Тренинг «Планирование целей технологиями Смарт, как средство снижения эмоционального выгорания педагогов ДОУ»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Магадана «Центр развития ребенка – детский сад № 46»
Педагог-психолог: Яценко Татьяна Викторовна
Тренинг № 1
«Планирование целей технологиями Смарт, как средство снижения эмоционального выгорания педагогов ДОУ»
Цель тренинга: научить участников тренинга ставить SMART – цели своей работы, для снижения стрессовых ситуаций в своей работе, профилактики СЭВ. (и для активности воспитанников как субъектов собственной образовательной деятельности, т.е. чтобы поставленная цель стала для него личностно-значимой и направляла его активность).
Задачи:
1. Понимание педагогами необходимости «умных» целей;
2. Составление SMART цели;
3. Размышление о роли «умной» цели в своей работе.
Ожидаемые результаты: Умение педагогов ставить цели занятия, своей деятельности, определять содержание, прогнозировать ожидаемый результат; соотносить цели занятия и ожидаемый результат; воспитатели смогут научить воспитанников ставить собственные цели на занятие.
Критерии оценки: определение эффективности психолога через мини-анкету, рефлексия вслух «По кругу».
Атрибуты: тренинговая группа, тренинговый круг (стулья), специальное помещение, маркеры, цветные карандаши, бумага А-4, стикеры, правила группы, интерактивная доска, нойтбук, флеш накопитель, запись музыки релакс, анкеты на каждого участника группы.
План тренинга:
- Ритуал «Приветствие». Упражнение «Мяч по кругу передай, педагогу доброе слово пожелай».
- Разминка. Игра «Групповое жонглирование»
- Основное содержание. Беседа о СЭВ, постановке целей.
- Планирование целей(дня) Смарт технологией «Альпы».
- Рефлексия. Обмен мнениями и чувствами о проведенном тренинге.
- Ритуал прощания. Завершение тренинга и укрепление чувств единства в группе. Анкетирование группы.
- Вводная часть тренинга: актуализация темы текущего тренинга и выявление ожиданий; создание доброжелательной и продуктивной атмосферы (знакомство); поддержание демократической дисциплины в форме принятия, уточнения или повторения правил группы.
- Основная часть: тематические задания в сочетании с упражнениями на снятие мышечного и психологического напряжения.
- Практический блок: беседа, презентация «СЭВ», «Смарт технологии в постановке цели».
- Заключительная часть: подведение итогов; получение обратной связи по теме текущего тренинга; завершение тренинга.
Ход тренинга:
- «Приветствие» Упражнение «Мяч по кругу передай, педагогу доброе слово пожелай».
- Психокоррекционная игра «Групповое жонглирование»
Цель: сплочение группы, настрой на интенсивный темп работы, создание непринужденной рабочей атмосферы; снижение уровня стресса, заставляет задуматься, как лучше справляться с основными задачами и рутиной, в то время как возникают еще и непредвиденные обстоятельства и отвлечения.
Материал и оборудование: 4 (четыре) мягкие игрушки или мяча, разной фактуры и цвета. Можно использовать мягкие объекты, которые легко перебрасываются.
Ход игры
Инструкция: всегда запоминайте человека, которому вы бросили мяч, и человека, от которого вы получили мяч. Ведущий будет добавлять мячи. Желательно, чтобы сначала вы попрактиковали перебрасывание каждого мяча по отдельности, а затем постепенно или сразу соединяли мячи.
- Попросите участников встать в достаточно плотный круг, так, чтобы расстояние между соседними участниками было небольшим.
- 1(Первый мяч) представляет собой ЗАДАЧУ(и) ПЕРВОСТЕПЕННОЙ ВАЖНОСТИ. Это вполне обычный мяч. Спросите участников: «Каковы ваши задачи, которые вы считаете первостепенными?». Группа бросает мяч вразброс, и каждый запоминает, от кого он получил мяч и кому бросил. Мяч должен побывать в руках у каждого по одному разу. РУКИ ВВЕРХ, так лучше понимать, кому еще не бросали мяч.
