Технологическая карта по познавательно-исследовательской деятельности «Чистая вода»
МАДОУ № 3 «Морозко», город Северодвинск Архангельской области
Технологическая карта совместной деятельности по «Познавательному развитию» (познавательно – исследовательская деятельность) для детей 4-5 лет
Тема: «Чистая вода»
Терентьева Елена Анатольевна
Воспитатель
Цель: познакомить детей 4 – 5 лет с разнообразными способами очисткой воды при помощи разных предметов
Задачи:
- Учить детей проводить исследовательские действия по очистке воды, получать и сравнивать результаты эксперимента
- Закрепить знания детей о значимости воды в жизнедеятельности человека, для природы
- Стимулировать умение делать выводы с небольшой помощью взрослого
- Развивать детскую активность и инициативность, умение взаимодействовать в деятельности
- Активизировать речевое развитие
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»
Виды деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная.
Этап |
Задачи |
Содержание деятельности педагога Используемые формы организации деятельности, методы и приемы |
Деятельность детей |
Результат |
Психологический настрой
Вводно – организационный
Мотивационно – Побудительный
Актуализация
Практическое воплощение замысла
Заключительный этап. Рефлексия. |
Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка
Организация направленного внимания
Стимулирование детей к высказываниям
Сюрпризный момент
Стимулирование детей к высказываниям.
Проблемная ситуация.
Формирование представлений о предстоящей деятельности
Создание атмосферы заинтересованности
Организация поисково – исследовательской деятельности
Обучение способам экспериментальной деятельности, умению выполнять инструкцию, делать выводы
-вопросы к детям -проведение опытов
-взаимоконтроль -опорные картинки оборудования выставляются на магнитную доску
Демонстрация опыта воспитателем
Подведение итогов деятельности. Обобщение полученного ребенком опыта.
Дальнейшее развитие игровой, познавательно-исследовательской деятельности |
Приветствие, знакомство. -Доброе утро. Поздоровайтесь с гостями, проходите, садитесь на коврик в позу коррекции
Рассказ воспитателя сказки о воде в сопровождении с демонстрацией картинок по сюжету на магнитную доску. «Жила-была капелька – подставьте ладошку, и однажды надумала она сделать Природу красивой. Решила отправиться по свету и понаблюдать за Природой. Она превратилась в маленький Ручеек и потекла по Земле. Со временем Ручеек становился все шире и шире, все больше и сильнее. Вскоре превратился в Реку и потек не быстро, как ручей, а медленно и важно, как течет настоящая река. Вдруг ярко засветило Солнце, Река высохла, стала Паром и превратилась в облачко. Облачко поднялось высоко-высоко над землей и спросило у Солнца: Солнце ответило: - Не бойся, я помогу тебе сделать всем добро! Ты сам догадайся, а я только подскажу. Растениям и деревьям нужен дождь. Тогда обернулось облачко Дождиком. Полил он все вокруг и любуется: все деревья, и кусты вновь зацвели, птицы запели свои веселые песенки. Все люди и животные радостно закричали: спасибо тебе, живая водичка! Обрадовался ручеек и потек дальше, на пути увидел озеро невдалеке большого города. Около озера стоял маленький чумазый утенок и плакал… -Как вы думаете, почему плакал утенок? (ответы предположения детей) Тогда слушайте дальше. -Утенок очень любил плавать на этом озере, любоваться цветами - белыми кувшинками. Но, однажды около озера построили большой город и много заводов, вся вода сливалась в это озеро, и оно стало грязным. Утенок из красивого желтого превратился в чумазого, а любимые кувшинки перестали цвести и распускаться.
- Что же делать? Оставить утенка со своей бедой? (Можно помочь.) - Как ему помочь? (Очистить озеро.) - Как вы думаете, возможно ли очистить воду и сделать ее прозрачной?
-Чтобы точно ответить на этот вопрос, предлагаю отправиться в лабораторию. -Кто со мной хочет провести исследование по очистке грязной воды? Тогда, наденьте специальные шапочки, мы будем исследователи. Разрешите, я буду старшим исследователем.
