ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
МБОУ «Гимназия № 5» города Норильска Красноярского края
Технология образовательного целеполагания на уроках истории и обществознания
Бейнштейн Евгения Владимировна
учитель истории и обществознания
ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Обучение каждого учащегося должно происходить на основе и с учётом его личных учебных целей. Данный принцип опирается на врожденное качество человека - способность постановки целей своей деятельности[3].
И.П.Павлов в своей работе "Рефлекс цели" характеризует стремление человека к цели главным условием жизни, а условием плодотворного проявления рефлекса цели считает наличие напряжения в виде определённых препятствий: "Если каждый из нас будет лелеять этот рефлекс в себе как драгоценнейшую часть своего существа, если родители и все учительство всех рангов сделает своей главной задачей укрепление и развитие этого рефлекса в опекаемой массе, если наши общественность и государственность откроют широкие возможности для практики этого рефлекса, то мы сделаемся тем, чем мы должны и можем быть, судя по многим эпизодам нашей исторической жизни и по некоторым взмахам нашей творческой силы"[2].
Прежде чем говорить о целях деятельности надо дать понятие цели. Цель - это предвосхищаемый результат деятельности. Цель - это предметная проекция будущего. Цель – это образ желаемого.
Определение цели как предвосхищаемого результата – образовательного продукта познавательной деятельности, ближе всего подходит к образовательной деятельности. При определении понятия «продукт образовательной деятельности» выяснилось, что продукт образовательной деятельности может быть внутренним или внешним. Он должен создается за определенный промежуток времени и его можно продиагностировать[3]. Новация № 1 - цель должна быть проверяема
Проанализировав планы своих предыдущих уроков на предмет получения результата, в виде конкретного продукта пришла к выводу, что
предыдущие уроки имели цели не направленные на получение образовательного продукта. На вопрос отвечает ли цель запросам и учителя и ученика одновременно – получила сама для себя ответ - цели предыдущих уроков соответствовали преимущественно запросам учителя. На вопрос - каковы возможности достижения цели выяснила, что я ставлю цели для себя и сама их достигаю. Вывод - для учеников целеполагание отсутствует. Русская пословица «воду в ступе толочь» в данном случае становится очень актуальной. Тема не усвоена, не изучена, а прослушана. На вопрос соответствует ли проверка уровня достижения целей самой цели – получен ответ, образовательный результат отсутствует…
Начинаю переделывать весь урок.