Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ОБЖ в 1-4 классе для детей с выраженным недоразвитием интеллекта (адаптационная). Срок освоения программы 4 года. Номинация «Дополнительные образовательные программы по направлениям внеурочной деятельности».

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 33 г. Братска»

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ОБЖ

в 1-4 классе для детей с выраженным недоразвитием интеллекта (адаптационная). Срок освоения программы 4 года. Номинация «Дополнительные образовательные программы по направлениям внеурочной деятельности».

 

учитель высшей категории с/к класса

Тоцкая С.А.

учитель I категории с/к класса Билая О.Г.

 

Содержание

 

  1. Пояснительная записка …………………………………………………….3

  2. Описания особенностей контингента обучающихся

определенного класса ………………………………………………………5

  1. Содержание программы……………………………………………………6

  2. Тематическое планирование……………………………. ………………....12

  3. Распределение учебного времени по темам и содержание I КЛАСС…...13

  4. Распределение учебного времени по темам и содержание II КЛАСС…. 16

  5. Распределение учебного времени по темам и содержание

III КЛАСС ………………………………………………………………….19

  1. Распределение учебного времени по темам и содержание

IV КЛАСС…………………………………………………………………..22

  1. Список литературы …………………………………………………..……26

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа курса «Основы безопасности жизнедеятель­ности» (ОБЖ) разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с региональным учебным планом для образовательных учреждений Иркутской области реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, распоряжением министра образования Иркутской области от 21.09.2010 г. № 795-мр «О получении образования детьми с ограниченными возможностями здоровья». За основу данной программы взятыучебная программа ОБЖ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, разработанная ОГОУ ДПО «Иркутский институт повышения квалификации работников образования» кафедрой ОБЖ, физической культуры и экологии человека и учебника «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений, авторы А.В. Гостюшин, Н.Н. Гостюшина, А.З.Лобанова, Ф.Д. Путинцев, В.Я. Сюньков.

Введение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебный план начальной школы VIII вида предназначен для начального формирования у младших школьников сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения первичных знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них.

Программа нацелена на учащихся 1-4 классов с умеренной умственной отсталостью, проживающих в условиях закрытого интернатного типа и включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах.

Занятия строятся на комплексной основе с использованием разных видов деятельности: игровой, конструктивной, изобразительной (рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению предъявляемого материала.

Необходимо учитывать, что динамика овладения детьми данной категории понятиями и умениями крайне низка. Поэтому программа составлена таким образом, что расширение объема изучаемого содержания и увеличение степени его сложности происходит очень медленно. Изучаемый материал постоянно повторяется в различных предметно-практических и игровых ситуациях.

При разработке программы учитывались современные тенденции и подходы к организации и содержанию образования детей с тяжелыми нарушениями психофизического и интеллектуального развития, нашедшие отражение в комплексных программно-методических материалах Бгажноковой И.М., Ульянцевой М.В., Комаровой С.В.

Факультативный курс ОБЖ предназначен для изучения учащимися различных чрезвычайных ситуаций, к умению находить выход из ситуаций, опасных для жизни и здоровья путем формирования у них системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, обучения практическим навыкам охраны жизни и здоровья.

Цель курса – воспитание у учащихся ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности.

Задачи курса:

обучить учащихся умению распознавать и оценивать опасности окружающей среды;

раскрыть систему знаний об опасностях различного происхождения, мерах по их предотвращению, ликвидации их последствий;

привить учащимся навыки защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в ситуациях, опасных для их физического, психологического здоровья и жизни.

Программа занятий по основам безопасности жизнедеятельности учащихся состоит из разделов: «Правила дорожного движения», «Правила пожарной безопасности», «Защита от чрезвычайных ситуаций», «Охрана жизни и здоровья» и построена на основе следующих принципов: учет возрастных особенностей учащихся, полицентризм, сочетание психологического и культурологического сопровождения, систематичность.

Разделы программы имеют собственные, внутренние принципы построения материала и формулировки тем. Общим принципом построения всей программы, объединяющим ее разделы, является принцип расширения социального опыта безопасной жизнедеятельности учащихся.

