Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Урок по литературному чтению в 3 классе по теме: Н.А. Некрасов. Дедушка Мазай и зайцы.

МОУ СОШ №2 города Унеча Брянской области

 

Тема. Н.А.Некрасов. Дедушка Мазай и зайцы.

 

Зубрицкая В.В.
учитель высшей кв. категории

 

Цель: совершенствовать навык вдумчивого чтения на основе изучения стихотворения Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»

Задачи:

Обучающая: 
- совершенствовать умение анализировать стихотворение, способствовать формированию читательской компетенции учащихся;

- формировать умение понимать внутренний мир главного героя и выражать личностное отношение к прочитанному;
- учить обобщать и делать выводы с опорой на текст.

Развивающая: 
- способствовать развитию устной речи, наблюдательности, поэтического вкуса и образного мышления, способности эмоционально откликаться на события, описанные автором в произведении,

- способствовать эстетическому развитию детей, обогащать словарный запас учащихся, способствовать развитию ассоциативного мышления.

Воспитывающая
- создавать условия для формирования бережного отношения к природе;
- способствовать раскрытию нравственного смысла произведения: чувство сострадания, заботливое отношение ко всему живому, воспитание культуры общения в группе со сверстниками

Планируемые результаты

Предметные:

познакомить  со  стихотворением  Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»

- совершенствовать  технику чтения, развивать речь, расширять словарный  запас учащихся.

Метапредметные:

- излагать и аргументировать свою точку зрения;

- слушать собеседника и вести диалог;

- работать в группе, получать информацию из текста учебника, обсуждать её, формулировать выводы.

Личностные:

- демонстрировать личностный смысл  учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;

- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок с применением ИКТ

Используемые методы и приёмы:

1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.

2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация иллюстраций.

3. Практические методы: устные  упражнения.

 

Оборудование:

1. Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.

2. Аудиозапись стихотворения Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

3. Аудиозапись. Чайковский П.И.«Времена года. Апрель».

4. Репродукция картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода».

5 Толковый словарь Ожегова

6. Иллюстрации к стихотворению Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

7. Родная речь под редакцией Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого ( учебник для 3 класса начальной школы).

                                                     

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

                     Дорогие ребята! Сегодня у нас на уроке гости, а гости это всегда радость и хорошее настроение.

                     Поприветствуйте гостей, подарите им свои улыбки.

 

       Сегодняшний урок мне хочется начать с пословицы.

Слайд

     Я слышу – я забываю.

     Я вижу – я запоминаю.

     Я делаю – я понимаю.

 

     Так гласит китайская пословица. Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать.  Ведь чтение без размышления – это простое развлечение.

 

II. Проверка домашнего задания.

    

    На прошлом уроке мы познакомились с отрывком из поэмы Н. А.Некрасова «Мороз, Красный нос».

- А что из жизни автора вы знаете?

   (Репродуктивный метод)

Слайд (портрет писателя)

 

Учитель.       Много интересных историй о природе в разное время года, о животных, рассказывали ему простые люди.

         Любовь к природе, к родному краю поэт сохранил на всю жизнь и  об этом писал в своих произведениях.

 

Индивидуальная работа.     ( работа в парах)

1 пара – выписывает из стихотворения эпитеты.

2 пара – олицетворения.

 

        Послушаем отрывок из поэмы  Н.Некрасова «Мороз, Красный нос» наизусть.  (4чел.)

 

Проверка индивидуальной работы. (работа в парах)

- Что такое эпитеты?

     (Слова, которые называют характерные признаки предметов, явлений и отвечают на вопрос  «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», называются эпитетами.)

- Какие эпитеты выписали?

- Что такое олицетворение?

    ( Слова, употребленные в переносном значении и характеризующие неодушевленные предметы как живые существа, называются олицетворением.)

 - Назовите олицетворения в стихотворении А.Некрасова.

       Ответ дан полный. Олицетворения и эпитеты выделены правильно.

 

III. Речевая разминка.

    Эпиграфом к нашему уроку станут слова Е.Евтушенко.

          Слайд

- Прочитайте:

  • тихо
  • громко
  • выразительно

 

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

      -   О  каких зверях внутри нас говорит Е.Евтушенко?

       (Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень.)

- К чему призывает автор?

    (Автор призывает нас беречь и любить природу, все то, что нас окружает.)

- Сможет ли жадный и злой человек с любовью относиться к природе?

