Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Тема: Народность и культура Самарской области как средство развития прикладного творчества

МБУ ДО ЦДТ "Радуга успеха" г.о. Самара

Тема: Народность и культура Самарской области как средство развития прикладного творчества

педагог дополнительного образования: Макрушена Ирина Валентиновна

 

 

Содержание.

  1. Введение ……………………………………..3
  2. Актуальность темы …………………………3
  3. Новизна проекта …………………………….4
  4. Цель проекта…………………………………4
  5. Ожидаемые результаты проекта…………...5
  6. Средства и формы реализации проекта…...5
  7. Этапы проекта ………………………………5
  8. Литература …………………………….…….7

«Вне памяти, вне традиций и культуры, нет личности»

В.Белов.

Введение

В последние годы интерес к традиционной народной культуре возрастает. Восстановление, сохранение и распространение культурного наследия одна из важнейших задач нашего общества.

Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. Наше родное Поволжье – регион поликультурный. Следовательно, воспитание и образование будущих его граждан должно строиться как этнокультурная, детерминированная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур, воспитывающая у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов.

Из всего многообразия видов творчества декоративно- прикладное является, наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно- прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах. С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.

 

Актуальность темы

В настоящее время наши дети живут в условиях все возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. Они предпочитают иностранные фильмы и игры. Народные русские промыслы стали уходить из быта семьи. Нарушается связь между поколениями. У молодёжи меняются идеалы, страдает их нравственность. В связи с этим приобщение обучающихся к национальной культуре становится чрезвычайно актуальным в педагогической практике.

 В наш мир компьютеризации важно не только заинтересовать детей, но и сохранить мастерство в настоящем, и передать в будущее. Нужно чтобы молодое поколение (сегодняшние школьники) не просто узнали,сохранилино и получили опыт в изготовлении изделий народной культуры. Проявили и сформировали уважение к народным традициям Самарского края.

Вовлечь родителей воспитанников в процесс изучения семейных традиций, исторической родословной, связи с народными промыслами и преемственность поколений.

Новизна проекта

Новизна проекта состоит в использовании новых, нетрадиционных форм проведения занятий по направлениям деятельности:

  1. Историческое моделирование изделий народов Самарской области.

В итоге: выставка – сравнение изделий старины и современности;

  1. Игры народов Поволжья

Самостоятельный поиск народных игр воспитанниками и проведение их на занятиях объединения.

  1. Итоговый фольклорный праздник с обрядами и традициями народов Поволжья. Представление своих национальных изделий в обрядах через театрализацию.

Цель проекта

Формирование у детей стремлений изучать,  сохранять и пополнять культурное наследие народов Самарской области.

Задачи:

  1. Изучить историю развития прикладного творчества Самарского края.
  2. Научить ребят изготавливать изделия народов Поволжья.
  3. Воспитать уважение к труду, патриотические чувства, стремление к творчеству и самовыражению.
  4. Привлечь родителей к образовательному процессу:

- актуализировать потребность родителей к совместной деятельности с детьми и педагогом;

- повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья;

- способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей с культурой и традициями народов Поволжья.

Ожидаемые результаты проекта:

В результате реализации проекта:

  1. Дети узнают историю, традиции своего края, будут гордиться своим народом, его достижениям в прикладном творчестве;
  2. Ребята научатся изготавливать изделия народов Самарского края;
  3. Разовьют чувство любви и уважения к своему краю,стремление к укреплению народных традиций, к творчеству и самовыражению;
  4. Образуется и укрепится образовательное поле «ребенок – семья –учреждение – общество».

Средстваи формы реализации проекта

  • Использование различных видов деятельности (познавательно-исследовательской, творческой, изобразительной, игровой);
  • Вовлечение и просвещение родителей;
  • Беседы;
  • Праздники;
  • Экскурсии.

 

Проект реализуется в 3 этапа

1этап - организационно-подготовительный этап;

2 этап - практическая деятельность;

3 этап - заключительный.

 

I этап(май-август 2018 года)- организационно-подготовительный этап: 

  1. Изучение специальной литературы о творческом наследии народов Поволжья.
  2. Определение направлений работы, выбор форм и методов образовательной деятельности.
  3. Разработка проекта.

 

II этап (сентябрь 2018-май 2019 гг.)- практическая деятельность - реализация проекта

Срок

Познавательная деятельность

Игровая деятельность

Продуктивная деятельность

Итоговые мероприятия

Сентябрь-Октябрь

Беседа о народах Поволжья.

 Просмотр слайдов на тему: Национальные костюмы народов Поволжья».

Экскурсия в Дом дружбы народов

«Подбери узор»,

 

«Чей головной убор?»

 Изготовление поделок:

«Декорирование прихватки». Чувашский орнамент.

«Укрась фартук» орнамент татарского народа.

Конкурс – праздник

«Осенние посиделки у Харитины»

Ноябрь-Февраль

Беседа «Как появилась кукла?»

 

Беседа: Во что играли прабабушки и прадедушки.

Дидактическая игра: «Укрась полотенце, поясок, платок».

Изготовление кукол:

«Традиционная игрушка наших бабушек – тряпичная кукла»

Праздник «Масленица» Весенние обрядовые заклички:Эх, топни, нога!: «Русская частушка», «Татарская частушка», «Мордовская частушка».

Март-Май

Национальное наследие:«Рушник в традиционной славянской культуре»Экскурсия в музей школы № 3

 «Фестиваль народных подвижных игр»

Изготовление рушника

Конкурс – праздник: «Культурная эстафета поколений» Мы разные, но мы вместе»

 

III этап (май-июнь 2019 год) - заключительный

Обобщение и анализ полученных результатов. Размещение материалов проекта на сайте ЦДТ «Радуга успеха». Презентация проекта на мероприятияхпедагогического сообщества (конкурсах, семинарах и др.) различного уровня.

 

Литература:

  1. Бородина Н.В. Народный костюм Самарского края / Н.В. Бородина, Т.И. Ведерникова; фотоил. С.А. Осьмачниковой, Н.В. Бородиной. – Самара: Самара-Принт: Агни, 2007.- 236с.:ил. + фотоил.
  2. Ведерникова Т.И. Этнография и праздничная культура народов Самарского края / Т.И. Ведерникова.- Самара: Самар, науч.-метод. центр народ. Творчества, 1991,-90с.: ил.
  3. Николаева Э,Ф.,Смолякова Е.В., Кривошеева О.В. Дети земли Поволжской. Учебно-методическое пособие, Тольятти, 2012
  4. «Русские обряды и традиции. Народная кукла» Котова А.С., СПб.: «Паритет» 2003
  5. «Твой народный костюм. Традиционная одежда русских крестьян Саратовской губернии конца XIX – начала XX века» А. А. Боровский,2002
  6. Русские народные игры» http://www.laduski.ru