Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

12.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «Лета чудные мгновения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

Тема: «Развитие речетворческой активности у детей дошкольного возраста» (из опыта работы) 

МБДОУ "ДС "Ёлочка" г. Новый Уренгой Тюменской области 

Тема: «Развитие речетворческой активности у детей дошкольного возраста» (из опыта работы) 

Юлдашева Мохичехра Омановна 

 

Конечно же, не каждый может стать поэтом, не всякому дано подняться к вершинам ораторского мастерства, но все же учиться этому самим и учить детей обогащать свой язык и находить точные, яркие слова. Программа «Детство» ориентируется на многообразие проявлений детского творчества во всех видах деятельности, в том числе и речевой сфере. Основная задача – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.

Повышенный интерес к окружающему и живой отклик на все прекрасное и удивительное – благоприятная почва для развития речетворческой активности.  Поэтому яркие образы природы, поэтические строки, музыка просто необходимы на каждом занятии и других видах деятельности (на прогулке, режимных моментах, играх,  индивидуальной работе…..) . Например: наблюдаем, как падает опавший лист, как ложится на ладошку первая снежинка, как дрожит капелька дождя на листьях, как блестит роса на цветах и траве – подбираем при этом сравнения (на что похоже, с чем можно сравнить), эпитеты, к предложенному слову, составляем короткие рассказы (о чем может рассказать капелька дождя, листочек на дереве) – так создаются маленькие сказки, песенки (книжки малышки написанные совместно с родителями). В уголке для родителей по каждой теме недели имеются разнообразная информация (придумываем из двух (трех) слов – новое слово,  разгадай зашифрованное слово, придумай наоборот, подбери синонимы, …)

В группе рассматриваем с детьми репродукции картин, иллюстрации, заучиваем стихи – это способствуют к развитию фантазии, воображения и творчества. На конкурсе чтецов наша  Варя Акимцева по саду и в городском конкурсе «Шумят березы русские» заняла 1 место, на региональном 2 место.

Развитие речетворческой активности  включает в себя все направления работы лексическую, грамматическую, фонетическую – ребенок оформляет свое высказывание грамматически правильно и одновременно выразительно, правильно выбранный темп, дикция, эмоциональное воздействие речи, оказывает влияние на развитие самостоятельного словесного творчества.

Игры и творческие задания для развития выразительности речи у детей.

Название игры, цель

Методические рекомендации

Младший возраст

Цепочка.

Цель: учить детей выделять признаки объектов.

Ведущий показывает картинку с изображением объекта, ребенок называет его, затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признака объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаком и не повторяться.

Угадай кто это? Угадай по описанию. Какая это игрушка?

Цель: учить детей по описанию определять объект.

Ведущий показывает картинку с изображаемым объектом только одному ребенку. Он описывает его не называя так, что бы остальные догадались о чем идет речь. Описывает объект следуя от общего к частному.

Старший возраст

Я назову признак, а вы перечислите его значения.

Цель: учить детей подбирать разные значения одному признаку.

Ведущий называет какой либо признак (цвет). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (цвет бывает черный, радужный и т.д.). назвать какое либо значение признака, а дети угадывают признак (светящийся – цвет, холодным – температура вещества).

Что (кто) делает так же?

Цель: учить детей выявлять признаки объекта (функция, части), составлять загадки по моделям «как… но, не…».

Ведущий называет объект дети выделяют его действия. Предлагается перечислить объекты, у которых названые действия ярко выражены.

 

         Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем моделей. Дети не только улавливают смысл сказки, но запоминают повторы, эпитеты, типичные сказочные обороты, метафоры, сравнения, т.е. начинают понимать красоту формы, своеобразие стиля, переносят в свою речь те слова и фразы, которые они запомнили.

