Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс для воспитанников и педагогических работников дошкольных организаций,...

«Тьюторское сопровождение педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 103 Г. ТОМСКА

 ПРОГРАММА

«Тьюторское сопровождение педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Сроки реализации: 2017-2018 учебный год

 
 

Составители:

Ерохина Татьяна Анатольевна – старший воспитатель

Аршинова Тамара Александровна – старший воспитатель

Адигамова Надия Равильевна – старший воспитатель

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………………………………3

1.1. Пояснительная записка...................................................................................................... 3

    1.2. Основные планируемые результаты…………………………………………………….6

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.......................................................................................... 7

2.1 Механизм управления программой.................................................................................. 7

2.2 Этапы реализации программы.......................................................................................... 8

    2.3 План реализации программы…………………………………………………………... 10

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ...................................................................................... 12

     3.1 Кадровые условия............................................................................................................ 12

     3.2 Материально-техническое обеспечение........................................................................ 12

     3.3 Учебно-методическое обеспечение……………………………………………………13

 Список литературы…………………………………………………………………………….14

1.      ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

Перспективность процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья (ОВЗ) в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации. Практика инклюзивного образования доказывает необходимость организации тьюторского сопровождения педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, как одного из аспектов реализации специального ФГОС для детей с ОВЗ.

Тьюторское сопровождение педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ является одним из необходимых условий получения качественного образования для многих категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Тьюторство – это практика, ориентированная на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей: личный потенциал педагога, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности.

Дети с ОВЗ могут социально адаптироваться лишь при условии включения их в среду сверстников начиная с дошкольного возраста и вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворяя как общие, так и особые образовательные потребности с учетом характера нарушения их психофизического развития.  Данные позиции определяют новые направления деятельности педагога, новые цели и задачи, которые в совокупности трудно решать в одиночку, но несложно с помощью положительного опыта педагогической общественности ДОУ г. Томска, уже внедряющей практико-ориентированные технологии к воспитательно-образовательному процессу и имеющей желание поделиться этим опытом. Появилась потребность в трансляции и обобщении положительного опыта, в обсуждении актуальных вопросов, обмене педагогическими идеями, а также обсуждении и решении новых проблем при использовании уже имеющегося потенциала в ДОУ.

Таким образом, возникает противоречие:  с одной стороны современная ситуация и требования ФГОС ДО предъявляют требования к педагогу по вопросам получения качественного образования для многих категорий детей с ограниченными возможностями здоровья; с другой стороны недостаточно разработаны организационно-методические механизмы (формы) деятельности педагогов педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях дошкольных образовательных учреждений.

Какие механизмы (формы) должны быть использованы педагогом в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольных образовательных учреждений? Помочь педагогу в вопросах социально-образовательного процесса и социального становления детей с ОВЗ призвана данная программа.

МБДОУ № 103  посещают один ребенок-инвалид с РАС и 10 детей с ОВЗ, из них с ТНР- 7 детей, с РАС – 2 ребенка, с СДВГ – 1 ребенок. В связи с этим сопровождение педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ является актуальным.

   Цель программы: создание условий для повышения личностной компетентности и профессионального роста в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида.

Задачи программы:

  • создать систему тьюторской поддержки педагогов по работе с детьми ОВЗ;
  • организовать психолого-педагогическое сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов педагогов;
  • стимулировать целенаправленное, непрерывное повышение уровня квалификации педагогических работников;
  • повысить эффективность и качество педагогической деятельности по инклюзивному образованию;
  • способствовать развитию личностного потенциала педагогов через разнообразие практико-ориентированных форм взаимодействия;
  • изучить динамику повышения качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации по результатам реализации программы;
  • подготовить тьюторов для сопровождения педагогов в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях ДОУ.

Практическая значимость программы

Практическая значимость программы «Тьюторское сопровождение педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения» заключается в:

  • наличии обобщенного практического опыта разработки и реализации программ методических служб, направленных на  сопровождение педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья  в условиях ДОУ;
  • программе подготовки тьюторов, сопровождающих педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения и реализации ФГОС ДО, которая может быть востребована методическими службами образовательных организаций, муниципальными методическими службами;
  • наличии управленческих механизмов реализации программы, представленных в системе сетевого взаимодействия;
  • методических рекомендациях по организации тьюторского сопровождения педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения образования.

Целевая группа: воспитатели, руководители физического воспитания, музыкальные руководители, педагоги дополнительного образования МБДОУ № 103.

Срок реализации программы тьюторского сопровождения – 1 год, с мая 2017 года по июнь 2018 года. После завершения программы планируется переход на новую ступень – разработка проекта тьюторского сопровождения педагога ДОУ в рамках сетевого взаимодействия.

