Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Учебная программа по курсу внеурочной деятельности «Устное народное творчество» в 5-9 классах (АООП вариант 2) (адаптационная)

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 33 г. Братска»

 

Учебная программа по курсу внеурочной деятельности «Устное народное творчество»

в 5-9 классах (АООП вариант 2) (адаптационная)

 

 

учителя

Августинопольская С.А.

Загребская А.В. 

 Шабанова И.П.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

  1. Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………….3

  2. Содержание программы …………………………………………………………………………………..…………….5

  3. Учебно-тематическое планирование…………………………………………………………………………………..19

  4. Календарно-тематическое планирование……………………………………………………………………………...20

  5. Учебно-методическое обеспечение…………………………………………………………………………………….30

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Устное народное творчество является средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной и творческой активности, даёт ребёнку образцы правильного литературного языка, служит для того, чтобы помочь каждому ученику научиться самостоятельно, вступать в диалог с различными "голосами" произведений.

Программа факультативного курса «Устное народное творчество» в коррекционной работе способствует гармоничному развитию личности ребенка с отклонениями. Известно, что народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов. Такой яркий и выразительный материал, как фольклор, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для коррекционной работы с детьми с ОВЗ. Поэтому в коррекционной работе должны активнее использоваться возможности устного народного творчества, стимулирующего формирование аффективного воображения и речи.

Народный фольклор называют также народной дидактикой. Формы народного фольклора настолько разнообразны и выразительны, что позволяет учителю быстро найти эмоциональный контакт с ребенком и построить свою работу по преодолению отклонений в развитии речи на ярком и интересном для ребенка материале. Простота и лаконичность народного фольклора помогает простыми коррекционными средствами решать сложные задачи. Он легко запоминается и способствует развитию воображения, мышления, эмоционально-волевой сферы ребенка и речи.

Цель данного факультативного курса:

Приобщение учащихся к истокам русской народной культуры, культуры народов Сибири, накопление ребенком коммутативного навыка и социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний и умений.

 

Основными задачами для курса являются:

  • Формировать у детей интерес к чтению путём знакомства с произведениями устного народного творчества.

  • Коррекция и развития связанной устной речи (пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через устное народное творчество.

  • Воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа.Развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков.

 

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.

«Развитие речи» Учащиеся знакомятся с предметами быта, их названиями, предназначением, со способами действий с ними, традициями, обрядами, народными праздниками.

У учащихся развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата, обогащение словаря с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.

«Чтение и письмо» Учащиеся знакомятся с литературными произведениями (сказками, былинами, преданиями)

«Рисование» Учащийся учатся изображать героев сказок и былин, отражая в рисунках костюмы и быт того времени.

Алгоритма работы с литературным произведением

Разрабатывая программу, учитывалось, что дети с особыми образовательными потребностями не владеют, в силу и психофизических особенностей, навыками анализа художественного произведения. Они нуждаются в помощи взрослого, поэтому целесообразно использовали следующий пошаговый алгоритм работы над художественным произведением.

  1. Чтение произведения.

  2. Беседа о прочитанном.

  3. Рассматривание иллюстраций.

  4. Игры-беседы детей с персонажами.

  5. Этюды на выражение эмоций у детей.

  6. Игры-драматизации по содержанию художественных произведений.

  7. Установление связи между идей произведения и жизненным опытом детей.

  8. Рисование сказок.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Потешный фольклор

Русские народные пестушки, потешки, прибаутки, развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение. В потешный фольклор входят также: голосянки, молчанки, небылицы, нескладухи.

Потешный фольклор создавались с целью развития двигательной активности, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняется, тем больше участков мозга включается в работу. Потешки развивают речевые центры мозга, мелкую моторику и способствуют эмоциональному развитию ребенка.

