Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»
03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...

Урок музыки в 5 классе по теме «Что за прелесть эти сказки» ( Сюита  Римского-Корсакова «Шахерезада»)

МКОУ "Иванинская СОШ"

 

Урок музыки в 5 классе по теме «Что за прелесть эти сказки» ( Сюита  Римского-Корсакова «Шахерезада»)

 

Баландина Татьяна Валентиновна

учитель музыки

 

Тип урока: комбинированный.
Цель урока: Постижение образного мира художественного произведения на примере первой части сюиты Н.А.Римского-Корсакова «Шахерезада».
 Задачи
 обучающие:
формировать мыслительные навыки – обобщение, умение вслушиваться в музыку;
развитие умения сравнивать, сопоставлять;
формирование навыка интеграции различных видов искусства;
развивающие:
развитие импровизации в доступных для детей формах;
создание  атмосферы творчества, при которой учащиеся самореализуются, самотворят.
воспитательные:
воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку;
воспитание грамотного слушателя;
обогощение духовной культуры обучающихся.
Методы: словесный (беседа, диалог), наглядно-иллюстративный, сопоставление, слушание, практический.
Планируемые результаты
Личностные – формирование эмоционального отношения к музыке за счёт создания положительно направленной атмосферы урока; различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке; слушать, воспринимать, анализировать музыкальные произведения;  описывать и характеризовать музыкальные образы;  определять и правильно употреблять в речи изученные понятия;
Предметные – овладение знаниями по предмету;   устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности; общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира; элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Метапредметные -   развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств; ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач.
                                                                                                          