 

ОПИСАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНТИНГЕНТА ОБУЧАЮЩИХСЯ

ОПРЕДЕЛЕННОГО КЛАССА:

 

Обучающиеся имеют умеренную умственную отсталость. Причинами умственной отсталости являются различные поражения головного мозга. У учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью преобладают примитивные физиологические потребности в связи с несформированностью потребностей более высокого уровня (например, познавательных потребностей, потребности в само­стоятельности, в полноценном общении).

Такие дети в большинстве своем индифферентны по отноше­нию к окружающему предметному миру. Их действия не ориен­тированы на физические свойства и качества предметов и оста­ются на уровне манипулирования ими. Поэтому их обобщенные представления, очень ограниченные, касаются только тех объек­тов, которые связаны с их непосредственной деятельностью. В отношении других объектов их знания и представления отрывоч­ны, фрагментарны, а часто и совсем отсутствуют. С нарушением интеллекта тесно связано развитие речи уча­щихся с умеренной умственной отсталостью. Степень их речевого развития чаще всего соответствует степени их обще­го психического развития. Для этих учащихся характерно глубокое недоразвитие всех сторон речи: фонетико-фонематической, лексической, грамматической. Характерная особенность недоразвития сенсорных функций у обучающихся с умеренной умственной отсталостью заключается не в органическом поражении анализаторов, а в неумении полноценно их использовать, перерабатывать получаемую информацию. Восприятие и воспроизведение ими воспринятого характеризуются недифференцированностью, глобальностью. Грубые нарушения процессов высшей нервной деятельности и всех психических процессов не позволяют сформироваться целенаправленным при­емам познавательной деятельности (анализа, синтеза, сравнения, систематического поиска, полного охвата материала, применения адекватных способов действий). Это обусловливает хаотичный, беспорядочный и неосмысленный характер деятельности учащихся.

Для мышления учащихся рассматриваемой категории харак­терны те же негативные особенности, что и для сенсорной дея­тельности, однако выражены они в еще большей степени. При этом отмечаются беспорядочность, бессистемность представле­ний и понятий, отсутствие или слабость смысловых связей, труд­ность их установления, инертность, узость и конкретность, чрез­вычайная затрудненность, а подчас и недоступность обобщений. Они часто неадекват­но воспринимают суть задания, упрощают или искажают его. В ходе выполнения задания имеют место «соскальзывания», уход от поставленной цели. Процесс выполнения заданий нередко сводится к совокупности проб и ошибок. Критичность мышления на всех этапах решения задачи низкая.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Раздел 1. Правила дорожного движения. Решает вопросы безопасности пешехода на дороге, формирования у учащихся знаний о транспорте, правилах дорожного движения, умений правильно вести себя на дороге.

Раздел 2. Правила пожарной безопасности. Формирование у обучающихся знаний о возникновении пожаров и их ликвидации, умений правильно вести себя во время пожара.

Раздел 3. Защита от чрезвычайных ситуаций. Формирование у обучающихся комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Раздел 4. Охрана жизни и здоровья. Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказы­вать первую медицинскую помощь.

Структура программы учитывает особенности обучения учащихся различного возраста и интеллекта. Все разделы построены по принципу развертывания системы знаний от простого к сложному, чтобы у школьников от класса к классу вырабатывалась психологическая готовность к трудным и опасным ситуациям в реальной жизни, в их контактах с природой, техникой, людьми. Каждый раздел имеет 8-9 тем. При этом количество тем может варьироваться.

Формы занятий данной программы определяются возрастными психофизиологическими особенностями учащихся. Занятия проводятся в основном в виде бесед, практических работ и сюжетно-ролевых игр, экскурсии.

Программа предполагает использование разнообразных наглядных средств обучения: модели, макеты, настольные игры, электронные средства обучения (компьютер, медиапроектор).

Обязательно включаются в содержание занятий такие элементы, как:

  • провоцирование в начале занятия интереса к новой теме с помощью загадок, вопросов, примеров, проблемных ситуаций, игровых ситуаций и т.д.;

  • сюжетно-ролевые игры;

  • активные паузы /проведение физкультминуток/.