II. Сказки.

Сказки - древнейший жанр устного народного творчества. Сказки помогают учащимся адаптироваться к жизни, решая сказочные конфликты, ребенок смягчает свое внутреннее психологическое напряжение, приобретает веру в себя и чувство защищенности оказываетненавязчивое воспитательное воздействие, пополняет запас знаний и сведений, развивает все компоненты речи и творческие способности.

Через сказку легко объяснить нравственные понятия: что такое «хорошо» и что такое «плохо», ярко представленные в образах героев, они закрепляются в реальной жизни и во взаимоотношениях с близкими людьми.

Путешествуя по сказкам, дети пробуждают фантазию и образное мышление, освобождаются от стереотипов и шаблонов. Постоянно используемые этюды на выражение и проявление различных эмоций улучшают и активизируют выразительные средства: пластику, мимику и речь.
Для полноценного развития ребенка важно питание его эмоциональной сферы, развитие чувств, а сказка - одно из самых доступных средств для развития эмоций ребенка.

Таким образом, у детей с речевыми нарушениями и интеллектуальной недостаточностью быстрее усваиваются лексико-грамматические категории, повышаются выразительные средства (мимика, движения, жесты, интонация, темпы, ритм, речевое дыхание), развиваются личностные качества, мотивационно-волевые процессы, обогащается и систематизируется словарный запас, формируется правильное произношение, развивается образная речь, описание, повествование, сочинение сказок и историй, в том числе и несуществующих.

 

III Былины

Былины – древнейшие сказания о народных героях, защитниках Родины. Через знакомство с былинами у учащихся формируется чувство патриотизма, любви к своей стране, а так же они узнают элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси (русский народ славился богатырской силой; слава о богатырях Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, русские богатыри защищали землю от врагов). Знакомятся с костюмом русского богатыря (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги), а такжеоружием русского воина (палица, копье, щит, меч, стрелы, булава, лук). Воспитывается интерес к истории России. Прививаются детям культурные ценности.

IV. Пословицы и поговорки

   Пословицы и поговорки называют «жемчужинами» народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения. Заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны и поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами. В них много олицетворений, мелких определений. Пословицы можно использовать в любой ситуации.

Пословицы и поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим учащихся к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.

V. Загадки

Загадки - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов.

Посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

VI. Скороговорки, чистоговорки

На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину. Они помогали ребенку быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить.

Эти упражнения способствуют улучшению дикции детей и взрослых, помогают приучить органы артикуляции к быстрой смене положения при произнесении трудных сочетаний звуков, помогают устранить нечеткое произношение.

VII. ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРАЗДНИКИ

С раннего возраста ребенок знакомится с произведениями малого фольклорного жанра – со звучанием стихотворной речи, улавливая ее ритм; с богатством и разнообразием словесных форм – песенок, потешек, поговорок, прибауток – которые создают благоприятные условия для эмоционального развития детей и зарождения интереса к художественному слову, к народному театру, к календарному фольклору в целом.

Дальнейшее познания национального наследия наших предков календарного фольклора и радостного творчества каждого ребенка вызывает эмоциональный отклик, пронизывает весь коррекционно-воспитательный процесс, учитывая особенности детей с нарушением интеллекта. Действия традиционно-народного обряда вызывают у детей неподдельный интерес, непосредственные яркие эмоции, несут эмоционально-нравственный смысл.

 

VIII. ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПЕСНИ

Сущность фольклорных песен заключается в том, чтобы вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают положительное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом.  

Помимо познавательного, речевого, художественно-эстетического, нравственно-эмоционального развития фольклор способствует и социальному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья, является своеобразным «мостиком» приобщения к народным истокам, к самобытным традициям культуры России.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

5 класс

 

I раздел (2ч.)Устное народное творчество и его жанры

Вводное занятие. Что такое устное народное творчество. Жанры устного народного творчества.

