Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Мастерство общения»

ГБДОУ Детский сад № 43 Комбинированного вида
Кировского района Санкт-Петербурга
 
 
ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Мастерство общения»
 

Пужливая Юлия Владимировна

старший воспитатель

 

 
Актуальность:
Психологические исследования показали следующие результаты, педагоги, которые работают на протяжении многих лет, считают, что имеют огромный опыт в обучении и воспитании детей, и зачастую скептически относятся к психологии как к науке, и считают себя психологами по призванию, которые выучили психологию ребенка не по учебникам, а из жизненного опыта.
Однако исследования многих учёных показали результаты, которые свидетельствуют зачастую об обратном. Они говорят не только про динамику профессионального психологического развития педагогов, но и о потребности их дальнейшего психологического образования.
На сегодняшний день в системе образования происходят изменения, основная задача которых – ориентация на личность обучаемого.
На эффективность обучения школьника влияет профессиональная компетентность педагога. Повышение уровня психологической компетентности педагога зависит от самообразования и помощи психолога в возникающих сложных ситуациях. Мы считаем, что педагогу важно знать условия, которые способствуют развитию и формированию уровня развития психолого-педагогической компетентности.
Цель:
Формирование у педагогов умений, которые являются базовыми в работе по развитию и самосовершенствованию коммуникативной и психолого-педагогической компетентности. Сплочение коллектива, формирование интереса к практической психологии, развитие эффективной коммуникации, развитие навыка вербального и невербального общения. Совершенствование умений конструктивно выражать эмоции и чувства.
 
Задачи:
     1. Развитие общительности и преодоление барьеров коммуникации в коллективе.
2. Продемонстрировать особенности восприятия и передачи информации.
3. Расширить возможность установления контакта в различных ситуациях общения.
4. Развить умения невербального общения.
     5. Создать психологически комфортную атмосферу, активизировать потенциал группы.
Участники:
Педагоги ДОУ
Форма работы:
Групповая
Длительность мероприятия:
1 час 30 минут
Материалы и оборудование: 
Большие стулья по количеству участников, ручки, бумага А-4, А-3, ватман, доска, столы, раздаточный материал, магнитофон, диски с музыкальным сопровождением, презентация для мультимедийного оборудования.
Ход проведения
Ведущий
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня мы проведем для Вас тренинг, который будет посвящён развитию коммуникативных навыков.
Для начала я предлагаю познакомиться! Но необычным способом.
УПРАЖНЕНИЕ № 1
«Белка»
В помещении встают две команды, равные по количеству — друг напротив друга, произвольно.
Ведущий говорит:
«Прошу встать на правую сторону тех, кто любит эстрадную музыку, а на левую — тех, кто любит классику»
 
«Прошу встать на правую сторону тех, кто больше любит строгий, классический стиль в одежде, а на левую — тех, кто любит спортивный, свободный стиль»
«Прошу встать, как Вы стояли изначально»
 Педагоги переходят на ту сторону, которая им подходит. Затем ведущий снова дает какое-либо задание, и дети снова пересаживаются.
Ведущий: 

«Прошу встать на правую сторону тех, кто больше любит стихи, а на левую — тех, кто любит прозу»

"Прошу встать на правую сторону тех, кто больше любит острую еду, а на левую — тех, кто любит сладенькое"

Давайте сделаем выводы:
Мы все разные. У нас разные вкусы и интересы. Но, мы не всегда внимательны к людям, которые нас окружают. Стоит задуматься!
УПРАЖНЕНИЕ № 2
Заведующий – воспитателю:
«Как бежит время! Завтра уже 8 Марта. С утра нас поздравит начальник управы, а потом спонсоры придут дарить детям воздушных змеев. Так что готовьтесь! Запускать их будем на лужайке. Если пойдет дождь, то запуска не будет. Пусть дети все разбирают по домам».
Воспитатель – ребенку:
«Завтра у нас будет большой праздник на лужайке. Придет начальник управы с воздушными змеями. Спонсоры будут их запускать в честь 8 Марта. А если пойдет дождь, запуска не будет, и вы сможете всех забрать себе домой».
 
