Тема: «Развитие поисковой активности, инициативы и познавательной мотивации средствами проектной деятельности и детского экспериментирования у детей дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение «Детский сад» Ёлочка»
Тема: «Развитие поисковой активности, инициативы и познавательной мотивации средствами проектной деятельности и детского экспериментирования у детей дошкольного возраста»
Медведева Валентина Александровна
воспитатель
Особое внимание с введением и реализацией ФГОС дошкольного образования обращается на развитие личности ребёнка, его способностей. Умение самостоятельно усваивать знания в процессе деятельности и применять их в жизни. Немалую роль в этом играет познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Проходящая в форме экспериментов: дети преобразуют объекты, выявляя скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие действия превращаются в формы поисковой деятельности.
Дети экспериментируют с педагогом с большим удовольствием, но в самостоятельной деятельности редко отдают этому предпочтение. Поисковая активность и познавательная мотивация развиваются более эффективно, когда экспериментирование основано на принципах проблемного обучения.
Задача педагога должна быть направлена на решение следующих задач:
· Накопить познавательный опыт.
· Развивать умения действовать в соответствии со структурой организации эксперимента: ставить цель, выявлять проблему, выдвигать гипотезу, обнаруживать несоответствие результата и цели, координировать свою деятельность.
· Поддерживать инициативу, самостоятельность.
СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТА
Организация эксперимента требует определённого уровня подготовки детей. Для того, чтобы дети смогли решить поставленную педагогом проблему или выявить её самостоятельно, у дошкольников должны быть конкретные представления и фактические сведения о предметах и явлениях. Перед проведением эксперимента с детьми необходимо прочесть познавательную литературу, просмотреть научные видеофильмы, провести беседы, наблюдать за природными изменениями в живой и неживой природе, собирать самостоятельно или с помощью родителей коллекции, затем рассматривать их.
Лучшему пониманию причинно-следственных связей способствует хорошо продуманный подбор материалов и оборудования. Педагог должен подготовить заранее все, что потребуется в ходе эксперимента.
Любой исследователь должен уметь правильно, корректно, точно задавать вопросы. Познание начинается с вопроса, который направляет мышление ребёнка на поиск ответа, пробуждая потребность в познании и приобщая к умственному труду. Все вопросы можно разделить на две группы:
1. Уточняющие (Верно ли, что…, Надо ли создавать …, Должен ли….).
2. Восполняющие (неопределённые, непрямые). Такие вопросы обычно включают слова « где, когда, кто, что, почему, какие и др.»
Умение задавать вопросы развивается в задании «Найди загаданное слово». Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем».
Особую роль в развитии познавательной мотивации и поисковой активности детей играет развивающая предметно-пространственная среда. Предметная среда в группе доступна для самостоятельной деятельности. Воспитанники проводят эксперименты с водой, воздухом, со звуком по готовым моделям, картинкам-схемам, рисункам. Фиксируют свои результаты в рисунках, делают выводы, делятся результатами.
Лучшему пониманию причинно-следственных связей в природе, развитию познавательной мотивации и поисковой активности дошкольников способствует хорошо продуманный подбор материалов и оборудования. Педагогу необходимо заранее подготовить все, что потребуется в ходе эксперимента.
Постановка проблемы проходит в несколько уровней.
Первый уровень
Воспитатель (ребенок) ставит проблему, намечает метод ее решения. Поиск решения предстоит осуществить детям самостоятельно.
Второй уровень
Воспитатель только ставит проблему, но и метод и решение дошкольники ищут самостоятельно.
Третий уровень
Дети самостоятельно определяют проблему, ищут метод, разрабатывают решение. Увидеть и сформулировать задачу часто труднее, чем ее решить.
При решении проблемной ситуации, у дошкольников зачастую возникают противоречия между необходимостью и неумением использовать освоенные ранее знания и навыки в новых практических условиях, между стремлением и невозможностью обосновать свою позицию, объяснить достигнутый результат, между усвоенными знаниями и вновь выявленными фактами.