II раздел (3ч.) - Потешный фольклор

Потешки, голосянки, молчанки, прибаутки, небылицы, частушки, нескладухи, сечки

III раздел (3ч.)– Пословицы и поговорки

Классификация. Тематика. пословицы и поговорки

IV раздел (5ч.) –Загадки

Тематика загадок. Типы загадок (вопрос, описание, сравнение). Сочинение загадки. Викторина загадок. Лотерея загадок.

V раздел (3)-Скороговорки. Чистоговорки

Сочинение чистоговорок

VIраздел (18ч.)-Русские народные сказки

Присказка. Признаки сказок. Тематика сказок. Сказки народов Севера.

Сказки о животных:

«Лисичка со скалочкой». Чтение сказки. Игра-драматизация по содержанию сказки.

Волшебные сказки:

Сказка «Петух и жерновцы» чтение сказки. Игры-беседы с персонажами.

Бытовые сказки:

Сказка «Каша из топора» чтение. Установление связи между идей произведения и жизненным опытом детей.

Сочинение сказок. Игра-викторина «загадки по сказкам». Итоговое занятие «К мудрости ступенька»

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

 

Учащиеся должны знать:

  • Что такое устное народное творчество и его жанры

  • Тематику пословиц и поговорок

  • Типы загадок (вопрос, описание, сравнение)

  • Признаки сказок, тематика сказок, отличительные черты сказок народов Севера.

  • Наизусть:2 потешки, 2 загадки, 1 пословицу, 1 поговорку.

Учащиеся должны уметь:

  • Ориентироваться в книге

  • Делить текст сказки на составные части

  • составлять небольшие сказки по картинке

  • читать осознанно, правильно.

  • Отвечать на вопросы учителя

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

6 класс

I раздел (2ч.)Устное народное творчество и его жанры

Вводное занятие. Что такое устное народное творчество. Жанры устного народного творчества.

II раздел (4ч.) -Потешный фольклор народов Севера

Потешки, голосянки, молчанки, прибаутки, небылицы, частушки, нескладухи, сечки

III раздел (2ч.) – пословицы и поговорки

Классификация. Тематика. пословицы и поговорки

IV раздел (5ч.) – Загадки

Тематика загадок(шарады). Типы загадок (вопрос, описание, сравнение). Сочинение загадки. Викторина загадок. Лотерея загадок

V раздел (3ч.) - Скороговорки. Чистоговорки

Сочинение чистоговорок

VI раздел (14ч.) - Русские народные песни

Тематика песен Колыбельные песни

VIIраздел (4ч.) - Русские народные сказки

Присказка Признаки сказок. Тематика сказок. Сказки о животных: «Волк, перепелка и дергун». Чтение сказки. Игра-драматизация по содержанию сказки.

Волшебные сказки: Сказка «Гуси-лебеди» чтение сказки. Игры- беседы с персонажами.

Бытовые сказки: Сказка «Хорошо, да худо» чтение. Установление связи между идей произведения и жизненным опытом детей.

Сочинение сказок.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

 

Учащиеся должны знать:

  • Что такое устное народное творчество и его жанры

  • Тематику русских народных песен

  • Наизусть: 2 частушки, 1 небылицу народов севера, 2 чистоговорки, 1 колыбельную песню

Учащиеся должны уметь:

  • Читать осознанно, правильно, выразительно

  • Делить текст сказки на составные части

  • Различать виды пословиц, поговорок, сказок

  • составлять небольшие сказки по картинке

  • разгадывать шарады

  • характеризовать героев сказки

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

7 класс

 

I раздел (2ч.)Устное народное творчество и его жанры

Вводное занятие. Что такое устное народное творчество. Жанры устного народного творчества.

II раздел (2ч.) - пословицы и поговорки

Классификация. Тематика пословиц и поговорок.

