Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Учебно-тематический план работы дошкольного лесничества «ЛЕСОВИЧКИ»

МБДОУ «Детский сад № 24 «Журавлик»

 

Учебно-тематический план работы

дошкольного лесничества

«ЛЕСОВИЧКИ»

 

Автор: старший воспитатель

Епишкова Т.И.

п. Пионерский

  2016г.

 

Пояснительная записка

Дошкольное лесничество «ЛЕСОВИЧКИ» МДОУ № 24 посёлка Пионерский в работе с детьми  дошкольного возраста по экологическому образованию использует метод ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ – это  решение определённых задач в процессе исследования.

ГЛАВНАЯ  ЗАДАЧА  ПРЕДСТАВЛЕННОЙ ТЕХНОЛОГИИ – формирование у детей осознанно - правильного отношения к тем объектам природы, которые находятся рядом с ними.

СТРУКТУРА   ТЕХНОЛОГИИ – календарная последовательность мероприятий, выстроенных в соответствии с сезонными явлениями природы. Внутри каждого месяца (условно четырёх недель) даётся понедельное распределение материала.

ПРИНЦИПЫ   ОРГАНИЗАЦИИ   РАБОТЫ   С   ДЕТЬМИ:

  • системности и последовательности;
  • сезонности с учётом местных условий;
  • возрастной адресованности;
  • координации действий педагогов (воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре);
  • преемственности с семьёй;
  • преемственности со школой.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ  ПРОСТРАНСТВО  ДЕТСКОГО  САДА:

  • уголок природы в группе
  • живой уголок в группе
  • экологическая комната
  • зимний сад

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ  ПРОСТРАНСТВО  НА  УЧАСТКЕ 

ДЕТСКОГО  САДА:

 

  • участок леса
  • участок луга
  • мини-огород
  • экологическая тропа

 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ  ПРОСТРАНСТВО   ВНЕ  УЧАСТКА  ДЕТСКОГО   САДА:

 

  • лесной массив за школой
  • ручей в лесном массиве
  • экологическая тропа по территории посёлка
  • рябиновая аллея на территории школы
  • тополиная аллея на территории дома культуры «Радуга»
  • дендросад на территории Елизовского лесничества

ФОРМЫ   РАБОТЫ   С  ДЕТЬМИ:

  • наблюдения в природе;
  • опыты и эксперименты;
  • экскурсии;
  • тематические занятия;
  • дидактические игры и упражнения;
  • познавательные беседы;
  • коллекционирование;
  • труд в природе;
  • театрализованная деятельность;
  • природоохранные акции.

 

МЕТОДЫ    РАБОТЫ:

  • словесные
  • беседа
  • рассказ воспитателя
  • рассказывание с опорой на наглядный материал
  • чтение художественной и научно-популярной литературы
  • наглядные
  • использование репродукций картин, рисунков, плакатов, фотографий
  • применение ИКТ  (просмотр видеофильмов, слушание звуков природы…)
  • метод непосредственного наблюдения
  • практические
  • дидактические игры
  • дидактические упражнения
  • игры-драматизации
  • инсценировки
  • экспериментирование

 

    В качестве объекта исследований нами было выбрано дерево, что обусловлено рядом причин:

  1). Деревья окружают нас постоянно, однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к животным и цветущим растениям.

  2). Дерево – прекрасный объект для фенологических наблюдений. Так, лиственные деревья имеют ярко выраженные сезонные изменения. На их примере могут быть наглядно рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой, человеком, друг с другом.

  3). С деревом ребёнку проще общаться «на равных», чем с небольшими (травянистыми) растениями, легче представить его своим другом.

   В процессе исследования дети наблюдают за деревом (например, за сезонными изменениями в его облике, за птицами, которые к нему прилетают и т.п.), изучают листья, кору и другие части дерева, почву под ним, его обитателей. Исследовательская деятельность обязательно сочетается с рисованием, лепкой, сочинением рассказов и сказок, дидактическими играми. Большое внимание уделяется эмоциональному восприятию дерева и природы в целом, умению видеть её красоту и желанию защищать природу.

   Параллельно с исследовательской дошкольники занимаются и трудовой деятельностью, которая включает следующие направления:

  1). Уход за посаженным деревом: рыхление почвы, внесение удобрений, уборка мусора.

  2). При необходимости оказание первой помощи дереву – подвязывание сломанных веток, «залечивание» ранки, оставленной человеком (прежде всего это касается берёз, у которых ранней весной люди берут сок).

  3). Изготовление кормушек, подкормка птиц (зимой).

  4). Посадка весной рядом с деревом цветущих растений (дереву будет весело).

