Тема подвига и самопожертвования в «Легенде о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».
Куприна Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы
МКОУ «Гимназия №259», г.Фокино, Приморского края
Тема урока: Тема подвига и самопожертвования в «Легенде о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».
Форма проведения: урок-дискуссия с элементами технологии критического мышления.
Цель урока: проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия
Задачи:
Образовательные:
1. рассмотреть проблему романтического героя в ранних произведениях М. Горького;
2. провести параллель между библейской легендой о Моисее и легендой о Данко, отметить сходство и различие.
Развивающие:
1. развивать навыки анализа художественного текста;
2. развивать у учащихся чувство « художественного слова»;
3. развивать речь, умение формулировать высказывание.
Воспитательная:
1. через анализ легенды воспитать в учащихся уважение к высоким нравственным качествам : бескорыстию, гордости, добру, служению людям;
2. подвести учащихся к мысли об уникальности человеческой жизни, об ответственности за свой жизненный выбор, о необходимости внимательного и бережного
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с рассказом «Старуха Изергиль», выявить идейно-художественное своеобразие «Легенды о Данко», способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять Злу, формирование чётких представлений о добродетели и самопожертвовании. На примере отношения главного героя к людям прививать детям человеколюбие.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник..
Межпредметные связи: география, живопись.
Оборудование:
-портрет М. Горького
-презентация
-карточки с заданиями
-толковые словари
Эпиграф урока:
Жизнь не тающая свеча. Это что – то вроде чудесного факела, который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям.
Б.Шоу
Ход урока.
1.Вступительная часть урока. Создание мотивации и эмоционального настроя.
(слайд 1- пламя)
-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Итак, урок литературы.
И вы, и я волнуемся. Послушайте, как стучат наши сердца. Давайте подарим их друг другу.
2.Фаза вызова.
Учитель: Каким быть, как прожить жизнь? Какие поступки совершать? Что любить и что ненавидеть? Как прожить свою жизнь, дарованную нам?
(2 слайд) Прочтите, ребята, эпиграф к уроку.
Жизнь не тающая свеча. Это что – то вроде чудесного факела, который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям.
Б.Шоу
-Какой смысл вкладывал Б.Шоу в эти слова? Как вы это понимаете? И как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
Сегодня, ребята, мы поговорим о жизни, о ее цене, о предназначении человека и об уникальности человеческой жизни. Давай попытаемся сформулировать тему урока, но для начала:
(3 слайд) -Какие ассоциации появляются у вас со словом ПОДВИГ? Как он связан с нашей жизнью?
-Какие примеры подвигов вы можете привести из художественной литературы?
-Вы так легко называете примеры. А что же такое подвиг? Дайте определение этому понятию.
-Давайте посмотрим в «Толковом словаре» Ожегова.
(4 слайд)* Героический самоотверженный поступок. (слайд 2 – определение)
(5 слайд)-Как вы понимаете слово ПОСТУПОК?
-Обратимся к словарю.
(6 слайд)* Решительное активное действие в сложных обстоятельствах.
(7 слайд)-Сегодня мы с вами будем изучать произведение М. Горького «Легенда о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль». Вы уже прочитали легенду.
-Попробуйте определить тему произведения.
(подвига, поступка, трусости, предательства), следовательно, темой урока у нас будет тема подвиги
(8 слайд) Но я бы добавила и самопожертвования, (попробуйте дать определение)
(9 слайд) САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ –это…
А теперь попробуем сформулируем цель, посмотрите на следующие понятия
(10 слайд) ТРУСИТЬ (дайте определение)
БЕССИЛИЕ (дайте определение)
(11 слайд)-А теперь эти 5 слов я соберу в кластер.
-Посмотрите на него и скажите, что объединяет или разделяет эти слова? Какие вопросы появляются у вас в связи с объединением этих слов? Что может быть написано в центре кластера?
(12 слайд)
(как подвиг сопоставляется с трусостью,
почему подвиг и трусость стоят рядом,
что можно назвать подвигом,
подвиг и самопожертвование – одно и то же,
поступок Данко – подвиг или самопожертвование?)
*Учащиеся записывают вопросы в тетради
-Цель нашей работы на уроке– выяснить и дать ответы на эти вопросы.
3.Фаза реализации замысла.
- Знакомство с «Легендой о Данко», что такое легенда как литературный жанр
(13 слайд) Словарная работа.- Что такое легенда? (Легенда – один из самых значительных жанров письменности на протяжении всего европейского средневековья, начиная с шестого века. Первоначально – житие святого, написанное для чтения в день его памяти. В фольклоре легенда – рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представления, которые воспринимаются как достоверные.)
- Сюжет легенды.
В основе сюжета легенды лежит библейская история о Моисее
( рассказ истории учеником с показом сюжетных картинок из Библии)
(14, 15 слайд) Библейская история о Моисее
Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.
Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.
Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.
- Сопоставление Библейской истории и легенды о Данко
– В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? (Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение).
– Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? (Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.)
4. Работа с текстом.
(16, 17 слайд)-Чтобы понять, почему Данко решился на поступок, надо узнать, что заставило его повести племя, т.е. мотивы поведения.
-Обратимся к началу текста. Как Горький характеризует племя? (1,2 предл)
-Где они жили сначала? (1,2 предл)
-Почему эти смелые люди оказались в глухом лесу? (3 предл)
"Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой - была степь. Были это веселые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжелая пора: явились откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь леса.
-Чтобы лучше понять, осознать, в какой обстановке находилось племя, обратимся к языковым особенностям текста.
(18 слайд) Задание 1: выписать со стр. краски, описывающие природу леса (1 группа), звуки и запахи леса (2 группа), описание племени (его характеристика) (3 группа).
Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим. Тогда стали плакать жены и дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску. Нужно было уйти из этого леса, и для того были две дороги: одна – назад, - там были сильные и злые враги, другая – вперед, - там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота. Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры. И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их, а они привыкли к степному простору. А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям. Это были все-таки сильные люди, и могли бы они пойти биться насмерть с теми, что однажды победили их, но они не могли умереть в боях, потому что у них были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы. И потому они сидели и думали в длинные ночи, под глухой шум леса, в ядовитом смраде болота. Они сидели, а тени от костров прыгали вокруг них в безмолвной пляске, и всем казалось, что это не тени пляшут, а торжествуют злые духи леса и болота... Люди все сидели и думали. Но ничто – ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы. И ослабли люди от дум... Страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем над трупами умерших от смрада и над судьбой скованных страхом живых, - и трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом все громче и громче ...Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни...
(19 слайд)-Дайте определение слов ЗАВЕТ, СМРАД.
-Сопоставьте характеристику племени и места обитания.
(противоречат, противопоставлены)
-Что этим хочет сказать автор? (люди оказались в плену обстоятельств)
-Почему у таких сильных людей родился страх? (от безысходности и смерти близких)
-Что-нибудь предприняло племя, чтобы изменить свою жизнь?
-Подберите синоним к фразе НИЧЕГОНЕДЕЛАНЬЕ.
(равнодушие, бездействие, сидеть на месте)
-К чему привело бездействие? Что породило? (трусость)
-К какой мысли привели их трусость и бездействие?
(породили готовность к рабству и зависимости)
-Т.е. лучше рабство от врагов, чем рабство от бессилия и страха.
-Можно ли жизнь человека, живущего в страхе, равнодушно или спокойно, готового к рабству, назвать честной и свободной?
(20 слайд)– цитата Толстого)
-Л.Н. Толстой говорил: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость.»
-А как об этом говорит М. Горький в нашем тексте? Найдите его слова и зачитайте.
(«Кто ничего не делает, с тем ничего и не станется»)
-А какая поговорка существует в русском фольклоре?
(под лежачий камень вода не течет)
-Т.е. человек пока бездействует, он ничего не добьется, не будет даже нравственно развиваться.
(слайд 21)-И вот появляется Данко.
Но тут явился Данко и спас всех один. Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам:
- Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец - все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..
Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.
- Веди ты нас! - сказали они.
Тогда он повел..."
-Почему люди, посмотрев на него, увидели, что «он лучший из них»? Зачитайте цитату.
(«В очах его светилось много силы и живого огня»)
-Почему доверили именно ему вывести племя?
Из текста видно, что решение толпы объясняется порывом, желанием снять с себя ответственность. Это слепая вера в то, что Д. один справится с возможными трудностями.
"Повел их Данко. Дружно все пошли за ним - верили в него. Трудный путь это был! Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. Переплелись их ветки между собой; как змеи, протянулись всюду корни, и каждый шаг много стоил пота и крови тем людям. Долго шли они... Все гуще становился лес, все меньше было сил! И вот стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повел их куда-то. А он шел впереди их и был бодр и ясен.Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей. И деревья, освещенные холодным огнем молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей. А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное. Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, - вот как!Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко.- Ты, - сказали они, - ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!- Вы сказали: "Веди!" - и я повел! - крикнул Данко, становясь против них грудью. - Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!Но эти слова разъярили их еще более.- Ты умрешь! Ты умрешь! - ревели они. А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они - как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, итогда в его очах засверкали лучи того могучего огня... А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, оттого еще ярче загорелось в нем сердце, ибо эта их дума родила в нем тоску.А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь...
-Тогда почему они сначала «начали роптать» на Д., а потом и вовсе «в гневе обрушились» на него?
(Оказалось, что Д., который шел впереди них, вызвал
раздражение, т.к. «стыдно было сознаться в бессилии».