III раздел (5ч.) – Загадки

Тематика загадок (шарады, метаграммы). Сочинение загадки. Викторина загадок. Лотерея загадок

IV раздел (3ч.) – Скороговорки. Чистоговорки

Сочинение чистоговорок

V раздел (13ч.)- Русские народные песни

Тематика песен. Шуточные и плясовые песни

VI раздел (4ч.)- Русские народные сказки

Присказка Признаки сказок Тематика сказок. Сказки о животных: «Лиса-повитуха». Чтение сказки. Игра-драматизация по содержанию сказки.

Волшебные сказки: Сказка «Волшебное кольцо». Чтение сказки. Игры-беседы с персонажами.

Бытовые сказки: Сказка «Чего на свете не бывает» чтение. Установление связи между идей произведения и жизненным опытом детей.

Сочинение сказок

VIIраздел (5ч.)- Былины.

Что такое былины. Происхождение, сказители, собиратели былин. Былина «Илья Муромец» чтение. Былина в живописи. Рисуем героев былины

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

 

Учащиеся должны знать:

  • Тематику русских народных песен

  • Наизусть: 5 чистоговорок, 1 шуточную песню, отрывок из былины

  • Что такое былины

Учащиеся должны уметь:

  • Читать осознанно, правильно, выразительно

  • с помощью учителя определять главную мысль прочитанного программного произведения

  • Делить текст на составные части

  • Пересказывать текст по плану с помощью учителя

  • Высказывать свое отношение к героям и их поступкам

  • Разгадывать шарады, метаграммы

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

8 класс

 

I раздел (2ч.)Устное народное творчество и его жанры

Вводное занятие. Что такое устное народное творчество. Жанры устного народного творчества.

II раздел (2ч.) - пословицы и поговорки

Классификация. Тематика. пословицы и поговорки

III раздел (2ч.) – Загадки

Тематика загадок (шарады, метаграммы, анаграммы). Сочинение загадки. Викторина загадок.

IV раздел (2ч) – Скороговорки. Чистоговорки

Сочинение чистоговорок

V раздел (3ч.)- Русские народные песни

Тематика песен. Календарные и исторические песни

VI раздел (2ч.) Фольклорный театр

«Балаган» народная драма. «Театр Петрушки»

VII раздел (2ч.) Фольклорные праздники

«Крещенский вечерок». «Масленица»

VI раздел (14ч.) - Русские народные сказки

Присказка Признаки сказок Тематика сказок. Сказки о животных: «О щуке зубастой», «Лиса и козел». Чтение сказки. Игра-драматизация по содержанию сказки.

Волшебные сказки: Сказка «Перышко Финиста ясного сокола». Чтение сказки. Игры- беседы с персонажами.

Бытовые сказки: Сказка «Горшок». «Дочь-семилетка» чтение.

Докучные сказки. Сочинение сказок. Суеверные рассказы (колдуны и ведьмы). Игра «Поле чудес» по сказкам

VIIраздел (5ч.) - Былины.

Что такое былины. Происхождение, сказители, собиратели былин. Былина «Илья Муромец» чтение. Художественный мир былин. Былина «Алеша Попович» чтение.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

 

Учащиеся должны знать:

  • Тематику русских народных песен

  • Наизусть: колядки, 1 календарную песню, отрывок из былины

  • Что такое фольклорный театр и фольклорные праздники.

Учащиеся должны уметь:

  • Читать целыми словами вслух

  • Читать «про себя», выполняя задание учителя

  • Делить текст на составные части

  • Пересказывать текст по плану полно и выборочно

  • Высказывать свое отношение к героям и их поступкам

  • Разгадывать шарады, метаграммы, анограммы

  • Различать народные песни по их тематике

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

9 класс
 

I раздел (2ч.)Устное народное творчество и его жанры

Вводное занятие. Что такое устное народное творчество. Жанры устного народного творчества.

