Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

Технологическая карта ООД по речевому развитию детей старшей группы (5-6лет) Тема: «Заколдованные снежинки»(обобщающее занятие по теме «Зима»)

МАОУ "Молчановская СОШ №2"  Молчановского района Томской области ГДО "Родничок"

 

Технологическая карта ООД по речевому развитию детей старшей группы (5-6лет)
Тема: «Заколдованные снежинки»(обобщающее занятие по теме «Зима»)

 

Яковлева Наталья Ивановна

воспитатель ГДО

 

 

Технологическая карта ООД по речевому развитию детей
старшей группы (5-6лет)
Тема: «Заколдованные снежинки»
(обобщающее занятие по теме «Зима»)
Образовательные области:
« Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное».
Интеграция видов деятельности:
Познавательная, социально-коммуникативная, физическая, речевая.
Тип занятия:
Обобщение, повторение пройденного материала
Вид занятия:
Комплексное
Формы образовательной деятельности:
Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Цель:
 Составление рассказа по мнемотаблицам  на тему «Зима»
 
Задачи
Образовательные:
- систематизировать и закрепить знания детей по лексической теме «Зима»;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- учить образовывать качественные прилагательные;
- учить образовывать однокоренные слова от существительных;
- совершенствовать навыки слогового анализа слов;
- учить подбирать к словам  слова с противоположным значением (антонимы);
- закрепить умение составлять рассказ по мнемотаблицам.
 
Развивающие:
-развивать связную речь при помощи составления описательного рассказа о зиме;
- развивать мышление, память;
- развивать слуховое и зрительное восприятие.
 
Воспитательные:
- воспитывать интерес к художественному слову;
- формировать интерес к родной природе зимой;                                                           
- воспитывать  навыки наблюдательности, самостоятельной работы;
- воспитывать интерес к окружающему миру;
-воспитывать умение работать в коллективе.
Планируемый результат:
 
 
 
Предварительная работа:
Знать: признаки зимы, зимние забавы.
Иметь: навыки работы по технологии кластер
Научить находить слова антонимы, подбирать качественные прилагательные, находить однокоренные прилагательные  к существительным,  делить слово на слоги, расширить слуховое внимание.
Беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов и пословиц, наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом, опыты со снегом, чтение рассказов «Первый снег» Е. Трутневой, «Снег идет» М. Познанской, чтение и заучивание стихов о зиме, зимних явлениях природы. Изготовление снежинок, поделок. Рисунки по теме. Беседы.
Средства обучения
Демонстрационные: Макет: «Зимнее дерево», письмо, снежинки – мнемотаблицы с заданиями от «зимушки – Зимы.
 
Раздаточные: сюжетные картинки для работы по технологии «Кластер»
Оборудование:
 Ноутбук, проектор.
Техники, технологии, приёмы
Игра «Скажи наоборот»,  «продолжи предложение», «подбери словечко», «подели слова на слоги», «продолжи предложение».
 
 
Этапы
деятельности
Деятельность педагога
Деятельность детей
 
Время
1.  Мотивационно-побудительный
Введение в тему.
Сегодня утром на подоконнике я обнаружила необычное дерево. Посмотрите ребята - какое это дерево? Чего вокруг много? А что это на дереве?. Прочитаем от кого? Написано детский сад.
Письмо
Здравствуйте ребята. Зима – мое любимое время года! И я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие, интересное и познавательное, побывать в стране Зимы. Отправляю вам волшебное дерево. Вместо листочков Снежинки, они не простые – это заколдованные картинки. Чтобы их расколдовать, необходимо выполнить мои задания .Подпись: Зимушка Зима.
 
Запоминает наша голова                                                                              
Важные поступки, умные слова
Слушаем внимательно                                                                                          
Смотрим обязательно                                                                                            
Друг друга не перебиваем                                                                                    
  Для ответа руку поднимаем                                                                                  
 Знаний много получаем.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Движения по тексту
Вводная часть. Создание интереса
2  минуты
2. Организационно – поисковый
 
 - Вы готовы расколдовать снежинки? Тогда начнём.
 1 снежинку снимает ребёнок:
Задание: Как называются  зимние месяцы?
Назовите зимние месяцы по порядку.
 Посмотрите ребята, у меня есть иллюстрации, которые подходят к одному из зимних месяцев. Давайте определим, какая иллюстрация подходит к какому месяцу.
А вы знаете стихи об этих зимних месяцах?
Дети:  Декабрь, январь, февраль.
         Чтение стихов  наизусть.
 Декабрь
 В декабре, в декабре                                                                                            
 Все деревья в серебре                                                                                            
 Наша речка словно сказка                                                                                      
За ночь  вымостил мороз                                                                                        
Обновил коньки, салазки                                                                                      
Ёлку из лесу привез.
 
