Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

"Тренинг, к ак средства предупреждения конфликтного поведения у обучающихся с ОВЗ (Ментальными нарушениями) 7-9х классов"

МБОУ "Лянторская СОШ №6"

 

"Тренинг, к ак средства предупреждения конфликтного поведения у обучающихся с ОВЗ

(Ментальными  нарушениями) 7-9х классов"

 

Шипилова Виктория Викторовна

учитель-дефектолог

 

 Стру ктура тренинга: Ци кл и з 4-х  встреч, периодичность  —  2 раза  в неделю, продолжительность одного занятия  40 мин.
При разработке программы тренинга были учтены основные методологические принципы построения тренинга, предложенные В .Н. Большаковым, И. В. Вачковым, Н.В. Клюевой, Е. В. Сидоренко.
Це ль: сформировать   у   подростков   представление   о   конфликтах   и возможных мод елях поведения в них, развитие конфликтной компетентности.
Зад ачи:
  • Актуализировать знания учащихся о конфликте;
  • развитие коммуникативных навыков общения, навыков саморегуляции  необходимых д ля конструктивного взаимодействия в конф ликте;
  • раз вить навыки управ ления конфл иктом за счет выбора эффективной стратегии поведения в конфликте;
  • знакомство учащ ихся с альтернативным способом разрешения конфликтов – медиацией;
Мет оды тренинга: ролевые игры, мини-лекции,  трени нговые упраж нения.
Педагогические условия проведения социально-психологического тренинга направленного на психопрофилактику конфликтности подростков являются:
1) проведение целенаправленной систематической групповой работы по снижению конфликтности подростков;
2) учет психологических особенностей и актуального уровня конфликтности подростков;
3) использование игровых упражнений, методов арт-терапии, ролевых и психогимнастических игр.
В качестве осно вных прин ципов социально-психолог ического трен инга психопрофилактики конфли ктности выст упили следующие: 
− при нцип актив ности участников, в хо де зан ятий члены гру ппы пост оянно вовлекаются в разл ичные дейс твия: обсуждение и проигр ывание рол евых ситуаций, предло женных сам ими участниками; наблю дение п о заданным крит ериям з а поведением участ ников ролевых игр,  выпол нение специальных уст ных и письм енных упражнений и п р; 
− при нцип партнерского общ ения, предпо лагает признание ценн ости дру гой личности, е е мне ний, интересов, а та кже прин ятие решения с макси мально возм ожным учетом инте ресов вс ех участников общ ения (а н е достижение од ной и з сторон св оих це лей за сч ет инте ресов другой)»;
− при нцип конфиденц иальности, предполагает, ч то инфор мация о личностных прояв лениях участ ников тренинга и и х успеш ности не бу дет разгла шаться и обсуждаться з а пред елами группы Приобр етенные психоло гические знания, конкр етные спо собы поведения, тех ники общ ения, психогимнастики мо гут и дол жны использоваться в не гру ппы. Данный при нцип позв оляет создать в гру ппе моти вацию на откр ытые, искр еннее взаимодействия;
− при нцип «зд есь и сейчас», ориен тирует участ ников тренинга н а т о, чтобы пред метом и х анализа бы ли проц ессы, чувства, мы сли появля ющиеся в данный мом ент. Соблю дение принципа позв оляет сохр анить направленность участ ников н а обсуждение то го, ч то происходит име нно в гру ппе, не отвле каясь н а интересные, н о н е относящиеся к те ме разг овора.
 
