Технологическая карты изучения темы: «Фрески Софии Киевской»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 59» г. Ярославль
Методическая разработка
технологической карты изучения темы:
«Фрески Софии Киевской»
Подготовила учитель музыки
Яковлева Елена Наумовна,
высшая категория,
Технологическая карты изучения темы:
«Фрески Софии Киевской»
Пояснительная записка
Предлагаемый урок музыки является частью объёмной темы «Мир образов вокальной и инструментальной музыки», изучаемой шестиклассниками в рамках программы, разработанной Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. Содержание урока основывается на отечественном музыкальном искусстве, тема раскрывается посредством исследования и сравнения особенностей развития музыки и изобразительного искусства. Учебное занятие спланировано так, чтобы обеспечить гармоничное чередование восприятия музыки и размышления о ней в сочетании с музыкально-исполнительской деятельностью учащихся. Метод исследования позволяет развивать аналитические способности школьников, обогащает речь специальной терминологией, способствует уяснению музыкальных средств, используемых для выражения художественной мысли.
Тема урока: «Фрески Софии Киевской».
Цель урока: раскрывать образный строй музыкального произведения на основе взаимодействия различных видов искусства через анализ концертной симфонии В. Кикты «Фрески Софии Киевской».
Задачи урока:
- приобщать к духовной национальной культуре, воспитывать чувство патриотизма, уважительного отношения к шедеврам музыкального и изобразительного искусства, навык слушательской культуры, эмоциональную отзывчивость;
- познакомить с концертной симфонией В.Г. Кикты «Фрески Софии Киевской»; показать, как музыка и изобразительное искусство разными средствами художественной выразительности отражают создание музыкальных и художественных произведений, познакомить с понятиями: «музыкальный орнамент», «фреска», концертная симфония, формировать навыки исследования с опорой на ранее введённые понятия и доказанные утверждения;
- Развивающие:
- личностные: развивать эмоционально-нравственную отзывчивость, готовность и способность учащихся к саморазвитию, осознанное восприятие музыки и памятников архитектуры, воображение;
- регулятивные: учить размышлять, слушать вопросы и отвечать на них, развивать умение осмыслить полученную информацию, открыто давать себе самооценку в осмыслении своих действий;
- познавательные: научить распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, мысли и чувства человека, развивать навыки анализа музыкального произведения, учить размышлять над содержанием музыкального и художественного произведения, определять средства музыкальной выразительности в живописи и музыке, высказывать суждения о музыке;
- коммуникативные: формировать умение грамотно строить речевые высказывания, организовывать учебное сотрудничество со сверстниками, учителем.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Планируемый результат: учащиеся получат возможность научиться определять идею произведения с помощью анализа средств выразительности, определять жизненно-образное содержание музыки, наблюдать за развитием музыкальных образов, размышлять о музыкальном произведении,сравнивать интонации музыкального и живописного произведений; самостоятельно осуществлять поиск информации, систематизировать её, выражать своё отношение к музыкальному и живописному произведению.
Формы и методы: метод эмоциональной драматургии урока, метод перспективы и ретроспективы; анализ, сравнение, тождества и контраста, исследовательско-поисковый метод, пластическое интонирование,приём «Кластер», смысловой выбор, «Я - композитор».
Технологии: технология критического мышления, технология здоровьесбережения (пластические этюды).
Оборудование: компьютер с мультимедийной установкой, магнитофон.
Дидактический материал: песня театра «Талисман» «Сто святых церквей», презентация, учебник, муз. файлы (В.Г. Кикта концертная симфония для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской», фрагменты: «Орнамент»; «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого»; «Скоморохи»)
Раздаточный материал: карточки с заданиями, листы с программкой симфонии, таблицами, словарь эмоционально-образного содержания музыки; музыкальный словарь; большой Энциклопедический словарь; карточки-нотки красного, синего и зелёного цвета.
Литература:
- Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 5-7 классы, авт. Е. Д. Критская, Л.А. Алексеева, М.: Просвещение, 2013
- Уроки музыки. 5-6 классы. Поурочные разработки, авт. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина, М.: Просвещение, 2017 г.
- В.Д. Скоробогатов, Т.В. Рыжова, О.Н. Кобец/ Православная культура 5-6 классы/ Инфофонд, 2006.
Цифровые и электронные образовательные ресурсы
- Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.».
- Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.
- Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.
- Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.
- ЭОР: Российская электронная школа, Яндекс-учебник
- -скоморохи: фото.