          Январь
Открываем календарь,                                                                                        
 Начинается январь                                                                                                
 В январе, в январе                                                                                                  
 Много снега во дворе                                                                                                  
Снег на крыше, на крылечке                                                                              
Солнце в небе голубом,                                                                                          
 В нашем доме топят печки
 
         Февраль
В феврале, в феврале                                                                                             
Вьюга мчится на метле                                                                                          
Заметает все пути,                                                                                                  
Чтобы марту – не придти                                                                                      
 И весну не привести!..                                                                                                                                                                                                                               
 Зимние месяцы мы назвали, стихи рассказали.  Разворачиваем  снежинку? – «Зимой вся земля покрыта снегом» 
 
 
 
Следующую снежинку берём №2
Дидактическая игра «Подбери словечко»
(подбор прилагательных к существительным)
В следующем задании, ребята, нам нужно будет подобрать слова – прилагательные, которые будут обозначать признак предмета.
-  Какая зима? Например: Зима, белая, …. (снежная, серебристая, пушистая, морозная, тёплая…) Лед какой?  (прозрачный, хрупкий,  тонкий, скользкий…) Метель какая? (сильная), Солнце какое? (яркое, ясное и т.д.)
 
- Разворачиваем?   «Зимой солнышко редко выглядывает из-за туч»
 
 
 
Снежинку берём №3
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
(Подбор антонимов по технологии «Хоровод»)
 Чтобы поиграть в игру «Наоборот» давайте встанем в круг.
Я вам кидаю мяч, называю слово, а вы это слово называете наоборот.
Игра с мячом «Скажи наоборот»
 Встаём в круг. Называю слово, а вы мне наоборот:
- Зимний (летний), холодный (горячий), твердый (мягкий). Злой (добрый), северный (южный), темный (светлый), сильный (слабый), сухой (мокрый).
- Разворачиваем?    «Реки и озера скованны льдом».
 
 
 
 
Проходим садимся на стульчики
  А мы возьмем следующую  снежинку №4.  
Дидактическая игра «Продолжи предложение»
- Зимнее солнце … (что делает?) – светит, не греет.
- Пушистый снег  (падает, летит)
-Легкие снежинки в воздухе (кружатся, танцуют)
- Дети зимой (лепят снеговика, катаются на санках)
- Ветер зимой (дует, несёт снежинки с места на место)
 - Разворачиваем?    «Дует холодный ветер»
 
 
 
 
 
 
Снежинку берём №5
Дидактическая игра «Подбери словечко»
(Подбор однокоренных прилагательных к существительным)
- А если мы идем в лес, где растут одни березы, значит это лес какой? (березовый).
- если одни ели? (еловый)
- сосны? (сосновый)
- клены?  (кленовый)
- дубы? (дубовый)
- рябины ? (рябиновый)
- кедр? (кедровый)
- осины (осиновый)
Ребята, а если в лесу растут деревья лиственные и хвойные как это лес называется?
- Разворачиваем?     «Деревья стоят без листьев».
-Ребята,  мы с вами оказались в зимнем лесу,  предлагаю немного отдохнуть и сделать физминутку
 
Физкультминутка
 Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
 По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
 И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
 И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.
 
 У нас есть ещё снежинки:
Берем следующую снежинку №6
Дидактическая игра «Разделите  слова на слоги»
- Слово: зима (сколько слогов?); гусь, (сколько слогов?); мороз (сколько слогов?); и т.д  
Посмотрите (разворачиваю снежинку)
 Говорим хором «Перелетные птицы улетели на юг»
 
 
 
 
 
Берем следующую снежинку №7
Игра «Скажи наоборот» с использованием презентации: «Жизнь животных зимой»
У лисы большой пушистый хвост. А у зайца ?.... (маленький)
У зайца уши длинные. А у лисы ?.... (короткие)
 Белка  зимой серая. А заяц ?.... (белый)
Медведь зимой впадает в спячку. А волк?.... Нет
Белка делает на зиму запасы. А ёж?..... Нет  (ложится в спячку)
«Животные  прячутся от холода» (ребенок по выбору относит на доску и крепит)
 
Смена вида деятельности.
 Берем следующую снежинку №8
Задание будет следующее:  
Нам всем нужно  рассказать с помощью технологии «Кластер» о признаках зимы.
Нам нужно пройти к столу. Здесь для вас приготовлены тематические картинки, которые нужно будет прикрепить к большому плакату с помощью липучки и составить по ним предложения.
Вниманию детей предложены следующие картинки:
(Дети лепят снеговика, дети катаются на коньках, дети катаются на лыжах, дети катаются на санках, новогодняя ёлка, метёт метель, дует сильный ветер, снегири, кормушки с птицами, идёт из трубы дым, медведь спит в берлоге и т.д.)
«Дети катаются на санках и лыжах»
 