II раздел (2ч.) - пословицы и поговорки

Классификация. Тематика. пословицы и поговорки

III раздел (2ч.) – Скороговорки. Чистоговорки

Сочинение чистоговорок

IV раздел (4ч.) – Русские народные песни

Тематика песен. Семейные, лирические, свадебные песни

V раздел (5ч.) - Фольклорный театр

«Балаган» народная драма. «Театр Петрушки». «Медвежья потеха»

VI раздел (3ч.) Фольклорные праздники

«Крещенский вечерок». «Масленица» «Ярмарка-народное гуляние»

VII раздел (11ч.) Русские народные сказки.

Присказка, признаки, тематика сказок. Влияние русской сказки на творчество авторов.

«Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкин. Выразительное чтение сказки по ролям.

Влияние фольклора на творчество П. Бажова «Малахитовая шкатулка» П. Бажов. Сказовая основа «Малахитовой шкатулки» П. Бажова.

Суеверные рассказы (водяные и русалки). Народные заговоры

VIII раздел (5ч.) - Былины

Что такое былины. Происхождение, сказители, собиратели былин. Художественный мир былин.

Былина «Добрыня Никитич» чтение.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

 

Учащиеся должны знать:

 

  • Что такое авторская сказка

  • Наизусть: 1 семейную песню, отрывок из былины

  • Что такое фольклорный театр и фольклорные праздники.

Учащиеся должны уметь:

  • Читать целыми словами вслух

  • Читать «про себя», выполняя задание учителя

  • Пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста

  • Давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая свое отношение к ним

  • самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Наименование раздела

Количество часов

1.

Введение в курс

10

2.

Потешный фольклор

7

3.

Пословицы и поговорки

11

4.

Загадки

17

5.

Скороговорки. Чистоговорки.

13

6.

Русские народные сказки

70

7.

Русские народные песни

15

8.

Былина

15

9.

Фольклорный театр

7

10.

Фольклорный праздник

5

 

Всего

170

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

Кол-во часов

Тема

I Введение в курс

1

1

Вводное занятие. Что такое устное народное творчество.

2

1

Жанры устного народного творчества.

II Потешный фольклор

3

1

Потешки. Голосянки. Молчанки

4

1

Прибаутки. Небылицы.

5

1

Частушки. Нескладухи.

III Пословицы поговорки

6

1

Классификация

7

1

Лаконичность и образность пословиц и поговорок.

8

1

Тематика и отражение народного опыта.

IV Загадки

9

1

Тематика загадок

10

1

Типы загадок (вопрос, описание, сравнение)

11

1

Сочинение загадки

12

1

Викторина загадок

13

1

Лотерея загадок

Скороговорки, чистоговорки

14

1

Скороговорки

15

1

Чистоговорки.

16

1

Сочинение чистоговорок

VI Русские народные сказки

17

1

Присказка

18

1

Признаки сказок

19

1

Тематика сказок

20

1

Сказки о животных

21

1

Лисичка со скалочкой. Чтение сказки.

22

2

Игра-драматизация по содержанию сказки.

23

1

Волшебные сказки

24

1

Сказка «Петух и жерновцы» чтение сказки

25

1

Игры-беседы с персонажами.

26

1

Бытовые сказки

27

1

Сказка «Каша из топора» чтение.

28

1

Установление связи между идей произведения и жизненным опытом детей.

29

3

Сочинение сказок

30

1

Игра-викторина «Загадки по сказкам»

31

1

Итоговое занятие «К мудрости ступенька»

 

6 класс

 

Кол-во часов

Тема

I Введение в курс

1

1

Вводное занятие. Что такое устное народное творчество.

2

1

Жанры устного народного творчества.

II Потешный фольклор

3

1

Голосянки. Молчанки,

4

1

Сечки

5

1

Небылицы.

6

1

Частушки. Нескладухи.

III Пословицы поговорки

7

1

Классификация

8

1

Тематика и отражение народного опыта.

IV Загадки

9

1

Тематика загадок

10

1

Типы загадок (шарады)

11

1

Сочинение загадки

12

1

Викторина загадок

13

1

Лотерея загадок

Скороговорки, чистоговорки

14

1

Скороговорки

15

1

Чистоговорки.

