Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Тема подвига и самопожертвования в «Легенде о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

Куприна Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы

МКОУ «Гимназия №259», г.Фокино, Приморского края

Тема урока: Тема подвига и самопожертвования в «Легенде о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

Форма проведения: урок-дискуссия с элементами технологии критического мышления.

Цель  урока: проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия

Задачи:

Образовательные:

1.         рассмотреть проблему романтического героя в ранних произведениях М. Горького;

2.         провести параллель между библейской легендой о Моисее и легендой о Данко, отметить сходство и различие.

Развивающие:

1.         развивать навыки анализа художественного текста;

2.         развивать у учащихся чувство « художественного слова»;

3.         развивать речь, умение формулировать высказывание.

Воспитательная:

1.         через анализ легенды воспитать в учащихся  уважение к высоким нравственным качествам : бескорыстию, гордости, добру, служению людям;

2.         подвести учащихся к мысли об уникальности человеческой жизни, об ответственности за свой жизненный выбор, о необходимости внимательного и бережного

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с  рассказом «Старуха Изергиль», выявить идейно-художественное своеобразие «Легенды о Данко», способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие  моральной готовности противостоять Злу, формирование чётких представлений о добродетели и самопожертвовании. На примере отношения главного героя к людям   прививать  детям человеколюбие.

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник..

Межпредметные связи:  география, живопись.

Оборудование:

-портрет М. Горького

-презентация

-карточки с заданиями

-толковые словари

Эпиграф урока:

Жизнь не тающая свеча. Это что – то вроде чудесного факела, который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям.

                                                                                                                                            Б.Шоу

Ход урока.

 

1.Вступительная часть урока. Создание мотивации и эмоционального настроя.          

 (слайд 1- пламя)

-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Итак, урок литературы.

  И вы, и я волнуемся. Послушайте, как стучат наши сердца. Давайте подарим их друг другу.

 

2.Фаза вызова.

 

Учитель: Каким быть, как прожить жизнь? Какие поступки совершать? Что любить и что ненавидеть? Как прожить свою жизнь, дарованную нам?

(2 слайд) Прочтите, ребята, эпиграф к уроку.

Жизнь не тающая свеча. Это что – то вроде чудесного факела, который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям.

                                                                                                                                            Б.Шоу

-Какой смысл вкладывал Б.Шоу в эти слова? Как вы это понимаете? И как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Сегодня, ребята, мы поговорим о жизни, о ее цене, о предназначении человека и об уникальности человеческой жизни. Давай попытаемся сформулировать тему урока, но для начала:

(3 слайд) -Какие ассоциации появляются у вас со словом ПОДВИГ?  Как он связан с нашей жизнью?                                              

-Какие примеры подвигов вы можете привести из художественной литературы?

-Вы так легко называете примеры. А что же такое подвиг? Дайте определение этому понятию.

-Давайте посмотрим в «Толковом словаре» Ожегова.

(4 слайд)* Героический самоотверженный поступок.                         (слайд 2 – определение)

(5 слайд)-Как вы понимаете слово ПОСТУПОК?

-Обратимся к словарю.

(6 слайд)* Решительное активное действие в сложных обстоятельствах.

(7 слайд)-Сегодня мы с вами будем изучать  произведение М. Горького «Легенда о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль». Вы уже прочитали легенду.

-Попробуйте определить тему произведения.

(подвига, поступка, трусости, предательства), следовательно, темой урока у нас будет тема подвиги

(8 слайд) Но я бы добавила и самопожертвования, (попробуйте дать определение)

(9 слайд) САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ –это…

А теперь попробуем  сформулируем цель,  посмотрите на следующие понятия

(10 слайд) ТРУСИТЬ (дайте определение)

БЕССИЛИЕ (дайте определение)

(11 слайд)-А теперь эти 5 слов я соберу в кластер.                           

 -Посмотрите на него и скажите, что объединяет или разделяет эти слова? Какие вопросы появляются у вас в связи с объединением этих слов? Что может быть написано в центре кластера?

(12 слайд)

(как подвиг сопоставляется с трусостью,

 почему подвиг и трусость стоят рядом,

что можно назвать подвигом,

подвиг и самопожертвование – одно и то же,

поступок Данко – подвиг или самопожертвование?)

*Учащиеся записывают вопросы в тетради

-Цель нашей работы на уроке– выяснить  и дать ответы на эти вопросы.

 

3.Фаза реализации замысла.

  1. Знакомство с «Легендой о Данко», что такое легенда как литературный жанр

(13 слайд) Словарная работа.Что такое легенда? (Легенда – один из самых значительных жанров письменности на протяжении всего европейского средневековья, начиная с шестого века. Первоначально – житие святого, написанное для чтения в день его памяти. В фольклоре легенда – рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представления, которые воспринимаются как достоверные.)

  1. Сюжет легенды.