 
Подведение итогов.
Составление рассказа о зиме по мнемотаблице.
-Как замечательно у нас получилось, расколдовали все снежинки. Давайте составим для Зимушки Зимы рассказ о зиме.  Сначала вместе, вспоминаем и проговариваем предложения, а потом, кто хочет.
1.  «Вся земля покрыта снегом»
2. «Солнышко редко выглядывает из-за туч»
3. «Реки и озера скованы льдом»
4. «Дует холодный ветер»
5. «Деревья стоят без листьев»
6. «Перелетные птицы улетают на юг»
7. «Животные спрятались от холода»
8. «Дети катаются на санках и лыжах»
 
Кто хочет попробовать?
(вызываю 3 детей)
 
 
 Да готовы!
 
Декабрь, январь, февраль.
Декабрь, январь, февраль
Дети рассматривают иллюстрации и определяют, какая к какому зимнему месяцу подходит
Да, знаем.
Дети рассказывают стихи
 
 
 
1 ребенок - В декабре, в декабре  …                   ребёнок -   Открываем календарь..                ребенок  - В феврале, в феврале  …                                                                                           
                                                            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Дети хором
предложение
проговаривают,1 ребёнок идет и вешает мнемокартинку на доску.
 
 
 
 
 
 
ответы (снежная, серебристая, пушистая, морозная, тёплая…)
  (прозрачный, хрупкий. тонкий, скользкий…)
(Сильная)
(Яркое, ясное)
 
Дети хором
предложение
проговаривают, 1 ребёнок идет и вешает мнемокартинку  на доску
 
 
 
 
Летний, горячий, добрый, южный, светлый, слабый, мокрый
 
 
 
 
Дети хором
предложение
проговаривают,1 ребёнок идет и вешает мнемокартинку  на доску
 
 
 
 
 
 
 
Дети проходят садятся на стульчики.
 
 
Светит, но не греет
Снег падает, летит
Снежинки кружатся, танцуют
Дети зимой лепят снеговика
Катаются на санках
Дует
Дети хором
предложение
проговаривают, 1 ребёнок идет и вешает мнемокартинку  на доску
 
 
 
 
 
 
Берёзовый, еловый, сосновый, кленовый, дубовый, рябиновый, кедровый, осиновый
 
 
 
 
 
 
 
 
Смешанный лес
 
Дети хором
предложение
проговаривают, 1 ребёнок идет и вешает мнемокартинку  на доску
 
 
 
 
 
Импровизация движений
 
 
 
 
 
 
 
Зи-ма 2 слога
Гусь 1 слог
Мо-роз 2 слога
Ме-тель 2 слога
Вью-га 2 слога
Дети хором
предложение
проговаривают, 1 ребёнок идет и вешает мнемокартинку  на доску
 
 
 
 
маленький, короткие, белый
Волк не ложится в спячку
Ёж ложится в спячку
Дети хором
предложение
проговаривают, 1 ребёнок идет и вешает мнемокартинку  на доску
 
 
 
 
 
дети составляют рассказ о признаках зимы с помощью тематических картинок.
зима: тёплая одежда, кататься на санках, лепить снеговика, вьюга, новый год и т.д.
 
 
дети проговаривают предложение, 1 ребёнок идет и вешает мнемокартинку  на доску
 
Рассмотрение  и повторение усвоенного материала
17 мин.
3.
Рефлексивно – корригирующий
Рефлексия.
- Ребята, мы с вами со всеми заданиями справились. Все, что Зимушка Зима нам задала мы выполнили?
А теперь давайте подведём итог нашего сегодняшнего занятия.
Чем вы сегодня занимались?
Что больше всего понравилось сегодня?        
Что вы узнали нового?
Что вам было трудно?
 
Вы хорошо поработали!    
 
Все тихо встали, задвинули стульчики. Все молодцы! Всем спасибо!
Да. Справились со всеми заданиями.
 
Дети дают самостоятельную оценку за  работу, проводят самоанализ.
Дети отвечают на вопросы воспитателя по теме ООД.
 
Дети убирают своё рабочее место.
3 минуты
 
 
 
Подведение итогов
3 минуты
Использованные ресурсы:
 «Слово»//Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/rus/pedagogics
 Режим доступа: http://rojdestvo.paskha.ru
 Режим доступа: http://www.kopilochka.net.ru