Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

22.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина-игра, посвящённая летнему отдыху детей (из цикла «...
21.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Вся Родина моя в окне!»
21.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина по правилам безопасности в летнее время года (из цикла «...
21.05.2024 г.
Всероссийский конкурс «Здравствуй, Лето долгожданное!»
20.05.2024 г.
Всероссийский конкурс патриотического рисунка «Краски моей России!»
20.05.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «Летнее настроение!»
19.05.2024 г.
Всероссийский патриотический конкурс чтецов «Читаем мы о Родине, России!»

Творческий проект «Мир цвета меди»

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Кыштымская детская школа искусств»

 

Творческий проект

 «Мир цвета меди»

                                                                             

Составители:

Калачева Юлия Александровна

преподаватель отделения «Живопись», высшая категория  

 Вязникова Лилия Геннадьевна

преподаватель отделения «Живопись»,  высшая категория    

 Бородулина Анна Владимировна

преподаватель отделения «Живопись» первая категория  

 

 

Кыштым 2020

 

 

Введение

Сюжетная композиция «Человек труда» одна из самых важных тем в обучении основам композиции,  входит в программу 5 класса по предмету «Композиция станковая».

Постановка проблемы, актуальность проекта. Несколько десятилетий назад, рисовать труженика производства считалось нужным и важным. Интерес художников к этой теме поддерживался  партией и правительством Советской страны. В настоящее время  художники-станковисты реже  изображают труд людей на производстве.

На уроках  композиции, мы сталкиваемся с такой проблемой, что учащиеся, не имея возможности видеть производство своими глазами,  не знают особенности профессий труда. Следовательно, не могут представить, как выглядит производственный процесс, без желания выполняют  зарисовки и эскизы. Чаще всего они выполняют  работу по фотографиям и иллюстрациям или используя электронные ресурсы.

Осенью 2019 года старшеклассникам отделения «Живопись» Кыштымской ДШИ поступило предложение посетить  производственные цеха  Кыштымского медеэлектролитного завода. Это был первый опыт сотрудничества металлургов и школы искусств, что послужило отправной точкой нашего проекта.

 Цель проекта: создание творческой (тематической) композиции «Мир цвета меди», через углублённое изучение процесса производства меди  и передачи своих впечатлений  в художественных образах.

Задачи проекта:

- Познакомить  с особенностями работы металлургов для более четкого и точного понимания их профессионального труда

- Формировать мотивацию к учебной и творческой деятельности

- Выполнить эскизы по наблюдениям

- Закрепить умения грамотно, последовательно вести работу над учебным заданием

- Закрепить технические приемы работы гуашью   

- Воспитывать уважительное отношение к человеку труда

         В соответствии с целями и задачами творческого проекта разработан план проведения мероприятий.

Поэтапный план реализации проекта

1.Обзорная экскурсия: Знакомство с цехом, рассказ мастера на каждом участке о технологическом процессе и продукции (октябрь).

2.Постановка цели и задач преподавателем: создание композиции на основе личных наблюдений и впечатлений (октябрь).

3. Сбор материала для композиции: выполнение эскизов и зарисовок (ноябрь)

4. Итоговая работа: приобретение собственного опыта творческой деятельности (ноябрь-декабрь).

5. Презентация выставки творческих работ «Мир цвета меди» (январь).

Результат проекта:

- Создание тематической экспозиции творческих работ учащихся

- Обеспечение эмоциональной насыщенности учебной деятельности

- Формирование гордости за причастность родителей к производству меди

Содержание проекта

Каждое задание по композиции предполагает теоретическую часть, зависящую от темы,  практическую работу учащихся и презентационный этап – выставку.

Теоретическая часть

Теоретическая часть включает в себя объяснение темы преподавателем, постановку задач, рассказ об истории промышленного Кыштыма, время выполнения задания, демонстрацию наглядного материала.

История промышленного Кыштыма

         Есть одна особенность, которая определила рождение Кыштыма как металлургического города. Вокруг древнего городища встречаются глинобитные площадки, остатки плавильных горнов, литейные формы, медь (остатки), шлак, зола, обожженная руда. Задолго до демидовских заводов существовала цивилизация, хорошо знавшая металлургическое дело.

Своим рождением Кыштым обязан Никите Демидову, когда в 1755 году Берг-коллегия рассмотрела просьбу о постройке завода в Исецкой провинции на реке Кыштым, где он намеревался соорудить две домны. А свое исчисление ведет  на два года позднее с момента выпуска первой продукции (1757 год). Нижне-кыштымский завод был задуман Никитой Демидовым как передельный – здесь железо доводилось до ума и становилось торговой маркой. В 1911 году завод был переоборудован под медеэлектролитный. Медь получали способом электролиза. Электролиз меди был делом совершенно новым не только для Кыштыма но и для всей страны. В 2013 году завод входит в состав Русской медной компании, которая создавалась под одну большую идею: производство рафинированной меди полного цикла – от добычи сырья до готового продукта. Медеплавильный цех один из лучших в стране. 

