Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Урок литературного чтения 2 класс Ю. Ермолаев «Два пирожных»

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №82» г. Перми

Автор: Бондаренко Аполлинария Александровна, 

учитель начальных классов

Урок литературного чтения 2 класс Ю. Ермолаев «Два пирожных»

Цель:

1)Образовательная

∙ ознакомить с рассказом Ю. Ермолаева «Два пирожных», помочь осознать главную мысль, идею произведения;

∙формировать навык выделять в тексте фрагменты, нужные для ответа на вопрос;

∙отрабатывать умения анализировать  текст, обобщать, делать выводы;

∙формировать навык осознанного, выразительного чтения;

∙формировать умение определять жанр и тему литературного произведения.

2)Воспитательная

∙воспитывать положительные качества личности;

∙формировать внимание к внутреннему состоянию героя и поступка, вызванного им;

∙обогащать нравственный опыт младших школьников;

∙обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире;

3) Развивающая

∙развивать умения выражать в устной речи впечатление от прочитанного;

∙развивать эмоциональную отзывчивость при чтении художественного произведения;

∙ развивать внимание к внутренней жизни главных героев произведения.

∙Личностные УУД: формировать интерес к чтению как особому способу изображения действительности, эмоционально «проживать», понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать, высказывать свое отношение к героям прочитанного произведения, к их поступкам;

∙Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя, участвовать в обсуждении плана выполнения заданий, работать со словарем и с материалом предварительного чтения;

∙Познавательные УУД: читать текст, понимать его содержание, пользоваться со словарем учебника, ориентироваться в содержании учебника.

∙Коммуникативные УУД: участвовать в выразительном чтении по ролям, проявлять интерес к общению в групповой работе, воспринимать мнение собеседников.

Оборудование: портрет писателя, презентация, у каждой команды: рабочий листок,  шкатулка слов набор пословиц, ребус, домики.

1.Мобилизующий этап

-Сегодня, готовясь к работе на нашем уроке, я выбрала вот такую пословицу: «Красив тот, кто красиво поступает». Как вы думаете,  почему? ( нет ответа ) Ответить на этот вопрос сразу невозможно. Поэтому прошу ответить на него в конце урока.

И начнем свою работу с речевой разминки.(включить проектор) Слайд

2.Речевая разминка.(Прочитать скороговорку шепотом, громко, с интонацией радости, грусти.)

Наши руки были в мыле,

Мы посуду сами мыли,

Мы посуду мыли сами,

Помогали нашей маме.

Учитель: У каждой группы на столе лежит «Рабочий листок». Просмотрите его. Как по – другому его можно назвать? ( план работы). Итак, решим логическую задачу.( Слайд)

-Прочитайте слова,  записанные на домиках.

Логическая задача: Мы живем в домике Себялюбивый. Двигаясь по ходу часовой стрелки наискосок через два домика, мы сделали три остановки. В каком домике мы находимся сейчас?

Мы живем в домике Себялюбивый. Двигаясь по ходу часовой стрелки наискосок через два домика перемещаемся в домик со словом БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЙ, а оттуда в домик со словом ОТЗЫВЧИВЫЙ. А что значит быть отзывчивым? Можно ли назвать синоним – ДОБРЫМ? Смогу ли я сделать выводы о том, что значит быть отзывчивым, добрым? (Дерево возможностей с центральным словом – ОТЗЫВЧИВЫЙ, ДОБРЫЙ), затем в домике со словом ДОБРЫЙ. Значит, сейчас мы находимся в домике со словом ДОБРЫЙ.

2.Формулирование темы и цели урока.

Учитель: Прочитайте задание №2 на рабочих листочках. 

( определить автора произведения). Для этого  собери выделенные буквы с домиков по часовой стрелке. Начни с домика, из которого вышли. (в группах)

Учитель: Прочитайте задание №3. Решите ребус.  Какая группа может дать ответ? Кому доверите ответ?

3. Определи название произведения.

Учитель: Как называется произведение?

Дети: Произведение называется « Два пирожных»

Учитель: Назовите тему урока полностью.