16

1

Сочинение чистоговорок

VI Русские народные песни

17

2

Тематика песен

18

2

Колыбельные песни

VII Русские народные сказки

19

1

Присказка, признаки, тематика сказок.

20

1

Сказки о животных

21

1

«Волк, перепелка и дергун». Чтение сказки.

22

2

Игра-драматизация по содержанию сказки.

23

1

Волшебные сказки

24

1

«Гуси-лебеди» чтение.

25

1

Выразительное чтение сказки по ролям.

26

1

Бытовые сказки

27

1

Сказка «Хорошо, да худо» чтение.

28

1

Установление связи между идей произведения и жизненным опытом детей.

29

3

Сочинение сказок

 

7 класс

 

Кол-во часов

Тема

I Введение в курс

1

1

Вводное занятие. Что такое устное народное творчество.

2

1

Жанры устного народного творчества.

II Пословицы поговорки

3

1

Классификация

4

1

Тематика и отражение народного опыта.

III Загадки

5

1

Тематика загадок

6

1

Типы загадок (шарады, метаграммы)

7

1

Сочинение загадки

8

1

Викторина загадок

9

1

Лотерея загадок

IV Скороговорки, чистоговорки

10

1

Скороговорки

11

1

Чистоговорки.

11

1

Сочинение чистоговорок

V Русские народные песни

12

2

Тематика песен

13

2

Шуточные и плясовые песни.

VI Русские народные сказки

14

1

Присказка, признаки, тематика сказок.

15

1

Сказки о животных

16

1

«Лиса-повитуха»

17

2

Игра-драматизация по содержанию сказки.

18

1

Волшебные сказки

19

1

«Волшебное кольцо». Чтение.

20

1

Игра-драматизация по содержанию сказки.

21

1

Бытовые сказки

22

1

«Чего на свете не бывает»

23

1

Установление связи между идей произведения и жизненным опытом детей.

24

2

Сочинение сказок

VII Былины

25

1

Что такое былины.

26

1

Происхождение, сказители, собиратели былин.

27

1

Былина «Илья Муромец» чтение.

28

1

Былина в живописи.

29

1

Рисуем героев былины

 

8 класс

 

Кол-во часов

Тема

I Введение в курс

1

1

Вводное занятие. Что такое устное народное творчество.

2

1

Жанры устного народного творчества.

II Пословицы поговорки

3

1

Классификация

4

1

Тематика и отражение народного опыта.

III Загадки

5

1

Тематика загадок

6

1

Типы загадок (шарады, метаграммы, анаграммы).

IV Скороговорки, чистоговорки

7

1

Скороговорки

8

1

Чистоговорки.

V Русские народные песни

9

1

Тематика песен

10

1

Календарные песни.

11

1

Исторические песни.

VI Фольклорный театр

12

1

«Балаган» народная драма

13

1

«Театр Петрушки»

VII Фольклорные праздники

14

1

«Крещенский вечерок»

15

1

«Масленица»

VIII Русские народные сказки

16

1

Присказка, признаки, тематика сказок.

17

1

Сказки о животных «О щуке зубастой»

18

1

«Лиса и козел» Чтение сказки.

19

2

Игра-драматизация по содержанию сказки.

20

1

Волшебные сказки

21

2

«Перышко Финиста ясного сокола»

22

1

Бытовые сказки «Горшок»

23

1

«Дочь-семилетка»

24

1

Докучные сказки

25

1

Сочинение сказок

26

1

Суеверные рассказы (колдуны и ведьмы)

27

1

Игра «Поле чудес» по сказкам

IX Былины

28

1

Что такое былины.

29

1

Происхождение, сказители, собиратели былин.

30

1

Художественный мир былин.

31

2

Былина «Алеша Попович» чтение.

 

9 класс

 

Кол-во часов

Тема

I Введение в курс

1

1

Вводное занятие. Что такое устное народное творчество.