- Попрактикуйте в перебрасывание мяча, чтобы группа запомнила порядок следования мяча. Затем введите 2(вторую игрушку). Эта игрушка символизирует НЕПРЕДВИДЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА (события и задачи, находящиеся вне зоны вашего контроля). Спросите участников: «Что из происходящего с вами ежедневно находится вне зоны вашего контроля?». Этот мяч перебрасывается в порядке, ОБРАТНОМ РОРЯДКУ ПЕРЕБРАСЫВАНИЯ ПЕРВОГО МЯЧА.
- Введите 3(третью игрушку). Она будет символизировать ОТВЛЕЧЕНИЯ. Это слухи, потеря информации, неправильное понимание и т.п. этот мяч бросается кому угодно в любом порядке. Возможно, у кого-то этот мяч побывает в руках не один раз, а возможно, не побывает вообще.
- Наконец, введите 4 (четвертую игрушку). Эта игрушка символизирует ЕЖЕДНЕВНУЮ РУТИНУ, ТЕКУЧКУ. Ежедневная рутина – это вещи, которые мы делаем ежедневно, но которые ни вдохновляют нас, ни представляют собой наши основные функции, напр. Электронная почта, подсчет расходов, заполнение форм, и т.п. этот мяч будет передаваться из рук в руки по кругу по часовой стрелке.
Обсуждение: происходит в кругу. Тренер - психолог просит участников поделиться своими впечатлениями об этой игре.
- Какие факторы способствовали, а какие мешали выполнению задания?
- Что можно было бы сделать лучше?
- Каких результатов достигла группа? В постановке целей?
- Какие жизненные ситуации напоминают модель данной игры?
- В вашей работе? Как ваша работа влияет на работу других?
- Обсудить, как управление временем может снизить стресс?
- Важность приоретизации задач в постановке цели.
- Основное содержание. Беседа о СЭВ, постановке целей.
Любая профессия, связанная с общением с людьми, требует особых навыков взаимодействия с необходимостью контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение.
Профессия педагога является сложной, поскольку в процессе работы происходит взаимодействие с детьми, с родителями и с коллегами. Причем иногда общение происходит одномоментно, и педагог испытывает на себе троекратное перекрестное воздействие со стороны. Даже если встреча, разговор, мероприятие заканчивается, казалось бы, безболезненно, с положительным результатом, через какое-то время «копилка» эмоций педагога окажется переполненной и любое взаимодействие «человек-человек» будет восприниматься им как нежелательное и травмирующее.
Современное общество предъявляет высокие требования к системе образования. Педагоги, стремясь соответствовать этим требованиям, вынуждены беспрецедентно повышать уровень профессиональной компетентности, что, в свою очередь, уже ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам. Напряженные ситуации на работе приводят к истощению эмоциональных ресурсов педагога, могут сказаться и на семье.
Профессиональное выгорание педагога и других работников не может не сказаться и на его деятельность в детском саду, поскольку атмосфера равнодушия и напряжения, привнесенная воспитателем, специалистом или заведующим, негативно влияет на детей, тех же педагогов и специалистов, их мотивацию, взаимоотношения в коллективе.
4. Целеполагание
- Сформулируйте тему тренинга «Смарт технологии как постановка цели
в работе педагога ДОУ».
- Всем известно, что постановка целей – не самый любимый этап в деятельности педагога по подготовке к занятию и всего дня. Чаще педагог, готовясь к занятию, обращается к ресурсам Интернет для того чтобы грамотно сформулировать цели. При этом он не задумывается над тем, что цели должны быть определены конкретным педагогом для конкретной деятельности. И чужие цели в этом случае вряд ли подойдут. Не надо думать, что это лишняя трата времени.
Этап целеполагания – основополагающий и позволяет видеть план и результат своих действий. Занимает не много времени.
5. «Мозговой штурм» по вопросу: Что такое цель, зачем она нужна?
Беседа с педагогами.
Цель деятельности – это результаты, достичь которых мы планируем, используя дидактические, методические и психологические приемы.
Цели должны быть: реальны, достижимы, конкретны, т.е. контролируемы