№ |
Этапы проведения урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
Личностные и метапредметные |
|||||
1. |
Мотивирование к учебной деятельности
|
Здравствуйте, ребята. Вспомним тему прошлого урока «Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси».
-На предыдущих уроках мы с вами рассуждали о народной культуре Древней Руси и о том, как духовные православные традиции воплотились в музыке русских композиторов. -Подберите ассоциативный рядкслову «духовный». -Имена каких композиторов вы запомнили? |
Подбирают ассоциативный ряд к слову «духовный». Называют имена композиторов Д.C.Бортнянский, М.C.Березовский, П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов, А.Т.Гречанинов, П.Г.Чесноков и др
|
Кластер. Ассоциативный ряд к слову «духовный».
|
Формировать мотивационную направленность на продуктивную музыкально-творческую деятельность |
Регулятивные: -выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя, выполнять музыкально-творческие задания по заданным правилам. |
2. |
Формулирование темы урока, постановка цели
|
-Ребята, мы уже очень много говорили о духовной музыке и послушали замечательные образцы православных духовных сочинений. Мы вспомним многие уже известные нам понятия, а также встретимся с новым для нас явлением в музыкальном искусстве и попытаемся его проанализировать. - Что означает понятие «Духовная музыка»?
- Хорошо. А как мы называем музыку, противоположную духовной, музыку о человеке и для человека? Итак, мы сегодня говорим о духовной и современной музыке. Какие задачи мы поставим для раскрытия этой темы? Что мы хотим узнать? Действительно ли между духовным и светским нет никаких общих точек соприкосновения. Сегодня нам и предстоит в этом разобраться. В этом и заключается цель нашего урока. |
-Духовная или церковная музыка – музыка религиозного характера, предназначенная для исполнения во время молитв, богослужений и в быту. Духовная (церковная) музыка, как правило, пишется на основе или под влиянием текстов религиозного содержания (напр.: Библии). -Светская – от слова свет, мир, мирская.
Обсуждение Музыка духовная и светская абсолютно противоположные по всем пунктам сферы музыкального искусства, и ничего общего между ними нет и быть не может.
|
Учащиеся формулируют задачи урока.
|
|
Метапредметные:самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе позитивных мотивов и интересов. Познавательные: -самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и задачи. Личностные: -проявлять готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению
|
3. |
Актуализация знаний и определение затруднений в деятельности через создание учебно-проблемной ситуации
|
- Давайте выясним значение слова «фреска». Это уже известное нам понятие. - Сегодня мы говорим о фресках собора святой Софии Премудрости Божией в Киеве,познакомимся с новым для нас композитором– Кикта Валерий Григорьевич.
В своём творчестве композитор обращается к образам и интонациям христианской славянской культуры. «Фрески Софии Киевской» – необычная симфония. Это своего рода большая былина, рассказывающая нам о трудном пути человеческой жизни. Симфония состоит из 9 частей. Каждая часть – это образ новой фрески, возникающей перед взором композитора. Автор идёт вдоль многовековых стен храма, он рассматривает возникающие передним живописные образы, и в его творческом воображении, они превращаются в образы музыкальные. Фрески живописные становятся фресками музыкальными. Скажите ребята, вам это ничего не напоминает? |
Работают со справочной литературой. - Храмовая настенная роспись, отражающая сюжеты и персонажей священной истории. Мы уже рассматривали фрески, выполненные русским живописцем В.Васнецовым (Владимирскийсобор в Киеве) и иконописцем А. Рублевым, жившим еще в 15 в. (Успенский собор во Владимире)
Кикта Валерий Григорьевич – советский и российский композитор, родился на Украине в 1941году. Сейчас - профессор Московской консерватории.
- «Картинки с выставки»М. Мусоргского.
|
Получение информации. Объяснить слова с помощью энциклопедии: фреска, консерватория, краткие данные о композиторе.
|
Называтьзнакомое музыкальное произведение, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения.
|
Коммуникативные -выражать собственное мнение Регулятивные: -договариваться, находить общее решение при работе в группе. Личностные: -уважительно относиться к иному мнению; проявлять готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации. |
4. |
Постановка учебной задачи
|
-А сейчас мы послушаем одну из частей произведения, проанализируем музыкальные образы, ответим на вопросы. - Такжекак и у Мусоргского, есть мелодия, которая повторяется много раз (тема прогулки, характеризующая самого автора, его мысли и чувства), такая тема есть и в этом произведении. - Как называется эта часть? Воспользуйтесь программкой и выберете из перечисленных в ней частей одну, которая повторяется. -Орнамент. На уроках ИЗО вы рисовали орнаменты. Что это? - Автор попадает в старинный храм. Он рассматривает причудливые узоры на стенах многовекового собора и следует за ним. Солирующим инструментом здесь является арфа. По мнению композитора, инструмент «чистой» красоты, приближает нас к образам старинных эпических сказаний, имитируя звучание гуслей. Я сказала «солирующий инструмент», как это понимать? - Каков характер музыки? (слушаем и выбираем слова-определения характера музыки)
Какой темп использовал композитор?