На занятиях дается право высказаться всем желающим учащимся и поощряется любая активность.

Согласно требованиям образовательных стандартов программа содержит материал, на основе которого формируется способность школьников применять знания на практике: поведение в опасных и чрезвычайных ситуациях и бережного отношения к себе и окружающей среде.

 

Организационные условия проведения занятий.

 

Программа реализуется в течение четырех учебных лет, в количестве 34 учебных часов в год, 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут.

 

Методическое обеспечение программы.

 

В рамках реализации программы по ОБЖ детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью используются различные виды методической продукции:

  • демонстрационный материал для детей с интеллектуальной недостаточностью (Авт. Стребелева Е.А., Забрамная С.Д.);

  • игровой дидактический материал по основам безопасности жизнедеятельности;

  • картотека игр для детей младшего школьного возраста с выраженной умственной отсталостью (авт. Бгажнокова И. М.).

 

Учащимся, освоившим программу «ОБЖ» обеспечено достижение воспитательных результатов по трем уровням:

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение обучающимися знаний о принятых в обществе нормах правилах поведения, дорожная грамотность, рекомендациями специалистов по правилам поведения для обеспечения личной безопасности во время пожара, техногенных и социальных ЧС; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе;

2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, к личной безопасности и безопасности окружающих. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера. Принятие правил поведения во время техногенных аварий. Знания о первой помощи пострадавшим при различных ЧС. Выработка умений общаться со сверстниками и взрослыми.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): Создание поведенческой модели, направленной на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, оказывать посильную первую помощь, ориентироваться в окружающем пространстве. Воспитание ответственности у обучающихся за своё поведение. Умение применять полученные знания о безопасном поведении человека в опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера. Ориентироваться в дорожных ситуациях. Оценивать своё поведение на дорогах. Воспитание у обучающихся сформированного чувства ответственного отношения к правилам личной и общественной безопасности.

 

В соответствии с требованиями к результатам АООП (2 вариант) данная рабочая программа направлена на достижение учащимися следующих личностных результатов:

 

  • адаптация учащихся к условиям обучения;

  • формирование элементарных навыков уважительного отношения к чужому мнению;

  • гражданское самосознание и чувство патриотизма;

  • формирование коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социуме;

  • формирование элементарных практических знаний об окружающем природном и социальном мире, способствующих социальной реабилитации и адаптации;

  • формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, бережному отношению к материальным ценностям.

 

Базовый уровень.

иметь представление:

  • об опасных погодных явлениях, наиболее характерных для региона проживания;

  • правила безопасного поведения на улицах. Где можно и где нельзя играть;

  • об опасности на водоемах.

должны уметь:

  • правильно вести себя на водоеме зимой;

  • уметь правильно вести себя при встрече с опасными животными и насекомыми.

  • правильно переходить дороги при высадке из транспортных средств

  • переходить дорогу, перекресток;

  • различать сигналы светофора;

  • правильно садиться и выходить из общественного транспорта;

  • двигаться по загородной дороге, в том числе группой;

  • правильно вести себя при возникновении пожара в общественном месте или в общественном транспорте;

  • разговаривать с незнакомыми людьми при звонке в дверь или по телефону;

  • соблюдать меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии, электрическими, газовыми приборами и печным отоплением;

  • оказать первую помощь при отравлении угарным газом;

  • действовать при обнаружении загорания в лесу, в поле.

  • ориентироваться на местности: определить стороны горизонта по компасу и местным предметам. Завязать 1 -2 вида узлов, развести и погасить костер;

  • вызвать «скорую помощь», оказать первую доврачебную помощь при порезах и ссадинах, ушибе, небольшом ожоге, при попадании инородного тела в глаз, ухо и нос, при укусе насекомыми, собакой, кошкой, при кровотечении из носа;

  • оказать первую помощь при травме опорно-двигательного аппарата (кисти рук, бедра, колена).

 

Тематическое планирование

 

Наименование разделов

Содержание разделов

Количество часов по классам

Общее количество часов

I

II

III

 

IV

 

I раздел

Правила дорожного движения.

