«Три главных правила дебюта»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №13им.В.Д.Кравченко»
«Три главных правила дебюта»
Занятие внеурочной деятельности
«Шахматы»
2а класс
Автор: Быкова С.В., учитель начальных классов
Осинниковский городской округ
Тема: «Три главных правила дебюта»
Цель: Изучить принципы игры в дебюте, усвоить основы дебюта.
Задачи : Знакомство с основными методами и принципами шахматной игры в дебюте.
Способствовать стимулированию и развитию творческих способностей и аналитической работы юного шахматиста.
Воспитание способности мыслить не только в игре, но и в других науках.
Планируемые результаты» :
Личностные УУД:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
-личностная мотивация к познавательной деятельности;
- осмыслить необходимость сотрудничества и взаимопомощи; уважать мнения сверстников по обсуждаемой проблеме.
Метапредметные УУД:
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; высказываться в устной форме о значении шахмат в жизни человека; осуществлять поиск существенной информации
(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.)
Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; оценивать результаты своей деятельности.
Предметные:познакомить с основными методами и принципами шахматной игры в дебюте.
Образовательные ресурсы:
-основные
1. И.Г Сухин «Шахматы» первый год или «Учусь и учу». Пособие для учителя, Обнинск «Духовное возрождение» 2011г.;
2. И.Г.Сухин учебник «Шахматы» «Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны» Часть 2, 1 год. Обнинск «Духовное возрождение» 2011г.
3.Шахматная демонстрационнаямагнитная доска с комплектом фигур.
4.Ноутбук с колонками.
6.Интерактивная доска.
6. Комплект шахмат для каждого ученика.
7. Слайд-презентация.
-дополнительные
карточки с тестами;
сказочные герои Маша и Медведь;
карточки со словарными словами: дебют, гроссмейстер;
Организация пространства
Фронтальная работа, работа в группах
Технологии
Проблемно-диалогическая , наблюдение.
Технология проведения:
-деятельность учителя;
-деятельность учащихся;
Ход занятия:
Учитель: В самом начале нашего знакомства с шахматами мы осознаём, сколь многое зависит от первых ходов. Уже в ранней стадии партии оба игрока имеют огромное количество возможностей – голова идёт кругом! Как не сбиться с пути неопытному шахматисту, как не сесть на мель при выходе из родной гавани, на какие маяки держать курс и победить? На эти и другие вопросы постараемся найти ответы на сегодняшнем занятии.
Медведь: -А спорим, что я тебе поставлю мат в три хода?
Маша: - Нет не поставишь!
Медведь: - Нет поставлю!
Маша: - Очень интересно!
Медведь: - Давай я буду ходить чёрными, а ты белыми.
Ты делаешь первый ход f2-f3, а я e7 –e5,теперь ты ходишь g2 –g4, а я тебе ставлю мат!
Учитель: - Обманул Машу медведь, перехитрил! Ну что , Машенька, теперь ты хочешь научиться играть в шахматы?
Маша:Хочу! Хочу! Хочу!
Учитель: -Ну что ж тогда садись и учись вместе с ребятами. Что же надо знать, что бы не получить мат в начале игры? А что такое дебют?
Дети:
Два войска шахматных фигур
Застыли в напряженьи.
Сейчас начнётся новый тур,
И всё придёт в движенье.
Готов тут каждый воевать
Упорно и отважно…
Но КАК СРАЖЕНЬЕ НАЧИНАТЬ –
Узнать нам очень важно!
Чтоб не пришла к тебе беда
На первых же минутах,
Запомни раз и навсегда
ТРИ ГЛАВНЫХ ПРАВИЛА ДЕБЮТА!
Учитель:- И так первое правило дебюта.
Дети:
В ДЕБЮТЕ С ПЕРВЫХ ЖЕ ХОДОВ
ЗА ЦЕНТР СРАЖАТЬСЯ БУДЬ ГОТОВ!
Твои фигуры - пешки пусть
Такой себе находят путь,
Себе такую ставят цель,
Чтоб захватить, усилить центр!
Учитель: Итак, шахматная партия должна начинаться борьбой за центр. Вспомним, что такое ЦЕНТР на шахматной доске.
Дети:
Клетки шахматной страны
меж собою все равны.
Но четыре клетки все же
вам должны быть всех дороже.
Все стремятся в этом мире
их в свои владенья взять:
d (дэ) – четыре, e (е) – четыре
и еще d (дэ) – пять, e (е) – пять.
И недаром в целом свете
шахматисты-игроки
называют клетки эти
ЦЕНТРОМ шахматной доски!
