Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

 Тема: «Развитие поисковой активности, инициативы и познавательной мотивации средствами проектной деятельности и детского экспериментирования у детей дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение «Детский сад» Ёлочка»

 Тема: «Развитие поисковой активности, инициативы и познавательной мотивации средствами проектной деятельности и детского экспериментирования у детей дошкольного возраста»

Медведева Валентина Александровна 

воспитатель

 

Особое внимание с введением и реализацией ФГОС дошкольного образования обращается на развитие личности ребёнка, его способностей. Умение самостоятельно усваивать знания в процессе деятельности и применять их в жизни. Немалую роль в этом играет познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Проходящая в форме экспериментов: дети преобразуют объекты, выявляя скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие действия превращаются в формы поисковой деятельности.

Дети экспериментируют с педагогом с большим удовольствием, но в самостоятельной деятельности редко отдают этому предпочтение. Поисковая активность и познавательная мотивация развиваются более эффективно, когда экспериментирование основано на принципах проблемного обучения.

Задача педагога должна быть направлена на решение следующих задач:

·                   Накопить познавательный опыт.

·                   Развивать умения действовать в соответствии со структурой организации эксперимента: ставить цель, выявлять проблему, выдвигать гипотезу, обнаруживать несоответствие результата и цели, координировать свою деятельность.

·                   Поддерживать инициативу, самостоятельность.

СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТА

Организация эксперимента требует определённого уровня подготовки детей. Для того, чтобы дети смогли решить поставленную педагогом проблему или выявить её самостоятельно, у дошкольников должны быть конкретные представления и фактические сведения о предметах и явлениях. Перед проведением эксперимента с детьми необходимо прочесть познавательную литературу, просмотреть научные видеофильмы, провести беседы, наблюдать за природными изменениями в живой и неживой природе, собирать самостоятельно или с помощью родителей коллекции, затем рассматривать их.

Лучшему пониманию причинно-следственных связей способствует хорошо продуманный подбор материалов и оборудования. Педагог должен подготовить заранее все, что потребуется в ходе эксперимента.

Любой исследователь должен уметь правильно, корректно, точно задавать вопросы. Познание начинается с вопроса, который направляет мышление ребёнка на поиск ответа, пробуждая потребность в познании и приобщая к умственному труду. Все вопросы можно разделить на две группы:

1.     Уточняющие (Верно ли, что…, Надо ли создавать …, Должен ли….).

2.     Восполняющие (неопределённые, непрямые). Такие вопросы обычно включают слова « где, когда, кто, что, почему, какие и др.»

Умение задавать вопросы развивается в задании «Найди загаданное слово». Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем».

Особую роль в развитии познавательной мотивации и поисковой активности детей играет развивающая предметно-пространственная среда. Предметная среда в группе доступна для самостоятельной деятельности. Воспитанники проводят эксперименты с водой, воздухом, со звуком по готовым моделям, картинкам-схемам, рисункам. Фиксируют свои результаты в рисунках, делают выводы, делятся результатами.

Лучшему пониманию причинно-следственных связей в природе, развитию познавательной мотивации и поисковой активности дошкольников способствует хорошо продуманный подбор материалов и оборудования. Педагогу необходимо заранее подготовить все, что потребуется в ходе эксперимента.

Постановка проблемы проходит в несколько уровней.

Первый уровень

Воспитатель (ребенок) ставит проблему, намечает метод ее решения. Поиск решения предстоит осуществить детям самостоятельно.

Второй уровень

Воспитатель только ставит проблему, но и метод и решение дошкольники ищут самостоятельно.

Третий уровень

Дети самостоятельно определяют проблему, ищут метод, разрабатывают решение. Увидеть и сформулировать задачу часто труднее, чем ее решить.

При решении проблемной ситуации, у дошкольников зачастую возникают противоречия между необходимостью и неумением использовать освоенные ранее знания и навыки в новых практических условиях, между стремлением и невозможностью обосновать свою позицию, объяснить достигнутый результат, между усвоенными знаниями и вновь выявленными фактами.