2

1

Жанры устного народного творчества.

II Пословицы поговорки

3

1

Классификация

4

1

Тематика и отражение народного опыта.

III Скороговорки, чистоговорки

5

1

Скороговорки

6

1

Чистоговорки.

IV Русские народные песни

7

1

Тематика песен

8

1

Семейные песни.

9

1

Лирические песни.

10

1

Свадебные песни

V Фольклорный театр

11

1

«Балаган» народная драма

12

1

Игра-драматизация

13

1

«Театр Петрушки»

14

1

Игра-драматизация

15

1

Медвежья потеха

VI Фольклорные праздники

16

1

«Крещенский вечерок»

17

1

«Масленица»

18

1

«Ярмарка-народное гуляние»

VII Русские народные сказки

17

1

Присказка, признаки, тематика сказок.

20

1

Влияние русской сказки на творчество авторов.

21

1

«Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкин.

22

2

Выразительное чтение сказки по ролям.

23

1

Влияние фольклора на творчество П. Бажова

24

2

«Малахитовая шкатулка» П. Бажов.

25

1

Сказовая основа «Малахитовой шкатулки» П. Бажова.

26

1

Суеверные рассказы (водяные и русалки)

27

1

Народные заговоры

VIII Былины

28

1

Что такое былины.

29

1

Происхождение, сказители, собиратели былин.

30

1

Художественный мир былин.

31

2

Былина «Добрыня Никитич» чтение.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

1.Сказки, пословицы, загадки//Из "Книг для чтения" и "Азбуки" Л.Н.Толстого. М., "Детская литература", 1989.

2. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева. – М., 2004.

3. Сказки: Библиотека русского фольклора. Кн. 1-2. – М, 1988, 1989.

4.Ростоцкий. И.Б. «Скоморошье искусство» - Москва 2002

5. Т. В.Зуева, Б.П.Кирдан Русский фольклор//Учебник для высших учебных заведений, второе издание. М., Флинта, Наука, 2000.

6. Владимир Пропп Исторические корни волшебной сказки. М., Лабиринт, 2000.

7. Фразеологический словарь русского языка//Издание шестое. Сост.: В.П.Жуков, Л.А.Войнова, А.И.Молотков, А.И.Фёдоров. Под ред. А.И.Молоткова. М., Астрель, 2001.

8. Ф.И.Буслаев Исторические очерки русской народной словесности и искусства//Т. 1. СПб., 1861.

9. Напутное//Пословицы русского народа: Сборник В.Даля. В 2-х т. Т. 6. М., "Художественная литература", 1984.

10. Русское народное поэтическое творчество/Под ред. Н.И.Кравцова. М., 1971.

11. Русское народное поэтическое творчество/Под ред. А.М.Новиковой. Изд. 2-е. М., 1978.

12. Толковый словарь русского языка. Сост.: С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. 2-е издание. М., АЗЪ, 1994.

13. О.В.Соболева О понимании мини-текста, или пословица век не сломится.

14. Н.И.Кравцов, С.Г.Лазутин. Русское устное народное творчество. Издание . М., "Высшая школа", 1983.

15. В.П.Аникин, Ю.Г.Круглов. Русское народное поэтическое творчество. Л., "Просвещение", Ленинградское отделение, 1983.

16. В.П.Аникин. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор: пособие для учителя. – М., 1957.

17. Загадки русского народа. Сборник загадок, вопросов, притч и задач. Составил Д.Н.Садовников/Вступ. ст., ред. и примеч. В.П.Аникина. – М., 1959.

18. В.Я.Пропп. Сказка. Эпос. Песня./Составление, научная редакция, комментарии и указатели В.Ф.Шевченко. – М.: "Лабиринт", 2001. – 368 с. – (Собрание трудов).

19.   Стрельцова Л.Е., Тамарченко Н.Д. Глаголъ и добро: Волшебные и бытовые сказки. Тверь, 2005.