 

 

 

 

 

 

II раздел

Правила пожарной безопасности.

 

 

 

 

 

III раздел

Защита от чрезвычайных ситуаций.

 

 

 

IV раздел

Охрана жизни и здоровья детей.

 

 

 

 

Условия безопасного

поведения учащихся на дороге. Правила перехода дорог. Движение пешеходов. Дорожные знаки. Поведение на железной дороге.

 

 

Огонь и человек. Причина возникновения пожара. Дым и его опасность. Условия безопасного поведения при пожаре.

 

 

Безопасное поведение на природе. Как избежать неприятностей во дворе и на улице, дома.

 

1. Основы здорового образа жизни.

2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

9

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

9

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

9

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

18

 

 

Всего:

 

34

34

34

34

136

Распределение учебного времени по темам и содержание I КЛАСС

 

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

 

 

Правила дорожного движения

9

1

Чем опасна дорога.

1

2

Светофор – наш лучший друг.

1

3

Дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети»

1

4

Движение группами.

1

5

Общественный транспорт.

1

6

Посадка и высадка пассажиров.

1

7

Действия при ДТП.

1

8

Экскурсия на проезжую часть возле интерната.

1

9

Экскурсия на перекресток.

1

 

Правила пожарной безопасности

8

1

Причины возникновения пожара в доме.

1

2

Правила поведения при пожаре.

1

3

Пожар в лесу.

1

4

Первичные средства тушения пожара.

1

5

«01» Служба спасения

1

6

Как устроен пожарный автомобиль.

1

7

Практическое занятие: эвакуация из класса.

1

8

Экскурсия в пожарную часть.

1

 

Защита от чрезвычайных ситуаций

8

1

Опасные и безопасные ситуации в природе.

1

2

Опасные вещи в доме.

1

3

Безопасное поведение на природе.

1

4

Осторожно: «Гололед!»

1

5

Загрязнение воздуха.

1

6

Личная безопасность на улице.

1

7

Чрезвычайные ситуации: ветер, снег, дождь.

1

8

Практическое занятие: «Если ты потерялся в городе»

1

 

Охрана жизни и здоровья.

9

1

Чистота – залог здоровья.

1

2

Почему надо умываться? Личная гигиена.

1

3

Строение тела человека.

1

4

Что и как мы едим.

1

5

Как сохранить здоровье.

1

6

Режим дня.

1

7

Что такое вредные привычки?

1

8

Травмы .

1

9

Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях.

1

I раздел. Правила дорожного движения.

Знакомство с элементами дороги, участниками дорожного движения, дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Дети». Для чего служит светофор. Соблюдение дорожного движения для безопасности пешеходов. Разбор конкретных случаев дорожно-транспортных происшествий, их причины в городе, микрорайоне. Рассказ об общественном транспорте и правила посадки и высадки из него.

Практические занятия по переходу проезжей части и перекрестка возле интерната.

 

Обучающиеся должны знать:

  • Правила перехода улицы и дороги

  • Светофор и его сигналы

  • Правила поведения в транспорте

Обучающиеся должны уметь:

  • правильно переходить проезжую часть,

  • передвигаться группами,

  • правильно производить посадку и высадку из общественного транспорта.

II раздел. Правила пожарной безопасности.

Наиболее частые причины пожара. Правила и способы эвакуации при пожаре.

Первичные средства пожаротушения. Какие горящие предметы нельзя

тушить водой. Пожарная охрана, ее назначение и задачи.

Обучающиеся должны знать:

  • Правила пожарной безопасности

  • Первичные средства тушения пожара

  • Причины возникновения пожара

  • Пути эвакуации из класса

Обучающиеся должны уметь:

  • пользоваться средствами тушения пожара,

  • эвакуироваться из класса при пожаре.

III раздел. Защита от чрезвычайных ситуаций.

Опасные ситуации в природе: авария, природная катастрофа, пожар, экологическая катастрофа. Источники опасности в доме: Пар и кипяток, электричество. Безопасное поведение на природе. Как избежать неприятностей во дворе и на улице, дома.

