Технологическая карта урока по теме Кровообращение
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 51» Кемеровская область город Прокопьевск
Технологическая карта урока по теме Кровообращение
Учитель биологии
Журавлева К.Е.
Технологическая карта урока
Педагогическая цель |
Создать условия для формирования представлений о системе кровообращения |
Тип, вид урока |
Формирование новых знаний |
Планируемые предметные результаты |
Обучающийся будет знать строение и функции сердца, круги кровообращения. |
Личностные результаты |
Будут сформированы: интерес к изучению своего организма; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение предмета; навыки обучения; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности |
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) |
Регулятивные –научиться составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы, составлять план ответа; получат возможность научитьсяставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; отвечать на поставленные вопросы; планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей). Познавательные – научиться устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получат возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приёмы работы с информацией. Коммуникативные – научиться принимать участие в беседе, использовать в общении правила вежливости; получат возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное введение диалога и участие в дискуссии |
Формы и методы обучения |
Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами, муляжами); практические (составление схем, поиск информации), дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) |
Понятия и термины |
Сердце: предсердия, желудочки. Створчатые и полулунные клапаны. Кровеносные сосуды: аорта, артерии, капилляры, вены. Кровообращение. Малый и большой круги кровообращения. |
Оборудование и организация образовательного пространства |
|
Организационная структура урока
Этап урока, цель |
Методический приём |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Текущий контроль |
|
осуществляемые действия |
формируемые умения |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I.Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала (5-7 минут) |
Фронтальная беседа, фронтальный опрос.Организационные словесные приемы: запись плана беседы или ответа, ответ у доски, ответ с места. |
Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный и индивидуальный контроль. Опрашивает учащихся по домашнему заданию, оглашает оценки. -Что образует внутреннюю среду организма? -Рассказать про состав крови и ее функции? -Какого значение крови для организма? -Заполнить таблицу: «Строение клеток крови»? - А как вы думаете, что за орган выполняет функцию передвижения по нашему организму? |
Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников. Дополняют ответчика. Отдельные учащиеся получают задание по заполнению таблицы «Строение клеток крови». |
Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой, самостоятельно работать с материалом ,осуществлять взаимопомощь, а также эффективно добывать знания и приобретать соответствующие умения при взаимодействии со сверстниками, дополняя ответы одноклассника, учатся взаимодействовать между собой. Ученик осознает значимость знаний и решений учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями |
Устные ответы на вопросы учителя, индивидуальная письменная работа |
II.Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. Актуализация опорных знаний и умений. Формулирование темы и постановка задач урока. Составление плана работы (5 минут)
|
Вводная беседа. Работа врабочей тетради |
Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. -Почему кровь движется по организму? Как вы думаете, по какому принципу работает наше сердце? Что напоминает вам работа сердца, зная то, что оно работает в течение всей нашей жизни без остановки? Вспомните технику, которая находится в ваших домах и квартирах? -И так, именно об строении и о кровообращении мы сегодня поговорим. |
Отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников, формулируют выводы на основе наблюдений. Вместе с учителем ставят цели, формулируют тему урока, читают текст учебника. Формулируют ответы на основе имеющихся знаний на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников. |
Наблюдают, осуществляют анализ объекта, взаимоконтроль, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, устанавливают причинно-следственные связи |
Вопросы учителя и устные ответы |
III.Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу (25 минут) |
Беседа по теме урока. Самостоятельная работа. Работа в группах. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику. |
