Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Трудный звук, ты мой друг! (открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе)

МАДОУ «Керчевский детский сад» Пермского края Чердынского района

 

Трудный звук, ты мой друг! (открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе)

 

Дмитриева Наталья Сергеевна

 

Трудный звук, ты мой друг!

(открытое занятие по обучению грамоте

в подготовительной группе)

Цель: Закрепление правильного произношения звука Ш, знакомство с буквой Ш.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

1. Учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука [ш];

2. Упражнять детей в образовании относительных прилагательных.

коррекционно-развивающие:

1. Развивать навыки звукового анализа слова, упражнять в определении позиции звука в слове;

2.Развивать интонационную выразительность речи;

3. Развивать высшие психические функции (мышление, память, воображение), мелкую моторику, тактильное восприятие.

коррекционно-воспитательная:

1.Воспитывать у детей самоконтроль за речью, целеустремлённость.

Оборудование: копилка бонусов, мяч,  пазлы (змея), манка, трафареты цветов из бумаги разной фактуры (бархатная, наждачная, фольга), игрушки собака, кошка, еж, предметы (шапка, шарф, лягушка, гармошка, игрушки Лосяш и Крош), мультимедийное оборудование.

I. Организационный момент:

Под музыку из мультфильма «Маша и медведь» дети заходят в зал и произвольно располагаются рядом с педагогом.

- Посмотрите, какую красивую коробку я нашла! Тут еще и письмо!        

 

 «Здравствуйте, ребята. Я знаю, что вы скоро пойдете в школу. Думаю, вы многому научились. Это я и хочу проверить.  Дарю вам копилку бонусов. Если правильно выполните все задания  и соберете 6 бонусов, тогда вы и узнаете - кто я.»

-  Ребята, вы хотите узнать от кого это письмо? Тогда первое задание. Мы будем передавать мяч и отвечать на вопросы словами, начинающимися на один звук.

- Головной убор. (шапка)

- Их надувают на праздник. (шары)

- Там учатся дети. (школа)

- В нем хранят одежду. (шкаф)

- Часть колеса. (шина)

- Их завязывают на ботинках.(шнурки)

- Какие вы молодцы! Вот ваш бонус  (часть пазла)!

На экране появляются картинки-отгадки.

II. Сообщение темы и цели занятия:

- Давайте еще раз повторим отгадки. Как вы думаете, о каком звуке мы с вами будем сегодня говорить? (о звуке Ш) Как вы догадались? Как вы думаете, кто поет эту песенку? Сложите пазлы (змея).  Изобразите рукой движения змеи. Змея ползет и шипит: “шшшшшшш”. (Делаем волнообразные движения руками в стороны и вперед. Сначала правой, потом левой рукой и обеими руками сразу и шипим: “шшшшшшшш”)  А теперь змейки поползли в свои норки.

Дети садятся на стулья

III. Характеристика звука Ш.

-Спойте ещё раз песенку змеи.

- Как расположены губы, когда мы произносим этот звук? (губки округлены и слегка вытянуты вперед.)

На что похож язычок? (широкий язычок образует “чашечку”.)

Где он расположен? (за верхними зубками.)

Произнесем звук “ш”. Какой он - гласный или согласный?(согласный.)

Почему?  (при произношении нам помешал язычок.)

- Теплая воздушная струя идет по центру язычка. Почувствуйте её.

Голосок спит или звенит? (“спит”)

Значит он звонкий или глухой? (глухой)

Этот звук твердый или мягкий? (твердый)

Запомните, звук “ш” всегда твердый!

Слова сопровождаем движениями рук.

На экране появляются символы звука  Ш.

IV. Знакомство с буквой:

- А на письме этот звук обозначается буквой Ш.

Буква Ш с тремя шипами —

Не хватай ее руками. (рисуем в воздухе)

- На что похожа эта буква? (Ковш экскаватора, гребешок, вилы, буква Е). Давайте нарисуем букву Ш ( Дети подходят к столу и рисуют на манке.)

(На «полянке» лежат цветы из бумаги разной фактуры:

бархатной, фольги и гофрированной.)

Дети рассматривают цветы и озвучивают свои ощущения (гладкий, шершавый, ребристый и т.д.)

- Давайте проведем пальчиком по лепесткам и постараемся услышать этот звук: “шшшшшшшш”. В каком лепестке живет этот звук? С каким цветком по вашим ощущениям  подружится  буква Ш?  Почему?

- А теперь давайте встанем в пары и “нарисуем” на спине друг друга эту букву (потом дети меняются местами).

- Как эту букву можно изобразить с помощью пальцев или своего тела? (догадки детей)

- Молодцы! Вы заслужили бонус!

 

VII. Физминутка:

Как живешь? Вот так!

Как плывешь? Вот так!

Вдаль глядишь? Вот так!

Как бежишь? Вот так!

А грозишь? Вот так!

Ночью спишь? Вот так!

А молчишь? Вот так!

А сидишь? Вот так!

Дети садятся на стулья.

- А вы знаете, что у звука «ш» есть звонкий брат? Назовите его («ж»). Сейчас мы проверим, как хорошо вы умеете различать братьев между собой.

Интерактивная игра «Рыбалка».

(http://mersibo.ru/voxflex)

- Вот ваша награда (бонус).

VI. Упражнение в правильном произношении звука.

- Какой красивый малыш!

Ша – ша – ша – прокатим малыша?

Ответьте мне. (Ша – ша – ша – прокатим малыша.) А теперь вы у меня спросите, а я отвечу.

- А как произнести эту чистоговорку радостно? (Ша – ша – ша – прокатим малыша!)

Шу-шу-шу  – подарки малышу. (произнести  с разной интонацией)

- Молодцы!  (бонус)

- Хотите заработать еще бонус? Давайте поиграем в игру: «Скажи какой».

- Носки из шерсти какие? (Дети отвечают полным предложением: «Носки из шерсти шерстяные.»)

- Платье из шелка какое?

- Халат из плюша какой?

- Сок из груш какой?

- Варенье из вишни какое?

- Конфеты из шоколада какие?

- Умники! (бонус)

VIII. Работа над звуковым составом слова:

- Сколько бонусов нам не хватает, чтобы узнать имя секретного героя? (одного бонуса) Ну, тогда последнее задание. Познакомьтесь! Это Шарик (собака), кошка и еж (игрушки). Определите позицию звука в этих словах!

- У них сегодня день рождения! Давайте порадуем их. В нашем магазине есть игрушки. Купить вы можете ту игрушку, в названии которой положение звука соответствует положению звука в названии героя. Выберете нужный подарок! (шапка и шарф для Шарика; мышка и гармошка для кошки; еж получает игрушки Лосяш и Крош.)

Дети обосновывают выбор своего подарка.

- Молодцы! Вот ваш бонус!

IV Итог:

- Теперь мы можем узнать, кто написал нам письмо? Давайте соберем пазлы вместе (выкладывают изображение Маши). Ребята, именно Маша отправила нам это письмо? Что вам понравилось делать сегодня? А были ли такие задания, которые вызвали у вас трудности?

Список литературы:

  1. Спивак Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет / Е.Н. Спивак. – М.: издательство ГНОМ и Д, 2007.
  2. http://mersibo.ru/voxflex