Практическое занятие «Если ты потерялся в городе».

Учащиеся должны знать:

  • О безопасности и опасности

  • Правила поведения в быту и на природе

Учащиеся должны уметь:

  • Защитить себя на улице от злоумышленников

  • Позвать на помощь

 

 

IV раздел. Охрана жизни и здоровья.

Правила личной гигиены. Строение тела человека. Правильное питание. Оказание первой медицинской помощи при кровотечении. Виды травм : головы, конечностей.

Практические упражнения: оказание первой медицинской помощи при порезах, ссадинах.

Учащиеся должны знать:

  • Режим дня

  • Культурно-гигиенические правила

  • О правильном питании.

 

Учащиеся должны уметь:

  • Соблюдать правильно режим дня

  • Оказать первую медицинскую помощь при кровотечении.

 

 

Распределение учебного времени по темам и содержание II КЛАСС

 

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

 

Правила дорожного движения

9

1

Чем опасен транспорт?

1

2

Наземный транспорт и его виды.

1

3

Светофор и его сигналы.

1

4

Дорожные знаки: «Проход и въезд запрещен».

1

5

Пешеходы. Переход перекрестка.

1

6

Аптечка и ее содержимое.

1

7

Действия при авариях.

1

8

Безопасные места для детей.

1

9

Экскурсия: знакомство с городским транспортом.

1

 

Правила пожарной безопасности

8

1

Огонь – друг и враг человека.

1

2

Причины возгорания и меры их предупреждения.

1

3

Если пожар у соседей.

1

4

Пожары в природе и городе.

1

5

Средства тушения пожара.

1

6

Как защитить себя от дыма?

1

7

Изучение плана эвакуации из здания.

1

8

Практическое занятие: эвакуация из здания.

1

 

Защита от чрезвычайных ситуаций

8

1

Опасность и как ее предупредить.

1

2

Правила поведения в лесу.

1

3

Правила поведения у водоема.

1

4

Опасные насекомые и животные.

1

5

Ядовитые грибы и ягоды.

1

6

Личная безопасность в быту.

1

7

Чрезвычайные ситуации в природе: жара, холод.

1

8

Практическое занятие: «Оказание первой помощи при солнечном ударе»

1

 

Охрана жизни и здоровья.

9

1

Закаливание организма.

1

2

Механизмы защиты организма.

1

3

Режим дня.

1

4

Лесная аптечка.

1

5

Почему мы болеем?

1

6

Зачем нам нужна кожа.

1

7

Личная гигиена тела.

1

8

Болезни грязных рук.

1

9

Оказание первой медицинской помощи (резаная рана, ушиб, царапина)

1

I раздел. Правила дорожного движения.

Знакомство с участниками дорожного движения. Движение пешеходов и автотранспорта. Условия безопасного поведения на дороге. Назначение светофора. Дорожные знаки «Проход запрещен», «Проезд запрещен». Содержимое аптечки. Как вести себя во время аварии.

Экскурсия «Знакомство с городским транспортом».

Обучающиеся должны знать:

  • Правила перехода улицы и дороги

  • Светофор и его сигналы

  • Правила поведения во время аварии

  • Содержимое аптечки

Обучающиеся должны уметь:

  • соблюдать правила поведения на дороге и транспорте

  • различать сигналы светофора

  • переходить перекресток по сигналу светофора

 

II раздел. Правила пожарной безопасности.

Причины возникновения пожара в быту и природе, действия при эвакуации.

Наиболее доступные средства тушения огня. Как себя вести в задымленном

помещении.

Практическое занятие: Эвакуация из здания интерната.

Обучающиеся должны знать:

  • Правила пожарной безопасности

  • Первичные средства тушения пожара

  • Причины возникновения пожара

Обучающиеся должны уметь:

  • вовремя покинуть помещение при пожаре.

  • пользоваться средствами тушения пожара.

 

 

III раздел. Защита от чрезвычайных ситуаций.