 
Ребенок – маме:
«Мама, мы завтра в честь 8 Марта будем вместе со спонсором запускать начальника управы на воздушном змее. А если повезет и пойдет дождь, тогда они все придут к нам. Тогда и у тебя, мама, будет настоящий праздник!»
Ведущий: 
Давайте сделаем выводы
Смешно? А на самом деле проблема-то серьезная!
Любой педагогический процесс – это акт общения.
Обучая и воспитывая, мы всегда стремимся, чтобы нас поняли.
Но всегда ли нас понимают именно так, как мы предполагаем?
Упражнение № 3
Ведущий: 
Упражнение «Испорченный телефон»
Я предлагаю Вам выполнить упражнение, с помощью которого мы покажем, как важно уметь грамотно и чётко передавать информацию.
Одному из участников сообщается некая информация, далее по цепочке информация передаётся следующему участнику и так далее.
  1. Осенью, когда то и дело идут дожди, а на улицах холод и слякоть, учащиеся часто не только опаздывают, но приходят промокшие и не готовые к занятиям, что очень мешает преподавателям.
2. Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть.
  1. Королева кавалеру подарила каравеллу
Ведущий:
Давайте сделаем выводы:
Почему получился именно такой результат?
Какие нужно выбирать предложения, чтобы все участники могли их правильно понять и передать без искажения?
Легче понимается, воспроизводится и передается текст, состоящий из коротких, однозначных по смыслу, простых или знакомых предложений. Поэтому важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять.
Упражнение № 4
Ведущий: 
  1. «Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Скажите, попадал ли вам когда-нибудь камушек в ботинок? И какие ощущения у вас при этом были?».
 Участники сразу начинают рассказывать о случаях из жизни. Ведущий говорит: «Возможно, сначала этот камушек не сильно мешает, и вы оставляете все как есть. Может быть, даже случается и так, что вы забываете о неприятном камушке и ложитесь спать, а утром надеваете ботинок, забыв вытянуть из него камушек. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становится больно. Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка, либо мозоль, и маленькая проблема становится большой проблемой. Так что если камушек вовремя не вытряхнуть из ботинка, то он будет причинять неудобство и даже боль».
  1. Далее эту ситуацию надо сравнить с процессом общения друг с другом: «Когда мы сердимся, взволнованы или нам сделали что-то неприятное, это воспринимается нами как камушек в ботинке, который мешает дружить дальше. Поэтому камушек лучше сразу вытащить, то есть сказать о своих проблемах, чувствах. Подумайте, не чувствуете ли вы чего-то такого, что мешало бы вам? Если чувствуете, скажите нам: «У меня камушек в ботинке». И это будет ключевой фразой, чтоб воспитатель понял, о том, что существует что-то, что волнует тебя. Все мы будем знать, что вам что-то мешает и сможем поговорить об этом. Если вам ничего не мешает, то вы можете сказать: «У меня нет камушка в ботинке». Я хочу, чтобы вы сейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что мешало бы вам».
Ведущий:
Давайте сделаем выводы:
Каждый участник общения имеет право и возможность рассказать о своем состоянии, отношении к чему-либо. Это способствует снижению внутреннего эмоционального напряжения. «Зачинщики» конфликта могут услышать о чувствах и переживаниях других, что развивает умение понимать эмоциональное состояние другого и дает информацию о том, что очень неприятно окружающим.
Упражнение № 5
Ведущий: 
Помимо вербального общения, есть невербальное общение. Невербальное общение – это, сигналы, символы, жесты, манеры, мимика. То есть - не речевая форма общения, взаимопонимания. И с помощью следующего упражнения продемонстрируем, насколько хорошо мы можем понимать друг друга без слов.
 «Кто вы?»
Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон».
Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого — найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось.
Список животных: кошка, собака, медведь, лиса, кролик, обезьяна, коза, лошадь, белка, павлин, лев, пантера, страус.
Ведущий:
Давайте сделаем выводы:
Очень многое зависит от того, как мы можем общаться на невербальном уровне. Порой наши жесты, мимика говорят о нас быстрее, чем наши слова. И понять человека можно и без слов.
Упражнение № 6
Ведущий: 
Дорогие участники, мы с вами сделали много выводов, как важно уметь общаться на вербальном и невербальном уровне. А что же с тем, как мы запоминаем информацию, которую нам пытаются донести?
«Чайничек»
Чайничек - ладони параллельно друг другу
Крышечка - ладошка правой руки - крышечкой
Шишечка - кулачок
Дырочка - пальцы кольцом (знак ОК)
Пар идет - указательным пальцем делаются круги по возрастающей.
По мере пения слова заменяются словом - Ля-ля-ля и движениями рук.
 
