Тема: «Семейный бюджет»
КГА ПОУ «Канский педагогический колледж»
Тема: «Семейный бюджет»
Мордашова Злата
студентка
Комплекс целей:
-
Общая (дидактическая): создать условия для закрепления умений решать задачи практического содержания и умений работать с данными, продолжить работу по формированию финансовых грамотности.
-
Обучающая – создать условия для ознакомления учащихся со структурой потребительского бюджета семьи, составлением баланса доходов и расходов;
-
Развивающая – способствовать формированию умения коллективно обсуждать рациональность тех или иных затрат и принимать разумное решение;
-
Воспитывающая – содействовать воспитанию экономности, бережливости, предприимчивости.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, жетоны-смайлики.
Форма использования: проецирование на экран при фронтальной работе с классом.
Ход занятия
-
Сообщение темы и стимулирование познавательной деятельности.
- Всем здравствуйте! Сейчас вы будете работать в группах. Каждой группе предстоит выполнить задания, за каждое правильно выполненное задание группа будет получать оплату, т. е. деньги. В конце группа подсчитает сумму, которую они получат за выполненные задания и определим лучших знатоков по теме «Семейный бюджет». (слайд
Давайте вспомним правила работы в группе:
Правила работы в группе
1. Группа должна быть дружной.
2. При принятии решения учитывается мнение каждого члена группы.
3. Все вопросы решаются с учетом большинства голосов.
- Сегодня на уроке мне хочется предложить вам подумать над пословицей (слайд 2.)
Тот без нужды живёт, кто деньги бережёт
- Как вы считаете, о чем эти слова?
- Сегодня вы будем работать в группах, выполнять задания, за которые будете получать монетки. Подсчёт количества баллов (рублей) поможет определить, какие отметки вы можете получить. Предлагаю вам ознакомиться с критериями. (слайд 3.)
Знакомство с критериями
Отметка
|
Сумма
|
Работа группы
|
«5»
|
40-50 рублей
|
Все члены группы работали совместно, не отвлекались от выполнения задания, не мешали работе другой группе
|
«4»
|
30-40 рублей
|
Работали не все члены группы, отвлекались от выполнения задания, не мешали работе другой группе
|
«3»
|
20-30 рублей
|
Работали не все члены группы, отвлекались от выполнения задания, мешали работе другой группе
|
-
Проведение конкурсов. Выполнение практических заданий по теме «Семейный бюджет».
- Сегодня мы будем говорить, что такое «семейный бюджет» и из чего он складывается.
- Выясним, что такое источники доходов семьи, что такое расходы.
- И подумаем, почему нужно бережно относиться к семейному бюджету.
- Кто из вас может ответить на вопрос: «Что такое семейный бюджет?»
Семейный бюджет – это сумма всех доходов и расходов семьи за определённый период времени. (слайд 4.)
Можно сказать, что бюджет – это своеобразный план семьи.
- И так, семейный бюджет состоит из доходов и расходов. (слайд 5)
-
Доходы семьи – это поступления денежных средств в семью из разных источников.
-
Расходы – затраты денежных средств на товары и услуги.
-
Задание 1. Работа в группах. Заполнить таблицы доходы и расходы. (слайд 6)
- На доске вы видите слова:
зарплата, пенсия, оплата жилья, транспортные услуги, стипендия, расходы на питание, социальное пособие, отдых, покупка одежды, доход от подсобного хозяйства, покупка одежды, проезд в общественном транспорте, доход от сдачи в аренду жилья, пособие на детей, оплата обучения.
-
1 группа – выбирает доходы
-
2 группа – выбирает расходы
Доходы
|
Расходы
|
|
|
Проверка (слайд 7)
Задание 2. «Доходы». Подсчитать доходы семьи Ивановых за март. (слайд 8)
- Теперь предлагаю вам подсчитать основной доход семьи за месяц, если известно, что Мама за свой труд (повара) получает 20 000 рубля, папа работает на стройке плотником и получает 30 000 рублей, дочка за учебу в училище получает 1 600 рубля, дедушка получает пенсию 18 000 рублей, сын учится в школе. Какой общий доход семьи за месяц?
Проверка (слайд 9)
Задание 3. «Расходы» (слайд 10)
Задание: подсчитать расходы семьи.
- Хорошо, с доходами разобрались. Но в каждой семье не обойтись без расходов.
Расходы – плата за коммунальные услуги, покупка продуктов питания и одежды, плата за посещение детского сада, учебу в музыкальной школе, учебу в некоторых учебных учреждениях, прочие расходы.
