Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Технологическая карта логопедического занятия по теме «Овощи»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №196

 

Технологическая карта логопедического занятия по теме «Овощи»

 

Колесникова Надежда Геннадьевна

Учитель-логопед

 

 

                                     Технологическая карта логопедического занятия по теме «Овощи».

Возрастная группа

Детишестого года жизни с нарушениями речевого развития.

Форма организации

Подгрупповое занятие, в условиях логопедического пункта ДОО.

Тема занятия

Овощи

Используемые технологии и методики

Технология развития интонационной стороны речи.

Технология развития лексико-грамматической стороны речи.

Сказкотерапия.

Информационно-коммуникационные технологии.

Методы, формы и приемы работы

Словесный метод (чтение, беседа, обсуждение, пересказ); наглядный метод (использование демонстрационного материала, показ действий в ходе динамической паузы); игровой метод (дидактические игры).

Цель занятия

Создать условия для практического усвоения определённых грамматических категорий и развития связной речи. 

Задачи

Коррекционно-образовательные

Коррекционно-развивающие

Коррекционно-воспитательные

Способствовать уточнению, расширению и активизации словаря по теме.

Обеспечить условия для развития навыка образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и относительных прилагательных.

Обеспечить условия для развития слухового внимания, памяти, мышления, способности к построению связного высказывания на заданную тему.

Воспитывать положительные качества личности – простоту в общении, скромность, трудолюбие и стремление преодолевать трудности.

Оборудование

Сюжетная картинка «Огород» с изображением разных овощей на грядках. Текст сказки «Почему Свекла бордового цвета», Куликовская Т.А. Дидактический материал по лексическим темам. – СПб.: Детство-Пресс, 2014. Предметныекартинки с изображением овощей, посуды, «рецепты» блюд из овощей.

                                                                                                     Ход     занятия

                    Этап

       Деятельность педагога

         Деятельность детей

      Планируемый результат

  1. Вводный (организационный)

Приветствие, установление зрительного контакта.

Повторение пройденногоматериала.

Д/игра «Вершки и корешки»

Дети берут со стола карточки – предметные картинки, называют нарисованный овощ. Припоминают и называют,  как он произрастает, в земле или над землёй, «отыскивают» свой овощ на сюжетной картинке «Огород». Дают обобщающее понятие.

Привлечение направленного внимания. Активизация мыслительных процессов.

Положительныйэмоциональныйнастрой.

Создание проблемной ситуации.

Предваряя чтение сказки, предлагается детям осмыслить три варианта пословиц, чтобы позже они могли выбрать более подходящую по смыслу пословицу.

  • Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
  • Не спеши языком, торопись делом.
  • Хвастовство само себя накажет.

Совместно рассуждают, объясняют, как понимают смысл пословиц.

Понимание смысла обсуждаемого материала. Внутренняя мотивация на деятельность. Развитие процессов памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение.

  1. Основной этап.

Актуализация знаний, представлений. Решениепроблемнойситуации.

Чтение/рассказывание сказки:

Почему Свекла бордового цвета

Жила-была Свёкла. Хорошая Свёкла только очень хвастливая. «Я самая хорошая! Я самая полезная! Я самая витаминная! Я самая красивая!» - любила хвалиться Свёкла.

Надоело это овощам. Перестали они слушать Свёклу. Отвернулись от неё.

Поняла Свёкла, что была не права. Стала она от стыда вся бордовая. Опустила свои листочки и извинилась перед овощами.

Простили её овощи, а Свёкла так и осталась бордовой.

 

Словарная работа:

Произноси правильно – свёкла.

Хвастливая – та, что любит хвастаться.

Витаминная – с витаминами, полезная.

Беседа по содержанию сказки:

- Какая была Свёкла? (Свёкла была хорошая, но очень хвастливая)

- Как хвасталась Свёкла? («Я самая хорошая! Я самая полезная! Я самая витаминная! Я самая красивая!» -  хвасталась Свёкла.)

- Почему овощи отвернулись от Свёклы? (Овощам надоело слушать Свёклу.)

- Почему Свёкле стало стыдно? (Свёкла поняла, что хвастаться неприлично)

- Что случилось с Свёклой? (Свёкла от стыда стала бордовой)

 

Припоминают пословицы, выбирают наиболее подходящую к смыслу сказки – Хвастовство само себя накажет.

Понимание смысла и запоминание текста.