Чайничек c крышечкой.
Крышечка с шишечкой.
Шишечка с дырочкой...
В дырочке пар идет.
Пар идет в дырочку.
Дырочка в шишечке...
Шишечка в крышечке.
Крышечка с чайничком.
УПРАЖНЕНИЕ № 7
Ведущий: 
Я знаю английский, только руки сильно устают.
«Иностранные языки»
Ведущий предлагает взять всем известную песню:
Жили у бабуси
Два веселых гуся.
Один серый, другой белый.
Два веселых гуся.
Испанский – «И»; 
Английский – «А»;
Японский – «Я»;
РЕФЛЕКСИЯ
Мы все сегодня плодотворно поработали, и все заслужили благодарность. Пока я считаю до пяти, вы должны успеть поблагодарить друг друга рукопожатием.
Закончить нашу встречу хотелось бы одной притчей.
Однажды к Сократу пришел человек и сказал:
- Ты знаешь, что говорит о тебе твой друг?
Сократ ответил ему:
-Прежде чем сказать мне эту новость, просей ее через три сита.
 Первое - это сито правды.
Ты уверен, что то, что ты мне сейчас скажешь, является правдой?
- Ну, я слышал это от других.
- Вот видишь, ты не уверен.
Второе сито - это сито добра.
Эта новость обрадует меня, станет для меня приятной?
- Совсем нет.
Третье сито - сито пользы.
Будет ли эта новость полезной?
- Сомневаюсь.
-Вот видишь - ты хочешь рассказать мне новость, в которой нет правды и добра, к тому же она бесполезна. Зачем ее тогда говорить?
«За хорошую работу и активное участие я хочу наградить вас сюрпризом! Сейчас каждый с закрытыми глазами вытянет из коробочки подарок для себя. Это будет символическое послание дня».
Каждая женщина должна всегда знать две вещи, чего и кого она хочет.
Коко Шанель
Руки – визитная карточка женщины, шея – её паспорт, грудь – загранпаспорт.
Коко Шанель
Если Вы хотите иметь то, что никогда не имели, Вам придётся делать то, что никогда не делали.
Коко Шанель
Победа над обидчивостью в проявлении любви к тому, кто Вас не любит.
Сандей Аделаджа
Когда технологии заменят живое общение, мы получим поколение идиотов.
Альберт Эйнштейн
Самое важное в общении – это услышать то, что не было сказано вслух.
Питер Друкер
Сегодня стоит подойти к двери, как она автоматически открывается, стоит подойти к человеку, как он автоматически закрывается.
Пер Хальворсен
Людей следует принимать небольшими дозами.
Ралф Эмерсон
Стройте мосты от человека к человеку, разумеется разводные.
Станислав Лец
Сложно загипнотизировать человека, постоянно поворачиваясь к нему задом.
Станислав Лец
Живи так, чтобы люди, столкнувшись с тобой, улыбнулись, а общаясь с тобой, стали чуточку счастливее.
Ошо
Позвольте себе роскошь не общаться с неприятными людьми.
Китайская мудрость
Беседу следует вести так, чтобы собеседников из врагов делать друзьями, а не друзей врагами.
Пифагор
Природа дала людям один язык и два уха, чтобы мы больше слушали других, нежели говорили сами.
Эпиктет
Личность закаляется в общении, а растет в одиночестве.
Протоирей Андрей Ткачёв
 
После общения с некоторыми людьми у меня появляется ярко выраженный комплекс полноценности.
Станислав Лец
Веди себя так, будто ты уже счастлив и ты действительно станешь счастливее.
Дейл Карнеги
Выражение, которое Вы носите на лице, куда важнее одежд, которые Вы надеваете на себя.
Дейл Карнеги
Когда человек начинает войну с самим собой, он уже чего-то достоин.
Дейл Карнеги
 
Три четверти людей, с которыми вы завтра встретитесь, жаждут сочувствия. Проявите его и они поймут Вас.
Дейл Карнеги
Критика подобна почтовым голубям, которые всегда возвращаются домой.
Дейл Карнеги
Бог нас всегда окружает теми людьми, с которыми нам необходимо исцелиться от своих недостатков.
Симеон Афонский
 
О нас думают плохо лишь те, кто хуже нас, а те кто лучше нас, им просто не до нас.
Омар Хайям
Жизнь – это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы.
Джон Леннон
Под самым красивым хвостом павлина скрывается самая обычная куриная жопа. Так что меньше пафоса, господа.
Фаина Раневская
Питаться в одиночку, так же противоестественно, как срать вдвоём. Общайтесь господа!
Фаина Раневская
 
Желаю Вам, творческих успехов, приятных собеседников, понимания.
Спасибо за внимание!
Литература:
1. Быстров А. Л., Быстрова Е. С. Воображение. Развивающие игры – Харьков: ТОРСИНГ ПЛЮС, 2008. – 64 с.
2. Грецов А. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание. – СПб.: Питер, 2011. – 416 с.: ил.
3. Интернет-ресурс.
4. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения: учеб. пособие / Е.И.Рогов. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. – 477 с. : ил.;
5. Терпигорьева С.В. Практические семинары для педагогов /Психологическая компетентность воспитателей. Выпуск 2. Изд-во: Учитель, 2011. - 143 с.
6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения; практическое пособие: Пер. с нем.: в 4-х томах. Т. 1. – М.: Генезис, 2000.-87с.