Дети: Ю. И. Ермолаев и его произведение «Два пирожных»

Учитель: Сегодня предстоит первая встреча с одним из детских писателей и его произведением. Используя опорные слова, тему урока, сформулируйте цель урока. (на листочках в группах опорные слова)

Цели урока:

∙Узнать о жизни…..

∙Познакомиться с … « …»;

∙Учиться читать без ….

-Анализировать поступки….

-Формулировать….

-Учиться … собственное…

-Учиться работать в ….

-Учиться быть (какими?)….

Учитель: Начнем работу.

Подготовительная работа.

Учитель: Внимательно прослушайте рассказ (биография)

Задание: Какие рассказы Ю. И. Ермолаев написал для детей?

( Рассказ ученика)

Юрий Ермолаев – современный детский писатель. Он родился в 1921 году в Москве, в семье рабочего. Его любимым предметом в школе была литература. С успехом окончив школу, Юрий Иванович поступил учиться в театральное училище им.М. Щепкина при Малом театре. По профессии он был актером. Играл главные роли в спектаклях московских театров. Потом работал корреспондентом на радио. Но его не покидала мечта стать детским писателем, создавать своих героев, передавать детям накопленный жизненный опыт.  Однажды на радио автор прочитал свои первые рассказы, которые имели успех у слушателей. Писательский труд увлек его. Первая книга рассказов « Почему рассердились бумажные полоски» вышла в1960 году. Пьесы и рассказы автора исполнялись в театрах. Герои Юрия Ивановича смелые, добрые и находчивые, их никогда не покидает чувство юмора и оптимизма, они всегда верят в справедливость. Его рассказы: « Дом отважных трусишек», « Капля дегтя и полмешка радости», « Можете нас поздравить», « Чемпион наоборот», « Секрет на весь мир».

Учитель: Какие же произведения для детей написал Юрий Ермолаев? О каких профессиях Юрия Ивановича вы узнали? Молодцы!

Словарная работа.

Учитель: Если в произведении «Два пирожных» встретятся новые или малознакомые слова, значения которых нужно уточнить, куда вы сможете обратиться? Как вы поступите?

Дети: Можно спросить у взрослых, поискать сведения в библиотеке в словарях, в Интернете.

Учитель: Посмотрите на экран.

1.Читайте первый раз плавно, по слогам, затем -      целыми словами.

 Пу- те -шест- ви - е  -    путешествие

   Ин – те – рес – на – я -   интересная

   Пе – ре –вер – ну – ла – перевернула

   Тро -  пи- чес- ки –е  - тропические

-Что общего в этих словах? (пятисложные слова). Как понимаете слово тропические, от какого слова произошло? Посмотрим в словаре, что оно обозначает? ( Тропики по словарю читает _)

   2.Читай целыми словами.

   ПИРОГ – ПИРОЖОК -ПИРОЖНОЕ

   ГОВОРГОВОРИЛА- ПРОГОВОРИЛА

   СМЕХ- СМЕЯЛАСЬ – РАССМЕЯЛАСЬ

   ВЕСТЬ – ИЗВЕСТНО – НЕИЗВЕСТНО

3. Антиципация.

Учитель: По названию произведения, словам, с которыми вы познакомились, по иллюстрации (слайд) предположите, о чем пойдет речь в этом произведении?(2-3 предположения). Слушаем мнение группы

Читает учитель.

Задание: А теперь прочитаем это произведение. Подумайте , совпадает ли его содержание с вашими предположениями?

Учитель читает текст

4. Первичное  восприятие. Проверка первичного восприятия.

8. Проверка первичного восприятия.

Учитель. - Понравились ли вам дети, о которых говорится в произведении?

Учитель.- О чём попросила мама дочек?

- Чем занималась старшая сестра Наташа?   зачитать

- Что делала Оля?    зачитать

- Как они поступили, когда мама попросила их помочь вымыть посуду?

- Как поступила мама?

- Разве это справедливо, что Оля съела два пирожных, а Наташе ничего не осталось?

- А разве она не занималась интересным делом?

- Да, она могла бы отложить свои дела, как Оля, ведь мама всегда так делает, когда вы подходите со своими проблемами.

- А вам бывает так же интересно путешествовать вместе с героями книг? Как вы в это время отзовётесь на просьбу мамы?