Поступенно, волнообразная мелодия. Вроде бы название«Орнамент» предполагает, что мелодия должна бы быть причудливая, гибкая, как линии узора, но в музыке этого нет, как ни странно. Орнамент, несмотря на своё изобразительное название, скорее не изображает, а выражает внутренний настрой автора, его созерцательность, размышления под сводами 1000-летнего храма. Давайте узнаем, то об этом говорит сам композитор. Читаем по слайду
4 Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого Здесь уместно будет вспомнить притчу Христа, рассказанную им своим ученикам. В дочерях Ярослава мы можем увидеть тех мудрых дев (светильники –душа, масло, дающее огонь - вера, ночь – земная жизнь, полная греховных мыслей и поступков, жених – Иисус Христос) - Музыка, которую мы сейчас послушаем, вся построена на звукоизобразительности: трепетное, зыбкое звучание имитирует дрожание, мерцание свечи во тьме. Композитор рисует образы утончённых девушек, будущих королев Франции, Норвегии и Венгрии. Следующая картина – скоморохи. - Также полна звукоизобразительности 8 часть Скоморохи. Это бродячие музыканты, «беспечное племя бродяг». - Давайте попробуем сочинить это музыкальное произведение - Какой характер создаёт композитор? Музыка по принципу «бесконечное движение» «перпетум мобиле» (лат). Когда человек настолько погружен в повседневность, завертелся в делах, что ему некогда подумать, о том, что более важно: о душе, о Боге, о том, для чего ты вообще пришел на эту Землю, в чем смысл твоего появления и существования. И вдруг вся эта круговерть и суета неожиданно прерывается тяжелым ударом колокола, как грозный возглас: «Остановитесь!» Мы вновь слышим тему «Орнамента», тему вселенной, но на этот раз она звучит скорее пугающе, поверх спокойной и уравновешенной мелодии накладывается мрачное и зловещее, словно из самых недр земли, звучание хора мужских голосов. Это знак, предупреждение. Сказано в Евангелие от Матфея: «Когда же приидет Сын Человеческий (Иисус Христос) во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних (праведников) от других (грешников)…» Слушание
|
Орнамент. - Орна́мент (лат. ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов
-Исполняет один главную тему, партию
Ответы
Медленный
«В Орнаменте мы ощущаем связь времён и понимаем, что время - оно едино.»
Читают и объясняют притчу о 10 девах
Слушают,анализируют, сопоставляют выразительные средства музыки и фрески.
- Эта часть носит танцевальный характер, пляска с шутовством, насмешкой, бряцаньем бубенцов, ударами бубнов, других шумовых инструментов. Композитор создаёт перед слушателем образ суеты, повседневности, бесконечного круга бытовых дел, обязанностей.
|
Исследование программки симфонии-действа «Фрески Софии Киевской».
Смысловой выбор. Выбирают слова-определения.
В группе заполнить таблицу – средства выразительности. Приложение 1
Игра «Я - композитор» Пластические этюды (придумать движение скомороха)
|
Понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла, производить интонационно-образный анализ музыкального произведения, проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности.
|
Коммуникативные - выслушивать мнения и идеи одноклассников; -формировать собственное мнение и позицию. Коммуникативные -выслушивать мнения и идеи одноклассников; -формировать собственное мнение и позицию. Метапредметные: Осуществлять смысловое чтение текстов различных стилей и жанров. Личностные: -отражать эмоциональное отношение к искусству в процессе анализа художественного произведения. |
5. |
Изучение нового материала
|
Таким открытым вопросом оканчивается Концертная симфония Кикты. Это глубоко философское сочинение. Оно заставляет человека хоть на время остановиться и задуматься о многих сложных вопросах своего бытия.
- А теперь мне хотелось бы вернуться к проблеме, которая прозвучала в начале нашего урока: действительно ли духовная и светская музыка абсолютно противоположные направления музыкальной культуры и ничего общего между ними нет и не может быть. «Фрески Софии Киевской» – концертная симфония. Два подчёркнутых слова требуют объяснения. т.е. мы имеем перед собой сочетание 2-х чисто светских музыкальных жанра. Как вы думаете: эта музыка будет исполняться в храме или в концертном зале? - Но о чём рассказывает нам эта музыка? - Так к какому же искусству: духовному или светскомуотнесём данное муз.сочинение?