Экскурсия на предприятие началась с инструктажа по технике безопасности, учащимся провели беседу о  старом и новом медеплавильном цехе, показали цех электролиза меди. (Приложение 1)

Практическая часть

Практическая часть включает в себя выбор сюжета, разработку эскиза, создание итоговой работы.

Выбор сюжета

Для создания композиций учащиеся остановились на сюжетах, увиденных собственными глазами в цехах КМЭЗ, отражающих производственный процесс, а также архитектурные особенности промышленного помещения. Композиции учащихся охватывают сюжеты трудовой жизни заводчан, постепенно знакомя зрителя с представителями разных профессий. Сложность композиций создает впечатление о заводе, как о сложной структуре, включающей в себя не только горячие цеха, работающее оборудование и  механизмы, но и главную силу и ценность предприятия – людей, которые оживляют стальной организм.

Процесс разработки эскизов

Эскиз — это предварительный поисковый набросок задуманного, «проект будущей работы».

Главная цель эскиза – найти пластический интерес.

Эскиз может быть линейным, светотеневым и цветовым.

За основу учащимися были взяты именно те моменты, которые произвели на них самые незабываемые впечатления.

На стадии разработки эскизов перед учащимися были поставлены задачи выполнения глубинно-пространственной композиции и создания выразительного образа металлурга с соблюдением основных законов композиции. Каждым учеником было выполнено по несколько эскизов в тональном и цветовом решении.(Приложение 2)

Процесс создания итоговой работы

Окончательно определившись с итоговой композицией работы, учащиеся приступили к нанесению линейного рисунка на выбранный формат. Далее - к выполнению работы в цвете, проработке деталей, обобщению, завершению, оформлению работы. (Приложение 3)

Презентация выставки

            14 января 2020 года в ДК «Металлургов» состоялась торжественная презентация выставки  творческих работ юных художников «Мир цвета меди». На обзорной  экскурсии присутствовало  27 учащихся и в зале было представлено 27 картин.

 Для проведения этой выставки Кыштымский медеэлектролитный завод закупил современную конструкцию для экспозиции картин, багеты для оформления работ. Которые после окончания экспонирования были подарены отделению живопись. На праздничное открытие были приглашены учащиеся школы, их родители, представители рабочих и администрация завода. (Приложение 4)

Возможность продолжение деятельности после завершения проекта

Реализация настоящего проекта по формированию эмоционально насыщенной учебной деятельности  в детской школе искусств допускает возможность дальнейшего сотрудничества школы и предприятий города. Мы считаем, что необходимо продолжать знакомить учащихся с производством, расширять знания о профессиях и способствовать высокой мотивации к учебной и творческой деятельности.

Выводы

Таким образом, опираясь на собственный опыт, ранее были организованы экскурсии на кондитерскую, трикотажную фабрики, такие мероприятия необходимы и важны в обучении. Они должны носить постоянный характер.

Экскурсии на производство вызывают яркие впечатления у учащихся, необходимые для создания правдивой, прочувствованной композиции, увеличивают  заинтересованность детей в обучении.  Создание таких композиций делает процесс  обучения не рутинной работой, а увлекательным и вызывающим эмоциональный отклик в душе ребенка. Как итог, картины ребят получаются яркими, сочными по цвету, эмоциональными, интересными по композиционному решению. Это важное и незабываемое событие было освещено в СМИ  РМК и газете «Кыштымский рабочий» (Приложение 5)

Этот опыт реализации творческого проекта «Мир цвета меди» на отделении «Живопись» Кыштымской ДШИ может быть использован в других учреждениях дополнительного образования.

 

Список литературы

1.Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция.- М., 1981.-191с.

2. Голубева О.Л. Основы композиции. Изд.3-е.-М. Сварог и К., 2008.-144с.

3.Паранюшкин Р.В. Композиция: теория и практика изобразительного искусства.- Изд.2-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 79 с.

4. Шорохов Е.В. Композиция.- М., 1986.

 

Интернет- ресурсы

https://infourok.ru/gafarova-lg-proekt-kak-metod-obucheniya-kompozicii-stankovoy-3387474.html 

https://pandia.ru/text/78/027/25617.php

https://multiurok.ru/files/metodika-podgotovki-i-provedeniia-vystavok.html

http://casadiarte.ru/master-klassy/metodicheskoe-posobie-po-stankovoj-kompozicii/