В основе сюжета легенды лежит библейская история о Моисее

 ( рассказ  истории  учеником  с показом сюжетных картинок из Библии)

(14, 15 слайд)       Библейская история о Моисее

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.

 

  1. Сопоставление Библейской истории и легенды о Данко

– В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? (Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение).

– Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? (Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.)

        4. Работа с текстом.

(16, 17 слайд)-Чтобы понять, почему Данко решился на поступок, надо узнать, что заставило его повести племя, т.е. мотивы поведения.

-Обратимся к началу текста. Как Горький характеризует племя?              (1,2 предл)

-Где они жили сначала?     (1,2 предл) 

-Почему эти смелые люди оказались в глухом лесу?                                     (3 предл)

"Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой - была степь. Были это веселые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжелая пора: явились откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь леса.

-Чтобы лучше понять, осознать, в какой обстановке находилось племя, обратимся к языковым особенностям текста.                                                               

(18 слайд) Задание 1: выписать со стр.  краски, описывающие природу леса (1 группа), звуки и запахи леса (2 группа), описание племени (его характеристика) (3 группа).

Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим. Тогда стали плакать жены и дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску. Нужно было уйти из этого леса, и для того были две дороги: одна – назад, - там были сильные и злые враги, другая – вперед, - там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота. Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры. И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их, а они привыкли к степному простору. А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям. Это были все-таки сильные люди, и могли бы они пойти биться насмерть с теми, что однажды победили их, но они не могли умереть в боях, потому что у них были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы. И потому они сидели и думали в длинные ночи, под глухой шум леса, в ядовитом смраде болота. Они сидели, а тени от костров прыгали вокруг них в безмолвной пляске, и всем казалось, что это не тени пляшут, а торжествуют злые духи леса и болота... Люди все сидели и думали. Но ничто – ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы. И ослабли люди от дум... Страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем над трупами умерших от смрада и над судьбой скованных страхом живых, - и трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом все громче и громче ...Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни...

(19 слайд)-Дайте определение слов ЗАВЕТ, СМРАД.

-Сопоставьте характеристику племени и места обитания.

(противоречат, противопоставлены)

-Что этим хочет сказать автор?  (люди оказались в плену обстоятельств)

-Почему у таких сильных людей родился страх?  (от безысходности и смерти близких)

-Что-нибудь предприняло племя, чтобы изменить свою жизнь?

-Подберите синоним к фразе НИЧЕГОНЕДЕЛАНЬЕ.

(равнодушие, бездействие, сидеть на месте)

-К чему привело бездействие? Что породило?             (трусость)

-К какой мысли привели их трусость и бездействие?

(породили готовность к рабству и зависимости)

-Т.е. лучше рабство от врагов, чем рабство от бессилия и страха.

-Можно ли жизнь человека, живущего в страхе, равнодушно или спокойно, готового к рабству, назвать честной и свободной?

(20 слайд)– цитата Толстого)

-Л.Н. Толстой говорил: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать,  и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость.»

-А как об этом говорит М. Горький в нашем тексте? Найдите его слова и зачитайте.

(«Кто ничего не делает, с тем ничего и не станется»)

-А какая поговорка существует в русском фольклоре?

(под лежачий камень вода не течет)

-Т.е. человек пока бездействует, он ничего не добьется, не будет даже нравственно развиваться.

(слайд 21)-И вот появляется Данко.  

Но тут явился Данко и спас всех один. Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам:

- Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец - все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..

Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.

- Веди ты нас! - сказали они.

Тогда он повел..."

-Почему люди, посмотрев на него, увидели, что «он лучший из них»? Зачитайте цитату.

 («В очах его светилось много силы и живого огня»)

-Почему доверили именно ему вывести племя?

Из текста видно, что решение толпы объясняется порывом, желанием снять с себя ответственность. Это слепая вера в то, что Д. один справится с возможными трудностями.

"Повел их Данко. Дружно все пошли за ним - верили в него. Трудный путь это был! Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. Переплелись их ветки между собой; как змеи, протянулись всюду корни, и каждый шаг много стоил пота и крови тем людям. Долго шли они... Все гуще становился лес, все меньше было сил! И вот стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повел их куда-то. А он шел впереди их и был бодр и ясен.Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей. И деревья, освещенные холодным огнем молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей. А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное. Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, - вот как!Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко.- Ты, - сказали они, - ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!- Вы сказали: "Веди!" - и я повел! - крикнул Данко, становясь против них грудью. - Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!Но эти слова разъярили их еще более.- Ты умрешь! Ты умрешь! - ревели они. А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они - как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, итогда в его очах засверкали лучи того могучего огня... А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, оттого еще ярче загорелось в нем сердце, ибо эта их дума родила в нем тоску.А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь...

-Тогда почему они сначала «начали роптать» на Д., а потом и вовсе «в гневе обрушились» на него?

(Оказалось, что Д., который шел впереди них, вызвал

раздражение, т.к. «стыдно было сознаться в бессилии».