Средства обучения:                                        
1.компьютер
2. презентация « Музыкальный  – сказочник»
3. 1-ая часть сюиты «Шахерезада» (7 минут)
4. проектор
5. репродукции картин И.К.Айвазовского «Бриг «Меркурий», В бурю», «Девятый вал».
Ход урока.
1. Организационный и мотивационный этап.
Музыкальное приветствие, основанное на мажорном трезвучии (нисходящее, арпеджированное).
Уч: - Здравствуйте, ребята.                                                                                                 Обуч: - Здравствуйте, Татьяна Валентиновна.
2. Сообщение новой темы.
Уч:- Ребята, вы любите сказки?
Обуч: Да, конечно.
Уч: -А за что вы любите сказки?
Обуч: - Они интересные. В них добро побеждает зло. Они волшебные.
Уч: - А как называют человека, который сочиняет сказки?
Обуч: - Сказочник.
Уч: - Мы сегодня с вами поговорим о сказочнике, но не о том , кто сочиняет сказки и записывает их на бумаге. Мы поговорим о сказочнике, который сочиняет сказки с помощью музыки.
Звучит вступление и первая часть сюиты «Шахерезада» Н.А.Римского-Корсакова.
Уч: - Ребята, знакомо вам это произведение?
Обуч: -Это произведение называется «Шахеразада».                                             Уч:-Да, вы назвали верно- это симфоническая сюита  «Шахерезада».  Вспомним с вами – в чём особенность  жанра сюиты? Чем он отличается от других музыкальных жанров?                               
Обуч:-Это произведение, состоящее из контрастных частей или пьес.
Уч: - А кто автор этой сюиты?
Обуч: - Николай Андреевич Римский-Корсаков.
Уч: - Вот мы сегодня с вами постараемся поближе познакомиться с одной из частей сюиты, и узнаем – что же такого интересного в ней придумал композитор.
3. Актуализация знаний.
   Уч: - Давайте с вами вспомним - что мы знаем об этом композиторе? (По ходу презентации обучающиеся дают ответы о жизнедеятельности и творчестве композитора).
Презентация о творчестве Н.А.Римского-Корсакова «Музыкальный сказочник».                                                          
Обуч:- Русский композитор.
Уч: - Спасибо, Николай Андреевич Римский-Корсаков –великий русский композитор, дирижёр, педагог. Его имя носит консерватория в Санкт-Петербурге.                                              
Родился будущий композитор в городе Тихвине Новгородской губернии. Мама, Софья Васильевна, научила маленького Нику любить и почитать природу. А отец Андрей Петрович Римский – Корсаков был вице-губернатором Новгорода.                                                                                  
Уч:- Давайте с вами вспомним, где учился Николай Андреевич?
Обуч: Он учился в Морском корпусе.                                                                                                                                  Уч: - Действительно, родители хотели ,чтобы их сын стал военным  (также как его старший брат и дядя). Поэтому в 12 лет его отдают учиться в Морской корпус.                                                       
Пройдя курс обучения, гардемарин Римский-Корсаков был назначен на морскую службу на клипере «Алмаз», благодаря чему посетил ряд стран — Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. Впечатления от морской жизни воплотились через некоторое время в морских пейзажах, которые ему удалось запечатлеть в своих произведениях с помощью музыки.                                                                            
Римского-Корсакова называют музыкальным сказочником. Почему? Давайте вспомним, с какими произведениями композитора мы с вами уже знакомы?   
Обуч: - Опера «Сказка о царе Салтане».
Уч: - Да, мы с вами слушали симфоническую картину «Три чуда» из этой оперы. Ещё?
Обуч: - Опера «Золотой петушок» 
Уч: - Хорошо. Давайте вспомним весеннюю сказку композитора.                            
 Обуч: - Опера «Снегурочка».                         
Уч: - А как называется опера о новгородском гусляре, который играл на гуслях для морского царя? И кому царевна Волхова пела свою колыбельную песню?
 Обуч: - «Садко».                                                
Уч: - Опера «Садко», молодцы ребята. Кроме этого он автор опер «Майская ночь», «Ночь перед рождеством», «Кащей бессмертный».                                       
Какие сюжеты лежат в основе произведений композитора?
Обуч: - Сказки.
Уч: -  Правильно сказки. Кто написал «Сказку о царе Салтане…», «Сказку о золотом петушке»?
Обуч:- А.С.Пушкин.
Уч: - Сказки «Снегурочка» и «Кощей бессмертный» написаны по мотивам русских народных сказок. Садко» это русская былина.
4. Слушание музыки.
А какая же музыка лежит в основе произведения, которое мы слушали в начале урока? Давайте послушаем и подумаем, похожа эта музыка на русскую музыку или в ней звучат мотивы совсем других народов. 
Звучит фрагмент сюиты.
Уч: - Что вы можете сказать о мелодии, она напоминает вам русские песни?
Обуч: - Нет, она больше напоминает восточную музыку.
 Уч: - Действительно, и это не случайно. Симфоническая сюита «Шахерезада» была сочинена  по мотивам арабских сказок «Тысяча и одна ночь».                                                                                                                                                        Вспомните ,пожалуйста, какие сказки из этого сборника вы знаете? Обуч: - «Али-Баба и сорок разбойников», «Волшебная лампа Алладина», «Синдбад – мореход».
Уч: - Эти сказки вы могли прочитать, но в этом сборнике много других замечательных сказок. Восточная тема, столь любимая русскими композиторами начиная с Глинки, получила в этом произведении совершенное воплощение. В сюите четыре части, которые объединяются общим художественным замыслом, сказочным характером и музыкальными образами. Римский-Корсаков дал произведению краткую программу: «Султан Шахриар, убежденный в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи;                                                                         
но султанша Шахерезада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шахерезада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ».
В сюите два контрастных образа - султан Шахрияр и мудрая Шахерезада. (Звучит вступление). Охарактеризуйте, пожалуйста, эти образы. Какими увидел и изобразил композитор эти персонажи:
  Шахрияр? (Звучит тема султана).
Обуч: -Грозный, злой, страшный, и т.д.
Уч: - Шахерезада? (Звучит тема Шахерезады).
Обуч: - Красивая, умная, находчивая и т. д.
Уч: - Эти два образа композитор показал  в конфликте и во взаимодействии. Мальчики встаньте и попробуйте с помощью мимики и жестов изобразить Шахрияра.( Мальчики изображают царя). Молодцы! А теперь девочки таким же образом покажут нам Шахерезаду. Умницы! Какой инструмент создаёт образ девушки?
Обуч: - Арфа и скрипка.
Уч: - Правильно.
5.Первичное понимание.
Уч: - И вот Шахерезада начала свою сказку… Первая часть сюиты называется «Море и корабль Синдбада». Как вы думаете, где разворачивается действие этой сказки? Что нам «рисует» музыка композитора? Что мы можем услышать в этой музыке? (звучит начало первой части сюиты).
Обуч: - Как будто плывёт корабль.
Уч: - Музыка «рисует» картину моря. Отважный Синдбад- мореход ведёт свой корабль по бескрайней морской равнине. Я сегодня хотела показать вам репродукции картин русского художника И.К.Айвазовского - художника, который на большинстве своих картин запечатлел морскую стихию. (Просмотр картин). Она может быть доброй и ласковой как на картине «Бриг «Меркурий», и страшным, беспощадным как на картинах «В бурю» и «Девятый вал».
6. Физминутка.
Уч: - Ребята, давайте представим себе, что каждый из нас – это волна. И, слушая музыку, мы попробуем показать – как двигаются волны на море. Встаньте со стульчиков, вытяните руки в стороны и под музыку мы будем качаться, изображая  волну. (Звучит фрагмент первой части сюиты  – дети имитируют движение волн).
Уч: - Ребята, мы с вами качались одинаково на протяжении  музыки или нет?
Обуч: - Нет, то сильнее, то медленнее.
Уч: - А как вы думаете – почему?
Обуч: - Потому что музыка звучала не одинаково. То громче, то тише.
Уч: - Как вы думаете – почему?
Обуч: - Потому что море было разным: сначала на море были небольшие волны, потом  разразился шторм, но затем оно стало спокойным.
Уч: - Давайте послушаем сюиту дальше. Прислушайтесь – мы слышим движение воды или нет. Не слышим. Почему?
Обуч: -  Потому что корабль пристал к берегу, и команда сошла на сушу.
Уч: - Мы слышим знакомые звуки – звучит скрипка. Мы говорили с вами о том, что во вступлении нам скрипка нарисовала образ Шахерезады, а здесь что могло произойти на берегу? Кого могла встретить команда?                   
Обуч: -  Команда встретила девушку.
Уч: -  Вероятно, да. Дальше музыка стала спокойнее? Композитор нам показывает, что все приключения Синдбада и его команды закончились?
Обуч: - Нет, музыка звучит тревожно, набирает силу.
Уч: - Как вы думаете, почему?
Обуч:- Девушка от кого- то убегает, ей  грозит опасность.
 Уч: Ребята, Синдбад и его команда помогут ей или нет? Мальчики, вы бы оставили своих девочек в беде?
 Обуч: - Нет, мы бы им помогли.
Уч: - Вот и Синдбад пришёл на помощь девушке и не оставил её в беде. И вот мы слышим, как снова бушуют волны и действие сказки вновь разворачивается на море. О чём нам хочет сказать композитор? Охарактеризуйте музыку, которая звучит.
Обуч: Тревожная, злая, страшная…
Уч: - Наверно, корабль и Синдбада кто-то преследует. Кто бы это мог быть?
Обуч: - Разбойники, чудища, пираты...
Уч: - Как вы думаете – Синдбад победил своих преследователей.
Обуч: - Да, конечно.
Уч: - А дальше музыка становится спокойной. Как закончилась наша сказка?
Обуч: - Сказка закончилась хорошо.
Уч: - Смотрите – у нас с вами в сказке получилось три части:
1-ая происходит на море;
2-ая – на берегу;
3-я – снова на море.
7.Первичное закрепление.
Уч: - Мы с вами делимся на три команды. Я даю вам карточки с планом, по которому вы должны придумать сюжет каждый своего фрагмента, и потом у нас должна получиться полная сказка. Которая называется…( как? )
Обуч: - «Море и корабль Синдбада».
 