             (конечно, нет)

       На это способны только люди с богатым внутренним миром, с добрым сердцем, широкой душой.

 

IV. Изучение нового материала.

       1. Сообщение темы урока.

      Сегодня на уроке мы продолжим  тему природы и познакомимся еще с одним произведением Николая Алексеевича Некрасова.

 

Слайд

     -Рассмотрите иллюстрацию. Предположите, о чем будет стихотворение?

               (Наверное о том, как дедушка  спасал зайцев; о дружбе; о доброте, любви к животным; о природе ….)

 

       Тема урока. Н.А.Некрасов « Дедушка Мазай и зайцы».

- Чему мы будем учиться, работая над этим произведением?

  • Исследуем содержание
  • Будем учиться выразительно читать произведение
  • Развивать речь, расширять словарный запас

 

2. Работа по картине.

Прием «Подводящий диалог»

Слайд

        Чтобы вы лучше  представили  природное явление,  которое мы будем наблюдать в стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы» рассмотрим репродукцию картины Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода» и прослушаем отрывок из произведения  композитора  Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года. Апрель ».

 

- Какое время года изображено на картине?

                                                  (Это весна.)

- Где происходит действие картины?

- Когда  река выходит из берегов?        

-  Что тогда может произойти?

       - Как  называется это природное явление в народе?

                                      (половодье)

 

V. Работа с текстом.

1. Первичное восприятие текста.

     Историю, случившуюся в половодье, в стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы» рассказал Н.А.Некрасов. В учебнике помещен отрывок из этого произведения, поэтому вы прочитаете предысторию.

   - Прочитайте карточку (работа в парах). Прогнозирование.

 

         В деревне Малые Вежи жил дедушка  Мазай– одинокий, добрый человек, который  любил природу. Он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте.

         Деревня, где он жил, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, во время половодья, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках.

       Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н.Некрасову нравилась эта зеленая деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, побродить по лесам, поохотиться. В этих походах его  спутником был дедушка Мазай, который знал много забавных рассказов, и Некрасов любил их слушать.

Слайд

  - Почему деревня Малые Вежи была особенной?

 - Почему Некрасову так нравилась эта деревня?

 

 Слайд

        И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте,  пошел сильный дождь. Охотники спрятались в  заброшенном сарае, и пока пережидали дождь, дедушка рассказал об одном интересном случае из своей жизни.

       

2. Работа над стихотворением.

        Вы сейчас услышите отрывок из стихотворения в исполнении артиста Грибова. (запись)

 

-  Что вас особенно тронуло в этом стихотворении?

      Стихотворение написано давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения.

       Чтобы лучше понять смысл стихотворения, заглянем в словарь учебника и найдем там значение слов: 

1рядаршин,

2ряд:   сажень,

3ряд:    зипун.   

 

Слайд

Силки,  багор,

 

- Прочитайте стихотворение про себя и подумайте, какие еще  слова для вас непонятны?

 

   3. Словарная работа (работа в парах, карточки)    Слайд

         Но кроме этих слов, в стихотворении есть еще непонятные слова. Вы сейчас попробуете сами определить их значение.

   

разболтался в сарае                                     тяжесть, груз

гурьба                                                              забава, веселье

лопочут ушами                                             шевелят ушами, выражая испуг

тягота                                                               разговорился

потеха                                                              тот, с кем случилась беда

горемыка                                                        толпа, куча народа

гуторить                                                           стрелять мимо цели

озимь                                                               задор

кураж                                                                разговаривать

пуделять                                                          всходы посева, засеянные осенью

 

Слайд   Проверка

 

VI. Физкультминутка.  Слайд.

 

4. Вторичное восприятие текста.

     Прочитаем стихотворение по смысловым частям.

 

1- часть до слов «я раз за дровами»

- Прочитайте 1-ю часть до слов «Я раз за дровами».

- С каких мыслей начинает Мазай?   О чем переживает?

                   (Мазай переживает о том, что дичь ловят сетями, силками давят, бьют баграми.)

- В каких словах мы слышим упрек мужикам?

                   (Где у них совесть?)

- А что такое совесть? (работа в группах с толковым словарем Ожегова) Посмотрим значение этого слова в словаре. Не забываем, что все помогают каждому, а каждый помогает всем.

 

- Как думаете – к чему призывает дедушка своим вопросом?

- К какому жанру относится данное произведение?