Статьи расходов
|
Сумма расходов
|
Питание
|
18 300 рублей
|
Оплата жилья
|
8 700 рублей
|
Хозяйственные нужды
|
4 700 рублей
|
Проезд в общественном транспорте
|
3 800 рублей
|
Покупка одежды
|
14 500 рублей
|
Мобильная связь, интернет
|
1 700 рублей
|
Отдых (посещение кинотеатра)
|
1 200 рублей
|
Непредвиденные расходы (замена разбитого телефона)
|
14 000 рублей
|
Проверка (слайд 11)
Задание 4: «Экономия» посчитать экономию семейного бюджета (слайд 12)
|
Сумма
|
Доходы
|
69 600 рублей
|
Расходы
|
66 900 рублей
|
Экономия
|
|
Проверка (слайд 13)
Расходы бывают обязательные (первоочередные) и текущие (второстепенные) (слайд 14)
- Как вы думаете, что значит обязательные (первоочередные) расходы?
- Что значит текущие (второстепенные) расходы?
Расходы
Обязательные Текущие
(первоочередные) (второстепенные)
Задание 5. Обязательные и текущие расходы (слайд 15)
- Сейчас предлагаю вам выполнить задание на карточках группами. Посовещавшись друг с другом, распределите расходы семьи на две группы: обязательные и текущие.
Оплата жилья, отдых, коммунальные услуги, продукты питания, одежда и обувь, медицинское обслуживание, проезд в транспорте, покупка мебели, посещение музея, покупка нового телефона, покупка книг
Обязательные расходы
|
Текущие расходы
|
|
|
Проверка (слайд 16)
- Проверьте правильность выполнения задания.
Обязательные расходы: квартплата и коммунальные услуги.
Почему? (Никогда нельзя оставаться должником, иначе отключат свет, газ или можно лишиться жилища.)
- Что следующее по важности? (Продукты питания.) Почему? (Человек не может жить без еды.)
- Следующее? (Одежда и обувь. Без них человек также не может обойтись.)
- Что еще? (Медицинское обслуживание. Если человек заболеет, то лечение необходимо, иначе заболевание может перейти в тяжелую форму.)
- Куда вы отнесли проезд в транспорте и почему?
- Что же отнести к текущим расходам, на что потратить деньги, если они остались?
Задание 6. Что выгоднее покупать? (слайд 17)
1 группа
|
2 группа
|
Какой расфасовки стиральный порошок выгоднее купить хозяйке, если известно, что пакет весом 1кг 500 г стоит 150 руб., а пакет весом 500 г стоит 60 руб.? Сколько денег можно сэкономить?
|
Какой расфасовки сахар выгоднее покупать, если известно, что пакет сахара весом 1 кг стоит 60 рублей, а пакет весом 5 кг стоит 300 рублей? Сколько денег можно сэкономить?
|
Проверка (слайд 18)
Задание 7. Расходы на коммунальные услуги (слайд 19)
1 группа
|
2 группа
|
На счетчике за электроэнергию стоит число 8956, а показания счетчика в прошлом месяце были 8856. Сколько в этом месяце израсходовано киловатт энергии? (100). 1 кВт/ч = 3рубля. Сколько денег необходимо заплатить?
|
На счетчике за водоснабжение стоит число 265, а показания счетчика в прошлом месяце были 255. Сколько в этом месяце израсходовано куб. м воды? (10). 1 куб. м = 5 рублей. Сколько денег необходимо заплатить?
|
Проверка (слайд 20)
8. Расходы на питание (слайд 21)
Однажды Коля проголодался и решил пообедать в столовой, у него было 50 рублей. Коля прочитал меню и узнал цены. Что может купить Коля в столовой?
Меню
Первые блюда
|
Вторые блюда
|
Напитки
|
1. Борщ 15 руб.
2. Рыбный суп 10 руб. 3. Картофельный суп 5 руб.
|
1.Котлета с картофельным пюре 45 руб.
2. Сосиски с макаронами 30 руб. 3. Рыба с тушёными овощами 25 руб.
|
1. Чай сладкий 5 руб.
2. Компот 15 руб. 3. Кисель 10 руб. |
Проверка
Задание 9: В трёх магазинах продукты одних и тех же производителей, то есть и качество товара одинаковое. В каком магазине вы сделаете покупки и почему? (слайд 22)
Наименование продукта
|
Пятёрочка
|
Аллея
|
Магнит
|
Пшеничный хлеб (батон)
|
33
|
34
|
32
|
Молоко (1 литр)
|
87
|
88
|
86
|
Картофель (1 кг)
|
40
|
38
|
43
|
Мясо (говядина) 1 кг
|
400
|
410
|
380
|
Подсолнечное масло (1 литр)
|
125
|
130
|
120
|
Итого
|
|
|
|
Название магазина __________________________________________________
Почему сделаете покупку в этом магазине? __________________________________________________________________
Проверка (слайд 23)
Задание 10. Анализ-рассуждение. Как сэкономить? (слайд 24)
Но случаются так, что семьи попадают в сложные ситуации, когда денежных средств на необходимые нужды просто не хватает.