С них, как будто с высоты,
Доску лучше видишь ты!
Пешкой или же фигурой
ЦЕНТР быстрее захвати,
Будет твой «противник» хмурым:
Под контролем все пути!
Дети:
- Быстрее всего ЦЕНТР можно захватить ходами пешек.
1. е-2 - е-4,или д-2 – д-4. Чёрные тоже должны бороться за центр:1. Е-7 – е-5,или д-7 - д-5.
Чтобы центр не уступать,на е-4 есть е-5!
.(ребёнок показывает ходы на магнитной доске)
Второе правило дебюта
Дети:
Запомни правило второе:
Пусть кони скачут к центру боя!
А за конями и слоны
В борьбу за центр вступать должны»
Короче: пусть в начале бури
Выходят «легкие» фигуры!
Учитель: - Покажите лёгкие фигуры.
Дети:
На Kf3 (конь эф-три) есть Kc6 (конь цэ-шесть)
Здесь коннице хвала и честь!
А слон, пойдя на c (цэ) – четыре,
Сказал: «нет поля лучше в мире!»
Ответ не трудно отыскать:
Слон черный вышел на c (цэ) – пять!
(Ребёнок демострирует ходы на магнитной доске)
Третье правило дебюта
Дети:
А третье правило дебюта
Зовет нас к осторожности:
Опасно в центре королю-то,
Пускай уходит он отсюда
При первой же возможности!
Он может это сделать ловко
Отличным ходом – РОКИРОВКОЙ!
(показ на доске рокировки)
Учитель: Третье правило дебюта можно выразить одним словом – РОКИРУЙ!
- Каждый шахматный дебют имеет своё название. Например, рассмотренное нами начало называется «Итальянская партия». Есть и «Русская партия», «Испанская партия», «Английское начало», «Староиндийская защита» и много других.
Чтобы хорошо играть, надо знать немало дебютов. Но всё-таки главное – запомнить и применять в игре три главных правила дебюта.
Выполнять основные правила дебюта можно разными ходами в одном и том же дебюте.
Например, в «Итальянской партии» возможен такой вариант:
1.e2 –e4, e7 –e5. 2.Кg1-f3Кb8 – c6
3.Сf1-c4 Сf8-c5 4. c2-c3 Кg8-f6
5.d2-d3 d7-d6 6.Кb1-d2 a7-a6
7. o-oo-o8.Сс4-b3 Сс5-а7
Так играл белыми экс-чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов - наш соотечественник 12-й чемпион мира , международный гроссмейстер, заслуженный мастер спорта, трёхкратный чемпион СССР, обладатель приза «Шахматный Оскар», президент Международной ассоциации фондов мира, главный редактор журнала «64-Шахматное обозрение» и энцеклопедического словаря «Шахматы»в матче за мировое первенство.
Шесть лет назад он приезжал в наш город Осинникии дал мастер класс в шахматной школе «Дебют» для ребят, которые имеют первый и второй разряды.
В настоящее время в Москве он открыл свою шахматную школу, где обучает этой замечательной игре одарённых детей.
Медведь:А у меня тоже есть лесная шахматная школа и я вам принёс задачки.
Маша: -Очень интересно! Справятся они или нет?
(Медведь раздаёт тесты)
Учитель: Ребята, работаем в группах. Одна группа Машина , а другая Медведя.Кто быстрее и правильно справится с заданием.
(самостоятельная работа детей в группах, аргументированные ответы)
Рефлексия:
Учитель: Ребята, оцените себя по системе ценности шахматных фигур.
-Сколько стоит ферзь?(9) - Ладья?(5) - Слон и конь?(по 3 очка) А пешка?(1)
-Поднимите ту шахматную фигуру, которая покажет на сколько вы усвоили тему «Три главных правила дебюта».
(дети показывают фигуры и аргументируют свои ответы)
Учитель:Я благодарю всех вас, ребята, и вас ,Миша и Маша, за активное участие и интерес к этой интеллектуальной , увлекательной вечно молодой игре под названием «Шахматы». До встречи на следующем занятии.
Тест №1
Какое из этих утверждений неверно?
А. В дебюте не следует делать пешками более двух или трёх ходов.
Б. В дебюте не стоит без крайней необходимости дважды ходить одной и той же фигурой.
В. Чем больше пешек ты передвинешь в дебюте, тем лучше.
Тест №2
Какое из следующих дебютных правил неверно?
А. Как правило, сначала ты должен развить хотя бы одного коня и лишь затем развивать слонов.
Б. Только гроссмейстеры понимают, что стратегически правильнее развивать ладьи прежде коней и слонов.