Урок математики «Умножение многозначных чисел на трёхзначное число столбиком»
МОУ СОШ №15 г. Борзя, Забайкальский край
Название работы: Урок математики «Умножение многозначных чисел на трёхзначное число столбиком»
Номинация: Методические материалы
Вид методической продукции: разработка урока
Автор разработки: Намаконова Лариса Александровна,
учитель начальных классов, II квалификационная категория
Пояснительная записка
Учебный предмет: Математика
Программа: Система Л. В. Занкова
Класс: 4
Тип урока: изучение нового материала
Технология построения урока: технология сотрудничества, проблемное обучение
Изучаемый раздел: умножение многозначных чисел
Тема урока: «Умножение многозначных чисел на трёхзначное число столбиком»
Цель урока: Формировать и развивать навык умножения многозначного числа на трёхзначное число
Задачи урока:
1. Выполнять умножение многозначных чисел на двузначные и трёхзначные числа столбиком
2. Выполнять преобразование величин
3. Развивать логическое мышление, умение анализировать, рассуждать, работать в группе
Личностные УУД: - устанавливать связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом; - определять правила работы в группе; - устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. Регулятивные УУД: – принимать и сохранять учебную задачу; – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане; - сохранять учебную задачу, находить варианты решения учебной задачи, отличать верновыполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - проводить анализ учебного материала, ориентироваться в учебнике; - поиск и выделение необходимой информации; умение применять полученные знания. Коммуникативные УУД: – принимать участие в работе группами, используя для этого речевые и другие коммуникативные средства; - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, распределять работу; – строить монологические высказывания; – допускать существование различных точек зрения; – договариваться, приходить к общему решению.
|
Формы работы: работа в группе, фронтальная, индивидуальная
Ресурсы:Учебник «Математика 4 класс» Аргинская И. И., Ивановская Е. И., Кормишина С. Н.- Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2014.
№ п/п |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||
I |
Организационно – мотивационный этап |
|||||||
|
Эмоциональный настрой - Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас. А теперь возьмитесь за руки. Друг другу улыбнёмся, Сегодня на уроке Мы многое узнаем! |
Настраиваются на работу, улыбаются друг другу
|
||||||
II |
Актуализация опорных знаний |
|||||||
|
1. Устный счёт Работа с тренажёром «Таблица умножения» -Знание таблицы умножения очень пригодится нам на уроке
А теперь обратите внимание на доску:
314 542 634 х хх 12 34 142
-Что вы видите на доске? - Какое из них лишнее? -Почему?
- Как вы думаете, какая сегодня тема урока? -Какие задачи мы перед собой поставим? - Какие качества нам нужны для решения поставленной задачи? |
Повторяют таблицу умножения
-Произведения -Третье -В первом и втором умножение на двузначное, а в третьем умножение на трёхзначное число - Умножение многозначных чисел на трёхзначное число - Научиться решать такие примеры
-Умение слушать друг друга; умение дружно, слаженно работать в группе
|
||||||
III |
Этап усвоения знаний и способа действий |
|||||||
|
1. Организация работы в группах -Чем вы пользуетесь, когда находите значение произведения столбиком? - Найдём значения этих произведений, пользуясь имеющимся у вас алгоритмом
-Почему нам не хватает в алгоритме шагов?
-Как решить возникшую проблему?
- Какие шаги нужно добавить? Обсудите в группе
- А теперь составим весь алгоритм на карточках (Приложение 1) 2. Применение знаний (Первичное закрепление) -Применим алгоритм к третьему произведению
Работа по учебнику (№126 с. 64) п.2 -Откройте учебник. -Что вы видите в правой части страницы? -Проверьте, правильно ли вы выполнили решение? -Ответим на вопросы в п.2
Физкультминутка |
-Алгоритмом
Фронтальная работа
(при решении третьего примера возникает проблема - не хватает шагов в алгоритме)
-Во втором множителе появился еще один разряд – сотни
-Дополнить алгоритм недостающими шагами
- Умножу первый множитель на сотни второго множителя; - Получу третье неполное произведение, запишу его со сдвигом ещё на два разряда
Работают в группе. Зачитывает получившийся алгоритм группа-лидер.
Проговаривают устно: 634 Х 142 1268 +2536 634 90028
-Это же самое произведение
-Да
Отвечают на вопросы
|
||||||
IV |
Применение знаний и умений |
|||||||
|
- В чём же отличие умножения на двузначное число от умножения на трёхзначное число? -Кого в своей группе вы бы хотели похвалить?
-Прочитаем задание. Все ли слова вам понятны? -Что такое стрела экскаватора?
-Какие знания нам потребуются для выполнения этого задания? 1т=… кг 1т=…ц
-Что бы вы посоветовали этим ученикам?
|
Работа в группах
Отчёт групп
Проговаривают ещё раз новые шаги в алгоритме
Высказывают свои мнения
Объясняют значение непонятных слов
-Знать единицы измерения массы(г, кг, ц, т), преобразовывать их 1 т =1000 кг 1т=10ц
Работают в группе: 13 500 т = 135000 ц=13500000кг 113т=1130ц=113000кг Отчёт групп
Находят ошибки Дают советы |
||||||
V |
Итог урока |
|||||||
|
- Какие задачи ставили перед собой на уроке? -Удалось ли справиться с ними?
-Оцените работу вашей группы на уроке, пользуясь карточкой. (Приложение 2)
Домашнее задание:№129 с.65 -Спасибо за урок! |
Отвечают на вопросы
Каждая группа заполняет карточку:
|
Приложение 1.
Алгоритм умножения на трёхзначное число
- Запишу множители …
- Умножаю первый множитель на…второго множителя. Получаю первое неполное произведение.
- Умножаю первый множитель на…второго множителя. Получаю второе неполное произведение. Запишу результат со сдвигом на один разряд влево, начиная с десятков.
- Умножаю первый множитель на…второго множителя. Получаю третье неполное произведение. Запишу результат со сдвигом на…разряда влево, начиная с сотен.
- Сложу значения неполных произведений.
- Запишу результат сложения под чертой.
Приложение 2.
|
|
|
|
|
|