Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Тема: «Семейный бюджет»

КГА ПОУ «Канский педагогический колледж»

 

Тема: «Семейный бюджет»

 

Мордашова Злата

 студентка

 

 
Комплекс целей:
  1. Общая (дидактическая): создать условия для закрепления умений решать задачи практического содержания и умений работать с данными, продолжить работу по формированию финансовых грамотности.
  2. Обучающаясоздать условия для ознакомления учащихся со структурой потребительского бюджета семьи, составлением баланса доходов и расходов;
  3. Развивающаяспособствовать формированию умения коллективно обсуждать рациональность тех или иных затрат и принимать разумное решение;
  4. Воспитывающаясодействовать воспитанию экономности, бережливости, предприимчивости.
 
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, жетоны-смайлики.
Форма использования: проецирование на экран при фронтальной работе с классом.
Ход занятия
 
  1. Сообщение темы и стимулирование познавательной деятельности.
- Всем здравствуйте! Сейчас вы будете работать в группах. Каждой группе предстоит выполнить задания, за каждое правильно выполненное задание группа будет получать оплату, т. е. деньги. В конце группа подсчитает сумму, которую они получат за выполненные задания и определим лучших знатоков по теме «Семейный бюджет». (слайд
 
Давайте вспомним правила работы в группе:
Правила работы в группе
1.      Группа должна быть дружной.
2.      При принятии решения учитывается мнение каждого члена группы.
3.      Все вопросы решаются с учетом большинства голосов.
  1.  
 
 - Сегодня на уроке мне хочется предложить вам подумать над пословицей (слайд 2.)
Тот без нужды живёт, кто деньги бережёт
- Как вы считаете, о чем эти слова?
- Сегодня вы будем работать в группах, выполнять задания, за которые будете получать монетки. Подсчёт количества баллов (рублей) поможет определить, какие отметки вы можете получить. Предлагаю вам ознакомиться с критериями. (слайд 3.)
Знакомство с критериями
Отметка
Сумма
Работа группы
«5»
40-50 рублей
Все члены группы работали совместно, не отвлекались от выполнения задания, не мешали работе другой группе
«4»
30-40 рублей
Работали не все члены группы, отвлекались от выполнения задания, не мешали работе другой группе
«3»
20-30 рублей
 Работали не все члены группы, отвлекались от выполнения задания, мешали работе другой группе
 
 
  1. Проведение конкурсов. Выполнение практических заданий по теме «Семейный бюджет».
- Сегодня мы будем говорить, что такое «семейный бюджет» и из чего он складывается.
- Выясним, что такое источники доходов семьи, что такое расходы.
- И подумаем, почему нужно бережно относиться к семейному бюджету.
- Кто из вас может ответить на вопрос: «Что такое семейный бюджет?»
Семейный бюджет – это сумма всех доходов и расходов семьи за определённый период времени. (слайд 4.)
 
Можно сказать, что бюджет – это своеобразный план семьи.
- И так, семейный бюджет состоит из доходов и расходов. (слайд 5)
  • Доходы семьи – это поступления денежных средств в семью из разных источников.
  • Расходы – затраты денежных средств на товары и услуги.
  •  
Задание 1. Работа в группах. Заполнить таблицы доходы и расходы. (слайд 6)
- На доске вы видите слова:
зарплата, пенсия, оплата жилья, транспортные услуги, стипендия, расходы на питание, социальное пособие, отдых, покупка одежды, доход от подсобного хозяйства, покупка одежды, проезд в общественном транспорте, доход от сдачи в аренду жилья, пособие на детей, оплата обучения.
  • 1 группа – выбирает доходы
  • 2 группа – выбирает расходы
Доходы
Расходы
 
 
 
 
 
Проверка (слайд 7)
 
Задание 2. «Доходы». Подсчитать доходы семьи Ивановых за март. (слайд 8)
- Теперь предлагаю вам подсчитать основной доход семьи за месяц, если известно, что Мама за свой труд (повара) получает 20 000 рубля, папа работает на стройке плотником и получает 30 000 рублей, дочка за учебу в училище получает 1 600 рубля, дедушка получает пенсию 18 000 рублей, сын учится в школе. Какой общий доход семьи за месяц?
Проверка (слайд 9)
 
