобы достичь цели?( выяснить назначение паспорта как документа, выявить и обобщить признаки имени существительного, создать информационный продукт)

III. Актуализация опорных знаний.

Давайте выясним, что такое паспорт.

- Дежурный библиограф, уточните лексическое значение этого слова.

СЛАЙД №3

Паспорт- официальный документ, удостоверяющий личность владельца; регистрационный документ предметов хозяйственного оборудования.

- Где вы встречали слово «паспорт»?

-Какая информация содержится в этих документах? (очень важная)

- В чём актуальность нашего проекта? (паспорт поможет обобщить и запомнить все признаки имени существительного)

Приготовьте ваши тетради и по ходу исследования будем вести записи.

 

 

 

IV. Постановка учебной проблемы.

СЛАЙД 4

 

 Уважаемые учёные, приступаем к  исследованиям.

   Внимание на экран.

Лес, сугроб, дерево, шапка.

К какой части речи относятся эти слова?

- Это имена существительные.

Дайте определение имени существительному.

А наш дежурный библиограф проверит правильность ваших ответов.

Пожалуйста наша информационная группа расскажет об этом.

     СЛАЙД 5,6

  По наблюдениям учёных ,существительные появляются в речи ребёнка в числе первых слов. И это вполне понятно. Ребёнок жадно смотрит на мир и хочет знать, как называется всё что его окружает .Ещё первобытные люди, познавая природу, давали  названия окружающим предметам и явлениям ,и эти наименования закреплялись в языке .Поэтому имя существительное -важнейшая часть речи.

Продолжаем рассуждать ,когда мы с группой собирали информацию встретили такое понятие «Частотный словарь русского языка» А как вы понимаете это название?

Из 9 тысяч наиболее часто употребляемых слов существительные составляют 4 тысячи.

Из этого можно сделать вывод , что имя существительное в русском языке употребляется чаще ,чем другие слова.

Обратите внимание, ребята, что вы не только нашли интересную информацию ,но и самостоятельно сделали вывод.

Какие группы можно выделить среди  существительных по их значению?( Явления, события, чувства)

 

V. Поиск решения, практическая деятельность.

VI. Осуществления контроля

 

 

Для этого проведём мозговой штурм.

(Работа в группе) У каждой группы конверт со словами ,ваша задача выбрать слова со своим значением.

-явления

-события

-чувства

(Гроза,праздник,снегопад,жажда,грусть,концерт,зависть,дождь,поездка)

Что надо сделать чтобы определить какой частью речи являются слова.(ученик-эксперт)

На какие вопросы отвечает имя существительное? (кто? что?)

-как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос кто?

-как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос что?

-это постоянные или непостоянные признаки существительного?

Будем работать в паре, распределились. Возьмите синий конверт. Задание распределите данные слова в две группы, один в паре будет записывать слова отвечающие на вопрос кто? ,другой что? ,решили, приступаем к заданию. Проверка, зачитываем слова.

Кто? Медведь, грач ,Роман, заяц, лиса ,ворона

Что? Москва, солнце, снег, мороз ,оттепель ,сосульки.

Какие слова отличаются написанием от других.( Москва, Роман – это слова написаны с заглавной буквы) Почему? (это имена собственные),А слова написанные с маленькой буквы  как называются? (нарицательные)Это какой признак имени существительного постоянный или непостоянный?

СЛАЙД 7

Вставьте данные имена существительные в следующие предложения (щелчок слайда):

Мы вошли в зимний …  .  Кругом большие пушистые …  .  На высоких …  лежат снеговые  …  .

 Уважаемые исследователи ,всё ли у вас получилось? Какие возникли затруднения?

 

- Мы  не можем использовать существительные сугроб, дерево, шапка в предложениях, т.к. они обозначают один предмет, а в предложении речь идёт о множестве предметов.

- Как нужно поступить?

- Нам нужно изменить существительные так, чтобы они обозначали много предметов: сугробы, деревья, шапки.

Какой вывод можно сделать? (что имена существительные изменяются по числам).Это какой признак имени существительного?(непостоянный)

Выходит и записывает последнее предложение.

   Укажите  грамматическую основу предложения.

   Какой член предложения может быть существительным?

   

VII. Физминутка.

Я буду читать слова, делая паузу после каждого слова. Если это одушевленное имя существительное – поднимаем правую руку, если неодушевленное – левую,  слово относится к другой части речи – присесть.

  • королева;
  • яблоко;
  • желтый;
  • принц;
  • волшебник;
  • уходить;
  • ты;
  • палочка;
  • метла;
  • лететь;
  • колдунья;
  • злая;
  • собака;
  • часы;
  • сказочный;
  • день.
 

Интеллектуальный тренинг. (самостоятельная работа)

Найди лишнее слово.

- линейка, ручка, карандаш, резинка.

- воробей, ручей, ночь, конь

- поле, стекло, мороз, утро.

 

 

-Ребята! С именем существительным могут происходить разные превращения, как в сказках. Вот и наш фокусник покажет нам какие могут происходить превращения.

Выходит фокусник  показывает на экран. Кто это?(стая голубей)

К какой части речи относится слово- голубей? Составьте предложение со словом голубей .А теперь фокус.

Прочитайте глазками предложение. Зимние сугробы стали голубей..

Что произошло с именем существительным?(оно превратилось в имя прилагательное)

Уважаемый фокусник давай дадим ребятам тоже проделать такие фокусы с именами существительными.

Чтобы у них всё получилось ты должен обсыпать их своей волшебной пылью.

Работа в группах.(рой, пила, печь)

 

VIII. Закрепление изученного материала.

На протяжении нашего проекта мы составляли паспорт имени существительного, и в конце должен получится информационный продукт .Давайте проверим ,что получилось .Слайд 8

   

IX. Итог урока.

Слайд 9

Закончите одно из предложенных выражений.

- Я вспомнил….

Мне удалось…..

Мне понравилось…..

Я могу похвалить себя за..

X. рефлексия

 

А сейчас каждый из вас оценит свою работу, используя карточки для самооценки.

 -отлично усвоил тему урока (зелёный)                                              

-знаю, но не могу рассказать (жёлтый)

-ничего не понял (красный)

 

Список используемой литературы:

 «Русский язык», методическое пособие к комплекту «Русский язык» для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2011

«Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.Начальная школа», Е.С. Савина, М.: Просвещения, 2011, Стандарты второго поколения

«Планируемые результаты начального общего образования», Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения

«Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий», М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения

«Проектные задачи в начальной школе», А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения

 С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»

 

СМОТРЕТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