Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Урок математики в 3 классе по теме «Симметрия»

МБОУ «Ордена Дружбы народов гимназия №3» ГО г. Уфа Республика Башкортостан

 

Урок математики в 3 классе по теме «Симметрия»

 

Первушина Инна Геннадьевна

учитель начальных классов

 

 

 

Цель: научить видеть симметрию; определять ось симметрии; строить

             точки, симметричные данной относительно прямой.

Задачи:

- путём совместных открытий в ходе практической деятельности определить признаки симметричности фигур.

- развивать мышление, воображение, операционные компоненты мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация.

- развивать пространственные представления, математическую речь

Оборудование:

1)мультимедийное оборудование; 
2) экран; 
3) компьютер;

4) «Исследовательская тетрадь»

5) зеркало

Ход урока:

Слайд 1

I.Организация класса

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы постараемся сделать урок математики не только интересным, но и полезным.

- Перед вами тетрадь. Как она называется?  А это значит, что сегодня вы не просто ученики, а настоящие исследователи.

- Тема пока не указана, мы назовем ее позже. Руководителем буду я, а младшими научными сотрудниками станет каждый из вас. Впишите свое имя.

- Мне интересно: с каким настроением вы начинаете эту работу? Выберите подходящий смайлик, поставьте под ним галочку

II. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.

 - Традиционно начнем работу с разминки. Внимание на экран. Слайд 2.

Предлагаю игру «Четвертый лишний». Рассмотрите первую строчку, какое число на ваш взгляд лишнее. У кого другой вариант?

- Молодцы!

- А теперь решим задачу: Принц Кхуррам построил усыпальницу для любимой жены Мумтаз-Махал. Стены мавзолея, известного во всем мире ТаджМахала,  были украшены  мозаикой из драгоценных и полудрагоценных камней.  Для этой работы на строительство доставили 3500 кг нефрита, желтого мрамора в 7 раз больше, чем нефрита, а яшмы на 1500 кг меньше, чем мрамора. Сколько килограммов камней было использовано для изготовления мозаики? Ответ выразить в тоннах.

- Что надо найти в задаче? Как это сделать? Что для этого надо знать? Все ли данные нам известны? Заполним схему. Слайд 3.

- Почему отрезок разделен на три части? Что нам известно? Как обозначим вопрос задачи? Это задача простая или составная?

- Решение по действиям с комментированием. Ответ в тоннах.

3500 х 7 = 24500(кг) – желтого мрамора

24500 – 1500 = 23000(кг) – яшмы

24500 + 3500 + 23000 = 51000 (кг)

51000кг = 51 т

Ответ: 51 тонна камней была использована для изготовления мозаики.

III. Постановка учебной задачи

- Посмотрите, как выглядит главное и загадочное чудо Индии. Слайд 4

- Что необычного в этом изображении? А я вижу на этом рисунке то, что в переводе с греческого означает «соразмерность», греки считали, что именно в этом красота, порядок и совершенство. Вы догадались что это? Это симметрия.

 - В старших классах вы встретитесь с симметрией на уроках математики, химии, биологии, географии. Темой нашего исследования сегодня будет «Симметрия». Вернитесь на первую страницу и запишите название темы в вашей тетради.

- На какие вопросы вы хотели бы получить ответы при изучении темы «симметрия», чему научиться? Важно узнать?

Что такое симметрия?

Какие виды симметрии бывают?

Как определить, симметрию предметов?

IV. Открытие нового знания.

- Начнем наше исследование. Симметрии бывают разные: центральная, осевая, зеркальная, радианная и другие. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся. Первая симметрия – осевая. Этосимметрия относительно прямой, когда любой точке, расположенной по одну сторону прямой, всегда будет соответствовать точка, расположенная по другую сторону прямой, а отрезок, соединяющий эти точки, перпендикулярен этой прямой, которая называется осью симметрии, и делится ею пополам.

- Посмотрите на чертеж на доске. Задание: точки А и Д симметричны? Давайте проверим. Как это сделать? Проверьте самостоятельно. Симметричны ли точки С и Д?