Учебник открываем, листик за листиком листаем и в тему о строении сердца нашего вникаем. Учитель задает вопрос учащимся, демонстрируя муляж сердца человека: -Сколько камер содержит в себе сердце млекопитающих, в том числе и человека? Какая система кровообращения в нашем организме замкнутая или не замкнутая? Выслушивает обучающихся. Если правильный ответ не дан, сам дает ответы. Сердце человека четырехкамерное, кровеносная система замкнутая, сердце перекачивает кровь в организме, выполняя роль насоса. Постановка проблемного вопроса: Почему извлеченное из организма сердце продолжает работать? Показывает учебный фильм «Строение сердца» (30 секунд) https://youtu.be/1W3bza8M6Fg Учитель задает вопрос: -Как называются камеры сердца человека? Учитель рассказывает о сердечно-сосудистой системе, о профилактике заболеваний сердечно -сосудистой системы, и о том, какие причины служат возникновению болезней. Сердце и замкнутая система сосудов являются органами кровообращения в человеческом организме. Сердце - это полый мышечный орган, подобно насосу, оно перегоняет кровь по двум связанными между собой кругами кровообращения, малому и большому. Сердце располагается в грудной полости, оно находится в середине между правым и левым легкими и слегка смещено в левую сторону. Рассказывает о строении кровеносных сосудах организма. Записать кратко особенности строения данных типов кровеносных сосудов. Учитель рассказывает, что сердечная мышечная ткань – единственная в организме ткань, которая обладает качеством нервных волокон, то есть, способна самопроизвольно сокращаться без участия нервной системы, эта называется автоматией. Сердце имеет свой собственный «встроенный» в него механизм возбуждения - это синусно-предсердный узел, предсердно-желудочковый узел, пучок Гиса и волокна Пуркинье. Рассказывает, что сердце работает строго циклично. Время паузы сердца составляет 0,4 секунды, возбуждение (систола) предсердий длится 0,1 секунду, а желудочков 0,3 секунды. -Гиподинамия - недостаток двигательной активности, ведет к атрофии сердечной мышцы, может развиться ишемическая болезнь сердца (инфаркт). Потому занятия физическими упражнениями очень полезно, как для всего организма, так и в частности для нашего бесценного органа. Курение и алкоголь также убивают сердце. На слайде сердце здоровое и больное, от курения и алкоголизма. Показ учебного фильма «Работа сердца» (3 минуты) https://youtu.be/XgyfAZ-fXjE Учитель спрашивает: «Сколько кругов кровообращения в нашем организме и как они называются?» Если не отвечают ученики, отвечает сам: Два круга кровообращения, большой и малый. Рассказывает, о малом и большом кругах кровообращения. |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами учебника, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия. После просмотра фильма объясняют, что сердце состоит из 4-х камер, двух предсердий левого и правого, и двух желудочков, рассказывают, что, между камерами расположены клапаны которые регулируют направление крови в сердце |
Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники информации, систематизируют информацию. Умеют выделять главное, конспектировать, сравнивать, обобщать |
Отвечают на вопросы, размышляют, в свои представления включают новые понятия, делают новые знания своими, которые служат человеку надолго, которые пригождаются им в жизненных ситуациях |
IV.Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности (5 минут) |
Фронтальная работа с вопросами и заданиями на стр. 83 учебника |
Подводит учащихся к выводу об уникальности строении и работы сердца. Акцентирует внимание обучающихся на развитии болезней системы кровообращения при употреблении алкоголя, сигарет, и малоподвижного образа жизни |
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. Вставляют в текст пропущенные слова |
Усвоение новых знаний |
|
V.Рефлексия учебной деятельности
(3 минуты) |
Закрепляющая беседа |
-Что нового вы узнали на уроке? - Какие моменты урока вас более всего заинтересовали? - У кого возникли сомнения в получении нового знания?
Раздает обучающимся памятки «Здоровое сердце» |
Отвечают на вопросы. Один из учащихся зачитывает свою памятку |
Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают своё мнение и позицию |
Устные ответы |
VI.Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции (2 минуты) |
Фронтальная работа
Домашнее задание |
Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки
П.17, прочитать параграф и ответить на вопросы 3-6,8, заполнить таблицу: «Кровеносные сосуды» |
Осуществляет самоанализ деятельности
Записывают задания |
Воспринимают оценку своей работы учителем, одноклассниками
Читают задание. задают уточняющие вопросы |
Устные ответы
|