Целеполагание - это вопрос, который сначала педагог задает детям, затем они задают себе. Любой исследователь должен уметь задавать вопросы. Познание начинается с вопроса, который направляет мышление ребенка на поиск ответа, пробуждая потребность в познании и приобщая к умственному труду.
Дети выдвигают разные гипотезы, все они принимаются педагогом, даже те, которые заведомо не верны.
Педагог должен быть партнером в общении и в деятельности, поэтому все гипотезы нужно проверять вместе с детьми.
Фиксация результата происходит в рисунках, в картинках-схемах, в моделях, календарях, дневниках наблюдения; в рассказах воспитанников.
Сначала педагог предлагает для фиксации результата приготовленную заранее картинку-схему, рисунок, модель, в дальнейшем дошкольники сами могут фиксировать результат эксперимента.
Для формулирования выводов дошкольникам требуются наводящие вопросы взрослого. Они не должны подменяться теми, которые сделаны педагогом, и делать их дети должны самостоятельно. При таком подходе у ребёнка возникает ощущение первооткрывателя, возрастает уверенность в собственных силах.
Организуя работу с детьми, необходимо стараться, чтобы ребёнок был не просто вольным слушателем, наблюдателем проводимых вами мероприятий, а полноправным их участником. Необходимо поддерживать инициативу детей, спрашивать их, о чем или о ком бы они хотели узнать побольше. Каждый вопрос, который задан ребёнку, может послужить темой следующего эксперимента.
В нашей группе «Черемуха» создан центр «Познания и исследования». Оборудование и материалы разделены в соответствии с темами экспериментов и обозначены знаками. Дети, ориентируясь на них, знают, где и какие материалы и оборудование размещены.
В центре «Познания и исследования» расположены: подборка энциклопедической, познавательной литературы, коллекции семян и плодов, камней, ракушек, сухих листьев, коры разных деревьев, почвы (чернозем, песок, камни); собраны и оформлены модели, картинки-схемы, рисунки для проведения экспериментов, раздаточный материал для проведения индивидуальных, групповых и коллективных экспериментов.
Такими проектами стали: «Мой город» - центр патриотизма. Цель проекта: познакомить детей с достопримечательностями и историей города Новый Уренгой, формировать патриотические чувства и любовь к родному краю, а также развивать познавательную активность к истории малой Родины. Данный тематический проект позволил нам пополнить уголок патриотизма родительско – детскими работами: историческими фотографиями и фотографиями достопримечательностей нашего города и поделками этих достопримечательностей.
«Россия – огромная страна» - центр патриотизма. Цель: расширить знания детей о Родине, познакомить с городами России их достопримечательностями и национальностями, поживающими на территории нашей страны, благодаря данному проекту дети познакомились с архитектурой городов. Продуктом этой темы стали детско – родительские проекты и макет «Кремль».
«Наш микрорайон – дорога в детский сад» - центр безопасности. Цель проекта: познакомить детей с микрорайоном - улицами и домами, правилами поведения на дорогах, закрепить места нахождения пешеходных переходов и светофоров, находящихся по дороге от дома до детского сада. В результате проекта был создан макет микрорайона, проведены экскурсии, совместно с родителями созданы настольные игры и увлекательные книжки – малышки по правилам поведения на дорогах.
«Животные крайнего севера, занесенные в Красную книгу» - центр природы и экологии. Цель: познакомить детей с редкими животными и птицами, живущими на Урале и нуждающимися в охране. Воспитывать уважительное отношение к исчезающим видам животного мира родного края. Продуктом данного проекта стали: Красная книга, которую создавали совместно с родителями, дети готовили мини доклады по более понравившимся видам животных, а так же макет «Заповедник».
«Мой край – северный Ямал» - данный проект задействовал несколько центров группы: знакомство с бытом народов севера, уточнение флоры и фауны крайнего севера. Уточнение и закрепление профессий связанных с добычей нефти и газа.
«Северный олень – животное тундры» Паша Немировский подготовил проект о удивительном и благородном животное – северный олень. Он с друзьями думал, что оленю помогают спасаться от хищников – рога, а оказалась, что нет!
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, познавательные, что предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.