- Мы имеем дело с синтезом светского и духовного начал. Объясните мне, пожалуйста, значение слова «синтез». Верно. - Еще мы говорили, что ФСК – это симфония, в симфонии всего 4 части (максимум 5). Здесь же мы имеем дело аж с 9 частями. Это музыкальные картины, скреплённые лейтмотивом (орнамент) и объединённые общей темой. Подумайте, действительно ли это симфония, или скорее перед нами иной музыкальный жанр. Хорошо. - Посмотрите на экран и выберите из предложенного, какие еще явления музыкального искусства характеризуют это сочинение.
Итак, ребята, подведём итог. Мы повторили очень много уже известных нам понятий, каких? Но узнали и что-то новое. Что нового сегодня было на нашем уроке?
Цель нашего урока достигнута. Мы хорошо поработали. Подводка к пению Распевание учащихся. Вокально – хоровая работа: песня группы «Талисман» «Сто святых церквей». |
Ответы - О фресках, о храме, о мире, сотворенном Богом, о душе, о поиске верного пути и искушениях. Содержание музыки близко к христианской проповеди, к делам духовным. Можно сказать, что это и есть музыкальная проповедь.
Ответы
- Светское искусство на духовную тематику.
Ответы
Музыкальный цикл (сюита)
Называя своё сочинение «симфония», автор хотел подчеркнуть масштабность, широту замысла, но в действительности это всё же музыкальный цикл.
Программность, звукоизобразительность, синтез музыки и изо. Эти пьесы носят программно-изобразительный характер и являют собой как бы "живые картины", обязаны своим возникновение произведениям изо. Здесь опять можно провести параллель с «Картинками с выставки» Мусоргского.
- Новый композитор, узнали о соборе, его внутреннем убранстве и истории, о синтезе дух. и свет. искусства, послушали новую музыку. Мы узнали, что светская и духовная музыка не развиваются отдельно и независимо друг от друга, между ними существует тесное взаимодействие, и светская музыка может наполняться духовным содержанием и интонациями духовных песнопений. В результате такого синтеза рождается качественно новая музыка, музыка на грани двух миров.
|
Делать обобщение на основе полученных знаний. Исполнять песню всем классом или по группам.
|
Понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров. анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов, владеть навыками вокально-хорового музицирования, извлекать необходимую информацию.
|
Познавательные: -сравнивать музыкальные и художественные образы.
Регулятивные: -выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.
Личностные: -проявлять эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение, понимать чувства других людей., оценивать исполнение песни.
Коммуникативные -проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, -формулировать собственное мнение и позицию, участвовать в коллективном обсуждении.
|
6. |
Закрепление нового материала
|
Задание по карточкам: распределить в две группы, что относится к духовному, а что к светскому искусству. |
Работают с карточками.
|
В группе работа с карточками. Приложение 2
|
Участвовать в коллективной деятельности, проявлять творческую инициативу. |
Регулятивные определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей. Коммуникативные участвовать в коллективном обсуждении; контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения.
|
7. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке, самооценка результатов обучения
|
Кто на уроке почувствовал, что ему было интересно – поднимите красную нотку, у кого менялся настрой на уроке – синюю, кому было не интересно – зелёную. Д/з: нарисуйте рисунок к любой из трёх частей симфонии.
|
Учащиеся выставляют оценки.
|
|
Проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности. |
Личностные: подводить общий итог урока, выражать эмоциональной эмблемой своё отношение к теме урока Регулятивные оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата. Познавательные выражать свое отношение к музыке через рисунки. |
МУЗЫКА |
ЖИВОПИСЬ |
Мелодия – |
Линия – |
Тембр инструментов – |
Колорит – |
Форма – |
Композиция – |
Развитие музыки – |
Развитие художественной идеи – |
Приложение 2
Духовная музыка и светская музыка:
о Боге, о святых, сюжеты из Священного Писания
в быту, на праздниках
молитвы
строгие, сдержанные
поэтические тексты, литературные сюжеты
в храме, монастыре
мир чувств человека, мир природы, мир сказок
яркие, свободные
в концертных залах, театрах
Духовная |
Светская |
Темы |
Темы |
Тексты |
Тексты |
Эмоции |
Эмоции |