Урок чтения в 5 классе «И.А. Крылов «Квартет»»
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ №45 г.ТОМСК
Урок чтения и развития речи
5 класс
Тема: И.А.Крылов
Басня «Квартет»
Учитель:
Леонтьева Е.Н.
г. Томск
Цель: формировать навыки и умения выразительного чтения басни;
Задачи:
• учить детей умению анализировать басню, составлять характеристики героев
• расширять словарный запас учащихся,
• развивать мышление, память;
• воспитывать нравственно-этические нормы поведения.
Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, учебник, тренажёр «Прыгающий взгляд», видеозапись «Квартет» А.Бородина.
Ход урока
I.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.
-Девочки, мальчики садитесь.
-Какой урок сейчас?
-Проверяем готовность.
-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?
- У вас хорошее настроение?
-Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.
II. Проверка домашнего задания
- Ребята, чей это портрет? (И.А.Крылова)
- В каком жанре писал Крылов? (баснописец)
- Что такое басня? (сатирическое произведение, написанное в стихотворной форме)
-Что было задано на дом? (Иллюстрация к басне «Ворона и Лисица»,выучить наизусть мораль басни)
- Какие строчки басни стали крылатым выражением?(чтение морали учащимися наизусть)
- О чём предупреждает И.А.Крылов своих читателей? (Некрасивы и льстец, и тот, кто поддаётся его льстивым речам).
III. Постановка темы и цели урока
Ребята, эпиграфом сегодняшнего урока я выбрала слова, которые были сказаны давным-давно ещё в Древнем Риме. Автор этих слов неизвестен
«Человеческий ум воспитывается
умением и учением»
- Как вы понимаете эти слова?
- Ребята, мы сегодня продолжим знакомиться с творчеством И.А. Крылова.
- Какие поставим перед собой задачи на урок? (научиться выразительно читать басню, дать характеристику героям басни, определить её мораль)
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением – а значит, узнаем что – то новое и важное о себе и людях.
IV. Работа по теме урока
1. Вступительная беседа
- Ребята, я предлагаю вам прослушать видеозапись одного произведения.
-Сядьте удобнее, расслабьтесь.
- Какая прозвучала музыка? (нежная, спокойная)
- Приятно было слушать эту музыку? (музыку приятно слушать)
- Сколько было исполнителей? (четыре)
Музыкальное произведение для четырёх исполнителей называется Квартет.
- Ребята, вы прослушали «Квартет» композитора Александра Бородина, который исполняют профессиональные музыканты.
-Что такое квартет?
- Знакомы ли вам инструменты, на которых играли музыканты?
Скрипки: - Прима – инструмент, играющий главную роль в оркестре
- Втора – второй по важности инструмент в оркестре
Альт –инструмент немного больше скрипки.
Контрабас – самый низкий голос (бас).
- Что объединяет эти инструменты? (звук извлекается смычком)
- Поэтому все эти инструменты называются смычковые.
-Ребята, интересно, но у Крылова тоже есть произведение «Квартет».
- Мы с ним познакомимся, но сначала давайте узнаем значения некоторых слов.
2. Словарная работа.
Пленять – очаровывать.
Чинно – строго по правилам.
Лад – согласие, порядок.
3. Первичное чтение басни учителем.
- О ком в басне идёт речь? (о животных, выступающих в роли музыкантов)
- А можете их назвать?
IV. Физкультминутка «Прыгающий взгляд»
4. Первичное чтение и анализ басни. Уч. стр. 102
- Где происходит действие басни? (Сели на лужок под липки)
- Почему эти звери собрались вместе? (…«затеяли сыграть Квартет…»; … «пленять своим искусством свет…»)
5. Выборочное чтение
- Найдите и прочитайте, кому какие инструменты достались. (Бас – Медведю, Мартышке– скрипка прима, альт–у Осла, вторая скрипка у Козла)
- Почему автор именно так распределил инструменты?
- Как вы думаете, кого считает Мартышка лучшим музыкантом в оркестре? (себя, поэтому Крылов ей и даёт приму)
- Почему Медведю достался контрабас? (Это большой инструмент, удержать его сможет только он)
-Легко ли Медведю играть на струнном инструменте? (У музыканта должны быть тонкие и гибкие пальцы.).
- Осёл больше Козла, поэтому и инструмент ему достался чуть больше. Хотя и тот и другой – копытные животные. Удобно ли им играть на струнном инструменте копытами?
- Прочитайте, как они начали свою игру (Ударила в смычки, дерут, а толку нет)
- Почему, по мнению Мартышки, у них не получилась музыка?
- Стали ли они лучше играть, когда расселись так, как предложила Мартышка?
- Что предложил им Осел, чтобы они могли осуществить задуманное?(Сесть рядом)
- Каким хотел казаться Осел в глазах у друзей?(Умным, знающим)
- Прочитайте строки, которые говорят о том, из-за чего же, по их мнению, «квартет нейдет на лад»
- Что, кроме инструментов приобрели животные? (ноты)
- Пользовались ли они ими?
- Ребята, а как вы думаете, в чем вина героев, чего им не хватает для осуществления мечты? (Умения)
- К кому обращаются звери за помощью? (Соловью)
- Имеет ли право Соловей поучать всех остальных в этом деле? (да, потому, что он прекрасный певец)
- В каких строках басни заключена мораль? В чём её смысл? (за дело нужно браться умеючи)
- Только ли музыкантам нужно умение? (всем людям)
- К какой ситуации из нашей жизни могут подойти главные слова этой басни?
V. Физкультминутка
Влево наклонись, вправо наклонись,
Вниз опустись, вверх поднимись.
А теперь чуть-чуть попрыгай.
Влево наклонись, вправо наклонись,
И тихонечко садись.
6. Подготовительная работа к выразительному чтению.
- Речь каких животных звучит в басне? (Мартышки. Осла)
- Найдите и прочитайте, как автор называет Мартышку (Проказница).
Проказница- Мартышка - существо несерьезное, вертлявое, неусидчивое;
Осел - упрямый, туповатый.
- Как читать слова каждого героя?
Мартышка - читать быстро, интонация поучительная, несколько хвастливая.
Осел - читать спокойно, в тоне – поучение, осуждение, насмешка.
- Давайте прослушаем басню в исполнении профессионала своего дела.
7. Выразительное чтение басни учащимися (2 человека)
VI. Рефлексия.
- С какой басней Крылова мы сегодня познакомились?
- Кого подразумевает под животными Крылов?
- Что осуждается в этой басне? (отсутствие умения, определённых знаний)
- Какова мораль басни? (прежде чем взяться за дело, нужно получить знания, иметь талант)
- Ребята, вспомните эпиграф урока. Можно отнести эти слова к нашей басне?
-Оцените свою работу на уроке
-Спасибо всем за работу.
VII. Домашнее задание
– Выразительное чтение басни по ролям.