Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Тема: Проектно-исследовательская работа на уроках родного (русского) языка и литературы в начальной школе

«Средняя  общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением

английского языка» Ново-Савиновского района г.Казани

 

Тема: Проектно-исследовательская работа на уроках родного (русского) языка

и литературы в начальной школе

 

Ахмадуллина Лилия Ирековна

учитель родного языка и литературы

 

 

Вся наша жизнь складывается из различных проектов. Одной из задач любого человека сегодня – уметь ставить цель перед собой, определять задачи и средства, с помощью которых можно достичь поставленную цель. А задача учителя – ещё научить этому детей.
       Существует заблуждение о неэффективности использования метода проектов в начальной школе, что дети ещё слишком малы и говорить о полноценной проектной деятельности не приходится. Конечно, проекты, представленные учениками младших классов не такие большие и информационно насыщенные как у учеников старших классов, но даже они могут считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить детей мыслить, организовывать правильно свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях, несомненно, помогает учителям метод проектов.
     Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Правильно организованная подготовка проекта должна превратиться в интересную игру. Совместная работа помогает сблизиться, установить доверительные отношения, осознавать важность исследований в развитии познавательной деятельности ребёнка, а для многих из них становится интересным и захватывающим делом. Проекты получаются интересными, так как это плодотворный совместный труд учителя-ребёнка.
      Мне в моей работе помогают мини-проекты, они могут быть как персональными, так и групповыми. Хочу поделиться своим опытом использования мини-проектов на уроках родного языка в начальных классах.
Основная цель: повысить эффективность уроков родного языка.
Задачи:
  • Ознакомить ребят с методикой мини-проектов;
  • Организовать работу с классом по разделам родного языка;
  • Развивать творческие способности обучающихся с помощью мини-проектов;
  • Научить ставить цель, подбирать способы запоминания;
  • Воспитывать активность, интерес к проектной деятельности;
  • Определять необходимый временной срок собственного запоминания;
  • Через работу над проектом освоить алгоритм самостоятельной работы;
 
Назовем возможные темы учебных проектов:
  • Зачем я говорю и пишу?
  • Где поставить ударение?
  • Древняя письменность.
  • Крылатые слова и выражения.
  • Как различать омонимы.
  • Такие разные синонимы.
  • Пословицы в современном мире.
  • Заимствованные слова.
   Подготовку к проектной деятельности целесообразно начинать уже в первом классе. На первом этапе нужно выработать у ученика умение работать с информацией – это художественная литература, словари, энциклопедии. Ведь важно уметь добыть необходимые знания, грамотно их систематизировать.  Например, во втором классе можно использовать метод проектов при работе со словарными словами. Сначала работаем совместно на уроках, потом – самостоятельно дома. Работа идет по схеме, которая по мере накопления знаний дополняется новыми заданиями.
Темы проектных заданий представлены в рабочих программах по классам и в учебных пособиях.
Примеры проектных заданий
1-й класс
Красиво и крупно нарисуй на листе бумаги любую букву современного алфавита: у тебя должна получиться буквица. Это может быть первая буква твоего имени, фамилии или любая другая буква. В первом классе мы с детьми работали над проектом «Древняя письменность».
2-й класс
1. Подготовь сообщение «Секреты семейной кухни». Расспроси маму, бабушку или других родственников, есть ли в вашей семье какой-нибудь старинный рецепт приготовления горячего блюда. Запиши, в чём его особенность.
2. Подготовь короткое сообщение «Музеи самоваров в России». Такие музеи есть в Туле, в Касимове и других городах.
3-й класс
1. Подготовь небольшое сообщение «Петровские дубы». В России растёт несколько старинных дубов, которые называют петровскими. Сколько их? Где они растут? Почему так называются? Есть ли ещё дубы, которым даны чьи-то имена?
2. Подготовь сообщение «Любимые места» о месте, в котором ты живёшь или в котором тебе пришлось побывать. Напиши, чем оно знаменито и чем дорого именно тебе.
4-й класс
1. Найди во фразеологическом словаре фразеологизмы со словами лиса, волк и собака. Определи, какое из этих слов чаще встречается во фразеологизмах.
2. Сравни толкование двух слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре.
    В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам. Сегодня я Вам расскажу о лэпбуке – как части развивающей предметно-пространственной среды, а также, хочу поделиться с вами своими знаниями по изготовлению лэпбука и работе с ним.
 
Создание лэпбука содержит все этапы проекта:
- целеполагание (выбор темы)
- разработка лэпбука (составление плана)
- выполнение (практическая часть)
-подведение итогов.
   При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их и накапливают в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности.
  • С чего начать создание лэпбука
    1. Тема. Определится с темой лэпбука. Тема может быть любая. Можно взять за основу какое-либо литературное произведение, эпизод наблюдения, значимое событие. Тема нашего проекта была – Мой любимый край. В ходе проекта обучающиеся  разбились на  подгруппы. Каждой подгруппе было дано задание. Кто то готовил материал об истории нашего края, кто то  об интересных фактах из жизни города, о знаменитых людях, о национальной еде, традициях.
    2. План. После того, как определились с темой, составили план лэпбука. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать – это и будет содержание наших мини-книжечек, кармашков.
      1. Макет. Следующий этап самый интересный. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках.
 
Форма лэпбука может быть разной:
-стандартная книжка с двумя разворотами;
-папка с 3-5 разворотами;
-книжка-гармошка;
-фигурная папка.
 
В содержимое лэпбука входит:
- стандартные кармашки;
- обычные и фигурные конверты;
- кармашки-гармошки;
- кармашки-книжки;
- окошки и дверцы;
- вращающиеся детали;
- высовывающиеся детали;
- карточки;
- стрелки;
- пазлы;
- чистые страницы для дальнейшего пополнения лэпбука и т.д. 
После была защита проектов, мы собрали очень большой материал. Ученикам лэпбуки очень понравились! Лэпбуки  хороши  и для внеклассной работы. С их помощью можно делать памятки, буклеты, инструкции и т. д. Здесь все ограничивается фантазией учителя. Чем больше работаешь с этой формой, тем больше возможностей она тебе открывает. Шаблоны и идеи для лэпбуков можно найти в интернете и удивиться, насколько многообразными они могут быть.
 
Значимость и преимущества технологии «лэпбук»:
  • активизирует у детей интерес к познавательной деятельности;
  • позволяет самостоятельно собирать нужную информацию (в старшем возрасте);
  • развивает креативность, творческое мышление, мелкую моторику, речь;
  • помогает разнообразить занятия, совместную деятельность со взрослым;
  • помогает детям лучше понять и запомнить информацию (особенно если ребенок визуал);
  • позволяет сохранить собранный материал;
  • объединяет педагогов, детей и родителей;
  • способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;
  • способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми;
  • обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми;
  • способствует творческой самореализации педагога.
Результатом своей деятельности считаю:
  • положительную динамику в развитии познавательной активности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности, участие в проектной деятельности;
  • рост интереса и мотивации обучающихся к предмету «Родной язык», усвоение программного материала;
  • повышение самостоятельности выполнения работы;
  • способность обучающихся к самоанализу;
  • сформированность практических навыков.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что благодаря проектной деятельности на уроках родного языка в начальной школе дети не только заинтересовываются в предмете и с удовольствием выполняют различные задания по нему,  но и развивают свою самостоятельность, умение работать в группе, учатся анализировать и обобщать, так же выделять главное и второстепенное.Естественно проектная деятельность контролируется учителем, но главным персонажем все-таки является – ученик, который воплощает свои задумки в жизнь благодаря имеющимся и полученным знаниям.