тел. 8-800-100-26-84  +7(3532)27-46-21        НАПИСАТЬ НАМ
ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЕЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

19.11.2018 г.
Всероссийский конкурс детских рисунков и поделок, посвящённый Дню матери «Подарю я маме сразу и...
16.11.2018 г.
Всероссийская историческая викторина для обучающихся 5-11 классов (Из цикла исторических...
15.11.2018 г.
Всероссийский литературный конкурс, посвящённый 110-летию со дня рождения Н.Н. Носова «Творец...
14.11.2018 г.
Всероссийский конкурс мастер-классов «Афиша творчества»
14.11.2018 г.
Всероссийский литературный конкурс «Вселенная под названием «КНИГА»
13.11.2018 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый 25-летию принятия Конституции Российской Федерации «Основной...
12.11.2018 г.
Всероссийский конкурс семейных проектов «Под парусом семьи...»

«Урок географии 6 кл»

Предмет: география

Класс: 6

Тема  урока: Географические  координаты

Автор: Шнайдер Тамара Владимировна – учитель географии

Образовательная организация: МКОУ «Пешковская средняя школа»

Район: Убинский

Поселение:  д. Пешково

Тип  урока:  изучение  новых  знаний

Время реализации урока: 40 минут

Цель урока: формирование  понятия  географические  координаты  и  умение их  определять на  географических картах, глобусе.

Задачи  урока:

Образовательная:  сформировать  представление  о  географических  координатах точки; познакомить  с  профессиями,  где  в  жизни  могут  пригодиться  знания о  географических    координатах.

Развивающая:  продолжить  работу по формированию  умения работать  в  парах,  находить нужную  информацию в  тексте  учебника,  развитие  умения определять  географические  координаты  на  физической  карте  полушарий,  карте России, находить  по  географическим  координатам нужный  объект.

Воспитательная:  воспитывать чувство ответственности в работе, чувство уверенности в себе, самостоятельность, навыки самоконтроля,  воспитывать уважение к мнению других, толерантность в отношениях в паре

Планируемые образовательные  результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

 

Знать  понятия:  географические координаты  - географическая  широта,  географическая  долгота.

Определять по картам географичес­кую широту и географическую дол­готу объектов.

Находить объекты на карте и глобу­се по географическим координатам.

 Сравнивать местоположение объек­тов с разными географическими координатами.

Регулятивные: Умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации     цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

      Познавательные:  умение  давать определения понятиям, выявлять их главные признаки, сравнивать объекты;  развитие интеллектуальных способностей

   Коммуникативные: совершенствовать владение устной  речью.  Развитие  ИКТ-компетенции. Умение организовывать  учебное  сотрудничество в  группе,  в  паре,  с  учителем,  со  сверстниками.

 

Стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий

Умение использовать географические знания для самостоятельного поиска информации.

 

Понимание значимости знаний о географических  координатах  для  практической  жизни  людей.

 

 

Основные  понятия, изучаемые  на  уроке

Географическая широта,  географическая  долгота, географические координаты

Используемые  педагогические  технологии

 Поисково – исследовательский, эвристическая беседа, иллюстративный,  проблемно-диалогического  обучения, ИКТ; здоровьесберегающая

Виды  используемых  на  уроке средств

 

Классическая линия учебников «Дрофа» География.6 класс; учебник для общеобразовательных учреждений. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова – М.: Просвещение, 2016  г. рабочая тетрадь; атласы;  физическая  карта   полушарий; глобусы;  инструктивные  карточки; 

Аппаратное  и программное обеспечение

Мультимедиапроектор,  ноутбук, экран.

 

Название  этапа

 

Деятельность  учителя

Деятельность  учащихся

Формируемые УУД

1.Организацион-

ный  момент

Приветствие.

Прозвенел для нас звонок - начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись, ведь  всё хорошее в нашей жизни начинается с доброй, милой улыбки. 

 

Проверьте  свою готовность  к  уроку.

Приветствие учителя.

Проверка принадлежностей:

 дневник, учебник, атлас, рабочая тетрадь.

 

Личностные: смыслообразование

Регулятивные: волевая саморегуляция

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

 

 

 

2.Мотивационно-целеполагающий

Введение  в  тему  урока  и  создание  условий для  осознанного  восприятия  нового  материала

 

Ребята, кто - нибудь из вас  читал книгу Ж. Верна « Дети капитана Гранта»?  Может кто- то видел фильм? Для тех, кто «не в курсе» я кратко расскажу  сюжет: 26 июня 1864 г. экипаж  яхты «Дункан» вылавливает в Ирландском море акулу, в животе которой находит бутылку с запиской на трех языках: английском, немецком и французском. Но все они плохо сохранились Слайд №2

В записке кратко сообщается, что во время крушения «Британии» спаслось трое — капитан Грант и два матроса, что они попали на какую-то землю; указывается и широта и долгота, но невозможно разобрать, какая это долгота — цифру размыло. В записке говорится, что спасенные находятся на 37-м  градусе одиннадцатой минуте южной широты. Попробуйте определить место нахождения капитана Гранта

Чтоб определить местонахождения необходимо знать не только широту, но и долготу точки т.е. географические координаты

Координаты, это  как  раз  то,  что  сегодня  будет  изучаться  на  уроке

Прошу  вас   открыть параграф  № 12  учебника и прочитать  его название

Таким  образом,  мы  с  вами  определи  тему  нашего  урока:

Слайд № 3  

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети  ищут  это  место  на  карте,  но  найти  не  могут, так как, указана только географическая широта (Возникла  проблема)

 

 

 

 

 

Чтение  названия параграфа  №12

 

«Географическая долгота. Географические  координаты»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Актуализация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итак,  перед  вами  проблема. Но  вы же  знаете,  что   практически  любую  проблему  можно  решить.