Опасность. Опасные ситуации в лесу, у водоемов. Чем могут быть опасны насекомые и животные, ядовитые грибы и ягоды . Источники опасности в быту: электричество. Чрезвычайные ситуации в природе: жара, холод.

Практическое занятие «Действия при солнечном ударе».

Учащиеся должны знать:

  • О безопасности и опасности

  • Правила поведения в быту и на природе

  • Виды опасных насекомых, животных, растений

Учащиеся должны уметь:

  • Защитить себя в непредвидимых ситуациях

  • Отличить мухомор от подберезовика

 

IV раздел. Охрана жизни и здоровья.

Гигиена тела. Лесная аптечка: подорожник, чистотел. Причины заболеваний. Закаливание организма. Режим дня. Оказание первой медицинской помощи при ушибах, порезах, царапинах.

 

Учащиеся должны знать:

  • Режим дня

  • Культурно-гигиенические правила

  • Целебные свойства растений

  • Виды закаливания и их польза для человека

 

Учащиеся должны уметь:

  • Соблюдать правильно режим дня

  • Оказать первую медицинскую помощь при царапинах, порезах, ушибах

  • Правильно применять упражнения для закаливания организма.

 

Распределение учебного времени по темам и содержание III КЛАСС

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

 

 

Правила дорожного движения

9

1

Участники дорожного движения

1

2

Правила перехода улицы

1

3

Наш друг – светофор.

1

4

Как рождаются опасные ситуации на дороге

1

5

Дорожные знаки: разрешающие, запрещающие

1

6

Поведение на железной дороге

1

7

Дорожные знаки: «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума»

1

8

Экскурсия на проезжую часть.

1

9

Экскурсия на железную дорогу.

1

 

Правила пожарной безопасности

8

1

Причины возникновения пожара.

1

2

Пожар в доме.

1

3

Правила поведения при пожаре.

1

4

Пожар в лесу.

1

5

Первичные средства тушения пожара.

1

6

Пожар на транспорте.

1

7

Оказание первой медицинской помощи при ожогах.

1

8

Действия при пожаре в интернате.

1

 

Защита от чрезвычайных ситуаций

8

1

Безопасность и опасность – что это такое?

1

2

Безопасность на воде.

1

3

Безопасность на льду.

1

4

Безопасность в помещении.

1

5

Личная безопасность

1

6

Ситуация: «Злоумышленник на улице»

1

7

Опасные вещества: моющие средства.

1

8

ЧС природного характера: землетрясение, оползни.

1

 

Охрана жизни и здоровья.

9

1

Учись быть здоровым.

1

2

Чем важен сон?

1

3

Что и как мы едим?

1

4

Как беречь глаза

1

5

Почему мы умываемся?

1

6

В здоровом теле – здоровый дух

1

7

Опасность вредных привычек

1

8

Почему случаются травмы?

1

9

Оказание первой медицинской помощи (травма глаза)

1

I раздел. Правила дорожного движения.

Знакомство с участниками дорожного движения. Движение пешеходов и автотранспорта. Условия безопасного поведения на дороге. Правила перехода дорог. Разрешающие и запрещающие дорожные знаки, «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума». Поведение на железной дороге.

Обучающиеся должны знать:

  • Правила перехода улицы и дороги

  • Светофор и его сигналы

  • Правила поведения на железной дороге

Обучающиеся должны уметь:

  • Правильно переходить проезжую часть по разметке и знаку светофора

  • Различать дорожные знаки и применять знания на практике

II раздел. Правила пожарной безопасности.

Основные факторы пожара. Наиболее частые причины пожара в быту, лесу,

на транспорте. Правила и способы эвакуации при пожаре.

Что делать, если квартиру покинуть нельзя. Наиболее доступные средства

тушения огня. Оказание первой медицинской помощи при ожогах.

Обучающиеся должны знать:

  • Правила пожарной безопасности

  • Первичные средства тушения пожара

  • Виды пожаров

Обучающиеся должны уметь:

  • вовремя покинуть помещение при пожаре.

  • пользоваться средствами тушения пожара

  • позвать на помощь и сообщить о возникновении пожара

 

III раздел. Защита от чрезвычайных ситуаций.