Содержание тренинга профилактики конфликтного поведения  подростков
Назв ание
Це ль
Время
День 1 Понятие межличностного конфликта
40 мин
1
Приветствие
Формир ование доверит ельного стиля общ ения в проц ессе налаживания конт актов; созд ание позитивных эмоцио нальных уста новок на довери тельное общ ение
2 м ин
2
Пра вила тренинга
Пояс нение и прин ятие правил трен инга
3мин
3
Упражнение
«Повто рение пра вил»
Закрепление пра вил и разв итие чувства ответст венности
5мин
4
Рол евая иг ра   «Электричка»
Изуч ение пон ятия «Конфликтной ситу ации», выяс нение сущности конф ликта
10мин
5
Упраж нение «М ое представление о конф ликте»
актуал изация участников относи тельно пон ятия конфликта
15м ин
6
Упраж нение «Аплоди сменты по кр угу»
Разв итие умения участ ников дел ать комплименты, спло чение колле ктива, дружеское завер шение трен инга
5 м ин
День 2 Управление конфликтом
40 мин
1
Приветствие
Вхож дение  в  атмо сферу  группы,   созд ание  рабо чего настроя
3 м ин
2
Упраж нение «Ес ли бы…, я ст ал б ы…»
Выработка нав ыков быст рого реагирования н а конфл иктную ситуацию
7 м ин
3
Упраж нение «Ящик недора зумений»
Формир ование навыков успе шного разре шения конфликтов 
15 м ин
4
Упражнение «Теле тайп»
Сня тие напряжения по сле получ енных знаний
1 0 м ин
5
Упражнение «Ва ше настр оение»
Узнать впеча тления подро стков от зан ятия
5 мин
День 3 Конструктивное взаимодействие  в конфликте
40 мин
1
Приве тствие
Формирование доверит ельного ст иля общения в проц ессе налаж ивания контактов; созд апозит ивных эмоциональных уста новок н а доверительное общ ение
3 мин
2
Мини-лек ция «О сти лях поведения в конфл иктной ситу ации»
Получение инфор мации о сти лях поведения в конф ликте
10 мин
3
Упраж нение «Ше сть и девять»
Пом очь осо нать необходимость вст ать н а позицию парт нера, разв итие коммуникативных нав ыков
15  мин
4
Упраж нение «Букет»
Закре пление положи тельных эмоций, содей ствие осоз нанию силы един ства и дру жбы
12 м ин
День 4 Медиация как один из способов разрешения конфликтов
40мин
1
Приве тствие
Формирование доверит ельного ст иля общения в проц ессе налаж ивания контактов;
  3 м ин
2
Упраж нение «Ожид ание»
Узнать, ч то каж дый участник жд ет о т занятия
            5 м ин
3
Упраж нение 
«Каче ства успешного посре дника»
Информ ировать о качествах успе шного меди атора (посредника)
   1 5 м ин
4
Ми ни-лек ция «Умение убеж дать»
Информи рование об уме нии меди атора убеждать
1 0 м ин
5
Завер шение занятия «Прощ ание»
подве дение итогов, рефл ексия, саморе флексия участников
   7 м ин
 
Подробное описание занятий социально-психологического тренинга направленного н а псих профилактику конфликтности в подростаковой ср еде.
Конструктивное разрешение конфликта
Название, цель
Время
Содержание
День 1. Тема: Понятие межличностного конфликта
 
Приветствие
Цель упражнения: формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов; создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.
2мин
 Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга обязательно, подчеркивая индивидуальность партнера, например, «Я рада тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно» или
 «Привет, ты как всегда энергичен и весел». Участник может обращаться ко всем сразу или к конкретному человеку. Во время этой психологической разминки группа должна настроиться на доверительный стиль общения, продемонстрировать свое доброе отношение друг к другу.
Правила тренинга
Цель: Пояснение и принятие правил тренинга
 
3 мин
Представление тренера. Информация о себе и о программе, о своих личных целях и целях программы. Я предлагаю вам участие в тренинге, который будет посвящен умению управлять конфликтом, конструктивному поведению в конфликте («Здесь и теперь», «Ноль-ноль», «Умей слушать другого», «Храни тайну», «Стоп»).
5. 
Упражнение «Повторение правил» Цель: закрепление правил и  развитие чувства ответственности.
5 мин.
Каждый участник по очереди называет одно правило и объясняет его смысл.
 
6. 
Ролевая игра – «Электричка».
Цель: Изучение понятия «Конфликтной ситуации», выяснение сущности конфликта. 
 
10 мин
Из участников группы выбираются несколько водящих, которым ведущие предлагают следующие роли: «проводник», «контролер», «начальник поезда» (могут быть введены дополнительные роли). Остальные участники группы – пассажиры электрички, которые по какой – либо причине едут без билета. Далее в «салон электрички» заходят по очереди водящие, которые требуют предъявить проездные документы. Задача всех участников – разыграть конфликтную ситуацию и найти из неё выход. Анализируя поведение участников, ведущие выходят на понятие «конфликта»
7. 
Упражнение «Мое представление о конфликте»
Цель: актуализация участников относительно понятия конфликта. 
15 мин.
Ведущий предлагает на листе А4 нарисовать рисунок на тему «Мое представление о конфликте». После выполнения работы психолог предлагает по очереди рассказать, что он нарисовал.
Обсуждение:
-Какие ощущения были у вас во время рисования?
-Понравился ли вам рисунок?
 
12. 
 
Упражнение «Аплодисменты по кругу»:
Цель: Развитие умения участников делать комплименты,  сплочение коллектива, дружеское завершение тренинга.
5 мин.
 
Ведущий предлагает участникам группы стать в круг. Затем он предлагает игру
«Аплодисменты по кругу»: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам похвалить аплодисментами друг друга, и особенно - своего соседа справа».  После этого каждый благодарит группу, и говорит что-нибудь приятное своему соседу  справа, например – спасибо всем, вы все лучшие, но без ******* не было бы так весело.
 