Учитель.- Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения?

        Физминутка.

- Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю? В чём главная мысль текста?

- Какая девочка вам больше нравится и почему?

- За какое качество вы выбираете Олю? (Отзывчивость, чуткость, внимательность).

У: Подтвердились ли ваши предположения? Какие чувства вы испытали при чтении этого произведения? ( Для ответа воспользуйтесь справочником « Шкатулка слов» розовые листочки)

(Дети называют чувства, которые они испытали и обосновывают свое мнение: УДИВЛЕНИЕ, напряжение, ВОЛНЕНИЕ, ТРЕВОГА, радость, НЕГОДОВАНИЕ, ОГОРЧЕНИЕ).

У: Произведение какого жанра мы прочитали? Обоснуйте признаки  рассказа?

Признаки рассказа

1.Повествование о реальных событиях.

2. Небольшой объем.

3.Немного действующих лиц.

4.Описание одного эпизода.

5.Работа по учебнику.

Подготовка к жужжащему чтению по цепочке (цель – отработать интонацию)

Пробежать глазками по тексту.

У: Рассмотрите иллюстрацию в учебнике стр.86. Обратите внимание на выражения лиц  героев. Какое выражение лица у Наташи? А у Оли? К какому эпизоду относится рисунок? Прочитайте.

6.Работа в группах  Слайд

1 группа-читать об Оле, составить характеристику (дать опорные слова)

2 группа –читать о Наташе, характеристику(дать опорные слова)

3 группа – подготовить чтение по ролям

7.Выступления групп, выводы

У: Какова тема рассказа? (включить проектор)

Д: Это рассказ о детях.

У: О чем попросила мама дочек? Почему девочки вначале не хотели помогать маме? Правильно ли сделала Наташа, когда отказалась помочь маме?

У: Какое решение приняла Оля? ( зачитать) Найдите отрывок. А Наташа?

Дети: Наташа осталась читать увлекательную книгу, она удовольствие доставляла себе. А Оля решила сначала помочь маме, а потом лепить в свое удовольствие. Она пересилила свое желание и пошла трудиться для всей семьи.

Себялюбивая, ленивая, нечуткая

Трудолюбивая, отзывчивая, добрая, внимательная, ответственная

У: Почему Оля съела два пирожных?

Д: Оля съела два пирожных ,потому что за старание ее отблагодарила мама, а старшая сестра так и не пришла на помощь

У: У кого из вас мама работает? Как вы ей помогаете? Мама пришла уставшая с работы. Ей нужно помочь. Несмотря на сильное желание заниматься чтением, Наташе необходимо было помочь маме и отложить свое занятие, как это сделала  Оля.

Творческая работа в группах

У: Придумайте продолжение к этому рассказу: что могло случиться дальше? У какой группы рассказ будет более интересным?

Вывод учителя: Каждый из нас живет в семье, где нужно вежливо, деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга. В доме каждому нужна любовь, согласие, забота, доброта, уважение, внимание. В вашей любви и внимании нуждаются самые близкие люди – ваши родители. Берегите свою маму, чаще помогайте ей. Ласковые слова, ваши добрые поступки, отличное поведение и учеба согреют ее сердце.

У: Ребята, нужно ли придумать другое название к этому рассказу, которое выражает главную мысль произведения? Прочитайте пословицы. Какая пословица передает главную мысль рассказа? Почему? С какой пословицей мы начали урок?

Материнским словом Бог правит.

Самое ценное и дорогое на свете – мать.

При солнышке тепло, при матери –добро

Красив тот, кто красиво поступает.

У: Что для вас сегодня на уроке было самым важным? (научиться читать красиво без ошибок)

8. Работа по учебнику стр. 86, задание 2

Обсудите с другом, чему хотел автор научить читателя?

( Всегда откликаться на мамины просьбы)

9. Рефлексия «Закончить дерево возможностей»

Оцените свою работу на уроках сами.

10.Д/З.

У: Дома вы выполните задание на выбор:

а) подготовиться читать по ролям;

б) написать сочинение о своей семье;

в) подобрать 5 пословиц о дружбе, справедливости.

СМОТРЕТЬ РАБОТУ