    Все виды трудовой деятельности органично вписываются в процесс исследовательской работы.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  1. Развивать у детей желание наблюдать, исследовать  объекты живой природы, получать новые знания, умения, навыки.
  2. Сформировать представления О:
  • жизни растения как живого существа (оно растёт, развивается, размножается, может быть здоровым, больным…), как единого целостного организма;
  • строении, функциях и назначении его частей;
  • развитии дерева, как представителя живой природы;
  • влиянии света, тепла, воды на жизнедеятельность дерева;
  • связи дерева с другими растениями и животными;
  • роли дерева в жизни человека и человека в жизни дерева.

3. Закрепление правил и навыков экологически грамотного и безопасного общения с живым существом; умение применять приобретённые знания и умения в посильной природоохранной деятельности.

4. Вызвать желание делиться своими пожеланиями с родителями, сверстниками.

ФОРМИРОВАНИЕ  ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО  ОТНОШЕНИЯ:

  1. Вызвать у детей интерес к конкретному объекту – дереву, вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нём.
  2. Сформировать устойчивое положительное отношение к дереву, как живому существу.
  3. Помочь детям осознать экологическую ценность природы в её единстве с человеком.
  4. Воспитывать умение сопереживать всему живому, что в дальнейшем трансформируется в сочувствие, затем в содействие.

МЕТОДИЧЕСКИЕ     ПРИЁМЫ:

  • наблюдение, циклические наблюдения;
  • опыты и эксперименты;
  • коллекционирование плодов, шишек, листьев;
  • зарисовки, составление схем;
  • изготовление макета «Наше дерево» (посезонное заполнение макета в течение года, по мере усвоения детьми определённых знаний);
  • дидактические игры на развитие наблюдательности, познавательных интересов.

ВИДЫ    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • Выбор дерева своей группы, присвоение ему имени.
  • Придумывание дня рождения дерева и его празднование.
  • Сочинение писем, открыток дереву (поздравления с праздником, рассказ о событии в группе и т.п.).
  • Фотографирование возле дерева.
  • Оформление альбома «Наше дерево» (рисунки, аппликация, запись высказываний детей и т.п.).
  • Экотренинг с элементами психогимнастики «Если бы я был деревом…», «Станем берёзками…»
  • Труд с целью помочь.
  • Экологическая сказка (сочинение истории, постановка миниспектакля).
  • Прощание с деревом при выпуске в школу, передача его малышам.
  • Проведение акций «Сохраним лесную красавицу», «Когда огонь лесу враг» на территории посёлка
  • Участие в краевом конкурсе детского творчества «Сохраним лес от пожара»

Дошкольное лесничество проводит свою работу в тесном сотрудничестве с краевым государственным казённым учреждением «Елизовское лесничество».

 

  •  

 

  •  

В это время года основными формами работы с детьми – членами дошкольного лесничества – являются экскурсии и целевые прогулки по экологической тропе, работа на миниогороде, уход за цветочными клумбами, наблюдения за растениями и животными. На экскурсиях и прогулках обогащаются представления ребят о природе, развивается наблюдательность, углубляется эстетическое восприятие окружающей природы. Свои впечатления они отражают на занятиях изобразительной деятельностью – в рисунках, лепке, аппликации.

Целевые прогулки в лесной массив посвящаются сбору ягод, наблюдением за цветущими растениями, деревьями, кустарниками, грибами; поиску лесных «диковинок» для поделок и конструирования. Непосредственное общениес природой, близость к ней обогащают детей неизгладимыми впечатлениями. Во время прогулок в лесной массив дети наблюдают и негативное влияние человека на природу – свалки промышленных отходов. По мере возможности собирают в пакеты мусор, приносят на территорию детского сада и складывают в мусорные баки. Так взрослые воспитывают у детей стремление всегда убирать за собой и учить этому своих родных и друзей.

Под руководством воспитателя дети осуществляют полностью уход за огородом и цветником: по мере надобности поливают, рыхлят землю, пропалывают, прореживают всходы и т.п.; собирают урожай по мере созревания овощей или зелени; срезают цветы для букетов. Каждый раз воспитатель обращает внимание детей на новые признаки роста и развития– появляются новые «части» растений. Дальнейшие наблюдения за растениями на огороде подтверждают сделанные ранее выводы: прополка и прореживание необходимы для того, чтобы растениям было больше света.

Летом расширяютсязнания детей о некоторых видах растений цветника, огорода, луга, поля, леса. Для того, чтобы ребята успешнее научились различать растения проводятся дидактические игры-упражнения: «Найди по описанию», «Найди растение по листу», «Что где растёт?», и т.п.

 

О С Е Н Ь.

Осенью проводятся наблюдения за изменением состояния растений в зависимости от изменения погодных условий (постепенное похолодание, увеличение осадков и т.п.). Самое яркое явление осени – расцвечивание листьев деревьев, кустарников, трав и листопад. Научить детей видеть всё богатство и разнообразие красок осени важно не только для формирования у ребят конкретных и точных представлений о жизни живой и неживой природы, но и для эстетического восприятия, связной речи, обогащения изобразительного творчества.