«Стали они упрекать его в неумении управлять ими».)

-За что же он должен был погибнуть?                  (за то, что им в дороге не было легко)

-Какое чувство переживает Д., глядя на толпу судящих его людей?

(сначала испытывает негодование, но «от жалости

 к людям оно погасло», «вспыхнул огнем желания спасти их»)

-Т.е. Д. сумел смирить свою гордыню. Чувство любви к миру и к людям в нем победило.

-Почему же тогда в душе Д. зародилась тоска?             (безверие убивает человека)

-Какой момент можно считать кульминационным?

(Слайд 22)*Чтение  текста учеником наизусть

— Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

-Для чего Д. вырвал из груди сердце?      (чтобы доказать любовь и верность людям)

(Слайд 23)-Давайте посмотрим об этом видеофрагмент.     (ВИДЕО)

(Слайд 24)*Средства художественной выразительности

-Какими средствами х.в. изображается сердце героя?

(- Градация: “Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца”.

- Повторы: пылало, ярко, солнце, освещенный, факел.

- Перифраз: сердце – “факел великой любви к людям”, символ жертвенной любви.)

 

4.Фаза рефлексии.

 

(Слайд 25) -Теперь вернемся к нашему кластеру и целям урока.       

(Слайд 26)-Поступок Данко – подвиг или самопожертвование?

-Подвиг и самопожертвование – одно и то же?

-Что можно назвать подвигом?

- Как подвиг сопоставляется с трусостью?

-Почему подвиг и трусость стоят рядом?

-Чем может пожертвовать современный человек?                 (деньги, время, условия)

-Для того чтобы пожертвовать собой ради другого, чтобы совершить подвиг, нужно только идти на войну, броситься в пожар?  (маленькие подвиги совершаются самыми обычными людьми в самых обычных обстоятельствах)

(Слайд 27)-Горький говорил (  цитата Горького): «В жизни всегда есть место подвигу»

-Приведите примеры подвигов из жизни.

-Данко особенный человек?  А какой человек способен совершить подвиг?

-Чтобы лучше понять, чем герой отличается от обычных людей, а в частности Данко от племени, я предлагаю вам выполнить задание 1 группе -  составить обратный кластер.

(слайд 28,29) Задание 2 группе:впишите в овалы свои  выводы о племени и Данко в различных отношениях.          

-Чем Данко отличается от племени? Каков герой по сравнению с племенем? 

(любовью к людям)

-Могли ли люди в таком душевном состоянии и с такими взглядами совершить подвиг?

(Слайд 30)-Значит, для подвига нужно вдохновение?   (это внутреннее желание помочь, независимо от взглядов, состояния, настроения человека, это любовь и умение жертвовать собой)

Горький нам показал примеры жизни людей в обществе: одни выбирают жизнь во имя своего самосохранения, другие выбирают жизнь ради других.

-Вернемся к целям нашего урока. Смогли ли мы ответить на поставленные вопросы?

-У нас остался ещё один вопрос: Для чего Данко, да и вообще люди совершают подвиг?

Критик Л.А.Трубина пишет, что в легенде о Данко утверждается «идея подвига во имя общего счастья». Вы согласны с этим мнением? В чем?

 (ради спасения других людей, из любви к ним)

-Требует ли Горький в легенде героизма от людей?

(Слайд 32) Критик Г. Владимов убежден, что «нельзя ни от кого потребовать героизма, но научиться…..»

-Чему может научиться человек? Закончите фразу критика.

(Слайд 32) («но научиться уважать его можно»)

-В чем же заключается смысл легенды: в прославлении героизма или в стремлении научить людей уважать героизм? Или в чем-то другом?

(Слайд 33) -А теперь вернемся к кластеру. Что же должно быть написано в центре? Что нужно проявлять к любому человеку?

(уважение)

(Слайд 34)– цитата Горького)

-М. Горький писал: «Подвиг – это высшая степень свободы от любви к себе»

Объясните фразу Горького.

*Подвиг – это не только поступок, подвиг – это умение любить любых людей. Подвиг Д. – принести людям счастье.

5.Подведение итогов.

-Что же вы нового узнали о подвиге?               

-Изменилось ли ваше представление о подвиге?   

(подвиг – это умение дарить любовь к людям)

*В своем творчестве М. Горький решал вопросы, каким быть человеку и как ему жить среди людей.

(Слад 35) -И в знак того, что мы пришли к единому мнению давайте зажжём  наши символические сердце и  частичку тепла наших сердец подарим всем, кто находится здесь – это и будет нашим маленьким подвигом.

*Благодарю вас за урок. Отметки …

 

6. Домашнее задание: напишите сочинения-миниатюры, выбрав одну из тем: “Можно ли назвать Данко героем?”, “Какого человека можно назвать красивым?”, “Почему М. Горький называет Данко “гордым смельчаком”?”