Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

«Три главных правила дебюта»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №13им.В.Д.Кравченко»

«Три главных правила дебюта»

Занятие внеурочной деятельности

«Шахматы»

2а класс

Автор: Быкова С.В., учитель начальных классов

Осинниковский городской округ

Тема: «Три главных правила дебюта»

Цель: Изучить принципы игры в дебюте, усвоить основы дебюта.

Задачи :  Знакомство с основными методами и принципами шахматной игры в дебюте.

Способствовать   стимулированию и  развитию творческих способностей   и  аналитической работы юного шахматиста.

Воспитание способности мыслить не только в игре, но и в других науках.

Планируемые результаты» :

Личностные УУД:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-личностная мотивация к познавательной деятельности;

- осмыслить необходимость сотрудничества и взаимопомощи; уважать мнения сверстников по обсуждаемой проблеме.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; высказываться в устной форме о значении шахмат в жизни человека; осуществлять поиск существенной информации 
(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.)

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; оценивать результаты своей деятельности.

Предметные:познакомить с основными методами и принципами шахматной игры в дебюте.

Образовательные  ресурсы:

-основные

1. И.Г Сухин «Шахматы» первый год или «Учусь и учу». Пособие для учителя, Обнинск «Духовное возрождение» 2011г.;

2. И.Г.Сухин учебник «Шахматы» «Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны» Часть 2, 1 год. Обнинск «Духовное возрождение» 2011г.

3.Шахматная демонстрационнаямагнитная доска с комплектом фигур.

4.Ноутбук с колонками.

6.Интерактивная доска.

6. Комплект шахмат для каждого ученика.

7. Слайд-презентация.

-дополнительные

карточки с тестами;

сказочные герои Маша и Медведь;

карточки со словарными словами: дебют, гроссмейстер;

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в группах

Технологии

Проблемно-диалогическая , наблюдение.

Технология проведения:

-деятельность учителя;

-деятельность учащихся;

Ход занятия:

Учитель:   В самом начале нашего знакомства с шахматами мы осознаём, сколь многое зависит  от первых ходов. Уже в ранней стадии партии оба игрока  имеют  огромное количество возможностей – голова идёт кругом! Как не сбиться с пути неопытному шахматисту, как не сесть на мель при выходе из родной гавани, на какие маяки держать курс и победить? На эти и другие вопросы постараемся найти  ответы на сегодняшнем занятии.

Медведь:  -А спорим, что я тебе поставлю мат в три хода?

Маша:  - Нет не поставишь!

Медведь: - Нет поставлю!

Маша: - Очень интересно!

Медведь: - Давай я буду ходить чёрными, а ты белыми.

Ты делаешь первый ход  f2-f3,   а я  e7 –e5,теперь ты ходишь  g2 –g4, а я тебе ставлю мат!

Учитель:  - Обманул Машу медведь, перехитрил! Ну  что , Машенька, теперь ты хочешь научиться играть в шахматы?

Маша:Хочу! Хочу! Хочу!

Учитель: -Ну что ж тогда садись и учись   вместе с ребятами. Что  же надо знать, что бы не получить мат  в начале игры?  А что такое дебют?

Дети:

Два войска шахматных фигур

Застыли в напряженьи.

Сейчас начнётся новый тур,

И всё придёт в движенье.

Готов тут каждый воевать

Упорно и отважно…

Но КАК СРАЖЕНЬЕ НАЧИНАТЬ –

Узнать нам очень важно!

Чтоб не пришла к тебе беда

На первых же минутах,

Запомни раз и навсегда

ТРИ ГЛАВНЫХ ПРАВИЛА ДЕБЮТА!

Учитель:- И так первое правило дебюта.

Дети:

В ДЕБЮТЕ С ПЕРВЫХ ЖЕ ХОДОВ
ЗА ЦЕНТР СРАЖАТЬСЯ БУДЬ ГОТОВ!

Твои фигуры - пешки пусть

Такой себе находят путь,

Себе такую ставят цель,

Чтоб захватить, усилить центр!

Учитель: Итак, шахматная партия должна начинаться борьбой за центр. Вспомним, что такое  ЦЕНТР на шахматной доске.

Дети:

Клетки шахматной страны

меж собою все равны.

Но четыре клетки все же

вам должны быть всех дороже.

Все стремятся в этом мире

их в свои владенья взять:

d (дэ) – четыре, e (е) – четыре

и еще d (дэ) – пять, e (е) – пять.

И недаром в целом свете

шахматисты-игроки

называют клетки эти

ЦЕНТРОМ шахматной доски!

С них, как  будто с высоты,

Доску лучше видишь ты!