 

Овладевают навыком– развёрнуто отвечать на вопросы по тексту.

 

Разрешение проблемной ситуации.

Самостоятельное

 применение нового

 знания на практике.

Предложить детям пересказать сказку, передавая текст точно, последовательно, выразительно.

Заслушиваются 3—4 пересказа.

 

 

Овладевают навыком построения связного высказывания. Пересказывают текстточно, последовательно, выразительно.

Динамическая пауза.

Организация динамической паузы, выбирает водящего, завязывает ему глаза.

Как-то вечером на грядке

Репа, свёкла, редька, лук

Поиграть решили в прятки,

Но сначала встали в круг.

Рассчитались чётко тут же:

Раз, два, три, четыре, пять.

Прячься лучше, прячься глубже,

Ну а ты иди искать.

 

 

Дети выполняют движения:

Идут по кругу, взявшись за руки, в центре на корточках сидит водящий с завязанными глазами.

 

Останавливаются, крутят водящего.

 

Разбегаются, приседают, водящий их ищет.

 

Снятие статического напряжения.

Положительный эмоциональный

 настрой, физическая активность.

Развитие мелодико – интонационных и просодических компонентов.

Предложить детям для заучивания чистоговорку:

Слава ел салат капустный,

Был салат капустный вкусный.

Напомнить детям о правилах речевого дыхания.

Дети произносят чистоговорку громко, умеренно, тихо, шепотом. При этом следят за правильностью дыхания (спокойный вдох носом, проговаривание фразы на одном плавном, длительном выдохе)

Владение интонационной выразительностью речи.

 Самостоятельное

применение нового

знания на практике.

Д/игра «Повара».

 

Создание условий для практического усвоения грамматических категорий:

  • Согласование количественных числительных с существительными;
  • Образование относительных прилагательных;

 

Словарная работа:

Уточнение и активизация глагольного словаря: резать, нарезать, порезать, измельчить, нашинковать, крошить, накрошить, почистить, очистить…

Каждый ребёнок выбирает для себя «посуду»и начинает «готовить» своё блюдо, подбирая картинки «ингредиенты» в соответствии с рецептом, который «записан» при помощи эмодзи (текстовых смайликов).

Каждый «поварёнок» рассказывает, что он взял и какое блюдо приготовил. Возможные варианты самостоятельной детской деятельности:

В салатник нарезали 2 баклажана, 1 морковь, 1 луковицу, получился салат из баклажанов с морковью и луком.

В банку измельчили 3 кабачка, 1 морковь, 1 помидор, 1 луковицу, 1 чеснок, получилась кабачковая икра.

В кастрюлю положили 5 картофелин, сварили, размяли, получилось картофельное пюре.

В форму с тестом нашинковали капусту, испечём капустный пирог.

И так далее…    

Самостоятельное применение полученных знаний на практике.

 

Владение навыками словоизменения и словообразования.

 

Овладевают навыком выбора средства языка, позволяющим грамотно формулировать мысли, комментировать свои действия.

 

Ранняя профориентация – профессия «повар».

Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение.

Даёт установку на закрепление полученных знаний по теме «Овощи» – расскажите дома о нашем занятии, предложите мамам и папам свою помощь в приготовлении семейного ужина из овощей. Попросите родителей сфотографировать, как вы готовите. На следующем занятии мы все с удовольствием рассмотрим ваши фотозарисовки и послушаем рассказ о том, что вы приготовили.

Дети совместно с родителями подготавливают фоторепортаж о приготовлении блюд из овощей к следующему занятию. (В ходе следующего занятия дети представят свои рецепты.)

Самостоятельное применение полученных знаний на практике.

 

Включение родителей в образовательный процесс. Получение обратной связи (фото) через интернет ресурсы.

  1. Заключительный этап.

Рефлексия.

Обобщение полученных детьми знаний, в устной речи.

Организует осмысление детьми их деятельности на занятии с помощью вопросов: «Чем занимались?», «Что узнали?», «Что понравилось?», «Что хотели бы сделать ещё раз?»

Подведение итогов, оценка деятельности детей.

Дети делятся своимивпечатлениями. Рассказывают,что запомнилось назанятии, чтозаинтересовало, что было трудным, о чём они расскажут дома.

Осознание себя, как участника познавательного процесса. Совершенствование речи детей.Эмоциональная отзывчивость на совместную деятельность.