     Раз это стихотворение, то что в нем должно быть?

 - Что такое рифма?

 - Найдите в первой части рифму.

 - А как вы думаете, рифма есть только в первой части?

       При выполнении д/з найдете рифму во всем стихотворении.

- Озаглавьте эту часть.

                  (Где у них совесть?)

2-я часть до слов «этак гуторя»

- Прочитаем 2-ю часть до слов «этак гуторя»

- Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке?

- Назовите  слова, которыми Мазай называет зайцев.

- Как характеризуют Мазая слова, с которыми он обращался к зайцам?

- Озаглавьте эту часть.

               (Зайцы на островке)

3-я часть до слов «Только что начал работу веслом…»

- Прочитаем 3-ю часть до слов «Только что начал работу веслом…»

- С чем сравнивает зайца, стоящего на пне?

- Найдите слово, которым называет Мазай зайца в этой части?

- Что значит «горемыка»?  (несчастный,     горе и мыкать)

- Почему Мазай так назвал зайца? 

- Озаглавьте эту часть.

                 (Зайчишка на пне)

 4- я часть до слов «не рано уж было»

- Прочитаем 4-ю часть до слов «не рано уж было »

- На кого похожа зайчиха, копошившаяся у куста?

- А как он относится к этой героине?

-Как он ее называет?

- Озаглавьте эту часть.

                    ( Зайчиха в кустах)

5- я часть до слов «Было потехи…»

- Прочитаем 5-ю часть до слов «Было потехи…»

- Как размещались зайцы на бревне?

- Сколько их было?

- Какие чувства испытал Мазай, когда увидел зайцев на бревне?

- Как спас Мазай десяток этих зайцев? Прочитай.

- Вспомните, что делали мужики с зайцами вначале рассказа Мазая?

- Озаглавьте эту часть.

                    (Зайчишки на бревне)

6- я часть до слов «Мы за деревней..»

- Прочитаем 6-ю часть до слов «Мы за деревней.»

- Только ли ради потехи «прокатил он деревней зайчишек»?

- Как отнеслись односельчане к поступку  Мазая?   

- Как  прочитать эти слова?

                             (с насмешкой)  Прочитайте.

- Огорчало ли это Мазая?

- Озаглавьте эту часть.

                    (В деревне.)

7- я часть до конца.

- Найдите и прочитайте слова, описывающие поведение зайцев, увидевших берег.

- Как называет Мазай зайцев в этом эпизоде?

-Что дедушка Мазай сделал, когда подплыл к берегу?

- Озаглавьте эту часть.

                    (На берегу)

5. Закрепление пройденного (работа в группах).

Каждая группа получает иллюстрацию к стихотворению

Задание: Найти и прочитать слова, которые относятся к данной иллюстрации.  

  (Проверяем у доски. Вывешиваем иллюстрацию и читаем отрывок).

 

6. Заключительная беседа по прочитанному.

– Каким вы увидели дедушку Мазая?

     (Удивительным охотником, который не стрелял, а спасал зайчишек во время половодья).

- Какое отношение к животным пробуждает автор?

- Весной во время половодья особенно трудно бывает животным. Многие из них даже погибают. Поэтому во время половодья животные нуждаются в помощи со стороны людей.

7. Итог. Рефлексия.

Синквейн. Слайд (в группах)

В качестве главного слова возьмём нашего героя.

Дедушка

Добрый, смелый

Спасает, собирает, любит;

Бережно относится к природе.

Мазай

     Только очень хороший  человек мог написать стихи, которые затронули нашу душу. Уметь слушать стихи и слышать – значит слышать душу поэта, работу его ума и сердца. Таков Некрасов – он любит и крестьянских детей, и природу родного края и всё, что его окружает.

 

- Над чем задумались, когда прочитали это стихотворение?

             (Чтобы мы бережно относились к природе.)

Вернемся к стихотворению Е.Евтушенко. Прочитаем еще раз. Слайд.

Слайд

Продолжите фразу:

  • Сегодня я узнал….
  • Теперь я могу….
  • Было трудно….
  • Урок дал мне для жизни…

Слайд  д/з (выбрать по желанию)

 

  • Выразительно читать
  • Отрывок наизусть и иллюстрация
  • Прочитать произведение полностью
  • Составить рассказ на тему «Мы спасены!»

Начни словами «Однажды мама Зайчиха рассказала своим детям вот такую историю»