Целеполагание - это вопрос, который сначала педагог задает детям, затем они задают себе. Любой исследователь должен уметь задавать вопросы. Познание начинается с вопроса, который направляет мышление ребенка на поиск ответа, пробуждая потребность в познании и приобщая к умственному труду.

Дети выдвигают разные гипотезы, все они принимаются педагогом, даже те, которые заведомо не верны.

Педагог должен быть партнером в общении и в деятельности, поэтому все гипотезы нужно проверять вместе с детьми.

Фиксация результата происходит в рисунках, в картинках-схемах, в моделях, календарях, дневниках наблюдения; в рассказах воспитанников.

Сначала педагог предлагает для фиксации результата приготовленную заранее картинку-схему, рисунок, модель, в дальнейшем дошкольники сами могут фиксировать результат эксперимента.

Для формулирования выводов дошкольникам требуются наводящие вопросы взрослого. Они не должны подменяться теми, которые сделаны педагогом, и делать их дети должны самостоятельно. При таком подходе у ребёнка возникает ощущение первооткрывателя, возрастает уверенность в собственных силах.

Организуя работу с детьми, необходимо стараться, чтобы ребёнок был не просто вольным слушателем, наблюдателем проводимых вами мероприятий, а полноправным их участником. Необходимо поддерживать инициативу детей, спрашивать их, о чем или о ком бы они хотели узнать побольше. Каждый вопрос, который задан ребёнку, может послужить темой следующего эксперимента.

В нашей группе «Черемуха» создан центр «Познания и исследования». Оборудование и материалы разделены в соответствии с темами экспериментов и обозначены знаками. Дети, ориентируясь на них, знают, где и какие материалы и оборудование размещены.

В центре «Познания и исследования» расположены: подборка энциклопедической, познавательной литературы, коллекции семян и плодов, камней, ракушек, сухих листьев, коры разных деревьев, почвы (чернозем, песок, камни); собраны и оформлены модели, картинки-схемы, рисунки для проведения экспериментов, раздаточный материал для проведения индивидуальных, групповых и коллективных экспериментов.

Такими проектами стали: «Мой город» - центр патриотизма. Цель проекта: познакомить детей с достопримечательностями и историей города Новый Уренгой, формировать патриотические чувства и любовь к родному краю, а также развивать познавательную активность к истории малой Родины. Данный тематический проект позволил нам пополнить уголок патриотизма родительско – детскими работами: историческими фотографиями и фотографиями достопримечательностей нашего города и поделками этих достопримечательностей.

«Россия – огромная страна» - центр патриотизма. Цель: расширить знания детей о Родине, познакомить с городами России их достопримечательностями и национальностями, поживающими на территории нашей страны, благодаря данному проекту дети познакомились с архитектурой городов. Продуктом этой темы стали детско – родительские проекты и макет «Кремль».

«Наш микрорайон – дорога в детский сад» - центр безопасности. Цель проекта: познакомить детей с микрорайоном - улицами и домами, правилами поведения на дорогах, закрепить места нахождения пешеходных переходов и светофоров, находящихся по дороге от дома до детского сада. В результате проекта был создан макет микрорайона, проведены экскурсии, совместно с родителями созданы настольные игры и увлекательные книжки – малышки по правилам поведения на дорогах.

«Животные крайнего севера, занесенные в Красную книгу» - центр природы и экологии. Цель: познакомить детей с редкими животными и птицами, живущими на Урале и нуждающимися в охране. Воспитывать уважительное отношение к исчезающим видам животного мира родного края. Продуктом данного проекта стали: Красная книга, которую создавали совместно с родителями, дети готовили мини доклады по более понравившимся видам животных, а так же макет «Заповедник».

«Мой край – северный Ямал» - данный проект задействовал несколько центров группы: знакомство с бытом народов севера, уточнение флоры и фауны крайнего севера. Уточнение и закрепление профессий связанных с добычей нефти и газа.

«Северный олень – животное тундры» Паша Немировский подготовил проект о удивительном и благородном животное – северный олень. Он с друзьями думал, что оленю помогают спасаться от хищников – рога, а оказалась, что нет!

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, познавательные, что предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.