Урок химии по теме "Алканы". 10-й класс
МБОУ Лицей №4 г.-к. Кисловодска
Урок химии по теме "Алканы". 10-й класс
учитель химии
Авоян Р.Г.
Разделы:Химия
Класс: 10.
Номер урока в теме «УГЛЕВОДОРОДЫ»: 1, 2.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Урок предназначен для изучения нового материала на базовом уровне в 10 классе по программе О.С. Габриеляна.
Урок разработан с использованием элементов технологий ИКТ, проблемно-диалогического обучения, технологии смыслового чтения.
В соответствии с требованиями ФГОС на уроке идет формирование и развитие УУД.
Личностные УУД:
- смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска;
- смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- Развитие умения работать с текстом учебника, с дополнительными источниками информации, анализировать, отбирать и представлять необходимую информацию;
Коммуникативные УУД:
- развитие навыков коммуникативной культуры и сотрудничества при работе в группах; коллективной работе, воспитание информационной компетентности.
Регулятивные УУД:
- умение определять цели, ставить задачи на каждом этапе урока.
Изучение нового материала целесообразно начинать с нахождения алканов в природе и их значении в жизни человека. Ход урока предполагает решения проблемных ситуаций (установление связи между строением и химическими свойствами веществ).
Цель урока: формирование представления о предельных углеводородах как классе органических соединений.
Задачи:
Образовательная:
- формирование у учащихся представлений о гомологическом ряде, видах изомерии, правилах номенклатуры ИЮПАК на примере алканов;
- изучить электронное и пространственное строение молекул алканов;
- формирование умения записывать уравнения реакций с органическими веществами.
Развивающая:
- создать условия для развития системы умений устанавливать причинно-следственные связи между строением, составом и свойствами;
- развивать умение работать с текстом учебника, с дополнительными источниками информации, анализировать, отбирать и представлять необходимую информацию;
- отрабатывать предметную культуру речи, творческое и логическое мышление.
Воспитательная:
- способствовать развитию навыков коммуникативной культуры и сотрудничества при работе в группах; воспитывать информационную компетентность.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска,
Демонстрационный материал: примеры углеводородов в различных агрегатных состояниях (пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин, асфальт), коллекции с образцами природных УВ.
Раздаточный материал:шаростержневые модели, тестовая работа.
Реактивы и оборудование:Гексан, парафин, керосин; фарфоровые чашки, лучина, огнезащитная прокладка, пробирка, зажим пробирочный, горелка, кристаллизатор.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Организационный |
Приветствие .Проверка готовности к уроку. |
|
Проверка домашнего задания |
Выполнение теста по терминам Приложение 1 |
Самостоятельная работа |
Актуализация знаний |
Актуализация знаний проходит через обсуждение проблемной ситуации и решение расчётной задачи, ответом в которой является метан – горючий газ, алкан. «Не так давно случилась на Кольском полуострове небывалая история. Горный инженер, работавший в апатитовом руднике близ города Кировска, услышал какой-то странный свист и шум, идущий из-под земли. Кто-то из рабочих неосторожно предложил: «Попробуем – подожжем?..» И попробовали... Вспыхнувшая спичка вызвала взрыв. К счастью, инженер и рабочие отделались только ожогами. Позднее выбросы газа повторились. Химики определили, что в состав газа входит 75 % углерода и 25 % водород, относительная плотность газа по воздуху равна 0,55. Что за газ чуть не унес жизни людей?» После получения ответа учитель объявляет тему урока и совместно с учащимися определяют план изучения класса органического соединения. |
Решают расчетную задачу.
После объявления темы урока и плана изучения, пробуют сформулировать цель урока и план изучения класса соединения. |
Изучение нового материала |
(по усмотрению преподавателя работу с презентацией можно проводить по своему плану. Работают ссылки, которые позволяют легко переходить со слайда «Содержание» на любой слайд) Изучение класса соединений согласно предложенного плану. 1. Лучше начинать с нахождения этих веществ в природе иих значении в жизни человека. На этапе происходит представление сообщений (мультимедийных презентаций), подготовленных учащимися самостоятельно в малых группах Лабораторный опыт:Знакомство с образцами природных УВ и продуктами их переработки(работа с коллекциями) |
Составляют опорный конспект и записывает его в тетрадь. Сообщения учащихся: «Алканы в природе», «Применение алканов», «Двойственная роль метана в биосфере»
Работа с коллекциями |
2. Учитель дает определение классу алканов, общая формула, гомологический ряд алканов. |
Записывают определение, общую формулу, гомологический ряд |
|
3. Изомерия:Лабораторный опыт: «Изготовление моделей молекул алканов» При составлении модели бутана у учащихся должно получиться 2 модели: n- бутан и изобутан. После чего вспоминают определение изомерии (изомеры) и ее виды |
Выполняют лабораторный опыт. Отвечают на вопросы учителя |
|
4. Номенклатура алканов. Правила образования названий разветвленных алканов по международной номенклатуре (ИЮПАК) |
Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания:
|
|
5. Физические свойства алканов Работа с учебником : агрегатное состояние, растворимость в воде и других растворителях, зависимость Ткип и Тпл от значения Mr; Демонстрация: Примеры УВ в различных агрегатных состояниях( пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин асфальт) |
Работа с учебником, записывают в тетрадь. |
|
6. Строение алканов. Установить причинно-следственную связь между строением и химическими свойствамиалканов. Выявить типы реакций, характерные для алканов , и условия их протекания. |
Отвечают на вопросы учителя |
|
7. Химические свойства
Демонстрация опыта: «Горение твердых и жидких алканов» (демонстрацию можно заменить видеоопытом.) |
Отвечают на вопросы учителя, записывают в тетрадь уравнения |
|
8. Способы получения алканов
Для каждой реакции условия протекания. |
Сообщение учащихся «Ректификация» Отвечают на вопросы учителя, записывают в тетрадь уравнения |
|
Закрепление изученного материала |
Данный этап урока проводят в том случае, если останется время, после изучения нового материала. |
Работают в тетради, отвечают на вопросы учителя. |
Подведение итогов урока |
Какова была тема урока? Какие цели были поставлены, Достигли ли мы поставленных целей? Домашнее задание |
Приложение 1
Соотнеси понятие и характеристику.
ПОНЯТИЕ |
ХАРАКТЕРИСТИКА
|
1) валентность |
a) группа атомов -CH2
|
2) гибридизация |
б) одинаковый состав, но разное строение и свойства |
3) гомологи
|
в) различный состав, но схожее строение и свойства |
4) гомологическая разность |
г) порядок соединения атомов в молекуле
|
5) изомеры
|
д) процесс выравнивания электронных облаков по форме и энергии |
6) номенклатура
|
е) система построения названий веществ
|
7) химическое строение
|
ж) способность образовывать электронные пары |
8) Изомерия – это
|
|
9) Гомология – это
|
|
10) Валентность углерода в органических соединениях всегда равна ___________.
|