Безопасность. Опасность. Опасные ситуации в лесу, льду, помещении. Чем опасны моющие средства.. Как избежать неприятностей от злоумышленника на улице, дома. Вред от землетрясения и оползней.

Учащиеся должны знать:

  • О безопасности и опасности в быту и на природе

  • Правила пользования моющими средствами

  • Правила поведения при встрече с незнакомым человеком

 

Учащиеся должны уметь:

  • Защитить себя в непредвидимых ситуациях

 

IV раздел. Охрана жизни и здоровья.

Утренняя и вечерняя гигиена. Правильное питание. Зачем человеку необходим сон? Уход за органом зрения - глазами . Вредные привычки и борьба с ними. Оказание первой медицинской помощи при травме глаза.

 

Учащиеся должны знать:

  • Культурно-гигиенические правила

  • О пользе питания

  • Важность органа зрения

  • О вреде никотина.

Учащиеся должны уметь:

  • Соблюдать правильно режим дня

  • Оказать первую медицинскую при травме глаза

  • правильно ухаживать за органом зрения

Распределение учебного времени по темам и содержание IV КЛАСС

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

 

Правила дорожного движения

9

1

Как пешеходы и водители поделили улицу.

1

2

О чем говорят предупреждающие дорожные знаки.

1

3

Указательные знаки и знаки сервиса.

1

4

Мы – пешеходы.

1

5

Мы и транспорт.

1

6

Знакомство со специальным видом транспорта.

1

7

Разбор опасных ситуаций на дороге.

1

8

Практическое занятие: переход улицы возле интерната.

1

9

Экскурсия на регулируемый перекресток

1

 

Правила пожарной безопасности

8

1

Спички – детям не игрушка.

1

2

Практическое занятие: «Вызов пожарной команды».

1

3

Лесной пожар, его последствия.

1

4

Средства тушения пожаров.

1

5

Знаки пожарной безопасности.

1

6

Разыгрывание ситуации «Алло, у нас пожар», эвакуация из класса,

1

7

Пользование и тушение электроприборов.

1

8

Практическое занятие: «Спасение от дыма».

1

 

Защита от чрезвычайных ситуаций

8

1

Уроки городской безопасности.

1

2

Будь осторожен с незнакомцем на улице.

1

3

Умение преодолевать страх.

1

4

Безопасность во дворе и на улице.

1

5

Безопасность на воде и на природе.

1

6

Безопасность дома.

1

7

Чрезвычайные ситуации природного характера (наводнение, цунами, ураган)

1

8

Опасность от домашних животных.

1

 

Охрана жизни и здоровья.

9

1

Зачем нужна аптечка?

1

2

От чего зависит наше здоровье.

1

3

Когда кусают насекомые.

1

4

Опасность вредных привычек.

1

5

Чем и как можно отравиться. Причины отравлений, оказание первой медицинской помощи.

1

6

Виды травм

1

7

Травмы в быту.

1

8

Травмы на уроках труда и при работе приусадебных участках.

1

9

Оказание первой медицинской помощи при занозе, кровотечении, укусе, ушибе.

1

 

 

I раздел. Правила дорожного движения.

Знакомство с участниками дорожного движения. Движение пешеходов и автотранспорта. Условия безопасного поведения на дороге. Правила перехода дорог. Дорожные знаки и их назначение (указательные, предупреждающие, сервиса). Специальный транспорт (пожарная машина, скорая помощь, полиция). Опасность на дорогах.

Практическое занятие: переход улицы группами и в одиночку. Экскурсия на регулируемый перекресток.

Обучающиеся должны знать:

  • Правила перехода улицы и дороги

  • Дорожные знаки

  • Назначение специального транспорта

Обучающиеся должны уметь:

  • Соблюдать правила дорожного движения

  • Правильно переходить проезжую часть.

 

II раздел. Правила пожарной безопасности.

Причины пожаров. Средства тушения огня. Знаки пожарной безопасности.

Правильное пользование электроприборами. Чем опасен дым. Практические

занятия по отработке навыков вызова пожарной команды, эвакуации из класса

в безопасное место.