  •  

На прогулках и экскурсиях продолжаются наблюдения за сменой окраски и опаданием листьев с деревьев и кустарников – с какого дерева начали опадать раньше, на каком задержались до первых заморозков и т.п. Проводятся дидактические игры-упражнения «С какого дерева детки?», «Найди такой же», «Что изменилось?», «Что нового, чего не было вчера?», которые развивают наблюдательность, логическое мышление, речь. Собирают разноцветные листья для аппликаций, коллекции. Закладывают начало эксперимента «Куда исчезают опавшие листья?» - собирают разноцветные осенние листья, складывают их в заранее приготовленную ямку, присыпают землёй и ставят метку, чтобы весной после таяния снега раскопать и рассмотреть их.

 

З И М А.

С установлением прочного снежного покрова и льда на стоячих водоёмах начинается зима. Состояние покоя у растений, отсутствие насекомых, исчезновение многих птиц, минусовая температура воздуха, снежные заносы приводят к сокращению наблюдений и труду детей непосредственно в природе. Работу эту продолжают в уголке природы в группе и на участке детского сада. Зима – удобное время для упражнений детей в умении различать деревья и кустарники по расположению веток, цвету коры, особенностям почек. Для того, чтобы закрепить знания детей о некоторых особенностях состояния деревьев и кустарников зимой (они остаются живыми), в помещение группы в середине зимы вносят веткитополя, ивы, повторяют опыты по их «Оживлению» (опыты проводились ещё в старшей группе на занятиях экологического кружка). Зимой продолжают подкормку птиц, используя в дополнении к традиционным зерну, семечкам, хлебным крошкам собранные осенью семена и плоды растений. В начале, в середине и в конце зимы проводят измерение линейкой снежного покрова около деревьев, выясняя значения снега в жизни растений. Находят на снегу следы птиц или зверей, зарисовывают их с помощью воспитателя, а затем определяют, кому они могут принадлежать с применением пособия «Белая тропа».

В декабре проводится экологическая акция «Ёлочка - живая иголочка» – дети под руководством воспитателей и с помощью родителей изготавливаютплакаты «Сохраним ёлку – красавицу наших лесов» и развешивают в общественных местах посёлка. На новогодних утренниках обращается внимание детей на то, что ёлочка, установленная в музыкальном зале, искусственная, но она такая же красивая и нарядная какнастоящая. Это значит, что мы все вместе сохранили одну большую ель в лесу. После новогодних праздников проводится обход территории посёлка с целью подсчётаколичества выброшенных елочек.

 

В Е С Н А.

В первый период весны воспитатель обращает внимание детей на признаки весны – солнце поднимается выше, становится теплее, появляются воронки вокруг стволов деревьев, оживление в поведении птиц, изменение цвета снежного покрова (потемнел, осел) и т.п. Далее дети наблюдают в природе пробуждение растений – набухание почек на ветках деревьев и кустарников, появление зелёной травки, одуванчиков (в каких местах и почему именно там), распускание листочков на ветках, появление первоцветов. В уголке природы организуется посадка луковиц, чеснока, посев семян укропа, петрушки, цветковых растений, осуществляется уход за посадками.

Первые недели весны – удобное время для дальнейшего углубления, обогащения и систематизации знаний об условиях роста и развития растений. С этой целью в уголке природыорганизуется система опытов и экспериментов с использованием семян, веток, посевов.Воспитатель привлекает детей к созданию необходимых условий, к сравнительным наблюдениям, выводам, обобщениям, стремлению делать зарисовки.Итог проведённой системы опытов – определение необходимости для роста и развития растений каждого из условий: света, тепла, влаги, «почвенного питания». Этот вывод затем проверяется и подтверждается наблюдениями и трудом детей на участке во втором периоде весны после схода снежного покрова, когда в природе возникают наиболее благоприятные сочетания всех необходимых условий.

Заканчивают эксперимент «Куда исчезают опавшие листья?», который начали осенью. Раскапывают землю в том месте, где помещались опавшие листья. Делают вывод -–листья перегнили и смешались с почвой. Обращают внимание на остатки осенних листьев под деревьями, на дорожках, они потемнели, стали ломкими, а со временем совсем высохли и превратились в пыль.

В апреле проводится большой фольклорный праздник, посвященный Международному Дню Земли. В мае проводится акция «Первоцветы», в процессе которой воспитатель с детьми организует наблюдения за первоцветами в природе, выставку рисунков первоцветов (ветреницы дубравной, хохлатки, гусиного лука), проводят анкетирование родителей на тему «Первоцветы рядом с нами!».