 

Игры и творческие задания по подготовке детей к составлению текстов сказочного содержания:

Название игры, цель

Содержание, методические рекомендации

Младший возраст

Игра Составляем сказку

Цель: на предложенный сюжет придумать предложение

Воспитатель предлагает сюжет, дети придумывают по одному предложению – коллективное творчество

Игра Перепутанница

Цель: развивать внимание детей, замечать не точности

Хорошо известную сказку рассказывает воспитатель, изменяя детали, дети исправляют ошибки

Игра Меняем сюжет

Цель: придумать новый сюжет к знакомой сказке

Изменяется существенная деталь в сказке, как будет развиваться новый сюжет? (снегурочка из дерева не будет боятся солнца, а чего будет боятся?). Придумать другое окончание сказок, что бы они заканчивались хорошо, сказки были добрыми

Игра Сказка про любимую игрушку

Цель: ввести новый персонаж в любую сказку, наделив добрыми качествами любимую игрушку малыша

Изменить сюжет хорошо знакомой сказки

Старший возраст

Игра Сказочные слова

Цель: учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку

Предлагаем детям вспомнить и сказать все заклинания которые они знают в сказках (Сим-Сим открой дверь, Сивка бурка вещая каурка и т.д.), затем перечислить все слова с которых начинается сказка (однажды в некотором царстве в некотором государстве, в стародавние времена и т.д.)

Игра В какой сказке?

Цель: находить сказочные тексты которые бы учили какому либо жизненному правилу

Воспитатель называет поговорку, пословицу или жизненное правило, дети должны вспомнить сказки которые этому учат (не имей сто рублей, а имей сто друзей)

Игра Назови героя

Цель: объединять героев по заданному признаку

Воспитатель называет какой либо образ, дети должны найти конкретных героев из других сказок (героем сказок может быть девочка, она должна быть особенной со своими конкретными свойствами и действиями)

Игра Действия героя

Цель: учить детей перечислять все возможные действия героя предложенного воспитателем, из какой либо сказки

Дети говорят только глаголы из сказки, далее им предлагается вспомнить героев, которые бы выполняли эти же действия в других сказках. При затруднении воспитатель пользуется текстом, зачитывая фрагменты сказок

 

 

Игры и творческие задания для развития умений подбирать сравнения между 2 объектами

Название, цель

Методические рекомендации

Младший возраст

Скажи, какой?, Кто больше увидит и назовет?, Какой? Какое? Какая?

Цель: выделять и обозначать признаки предмета как внешние, так и внутренние

Показать детям, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия, видеть особенности предметов их качество, состояния сравнивать с другими предметами

Старший возраст

Д/И Добавь словечко

Цель: по названным определениям назвать предмет

Развивать наблюдательность, выделять признаки предметов, видеть не только внешние признаки, но и внутренние состояния

Д/И Какой это человек?

Цель: сравнивать людей с животными (по внешнему виду, движениям поступкам)

Характеризовать нравственные поступки, эмоциональное состояние людей и сравнивать их с животными

 

В работе с детьми я стараюсь постоянно придумывать что-то новое. Использовала следующие способы:

  1. Создание игровых ситуаций. Утром, когда дети приходили в сад, их ждал какой –либо сюрприз: появлялась волшебная вещь (волшебная книга, волшебный карандаш, письмо, чудо –дерево, волшебный цветок, волшебный карандаш и др.), в котором помещалось задание для детей о придумывании слов. Например: как бы вы назвали осень и почему? Как можно назвать Деда Мороза? Дети в течение дня придумывали слова, лучшие записывались в альбом.
  2. Введение элементов соревнований, которые обычно проводила между командами мальчиков и девочек, или по одинаковому количеству детей.
  3. Использование поощрений. Тот, кто в течение дня придумывал много новых интересных слов, получал почетное звание и переходящую ленту «Лучший выдумщик». В командных соревнованиях лучшие представители команд получали звания: «Принцесса (принц) слов» с коронами.

Из «словаря ласковых слов» придуманных и собранных детьми:

- Как бы вы назвали свою маму?

Мама – мамочка, мамонька, мамуленька, мамушечка, любименькая, приласкулечка, цветушечка, хорошуленька, роднулечка, милушечка, красотуленька, цветик –семицветик, развеселушка, дарюшенька и т.д.

- Что для вас дом?

Дом – домик, домище, домишко, семейник, человечник, людильник, папамамаяшник и т.д.

- Объединение двух слов в одно.«Синтетические слова» способ, при котором одно слово составляется из двух.

Например :

-«Ворунишка» (вор+врунишка)

-«Бананас» ( банан+ананас)

-«Бабезьяна»- (бабушка обезьяны)

 

- Особое место уделяем загадке. Загадка   - краткое описание предмета, часто в поэтической форме, заключающего в себе замысловатую задачу в виде или предполагаемого вопроса. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет логическую задачу. Детям очень нравится отгадывать загадки и придумывать самим.