-Занимайте места. В лаборатории есть правила: не шуметь, содержать в порядке рабочее место, точно выполнять инструкцию старшего исследователя. -Сначала рассмотрим, какие предметы есть в нашей лаборатории: стакан с водой из озера утенка. Какая там по цвету вода? Грязная. На подносе пустые стаканы с номерами, что еще видите? Сито, воронка, салфетки, чтобы вытирать руки.
-Как вы думаете, с помощью каких предметов можно очистить воду и сделать ее прозрачной? Как ты думаешь? (Выставляю на магнитную доску карточку с предметом, который навал ребенок) Опыт 1. - Каждый из вас, выберет любой предмет, с помощью которого думает, что вода станет чистой. - Пододвиньте к себе стакан под номером 1, аккуратно сверху поставьте воронку или сито и налейте воду из озера утенка до красной полосочки – метки. Очень осторожно снимите воронку, сито и положите в тарелочку. Что – нибудь изменилось? (ответы детей) Что не пропустила воронка? Большие камешки, мусор. Изменился цвет? Нет. С помощью чего ты пропускал воду? Опыт 2. - Посмотрите, какая у меня получилась вода, хотите узнать, что я использовала? -Положила сито, в него разложила марлю, сверху ямочкой поместила вату и аккуратно наливала воду. -Кто хочет попробовать? -Пододвиньте стаканчик под номером 2, кто использовал сито и оно грязное, уберите с помощью салфетки весь мусор. На чистое сито разложите марлю, сверху положите вату так, чтобы получилась ямочка и наливайте по – тихоньку воду. Вода течет или капает в стаканчик? (капает медленно). .-Уберите всё на тарелочку. Что осталось на вате? Сравните, какая стала вода. В каком стакане вода чище? Через что мы пропускали в него воду? -Как видите, чтобы очистить воду надо использовать сложную конструкцию, приложить много сил. -В баночке могут остаться небольшие песчинки, но, чтобы их вообще не было, используют специальные фильтры. Что это такое и какие они бывают, я вас попрошу узнать дома в энциклопедиях или вместе с родителями в интернете. А сейчас наша лаборатория закрывается. Кем вы были? Что очищали? Снимите шапочки. -Как вы думаете, светлая и чистая вода в стаканчике под номером 4 понравится утенку?
-Тогда возьмите свои стаканчики с самой чистой водой, пойдемте ей наполним водоем. Позовите гостей к чистому водоему. -Вы думаете, смогут в такой воде распускаться кувшинки? Возьмите по нераспустившемуся цветку и опустите в воду. Наблюдайте, что происходит? Цветы распускаются? Почему они распускаются? (чистая вода) -А еще почему? Из чего сделаны волшебные кувшинки? (из бумаги) Бумага лёгкая, но когда она намокает, становится тяжелой и лепесточки опускаются. Но об этом мы поговорим в нашей лаборатории в следующий раз. Чистая вода жизнь принесла Маленький утенок снова желтым стал и на озеро купаться побежал… Мы не будем мешать утенку наслаждаться чистым водоемом.
|
Приветствие
Дети подставляют свою ладонь, на которую воспитатель из пипетки капает небольшую капельку
Высказывания детей, побуждение к высказыванию собственных мыслей
Высказывания детей
Дети высказываются, осознают и принимают поставленную задачу
Дети и воспитатель за столами. Рассматривают предметы и оборудование на столах
Дети высказывают свои предположения
Совместно с воспитателем выполняют задания (эксперимент)
Ответы детей по поводу деятельности
|
Установление контакта
Привлечение произвольного внимания
Установление контакта со взрослым
Привлечение внимания к предстоящей деятельности
Развитие диалогического общения Самостоятельная мотивация детьми к предстоящей деятельности
Запоминание информации, необходимой для успешного проведения эксперимента
Воспроизведение информации
Организация разговора – диалога
Анализ, выводы Выражение результата в речи.
Анализ, выводы
Установление причинно – следственных связей Анализ и сравнение
Снятие напряжения, эмоциональная разгрузка. Создание атмосферы радости от успешного выполнения работы.
Осознание себя как участника познавательного процесса.
Развитие игровой, познавательно – исследовательской деятельности на перспективу
Получение нового игрового опыта.
|