1-ая группа. План:
1.      Что в трюмах корабля Синдбада?
2.      Что представляет собой его команда?
3.      Охарактеризуйте самого капитана.
4.      Куда плывёт корабль?
5.      Что происходит во время шторма?
6.      Как команде и капитану удалось справиться с опасностью?  
Ключевая фраза: «По морю плывёт корабль…»
 
2-я группа. План:
1.      Как команда оказалась на берегу?
2.      Что увидели матросы и Синдбад, когда оказались на суше?
3.      Кого они встретили?
4.      Что между ними произошло?
5.      Почему команде пришлось спасаться?
Ключевая фраза: «Команда оказалась на берегу…»
3-я группа. План:
1.      Как команда оказалась на корабле?
2.      Кто пытался догнать корабль?
3.      В чём причина погони?
4.      Удалось ли противнику захватить корабль?
5.      Чем закончилась сказка?
Ключева фраза: «Команда поспешила на корабль…»
 
Уч:  - Можете приступать к работе. У вас 7 минут. (Звучит фрагмент первой части сюиты, дети сочиняют свои варианты сказки).
8.Рефлексия.
 Дети читают свои сказочные фрагменты.
Уч: - Видите, ребята, какая замечательная сказка у нас получилась. Сегодня дома не мама будет вам рассказывать на ночь сказку, а вы ей или своим младшим братикам и сестричкам расскажите сказку, которую все вместе сочинили  на уроке. Оказывается вы не просто ученики, а самые настоящие сказочники.
9.Домашнее задание. Ребята, сказка намного интереснее, когда к ней есть иллюстрации. Вы дома попробуете нарисовать рисунок к этой сказке и на следующем уроке, мы послушаем музыку и посмотрим ваши иллюстрации к ней. А кто захочет, может сочинить полностью свою сказку и прочитать нам её.
6. Музыкальное прощание (нисходящее мажорное трезвучие):                                                                                                      Уч: - До свидания.
Обуч: - До свидания.
 
Источники:
Сайт: Н.А.Римский-Корсаков – Композиторы – Презентации по музыке.900 igr/net/prezentatsii/muzyka/N.A.Rimskij-Korsakov.html.
 
Сайт: Николай Римский-Корсаков Стимфоническая сюита «Шехерезада».Orhyeusmusik/ru/publ/nikolaj-rimskij-korsakov-simfonicheskaj-sjuita-quot-shekherezada-quot/479-1-0-850