Пешкой или же фигурой

ЦЕНТР быстрее захвати,

Будет твой «противник» хмурым:

Под контролем все пути!

Дети:

- Быстрее всего ЦЕНТР можно захватить ходами пешек.

1. е-2  - е-4,или  д-2 – д-4. Чёрные тоже должны бороться за центр:1. Е-7 – е-5,или д-7  -  д-5.

Чтобы центр не уступать,на е-4 есть е-5!

.(ребёнок  показывает ходы на магнитной доске)

Второе правило дебюта

Дети:

Запомни правило второе:

Пусть кони скачут к центру боя!

А за конями и слоны

В борьбу за центр вступать должны»

Короче: пусть в начале бури

Выходят «легкие» фигуры!

Учитель: - Покажите лёгкие фигуры.

Дети:

На Kf3 (конь эф-три) есть Kc6 (конь цэ-шесть)

Здесь коннице хвала и честь!

А слон, пойдя на c (цэ) – четыре,

Сказал: «нет поля лучше в мире!»

Ответ не трудно отыскать:

Слон черный вышел на c (цэ) – пять!

(Ребёнок демострирует  ходы на магнитной доске)

Третье  правило дебюта

Дети:

А третье правило дебюта

Зовет нас к осторожности:

Опасно в центре королю-то,

Пускай уходит он отсюда

При первой же возможности!

Он может это сделать ловко

Отличным ходом – РОКИРОВКОЙ!

(показ на доске рокировки)

Учитель:   Третье правило дебюта можно выразить одним словом – РОКИРУЙ!

- Каждый шахматный дебют имеет своё название. Например, рассмотренное нами начало называется  «Итальянская партия». Есть и «Русская партия», «Испанская партия», «Английское начало», «Староиндийская защита» и много других.

Чтобы хорошо играть, надо знать немало дебютов. Но всё-таки главное – запомнить и применять в игре три главных правила дебюта.

Выполнять основные правила дебюта можно разными ходами в одном и том же дебюте.

Например, в «Итальянской партии» возможен такой вариант:

1.e2 –e4,  e7 –e5.  2.Кg1-f3Кb8 – c6

3.Сf1-c4  Сf8-c5      4. c2-c3      Кg8-f6

5.d2-d3     d7-d6       6.Кb1-d2    a7-a6

7.   o-oo-o8.Сс4-b3    Сс5-а7

Так играл белыми экс-чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов  - наш соотечественник 12-й чемпион мира , международный гроссмейстер, заслуженный мастер спорта, трёхкратный чемпион СССР, обладатель приза «Шахматный Оскар», президент Международной ассоциации фондов мира, главный редактор журнала «64-Шахматное  обозрение» и энцеклопедического словаря «Шахматы»в матче за мировое первенство.

Шесть лет назад он приезжал в наш город  Осинникии дал мастер класс в шахматной школе «Дебют» для ребят, которые имеют первый и второй разряды.

В настоящее время в Москве он открыл свою шахматную школу, где обучает этой замечательной игре одарённых детей.

Медведь:А у меня  тоже есть лесная шахматная школа  и я вам принёс задачки.

Маша:  -Очень интересно! Справятся они или нет?

(Медведь  раздаёт тесты)

Учитель:  Ребята, работаем в группах. Одна группа Машина , а другая Медведя.Кто быстрее  и правильно  справится с заданием.

(самостоятельная работа детей в группах, аргументированные ответы)

Рефлексия:

Учитель:  Ребята, оцените себя по системе ценности шахматных фигур.

-Сколько стоит ферзь?(9) - Ладья?(5) - Слон и конь?(по 3 очка) А пешка?(1)

-Поднимите ту шахматную фигуру, которая покажет на сколько вы усвоили тему  «Три главных правила дебюта».

(дети показывают фигуры и аргументируют свои ответы)

Учитель:Я благодарю всех вас, ребята, и вас ,Миша и Маша, за активное участие  и интерес к этой  интеллектуальной , увлекательной  вечно молодой игре под названием «Шахматы». До встречи на следующем занятии.

Тест №1

Какое из этих утверждений неверно?

А.  В дебюте не следует  делать пешками более двух или трёх ходов.

Б.   В дебюте не стоит без крайней необходимости дважды ходить одной и той же фигурой.

В.   Чем больше пешек ты передвинешь в дебюте, тем лучше.

Тест №2

Какое из следующих дебютных правил неверно?

А.   Как правило, сначала ты должен  развить хотя бы одного коня и лишь затем развивать слонов.

Б.   Только гроссмейстеры понимают, что стратегически правильнее развивать ладьи прежде коней и слонов.

СМОТРЕТЬ РАБОТУ