Загадка позволяет выявить степень наблюдательности, умственного развития, сообразительности, а так же уровень творческого мышления ребенка. Большую ценность для расширения представлений о предметах, явлениях окружающей жизни играют загадки. Они развивают наблюдательность, учат думать, отвлеченно мыслить, подмечать характерные признаки предметов.

Загадки, потешки, скороговорки важны для формирования эмоциональной сферы ребенка, развитие образного мышления, творческого воображения.

1.Загадки.

а) Простейшие загадки описательного характера.

Они закрепляют у детей знания о свойствах и качествах предметов ,о различных видах взаимосвязи между назначением и описанием предмета, между назначением и материалом из которого он изготовлен и т.д.

Примерные   схемы составления загадок.

Мяч

Какой ?                                    На что похож ?

Круглый                                  как шар

Прыгучий                               как зайчик

Звонкий                                   как хлопок

Свеча

Что делает?                                  На что похоже по функциям?

Светит                                           как лампочка

Греет                                             как солнышко

Тает                                               как  льдинка

Воспитательница

Весёлая, но не клоун,

Добрая, но не мама,

Умная, но не ученый.

2. 1 .Загадки – угадай последнее слово.

Например :

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла …

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно …….

                       (листопад)

2.2. Загадки-дразнилки

Способ создания: Берем предмет, уточняем для чего он служит, что им можно делать и  т. д. Далее с помощью суффикса  – лк -  превращаем слова в дразнилки.

Например:

Бантик – украшает волосы, голову. К нему надо бережно относиться, не пачкать.

Не терялка, не пачкалка, а головуукрашалка .

Книга – источник знаний, развивает умственные способности, ее нельзя кидать, пачкать, рвать.

Не кидалка, не бросалка, а умозанималка .

  1. «Объяснялки»

4  .Пословицы и поговорки..

Особенность пословиц и поговорок – в смысловой многогранности при краткости изложения. У них малый текстовой объем, но большая смысловая нагрузка.

Задание для детей и родителей: найти  пословицы и поговорки русские сходные по смыслу с иностранными.

Например:

Птицу можно узнать по песне (англ.)- Видно птицу по полету (русск.)

Зернышко к зернышку и будет мерка (польск.) - С миру по нитке - голому рубаха (русск.)

и т.д.

5  Работа с фразеологическими оборотами.

Забить тревогу. Витать в облаках. Все в руках горит и т.д.

Дети объясняют что, по их мнению,  означают эти выражения. Воспитатель поясняет, что то или иное выражение обозначает на самом деле. Дети иллюстрируют те и другие объяснения. Так можно оформить целую книгу-самоделку, и  назвать ее «Веселые фразы».

6 .Азбука важных слов

АДРЕС - его важно знать иначе потеряешься.

БАБУШКА - потому что она самая добрая и ласковая.

ВОДА - потому что без нее нет жизни.  и т.д. И так на все буквы алфавита.

 На каждую букву дети называют множество важных- для них слов. Их опять набирается на целую книжку.

7  Наши имена.

Берется имя ребенка и разбирается по буквам:

Марина

М-милая

А - авторитетная

Р - решительная

И – игривая

Н - нежная

А - артистичная  

Т.о. набирается целый альбом «объяснялок» с именами всех детей группы.

8 «Закончи строчку» Готовимся к папину и маминому дню

9 «Сочини короткий стих» с опорой на заданное слово.

       Таких заданий можно придумать самим великое множество. Важно помнить, что огромную роль в развитии речетворческой активности детей всегда будет играть то большое внимание, которое вы будете уделять каждому, даже самому незначительному сочинению любого ребенка. Записывайте их высказывания, рассказы, сказки, оформляйте книжки вместе с ними, газеты для родителей.- это значительно повысит  самооценку ребенка, повысит его авторитет у сверстников, создаст атмосферу успеха, а все это даст толчок новым творческим проявлениям ребенка.

 

нетрадиционной формы работы с детьми по развитию речетворческой активности книгосочинительство и собственно книгоиздательство, т.е. изготовление книг.

Для этой цели в группе уголок книгоиздательства «Новости из Кинограда», где в распоряжении детей есть бумага различного качества, формата, цвета, изобразительные и пишущие средства, заготовки обложек, дырокол, степлер, шнурки, тесемки, ленточки, клей, ножницы, образцы книг разного вида, диктофон, блокнот и другое.