 Ваши  предложения,  что для  этого  нужно  сделать?

 

Спланировать  задачи вам поможет   название  темы  урока, текст  параграфа

Читаем раздел  и планируем  задачи.

После  того,  как  учащиеся  спланировали  задачи,  учитель показывает их  на  слайде  № 4.

 

Учащиеся  планируют  задачи

Узнать, что такое географическая долгота?

Узнать, что  такое географические  координаты?

Узнать,  как  определять координаты  точки  по  градусной  сетке?

Определить  место,  где нашел спасение капитан Грант

 

 

 

 

 

 

Уметь выбирать средства реализации цели и применять их на практике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Изучение  нового  материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Закрепление

 

 

 

Мы с вами уже знаем, что на глобусе есть линия, одинаково удаленная от полюсов. Как она называется? Слайд № 5

 На какие две части экватор делит земной шар?

Посмотрите, от экватора к полюсам через одинаковые расстояния проведены линии. Как они проходят?

Как они называются?

 

Слайд № 6

Где на карте полушарий подписаны обозначения параллелей?

 В каких единицах указаны обозначения?

Чему равна широта экватора.

Какую форму имеют все параллели?

Экватор – самая длинная параллель. Какова протяженность экватора?

 

Все ли параллели имеют одинаковую длину?

 

Что называют географической широтой объекта?

 

 

Посмотрите на глобус. От Северного до Южного полюса тоже проведены линии. Меридианы -– это условные линии на глобусе, проведенные от одного полюса к другому.

Меридианы имеют форму полуокружностей. Обозначения меридианов подписаны на экваторе

Все ли меридианы имеют одинаковую длину? Сколько же это будет километров?

Итак,  меридианы все одинаковы, откуда же вести счет? Ученые договорились считать за начальный меридиан тот, который проходит через обсерваторию Гринвич недалеко от Лондона, поэтому он получил название Гринвичский, или начальный, или нулевой (имеет обозначение 00).Начальный меридиан и 180* разделяют Землю на два полушария. Какие  это полушария?

Все точки Восточного полушария имеют восточную долготу, а Западного – западную

Географическая долгота заданной точки  определяется величиной в градусах дуги параллели от начального меридиана, до меридиана проходящего через эту точку.

 

Получив инструктивные карточки, обучающиеся выполняют задания:

1. Какие материки и океаны пересекает меридиан 80о в.д.?

2. Какие материки и страны расположены и в западном и в восточном полушарии?

3. Какой материк пересекают все меридианы?

4. Определите долготу Москвы (350 в.д.)

Сиднея (1500 в.д.)

 

Что можно узнать по параллелям и меридианам? Cлайд №  7

Не только направления, а ещё координаты

Местоположение любого объекта на поверхности Земли,  его «адрес», определяется географической широтой и географической долготой. Широта и долгота – это географические координаты точки земной поверхности. Если нам известна только широта или долгота, то «адрес» неполный. Разыскивая место крушения капитана Гранта, герои романа Жюля Верна, которым была известна только широта( 37* ю.ш.), обогнули почти весь земной шар и отыскали капитана на острове Табор! Почему так произошло? Проделайте по карте путь героев романа. Отыщите остров Табор. Определите его долготу? Назовите координаты острова?

Следовательно, чтобы установить положение объекта на Земле, нужно сначала понять, в каком полушарии он находится, затем по числам широты и долготы найти соответствующие параллель и меридиан и, наконец. Определить точку их пересечения, в которой и будет находиться объект. Иными словами определить  географические координаты.

 

 

 

 

1.Определение географических координат объектов 

Слайды  № 8и 9

 

 

2. Географических объектов по координатам.

Смотрим задания  (и ответы)на слайдах № 10-21

 

Дети отвечают:

- экватор

 

 

 

- северное и южное полушария

 

 

-параллельно экватору

 

Параллели – это условные линии на глобусе, проведенные параллельно экватору.

 

 

- по окружности

 

-в градусах

 

- широта экватора равна 0*

 

 

- форму окружности

 

- 40 тысяч километров

 

 

 

 

-нет, чем дальше от экватора к полюсам, тем меньше длина каждой последующей параллели

 

Географическая широта- величина дуги меридиана в градусах от экватора до заданного места

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-да, примерно 20 тысяч километров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Западное и Восточное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Работа  с картой полушарий  и с инструктивными карточками № 1 и 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Направления: север-юг, запад-восток.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Герои не знали долготу места кораблекрушения

 

-о. Табор

 Координаты 37* ю.ш. ,

151* з.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-выполняют задания, используя инструктивные  карточки

 № 3и  4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уметь организовывать свою деятельность

 

6.Физкульт-минутка

Верите ли вы, что…

-северный полюс имеет широту 90°с.ш.