«Стали они упрекать его в неумении управлять ими».)
-За что же он должен был погибнуть? (за то, что им в дороге не было легко)
-Какое чувство переживает Д., глядя на толпу судящих его людей?
(сначала испытывает негодование, но «от жалости
к людям оно погасло», «вспыхнул огнем желания спасти их»)
-Т.е. Д. сумел смирить свою гордыню. Чувство любви к миру и к людям в нем победило.
-Почему же тогда в душе Д. зародилась тоска? (безверие убивает человека)
-Какой момент можно считать кульминационным?
(Слайд 22)*Чтение текста учеником наизусть
— Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко.
И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.
Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.
-Для чего Д. вырвал из груди сердце? (чтобы доказать любовь и верность людям)
(Слайд 23)-Давайте посмотрим об этом видеофрагмент. (ВИДЕО)
(Слайд 24)*Средства художественной выразительности
-Какими средствами х.в. изображается сердце героя?
(- Градация: “Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца”.
- Повторы: пылало, ярко, солнце, освещенный, факел.
- Перифраз: сердце – “факел великой любви к людям”, символ жертвенной любви.)
4.Фаза рефлексии.
(Слайд 25) -Теперь вернемся к нашему кластеру и целям урока.
(Слайд 26)-Поступок Данко – подвиг или самопожертвование?
-Подвиг и самопожертвование – одно и то же?
-Что можно назвать подвигом?
- Как подвиг сопоставляется с трусостью?
-Почему подвиг и трусость стоят рядом?
-Чем может пожертвовать современный человек? (деньги, время, условия)
-Для того чтобы пожертвовать собой ради другого, чтобы совершить подвиг, нужно только идти на войну, броситься в пожар? (маленькие подвиги совершаются самыми обычными людьми в самых обычных обстоятельствах)
(Слайд 27)-Горький говорил ( цитата Горького): «В жизни всегда есть место подвигу»
-Приведите примеры подвигов из жизни.
-Данко особенный человек? А какой человек способен совершить подвиг?
-Чтобы лучше понять, чем герой отличается от обычных людей, а в частности Данко от племени, я предлагаю вам выполнить задание 1 группе - составить обратный кластер.
(слайд 28,29) Задание 2 группе:впишите в овалы свои выводы о племени и Данко в различных отношениях.
-Чем Данко отличается от племени? Каков герой по сравнению с племенем?
(любовью к людям)
-Могли ли люди в таком душевном состоянии и с такими взглядами совершить подвиг?
(Слайд 30)-Значит, для подвига нужно вдохновение? (это внутреннее желание помочь, независимо от взглядов, состояния, настроения человека, это любовь и умение жертвовать собой)
Горький нам показал примеры жизни людей в обществе: одни выбирают жизнь во имя своего самосохранения, другие выбирают жизнь ради других.
-Вернемся к целям нашего урока. Смогли ли мы ответить на поставленные вопросы?
-У нас остался ещё один вопрос: Для чего Данко, да и вообще люди совершают подвиг?
Критик Л.А.Трубина пишет, что в легенде о Данко утверждается «идея подвига во имя общего счастья». Вы согласны с этим мнением? В чем?
(ради спасения других людей, из любви к ним)
-Требует ли Горький в легенде героизма от людей?
(Слайд 32) Критик Г. Владимов убежден, что «нельзя ни от кого потребовать героизма, но научиться…..»
-Чему может научиться человек? Закончите фразу критика.
(Слайд 32) («но научиться уважать его можно»)
-В чем же заключается смысл легенды: в прославлении героизма или в стремлении научить людей уважать героизм? Или в чем-то другом?
(Слайд 33) -А теперь вернемся к кластеру. Что же должно быть написано в центре? Что нужно проявлять к любому человеку?
(уважение)
(Слайд 34)– цитата Горького)
-М. Горький писал: «Подвиг – это высшая степень свободы от любви к себе»
Объясните фразу Горького.
*Подвиг – это не только поступок, подвиг – это умение любить любых людей. Подвиг Д. – принести людям счастье.
5.Подведение итогов.
-Что же вы нового узнали о подвиге?
-Изменилось ли ваше представление о подвиге?
(подвиг – это умение дарить любовь к людям)
*В своем творчестве М. Горький решал вопросы, каким быть человеку и как ему жить среди людей.
(Слад 35) -И в знак того, что мы пришли к единому мнению давайте зажжём наши символические сердце и частичку тепла наших сердец подарим всем, кто находится здесь – это и будет нашим маленьким подвигом.
*Благодарю вас за урок. Отметки …
6. Домашнее задание: напишите сочинения-миниатюры, выбрав одну из тем: “Можно ли назвать Данко героем?”, “Какого человека можно назвать красивым?”, “Почему М. Горький называет Данко “гордым смельчаком”?”