Нормативно-правовая база:

-  Конвенция о правах ребенка (1989г.)

- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1993г.)

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (от 17.10.2013г.  № 1155)

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 1 мая 2017 г.)

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»,  раздел III « Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья»

- Устав МБДОУ № 103.

1.2. Основные планируемые результаты программы

  • Разработан системный подход к организации работы с педагогами в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Реализована программа тьюторского сопровождения педагогов в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Внедрены  управленческие  механизмы  тьюторского сопровождения.
  • Педагоги повысили свой профессиональный уровень и приобрели определенные навыки работы:

-  ориентируются в вопросах инклюзивного образования, в особенностях воспитания и образования детей с ОВЗ;

-  «видят» и владеют всем коллективом детей с учётом индивидуальных возможностей и потребностей каждого;

-  умеют самостоятельно грамотно подбирать дидактический материал, донести его до ребёнка с ОВЗ;

-  методически правильно составляют документацию, работая по адаптированным образовательным программам;

- самостоятельно грамотно дают советы и рекомендации родителям;

- могут самостоятельно решить проблему, выйти из конфликтной ситуации, владеют методами управления своим эмоциональным состоянием;

- имеют педагогический такт, обладают педагогической зоркостью и педагогическим оптимизмом;

- нацелены на творческий подход к своей работе, владеет способами самоанализа и саморегуляции.

  • Подготовлены тьюторы для сопровождения педагогов в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья детей  в условиях ДОУ.

Формируемые  тьюторские компетенции:

- Организационно-управленческая деятельность: уметь разрабатывать и реализовывать стратегии развития самообразования, быть способным консультировать по вопросам создания команд, обладать   способностью   осуществлять   деловое   общение: публичные   выступления, переговоры.

- Информационно-аналитическая деятельность: уметь собирать, обрабатывать и анализировать информацию о факторах внешней и внутренней среды объекта деятельности, для проведения критического анализа проблемной ситуации и поиска оптимальных вариантов ее разрешения, уметь предоставлять (презентовать, визуализировать, моделировать) актуальную информацию для принятия решений по проблемам.

- Исследовательская деятельность: обладать способностями к критическому анализу проблемной ситуация, выявлению симптомов проблем, выделению затруднений, противоречий, проблемных зон, выявлению смыслов, причинно-следственных связей, сравнению и оценке различных точек зрения, обладать способностями к критическому анализу потенциальных возможностей и угроз, выделению аргументов и основании, построению доказательств, оценке альтернатив, разработке рекомендаций и принятию оптимальных решений, адекватных конкретной проблемной ситуации.

- Проектировочная деятельность: обладать    способностями    к    целеполаганию, уметь разрабатывать конкретные рекомендации по проблеме.

- Педагогическая деятельность: владеть техниками активизации обучения взрослых, уметь проводить различные обучающие, развивающие и диагностические мероприятия, основанные на использовании современных образовательных технологий и техник, уметь организовать рефлексию деятельности по развитию собственного образования.

- Личностные компетенции: быть стрессоустойчивым, открытым к новому и другим людям, находится в позиции «равного» - партнерская позиция, обладать терпимостью к другому мнению (толерантность), быть коммуникабельным, способным к критическому мышлению, системному мышлению, проектировочной деятельности.

2.      СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Механизм управления программой

Управление программой осуществляется координационным советом МБДОУ № 103, в состав которого входят старшие воспитатели и координаторы по работе с детьми ОВЗ.  Руководителем координационного совета является заведующий ДОУ.

Схема управления программой

 
 

Формы сопровождения педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях ДОУ

Система тьюторского сопровождения педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях ДОУ

 

Результат: Динамика развития педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях ДОУ

Тьюторы

Тьюторанты

Координационный совет

Заведующий МБДОУ

 2.2 Этапы реализации программы

1.Подготовительный этап

Основное содержание деятельности:

- изучение  и  анализ  психолого–педагогических  и  научно–исследовательских источников по организации тьюторского сопровождения педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;

- разработка  структуры  и  содержания  модели  тьюторского сопровождения педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья  на  базе дошкольного  образовательного  учреждения:  определение  цели,  задач, направлений,  этапов,  средств,  форм  и  методов  реализации  тьюторского сопровождения;

- подбор  диагностических  методик,  методов,  обеспечивающих мониторинг  результативности  тьюторского  сопровождения педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

- разработка структуры и содержания индивидуального тьюторского маршрута на каждого педагога;

- разработка программы по подготовке тьюторов на основе сетевого взаимодействия.

Прогнозируемый результат этапа: аналитическая справка, программа по сопровождению педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

Основной этап (Сроки: сентябрь 2017 г.- апрель 2018 г.)