-южный полюс имеет широту 0°

-нулевой меридиан проходит через город Париж

-кругосветное путешествие по параллели 20° с.ш. длиннее, чем по параллели 60° с.ш.

- на Земле есть точка 0° широты и 0° долготы

-широта может быть 95°

-на Земле есть точка 180 ш. и 180 д.

 

 

да – хлопок руками, над головой

нет – приседают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Домашнее задание.

 

Учитель  сообщает  домашнее  задание. Слайд № 22

 

Параграф 12 читать

Записать в тетрадь термины:

географическая широта,

 географическая долгота,

географические координаты.

Придумать  маршрут кругосветного путешествия, отметив его на контурной карте, при этом отметить не менее 5 городов на разных материках, через которые он проходит, их названия и координаты.

 

 

Готовность к самообразованию и саморазвитию

 

8.Рефлексия

 

 

И в заключение, посмотрите на слайд № 23 и закончите предложения:

«На уроке я узнал…

«Было не просто…

« Я научился….

« Мне понравилось …

«Моё настроение …

 

Ответы  учащихся.

 

Умение аргументировать свою точку зрения

9.Подведение  итогов урока

 

 

 

Молодцы! Все  работали  хорошо!

Выставляем  оценки

 

 

 

Ребята  озвучивают свои  оценки

 

Уметь оценивать достигнутые результаты

         

 

Инструктивная карточка  №1

Определение  географической  широты

Экватор делит Землю на северное и южное полушарие.

1. Найти объект на карте.

2. Определить в каком он полушарии? (Такая и будет широта: северная или южная)

Правило 1: Точки, расположенные к северу от экватора, находятся в северном полушарии, следовательно, имеют северную широту, которая сокращенно записывается – с.ш.

Правило 2: Точки, расположенные к югу от экватора, находятся в южном полушарии, следовательно, имеют южную широту, которая сокращенно записывается – ю.ш .

Отсчет географической широты всегда начинается от экватора!!!

Значение широты подписывают на рамке карты.

Правило 3.  Найти  параллель,  которая  проходит через объект,  это  и  будет широта.

Правило 4. Если  объект  находится  не  на  изображённых  параллелях,  между  ними, надо  определить  широту  ближайшей  к  объекту параллели  со  стороны  нулевого  экватора.  Затем  к  полученной  величине  следует  прибавить  число  градусов  дуги параллели до  объекта.

                                                                         Инструктивная карточка №2

Определение географической  долготы

Меридианы 0°и  180° делят Землю на восточное и западное полушарие.

1.Найти объект на карте.

2. Определить в каком полушарии  он  находится?  (Такая и будет долгота: западная  или  восточная)

Правило 1. Точки, расположенные к западу от нулевого меридиана, находятся в западном полушарии, следовательно, имеют западную долготу, которая сокращенно записывается – з.д.

Правило 2. Точки, расположенные к востоку от нулевого меридиана, находятся в восточном полушарии, следовательно, имеют восточную долготу, которая сокращенно записывается – в.д.

Правило 3.Отсчет географической долготы всегда начинается от нулевого меридиана!!!

Правило 4. Значение  долготы  подписывается  на  экваторе.

Правило 5.  Найти  меридиан,  который  проходит через объект,  это  и  будет долгота.

Правило 6.  Если  объект  находится  не  на  изображённых  меридианах,  между  ними, надо  определить долготу  ближайшего  к  объекту меридиана  со  стороны  нулевого  меридиана.  Затем  к  полученной  величине  следует  прибавить  число  градусов  дуги параллели до  объекта.

Инструктивная карточка  № 3

Определение географических координат точек.

Географические координаты - это географическая широта (северная и южная) и географическая долгота (восточная и западная) -  географический адрес объекта на глобусе или карте.

Определение географических координат начинается с географической широты  -  это  улица, а  затем  определяют  географическую  долготу -  это  номер  дома.

Инструктивная  карточка  №4

Правила определения объекта по заданным координатам

Как  найти широту:

1.Посмотреть координаты  точки.  Определить  какая  широта указана (северная  или  южная).

2. Найти экватор.

3. Определить, в каком направлении двигаться до заданной точки: к северу или к югу.

4. Найти параллель с заданной величиной.

5.Мысленно или карандашом провести новую параллель с заданной величиной.

Как  найти долготу:

1.Посмотреть координаты  точки.  Определить  какая  долгота указана (западная  или  восточная).

2. Найти нулевой меридиан.

3. Определить, в каком направлении двигаться до заданной точки: к западу или востоку.

4. Найти меридиан с заданной величиной.

5. Мысленно или карандашом провести новый меридиан с заданной величиной

6.Соединить проведенные параллель и меридиан до точки пересечения. В ней и будет расположен объект.