День 2. Тема: Управление конфликтом
1. 
Приветствие.
Цель: Вхождение в атмосферу группы, создание рабочего настроя.
3мин.
Участники приветствуют друг друга, говорят о своих ожиданиях от 2-й встречи.
 
4. 
 
Упражнение «Если бы…, я стал бы…»
Цель упражнения: выработка навыков быстрого реагирования
На конфликтную ситуацию
 
7мин.
 
Упражнение происходит по кругу: один участник ставит условие, в котором оговорена некоторая конфликтная ситуация. К примеру: «Если бы меня обсчитали в магазине…».
Следующий, рядом сидящий, продолжает (заканчивает) предложение. К примеру: «… я стал бы требовать жалобную книгу».
Если бы тебе сказали, что ты никогда никому не помогаешь
Если бы тебе сказали, что себя ведешь, как будто ты самый главный
Если бы тебе сказали, что с тобой бесполезно договариваться о чем-либо, ты все равно забудешь
Если бы тебе сказали, что ты не умеешь красиво одеваться
Если бы тебе сказали, что у тебя скрипучий голос и он действует всем на нервы
Если бы тебе сказали, что ты на всех смотришь волком
Если бы тебе сказали, что у тебя напрочь отсутствует чувство юмора
Если бы тебе сказали, что ты слишком высокого о себе мнения
Если бы тебе сказали, что ты как не от мира сего
Если бы тебе сказали, что ты плохо воспитан
Если бы тебе сказали, что ты не умеешь договариваться
Ведущий отмечает, что как конфликтные ситуации, так и выходы из них могут повторяться.
6. 
 
Упражнение «Ящик недоразумений»
Цель: формирование навыков успешного разрешения конфликтов.
 
 
15 мин.
 
Формируются малые группы (объединения по выбору различных видов конфет). Один участник из каждой команды извлекает из «ящика недоразумений» описание определенной ситуации. Каждая ситуация-это ситуация зарождения своеобразного конфликта. Найдите правильный выход из ситуации, не спровоцировав конфликт.
 1-я ситуация. Один ученик говорит другому: «Я никогда не буду сидеть с тобой за одной партой: разляжешься, как слон, а мне неудобно писать! ». Другой отвечает ...
(допишите). Прокомментируйте ситуацию.
2-я ситуация. Идет урок, учащиеся выполняют задания. Вдруг один ученик начинает стучать ручкой по парте. Учитель делает замечание: «Сергей, не стучи, пожалуйста, по парте, выполняй задания». Сергей отвечает: «Почему опять я? Опять крайний! Вы что, видели? ».
Какая реакция учителя на слова Сергея?
Как бы вы сделали в этой ситуации?
3-я ситуация. Мама пришла с работы и говорит дочери: «Сколько можно говорить? Убери за собой, разбросал все, словно смерч пронесся в квартире! Не девушка, а несчастье какое-то! Говоришь, а ей, как об стену горохом!».
Какова реакция девушки?
Как бы вы сделали на месте мамы?
4-я ситуация. Учитель проверяет домашнее задание. Дошла очередь и до Олега. Андрей Иванович, проверяя работу ученика, сказал: «Да что же это такое? Этот бездарь опять не сделал, как следует, написал в тетради так, что ничего не разберешь! ».
Какова реакция ученика?
Как бы вы сделали на месте учителя?
Заключение ведущего среди привычек, которые порождают конфликты между людьми, особенно распространенными являются чрезмерная эмоциональность, агрессивность, требовательность, невнимание к нуждам и интересам других, неумение выслушать других.
Деструктивный способ-решение своих проблем и конфликтов путем насилия и агрессии. Деструктивно мыслить-значит работать в направлении самоуничтожения, а не самосовершенствование. Если вы хотите для себя мира и любви, то ваш путь - это сознательный контроль негативных мыслей и поступков.
8. 
Упражнение «Телетайп» Цель: снятие напряжения после полученных знаний.
10 мин.
Участники встают в круг, держась за руки. Один из участников посылает телеграмму, называя имя адресата. Телеграмма передается по кругу, незаметным нажатием рук. Задача водящего, который стоит в центре, заметить пожатие. Тот, кого заметили, становится водящим.
9. 
Упражнение «Ваше настроение»
Цель:узнать  впечатления подростков от занятия.
5 мин.
Участники по кругу делятся впечатлениями от занятия.
 