- Вернемся к изображениюТажд Махала. Как вы думаете: есть ли здесь осевая симметрия? Вы правы: есть. 

- Отройте исследовательскую тетрадь на стр. 2. Возьмите карандаш и линейку и проведите ось симметрии на изображении Тадж Махала в ваших тетрадях.

- Я посмотрела, как это сделали вы, были такие варианты. (Начертить на доске)

- Посмотрим на вертикальную линию, да она является осью симметрии для данного изображения. А теперь обратим внимание на горизонтальную линию. Действительно ли верхняя и нижняя часть рисунка одинаковы? Значит наше предположение было неверным, ошибочным. Исправим ошибку. Ведь изображение в воде искажается.  Но есть предмет, который дает четкое отражение. Он у вас на столе. Кто догадался, о чем я говорю?  Да, сегодня мы будем работать с зеркалом. 

Техника безопасности.Это хрупкий предмет, который можно расколоть и пораниться, поэтому будьте осторожны, не размахивайте и не кладите на край парты.

- Зеркало нам поможет разобраться с другой симметрией – зеркальной. Проведем эксперимент. На странице 3 на верхнем рисунке приложите край зеркала к линии, которая проходит посередине вазы. Что мы видим?

 - Половинка отразилась в зеркале. Вправо, влево.  Сдвиньте зеркало к краю рисунка. Такая симметрия называется зеркальной.

- А ниже у нас только часть вазы. Что надо сделать, чтобы ваза стала целой?

- На следующей странице вы видите изображение котика.

- Можно его назвать симметричным. Сделайте с помощью зеркала симметричным. У кого котенок уснул? А у кого проснулся? А что делает котенок у вашего соседа?

V. Физкультминутка.

- Давайте разомнемся. Встаньте. Посмотрите друг на друга.  А наши тела симметричны? Правой рукой проведите воображаемую ось симметрии на своем теле. Положите левую руку на левое плечо, сделайте, чтобы ваше тело стало симметричным, а теперь правую руку на правую коленку. Что вы сделаете, чтобы симметрия не нарушилась. Повернитесь к соседу по парте: помашите ему левой рукой, а теперь правой, а теперь, чтобы было симметрично.

VI. Первичное закрепление.

- Продолжим эксперимент. Говорят, что человеческое лицо не симметрично. Вы можете убедиться в этом самостоятельно. Сравнив с помощью зеркала выражение лица на фотографии с отражением половины лица в зеркале. Выражение лица отличаются?

- В русском языке тоже есть симметрия. Прочитайте что написано на следующей странице. Прочитали. Что вы заметили? Слова и выражения, которые читаются одинаково слева направо, и справа налево называются палиндромы.

- Ребята, мы провели несколько экспериментов с зеркалом. Как вы думаете, если бы на данном изображении Тадж Махал отражался не в воде, а в зеркале то можно ли было говорить о симметрии? И как бы она называлась?

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Пришло время проверить свои силы. Откройте последнюю страницу.

- Задание первое. Посмотрите на экран. Выпишите номера тех фотографий, на которых изображена осевая симметрия.Слайд 5.

- Переходим ко второму заданию. Постройте фигуру, симметричную данной относительно прямой.

- Отложите тетради. Работы будут проверены, и каждый получит оценку.

VIII. Рефлексия деятельности.

- Итак, юные исследователи, сегодня мы рассмотрели симметрию. Внимание на экран. При помощи симметрии человек веками пытается объяснить и создать порядок, красоту и совершенство. Слайды 6-13

- Ребята, сегодня на уроке мы провели исследование, поставили несколько экспериментов, узнали новые слова. Поднимите руку те, кто может сказать

«Я понимаю, что такое симметрия!»

«Я умею строить ось симметрии!»

«Я знаю, что есть осевая и зеркальная симметрия!»

- Молодцы!

- Если вам понравился сегодняшний урок, наградим друг друга аплодисментами.

- На память о сегодняшнем уроке я дарю каждому из вас зеркало, которое поможет расшифровать ваше домашнее задание.

Слайд 14.

Смотреть презентацию

Смотреть приложение