Основное содержание деятельности:

- внедрение  тьюторского  сопровождения педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья на базе дошкольного образовательного учреждения;

- разработка рекомендаций для педагогов по организации образовательного пространства с учетом образовательных потребностей и психических  особенностей  каждого  ребенка с  ограниченными возможностями здоровья;

- реализации программы тьюторского  сопровождения педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Методы и  технологии, применяемые при тьюторском сопровождении: технологии консультирования, тренинговые, рефлексивные методы, технологии профильных и профессиональных проб, активизирующие методики, проектные технологии, информационные технологии, игровые методы обучения (деловые, ролевые) кейс-метод – метод коллективного анализа ситуаций.

Прогнозируемый результат этапа:

Внедрены  управленческие  механизмы  тьюторского сопровождения.

Педагоги повысили свой личностный и профессиональный уровень в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

3.Заключительный этап

Основное содержание деятельности:

- анализ  результатов  тьюторского  сопровождения педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;

- формулирование основных выводов и рекомендаций по программе тьюторского сопровождения педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;

- описание  результатов  программы  (отслеживание  количественных  и качественных показателей);

- осуществление  оценки  эффективности программы  тьюторского сопровождения педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Методы: анализ, экспертная оценка.

Прогнозируемый результат этапа: оценка эффективности программы  тьюторского сопровождения педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

2.3План  реализации программы

№ п/п

Содержание деятельности

Сроки реализации

Ответственный

Организационно-диагностический этап (май-сентябрь 2017г.)

1.

Изучение  нормативных документов

Май – июнь 2017 г.

Старшие воспитатели

2.

Анкетирование педагогов, работающих  с детьми с ограниченными возможностями здоровья с целью выявления профессиональных потребностей педагогов

Май – июнь 2017 г.

Старшие воспитатели

3.

Организация планирования работы с педагогами в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

- Разработка ресурсной карты МБДОУ № 103

- составление ИОПМ педагогов.

Август- сентябрь 2017 г.

Старшие воспитатели

4.

Составление календаря образовательных событий ДОО

Август 2017 г.

Старшие воспитатели

Реализационный

1.

Проведение тьюториалов с применением практико-ориентированных технологий в работе с педагогами в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

 

 

1.1

Тренинги личностного роста «Сила внутри нас», «Искусство общения», «

 

Сентябрь-ноябрь  2017 г.

Педагоги-психологи

1.2

Семинар-практикум «Как начинать работу с родителями детей с ОВЗ».

Октябрь 2017 г.

Старшие воспитатели

1.3

Практикум «Методические рекомендации по эффективному взаимодействию с детьми с СДВГ»

Ноябрь 2017 г.

Педагоги-психологи

1.4

Комплексный подход к преодолению ТНР у дошкольников.

Декабрь 2017 г.

Учителя-логопеды

1.5

Мастер-класс «Приемы педагогической работы по воспитанию детей с РАС».

Январь 2018 г

Учителя-логопеды, педагоги-психологи

1.6

Деловая игра «Взаимодействие педагогов и специалистов ДОУв рамках ПМПК»

Март 2018г.

Старшие воспитатели, специалисты

1.7

Особенности организации предметно-пространственной среды для детей с РАС – посещение детского центра «Умничка» г. Томска.

Апрель2018 г

Старшие воспитатели

2.

Посещение мероприятий с целью повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

 

 

 

 

Сентябрь-май 2018г.

 

 

 

 

Старшие воспитатели

3.

Активизация работы педагогов в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья через выступления на МО, конференциях, семинарах

Ш. Оценочно-результативный

 

1.

Самоанализ педагогов в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

 

Апрель-май 2018 г.

Педагоги

2.

Мониторинг профессионального роста педагогов в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (анкетирование, результаты динамики развития детей с ОВЗ)

Старшие воспитатели

3.

 Анализ реализации программы

 

 

Июнь 2018 г.

 

 

 

Старшие воспитатели

4.

Представление результатов реализации программы. Трансляция и обобщение педагогического опыта педагогов в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

                                               3.1 Кадровые условия

  Требования к кадровым условиям реализации программы включают:

1)укомплектованность ДОУ педагогическими работниками;

2)уровень квалификации педагогов;

3)непрерывность профессионального развития и повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников ДОУ.

  В соответствии ФГОС ДО, деятельность педагогических работников в группе должна исключать перегрузки, влияющие на ненадлежащее исполнение ими их профессиональных обязанностей, тем самым снижающие необходимое индивидуальное внимание к воспитанникам и способные негативно отразиться на благополучии и развитии детей с ОВЗ.

  Педагогические работники, реализующие программу, должны обладать основными, обозначенными в ФГОС ДО компетенциями, необходимыми для обеспечения развития детей с ОВЗ.