Практические занятия: «Вызов пожарной команды». «Алло, у нас пожар», эвакуация из класса, «Спасение от дыма».

Обучающиеся должны знать:

  • Правила пожарной безопасности

  • Первичные средства тушения пожара

  • Опасность дыма во время пожара

  • Чем опасны электроприборы

Обучающиеся должны уметь:

  • Сообщить о пожаре в службу спасения - 01

  • Пользоваться средствами пожаротушения

  • Эвакуироваться из класса во время пожара

 

III раздел. Защита от чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации: наводнение, цунами, ураган. Безопасное поведение на природе, на воде. Как избежать неприятностей во дворе и на улице, дома. Опасность от домашних животных.

Учащиеся должны знать:

  • О ЧС природного характера

  • Правила поведения в быту, на природе

  • Чем опасны животные

 

Учащиеся должны уметь:

  • Позвать на помощь при непредвидимых ситуациях

  • Применять правила поведения при ЧС

 

 

IV раздел. Охрана жизни и здоровья.

Причины возникновения болезни и отравлений. Укусы насекомых (клещ, комар) и их последствия. Вредные привычки: табак и борьба с ним. Виды травм (переломы, ушибы, раны, ожоги и т. д.). Травмы при падении с высоты, их предупреждение. Травмы во время подвижных игр, игр с колющими и режущими предметами, при купании и др. Травмы головы. Отравления. Травмы на уроках труда и при работе приусадебных участках. Как помочь себе и товарищу. Оказание первой медицинской помощи при занозе, кровотечениях, укусе, ушибе.

 

Учащиеся должны знать:

  • Содержимое аптечки

  • Причины возникновения болезни

  • О вреде курения и его последствия

  • От чего случаются травмы

Учащиеся должны уметь:

  • Соблюдать правила здорового образа жизни

  • Оказать первую медицинскую помощь при занозе, кровотечении, ушибе, укусе.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Нормативная и правовая литература

    1. Конституция Российской Федерации (последняя редакция).

    2. Уголовный кодекс Российской Федерации.

    3. Федеральные законы «Об образовании», «О гражданской обороне»,

«О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения».

 

  1. Методическая литература

2.1. Айзман Р.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. пособие/ Р.И.Айзман, Н.С.Шуленина, В.М.Ширшова. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 247с. – (Университетская серия);

2.2. Айзман Р.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учеб. пособие/ Р.И.Айзман, В.Б. Рубанович, М.А. Суботялов, - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 214с. – (Университетская серия);

2.3. Гостюшин А.В. Основы безопасности жизнедеятельности 1-4 кл. М.: ООО «Фирма «Издательства АСТ», 1999. – 256 с.

2.4. Евлахов В.М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в образовательном учреждении: методическое пособие

/ В.М.Евлахов. – М.: Дрофа, 2009.;

2.5. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Книга для учителя / сост. А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин; под общ. ред. А.Т.Смирнова. – М.: Просвещение, 2007.;

2.6. Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания: рекомендации, конспекты уроков, разработки мероприятий/ авт.-сост. Л.А.Тетушкина. – Волгоград: Учитель, 2009;

2.7. Программа интегрированного учебного курса «Уроки здоровья и основы безопасности жизнедеятельности». О.С. Гладышева, И.Ю. Абросимова;

2.8. Семенихин Ю.Г. Пожар. Способы и средства пожаротушения

/ Ю.Г.Семенихин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.;

2.9. Техника безопасности в школе /Сост. Е.П.Семенова, В.Н.Пунчик, А.Р.Борисевич. – Минск: Красико-Принт, 2009.

2.10. Топоров И.К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательном учреждении: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2006;

2.11. Усачев, А.А., Березин, А.И. Школа безопасности: 3-4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». – 3-е изд., перераб. – М.: «Фирма «Изд-во АСТ», 1998. – 176 с., ил.

2.12. Шуленина Н.С., Ширшова В.М., Волобуева Н.А. Практикум по безопасности жизнедеятельности/ Под общ.ред. Р.И.Айзмана. - Новосибирск: НГПУ. 2009.