- Что нужно делать, если денег не хватает? (экономить)
Посовещайтесь в группах и дайте советы, как можно сэкономить денежные средства, когда денег в наличии немного.
Как сэкономить?
Как сэкономить?
Предлагаю вам выполнить следующее задание. Для этого вам нужно отметить те варианты, которые помогут сэкономить семье и поставить значок «+».
Выключаем свет в дневное время
|
|
Покупаем конфеты, газированную воду, чипсы, жевательную резинку
|
|
Не бережем одежду, обувь
|
|
Закрываем кран с водой
|
|
Внимательно изучаем цены в магазинах
|
|
Занимаемся ведением домашнего приусадебного участка
|
|
Проверка (слайд 25)
-
Экономим на коммунальных услугах (слайд 26)
- Можно ли сэкономить на коммунальных услугах? На какой части? На воде и электричестве. Каким образом? Надо следить за тем, чтобы в доме не горело лишнее освещение, не лилась вода. Часто бывает так, что вы ушли из своей комнаты, оставив там включенными телевизор и свет. Выключив его перед уходом, вы экономите деньги.
2. Экономим на сладостях.
- Можно ли сэкономить на продуктах? Нельзя исключать из своего рациона овощи и фрукты, крупы, мясо, рыбу и молоко. Организм должен получать полноценное питание. Можно сэкономить на покупке сладкого: конфет, мороженого, печенья. Без этих продуктов мы вполне может обойтись, если на них нет денег.
3. Бережно относимся к вещам.
- Как можно сэкономить на одежде и обуви? Можно только продлить срок службы тех вещей, которые у вас есть. Это значит, надо их беречь, не рвать, лишний раз не пачкать. Бережное использование личного имущества, уберегает его от ненужного ремонта и покупки нового. Ремонт одежды, обуви своими руками.
4. Экономим на транспорте.
- Можно ли сэкономить на транспорте? Если вы не пользуетесь проездным, то некоторые небольшие расстояния можно пройти пешком, заодно и прогуляться.
5. Внимательно изучаем цены в магазинах.
- Покупка более дешёвых продуктов или продуктов по различным акциям в магазине.
6. Ведение домашнего приусадебного участка.
- Заготовка на зиму картошки, лука, свеклы, квашеной капусты, мяса, солений, варенья, маринованных овощей.
- Планировать и совместно обсуждать крупные покупки.
- Отказ от курения.
Задание 11. Тестирование (слайд 27)
- Чтобы окончательно убедиться, что вы хорошо знаете составляющие семейного бюджета, предлагаем вам выполнить еще одно задание – тест. Сейчас вам предстоит в группе выполнить тест.
Обведите верный, на ваш взгляд, вариант ответа, на каждый вопрос.
Вопрос
|
Вариант ответа
|
1. Из чего складывается семейный бюджет?
|
а) из заработной платы, пенсии, стипендии;
б) из доходов и расходов;
в) из денег
|
2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи, – это…
|
я) расходы;
е) проценты;
ю) доходы
|
3. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, – это…
|
б) доходы;
г) прибыль;
д) расходы;
|
4. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы…
|
ш) равны расходам;
ж) больше расходов;
х) меньше расходов;
|
5. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды…
|
е) доходов;
и) расходов;
а) премий;
|
6. Что можно назвать основным расходом для семейного бюджета?
|
п) игрушки;
т) продукты питания; к) мебель; |
Выпишите буквы выбранных вариантов ответов. Какое слово у вас получилось?
Проверка (слайд 28)
Абсолютно верно! Молодцы!
Подведение итогов (слайд 29)
- Вы хорошо сегодня потрудились. Молодцы!
- Вы своим трудом, то есть своими знаниями и умениями заработали оценки за урок. Можно сказать, что оценки – это оплата ваших знаний.
Критерии:
Отметка
|
Сумма
|
Работа группы
|
«5»
|
40-50 рублей
|
Все члены группы работали совместно, не отвлекались от выполнения задания, не мешали работе другой группе
|
«4»
|
30-40 рублей
|
Работали не все члены группы, отвлекались от выполнения задания, не мешали работе другой группе
|
«3»
|
20-30 рублей
|
Работали не все члены группы, отвлекались от выполнения задания, мешали работе другой группе
|