  Педагоги ДОУ, готовые (мотивированные) стать тьюторами, сопровождающими педагогов в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО должны пройти курсы повышения квалификации по теме «Тьюторство как форма методической поддержки педагогов образовательной организации в условиях реализации ФГОС»

     3.2 Материально-техническое обеспечение

Материально-технические ресурсы ДОУ № 103

Наименование

Место, назначение

Телевизор

в музыкальном зале, группах  предназначены для просмотра обучающих фильмов

Видеомагнитофон,

видеоплеер

предназначены для

просмотра обучающих фильмов

АРМ (компьютер, ноутбуки,

копир, сканер, принтер)

В группах, подготовка материалов к совместной деятельности

с детьми

Мультимедийное

оборудование

В музыкальном зале, для просмотра видеопрезентаций

 

Интерактивные доски

Предназначена для непосредственной образовательной и совместной деятельности

Столы для рисования песком

Предназначены для развития творческой активности, снятия психоэмоционального напряжения

3.3 Учебно-методическое и информационное обеспечение

< >«Адаптированная образовательная программа для детей с РАС»,«Адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР»,«Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР»Методические рекомендации «Адаптация образовательной программы обучающегося с РАС», М.С. Гончаренко, Н.Г. МанелисМетодическое пособие «Формирование жизненных компетенций у обучающихся с РАС» , Н.Г. Манелис, Е.И. АксеноваМетодическое пособие «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с РАС» А.В. Хаустов, П.Л. Богорад.Программа «Коррекция нарушений речи» Т.Б.Филичева,  Г.В.Чиркина «Материалы семинаров:«Дифференцированный подход к коррекции СДВГ  у детей дошкольного и младшего школьного возраста», О.А. Осипова, методист по дошкольной психологии МАУ ИМЦ города Томска«Аутизм: жизнь и восстановление» Е. Мень, г. КрасноярскИнтернет-ресурсы:http://thetutor.ru/ - Тьюторская Ассоциацияhttp://www.edu.of.ru/distantobr/default.asp?ob_no=3897 – Дистанционный образовательный портал «Библиотека тьютора»http://www.odn2.ru/bibliot/tsoi_tiutorstvo_v_obrazovatelnom_protsesse.html - Тьюторство в образовательном процессеru.wikipedia.org/wiki/ Тьютор - Тьютор – ВикипедияСборник материалов V Всероссийской конференции по альтернативному образованию С-Пб, 2009 ж-л «На путях к новой школе»; о конференции http://hpsy.ru/edu/785.htmwww.alteredu.ru - Открытый авторский институт альтернативного образования имени Януша Корчака (Санкт-Петербург)www.fondedu.ru - Образовательный центр «Участие»(Санкт-Петербург)Перекрестки психологии и педагогики, Роль и место тьютора/ Екатерина Александрова/ «1 сентября» http://psy.1september.ru/articlef.php?ID=200700306 

ЛИТЕРАТУРА

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384)

2.Гаджикеримова Э.Г. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в структуре инклюзивного образования // Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы. – М., 2016. - С. 185-186.

3.Гунченко Д.С. Основные этапы индивидуального тьюторского сопровождения детей с ОВЗ // Современная психология образования: проблемы и перспективы. – Воронеж,
2016.-  С. 251-252.

4.Королева Ю.А. Тьюторское сопровождение социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании //Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2017. -  Т. 35. - С. 75-78.

5.Лавлинская О.И. Инклюзивное образование в дошкольных учреждениях // Педагогика XXI века: стандарты и практика. – М., 2016. - С. 265-268.

6.Саввиди М.И., Далгатова Н.Х., Истомина И.А. Тьторское  сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования // В сборнике: Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве сборник материалов I Международного Интернет-симпозиума. под ред. Н. М. Борозинец, Ю. В. Прилепко.-  2015.-  С. 38-41.

7.Тарских С.Д., Пугнер И.В. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения (на примере МБДОУ д/с № 59 «Ягодка» г. Тамбова) //Образование и наука в современных условиях. - 2016.-  № 1 (6).-  С. 190-192.

8.Фефилова М.Л., Фридман С.О. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ: вызов современности // Образование и наука в современных условиях. - 2014. - № 1 (1).-  С. 150-151.

9.Чередилина М.Ю.Тьюторское сопровождение в дошкольном возрасте: характеристики и модели// Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2017. - № 1 (38). - С. 263-267.

10.Шмелева Е.А., Кисляков П.А. Тьюторство в социально-образовательной инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья //Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 358.

11.Ярая Т.А., Рокотянская Л.О. Опыт работы сети площадок, реализующих инклюзивные практики в южном федеральном округе //Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 50-2. - С. 176-182.