День 3.  Конструктивное взаимодействие в конфликте
 
Приветствие
Цель упражнения: формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов;
3мин.
Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг другаобязательно, подчеркивая индивидуальность партнера, например, «Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно» или
«Привет, ты как всегда энергичен и весел». Участник может обращаться ко всем сразу
 
Мини-лекция «О стилях поведения в конфликтной ситуации»
Цель: Получение информации о стилях поведения в конфликте.
10мин.
Выделяют пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации (описание и характеристики стилей): • Соперничество (конкуренция)
  • Компромисс
  • Сотрудничество
  • Избегание
  • Приспособление.
Беседа о стиле поведения в конфликте. Мозговой штурм об уместности и неуместности применения каждого стиля.
- Как вы думаете, какая стратегия самая лучшая?
Подведение итогов. Все зависит от ситуации, в которой мы оказались.
5  
 
 
 
 
11 
Упражнение «Букет» Цель: закрепление положительных эмоций, содействие осознанию силы единства и дружбы.
12 мин.
Ведущий. Возьмите в руки цветочек. Каждый цветок легко перелмить и выбросить, а если я соберу и попробую переломить все вместе, мне это не удастся. Вот так и в жизни. Каждого из вас в отдельности легко обидеть, оскорбить, а если вы будете вместе, в группе, то никакие враги вас не одолеют, все проблемы легко преодолеете. Мы с вами соберем эти цветы в букет, и это будет букет нашего единства. Вот и завершился наш тренинг. Всего хорошего!
День. 4 Медиация как один из способов разрешения конфликтов
 1.
Приветствие
Цель упражнения: формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов; создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.
3мин.
Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга обязательно, подчеркивая индивидуальность партнера, например, «Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно» или
«Привет, ты как всегда энергичен и весел». Участник может обращаться ко всем сразу или к конкретному человеку. Во время этой психологической разминки группа должна настроиться на доверительный стиль общения, продемонстрировать свое доброе отношение друг к другу.
 
 2.
Упражнение «Ожидание»
Цель: узнать, что каждый участник ждет от занятия.
5 мин.
На листе ватмана, который висит на доске, нарисовано солнышко. Ведущий раздает изготовленные из бумаги «лучики солнца». На них подростки записывают свои ожидания от занятия и прикрепляют к солнышку.
 
 3.
Упражнение «Качества успешного посредника».
Цель: информировать о качествах успешного медиатора
(посредника)
 
15 мин.
Ведущие делят участников тренинга на три группы. Каждой группе выдается заранее подготовленный силуэт человеческой фигуры. Участникам группы предлагается подумать о качествах успешного, на их взгляд, посредника и записать эти качества на подготовленном силуэте. Кроме того, участникам группы предлагается подумать к какой части человеческого тела можно отнести эти качества (например, голова – способность правильно оценить ситуацию, сердце – способность сопереживать, и т.д.). После работы в малых группах ведущие предлагают всем участникам обсудить качества успешного посредника.
 4.
 
Мини-лекция о качествах посредника, успешного в своей деятельности.
Цель: информировать о качествах успешного медиатора
(посредника)
 
 
10мин.
 
Этический кодекс посредника:
  • Будь серьезным и твердым, но вместе с тем «теплым» и «позитивным»;
  • Высказывать доверие и заботу;
  • Будь ответственным, то есть быть нейтральным;
  • Демонстрируй уважение;
  • Не вовлекай и не вовлекайся в конфликт;
  • Не руководствуйся эмоциями;
  • Не давай советов, не навязывай сови идеи для поиска решения;
  • Не действуй с высока;
  • Принимай совю ответственность серьезно.
Среди личностных качеств успешного посредника можно выделить три блока:
  • Умение чувствовать другого;
  • Умение убеждать другого;
  • Умение управлять ситуацией.
Результаты активного слушания:
  1. Исчезают или, по крайней мере, сильно ослабевают отрицательные переживания участников конфликта (разделенная радость удваивается, разделенное горе вдвое уменьшается)
  2. Убедившись, что другой человек (посредник) готов его слушать, участник конфликта начинает рассказывать все больше о себе, своих чувствах в конфликтной ситуации.
  3. Участники конфликта самостоятельно продвигаются в решении проблемы.
«Я– сообщения» - говорить о себе, о своем переживании в ситуации, а не о другом человеке, не о его поведении. «Я – сообщение» имеет ряд преимуществ по сравнению с «Ты – сообщением»:
  1. Позволяет выразить свои негативные чувства в необидной для другого форме.
  2. «Я – сообщение» дает возможность ближе узнать друг друга.
  3. Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, другие становятся искреннее в выражении своих.
  4. Высказывая свои чувства без приказа или выговора, у другого человека остается возможность самому принять решение.
 
Завершение занятия «Прощание» 
Цель: подведение итогов, рефлексия, саморефлексия участников. 
7 мин.
Организация обсуждения со свободным высказыванием своих переживаний, мыслей, чувств, возникающих в ходе занятий, «собирание багажа в дорогу» в виде напутствий, пожеланий.