Задание 3. «Расходы» (слайд 10)
Задание: подсчитать расходы семьи.
- Хорошо, с доходами разобрались. Но в каждой семье не обойтись без расходов.
Расходы – плата за коммунальные услуги, покупка продуктов питания и одежды, плата за посещение детского сада, учебу в музыкальной школе, учебу в некоторых учебных учреждениях, прочие расходы.
Статьи расходов
Сумма расходов
Питание
18 300 рублей
Оплата жилья
8 700 рублей
Хозяйственные нужды
4 700 рублей
Проезд в общественном транспорте
3 800 рублей
Покупка одежды
14 500 рублей
Мобильная связь, интернет
1 700 рублей
Отдых (посещение кинотеатра)
1 200 рублей
Непредвиденные расходы (замена разбитого телефона)
14 000 рублей
 
Проверка (слайд 11)
 
Задание 4: «Экономия» посчитать экономию семейного бюджета (слайд 12)
 
Сумма
Доходы
69 600 рублей
Расходы
66 900 рублей
Экономия
 
 
Проверка (слайд 13)
Расходы бывают обязательные (первоочередные) и текущие (второстепенные) (слайд 14)
- Как вы думаете, что значит обязательные (первоочередные) расходы?
- Что значит текущие (второстепенные) расходы?
Расходы
                            Обязательные Текущие
 (первоочередные) (второстепенные)
 
Задание 5. Обязательные и текущие расходы (слайд 15)
- Сейчас предлагаю вам выполнить задание на карточках группами. Посовещавшись друг с другом, распределите расходы семьи на две группы: обязательные и текущие.
Оплата жилья, отдых, коммунальные услуги, продукты питания, одежда и обувь, медицинское обслуживание, проезд в транспорте, покупка мебели, посещение музея, покупка нового телефона, покупка книг
 
Обязательные расходы
Текущие расходы
 
 
 
 
 
Проверка (слайд 16)
- Проверьте правильность выполнения задания.
Обязательные расходы: квартплата и коммунальные услуги.
Почему? (Никогда нельзя оставаться должником, иначе отключат свет, газ или можно лишиться жилища.)
- Что следующее по важности? (Продукты питания.) Почему? (Человек не может жить без еды.)
- Следующее? (Одежда и обувь. Без них человек также не может обойтись.)
- Что еще? (Медицинское обслуживание. Если человек заболеет, то лечение необходимо, иначе заболевание может перейти в тяжелую форму.)
- Куда вы отнесли проезд в транспорте и почему?
- Что же отнести к текущим расходам, на что потратить деньги, если они остались?
 
Задание 6. Что выгоднее покупать? (слайд 17)
1 группа
2 группа
Какой расфасовки стиральный порошок выгоднее купить хозяйке, если известно, что пакет весом 1кг 500 г стоит 150 руб., а пакет весом 500 г стоит 60 руб.? Сколько денег можно сэкономить?
Какой расфасовки сахар выгоднее покупать, если известно, что пакет сахара весом 1 кг стоит 60 рублей, а пакет весом 5 кг стоит 300 рублей? Сколько денег можно сэкономить?
 
Проверка (слайд 18)
Задание 7. Расходы на коммунальные услуги (слайд 19)
1 группа
2 группа
На счетчике за электроэнергию стоит число 8956, а показания счетчика в прошлом месяце были 8856. Сколько в этом месяце израсходовано киловатт энергии? (100). 1 кВт/ч = 3рубля. Сколько денег необходимо заплатить?
На счетчике за водоснабжение стоит число 265, а показания счетчика в прошлом месяце были 255. Сколько в этом месяце израсходовано куб. м воды? (10). 1 куб. м = 5 рублей. Сколько денег необходимо заплатить?
 
Проверка (слайд 20)
 
8. Расходы на питание (слайд 21)
Однажды Коля проголодался и решил пообедать в столовой, у него было 50 рублей. Коля прочитал меню и узнал цены. Что может купить Коля в столовой? 
Меню
Первые блюда
Вторые блюда
Напитки
1. Борщ 15 руб.
2. Рыбный суп 10 руб. 
3. Картофельный суп 5 руб.
 
1.Котлета с картофельным пюре 45 руб.
2. Сосиски с макаронами 30 руб.
3. Рыба с тушёными овощами 25 руб. 
1. Чай сладкий 5 руб.
2. Компот 15 руб.
3. Кисель 10 руб.
 
 
Проверка
Задание 9: В трёх магазинах продукты одних и тех же производителей, то есть и качество товара одинаковое. В каком магазине вы сделаете покупки и почему? (слайд 22)
Наименование продукта
Пятёрочка
Аллея
Магнит
Пшеничный хлеб (батон)
33
34
32
Молоко (1 литр)
87
88
86
Картофель (1 кг)
40
38
43
Мясо (говядина) 1 кг
400
410
380
Подсолнечное масло (1 литр)
125
130
120
Итого
 
 
 
 
 
Название магазина __________________________________________________
Почему сделаете покупку в этом магазине? __________________________________________________________________
Проверка (слайд 23)
Задание 10. Анализ-рассуждение. Как сэкономить? (слайд 24)
Но случаются так, что семьи попадают в сложные ситуации, когда денежных средств на необходимые нужды просто не хватает.
- Что нужно делать, если денег не хватает? (экономить)
 Посовещайтесь в группах и дайте советы, как можно сэкономить денежные средства, когда денег в наличии немного.
Как сэкономить? 
Предлагаю вам выполнить следующее задание. Для этого вам нужно отметить те варианты, которые помогут сэкономить семье и поставить значок «+».
Выключаем свет в дневное время
 
Покупаем конфеты, газированную воду, чипсы, жевательную резинку
 
Не бережем одежду, обувь
 
Закрываем кран с водой
 
Внимательно изучаем цены в магазинах
 
Занимаемся ведением домашнего приусадебного участка
 
 
Проверка (слайд 25)
  1. Экономим на коммунальных услугах (слайд 26)
- Можно ли сэкономить на коммунальных услугах? На какой части? На воде и электричестве. Каким образом? Надо следить за тем, чтобы в доме не горело лишнее освещение, не лилась вода. Часто бывает так, что вы ушли из своей комнаты, оставив там включенными телевизор и свет. Выключив его перед уходом, вы экономите деньги. 
2. Экономим на сладостях.
- Можно ли сэкономить на продуктах? Нельзя исключать из своего рациона овощи и фрукты, крупы, мясо, рыбу и молоко. Организм должен получать полноценное питание. Можно сэкономить на покупке сладкого: конфет, мороженого, печенья. Без этих продуктов мы вполне может обойтись, если на них нет денег. 
3. Бережно относимся к вещам.
- Как можно сэкономить на одежде и обуви? Можно только продлить срок службы тех вещей, которые у вас есть. Это значит, надо их беречь, не рвать, лишний раз не пачкать. Бережное использование личного имущества, уберегает его от ненужного ремонта и покупки нового. Ремонт одежды, обуви своими руками.
4. Экономим на транспорте.
 - Можно ли сэкономить на транспорте? Если вы не пользуетесь проездным, то некоторые небольшие расстояния можно пройти пешком, заодно и прогуляться.
5. Внимательно изучаем цены в магазинах.
- Покупка более дешёвых продуктов или продуктов по различным акциям в магазине.
6. Ведение домашнего приусадебного участка.
- Заготовка на зиму картошки, лука, свеклы, квашеной капусты, мяса, солений, варенья, маринованных овощей. 
- Планировать и совместно обсуждать крупные покупки. 
- Отказ от курения. 
 
Задание 11. Тестирование (слайд 27)
 - Чтобы окончательно убедиться, что вы хорошо знаете составляющие семейного бюджета, предлагаем вам выполнить еще одно задание – тест. Сейчас вам предстоит в группе выполнить тест.
 Обведите верный, на ваш взгляд, вариант ответа, на каждый вопрос.
Вопрос
Вариант ответа
1. Из чего складывается семейный бюджет?

 

а) из заработной платы, пенсии, стипендии;
б) из доходов и расходов;
в) из денег
2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи, – это…
я) расходы;
е) проценты;
ю) доходы
3. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, – это…
б) доходы;
г) прибыль;
д) расходы;
4. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы…
ш) равны расходам;
ж) больше расходов;
х) меньше расходов;
5. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды…
е) доходов;
и) расходов;
а) премий;
6. Что можно назвать основным расходом для семейного бюджета?
п) игрушки;
т) продукты питания;
к) мебель;
 
Выпишите буквы выбранных вариантов ответов. Какое слово у вас получилось?
 
Проверка (слайд 28)
Абсолютно верно! Молодцы!
Подведение итогов (слайд 29)
- Вы хорошо сегодня потрудились. Молодцы!
- Вы своим трудом, то есть своими знаниями и умениями заработали оценки за урок. Можно сказать, что оценки – это оплата ваших знаний.
Критерии:
 
Отметка
Сумма
Работа группы
«5»
40-50 рублей
Все члены группы работали совместно, не отвлекались от выполнения задания, не мешали работе другой группе
«4»
30-40 рублей
Работали не все члены группы, отвлекались от выполнения задания, не мешали работе другой группе
«3»
20-30 рублей
 Работали не все члены группы, отвлекались от выполнения задания, мешали работе другой группе