Технологическая карта логопедического занятия по теме «Овощи».
|
Возрастная группа
|
Детишестого года жизни с нарушениями речевого развития.
|
Форма организации
|
Подгрупповое занятие, в условиях логопедического пункта ДОО.
|
Тема занятия
|
Овощи
|
Используемые технологии и методики
|
Технология развития интонационной стороны речи.
Технология развития лексико-грамматической стороны речи.
Сказкотерапия.
Информационно-коммуникационные технологии.
|
Методы, формы и приемы работы
|
Словесный метод (чтение, беседа, обсуждение, пересказ); наглядный метод (использование демонстрационного материала, показ действий в ходе динамической паузы); игровой метод (дидактические игры).
|
Цель занятия
|
Создать условия для практического усвоения определённых грамматических категорий и развития связной речи.
|
Задачи
|
Коррекционно-образовательные
|
Коррекционно-развивающие
|
Коррекционно-воспитательные
|
Способствовать уточнению, расширению и активизации словаря по теме.
Обеспечить условия для развития навыка образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и относительных прилагательных.
|
Обеспечить условия для развития слухового внимания, памяти, мышления, способности к построению связного высказывания на заданную тему.
|
Воспитывать положительные качества личности – простоту в общении, скромность, трудолюбие и стремление преодолевать трудности.
|
Оборудование
|
Сюжетная картинка «Огород» с изображением разных овощей на грядках. Текст сказки «Почему Свекла бордового цвета», Куликовская Т.А. Дидактический материал по лексическим темам. – СПб.: Детство-Пресс, 2014. Предметныекартинки с изображением овощей, посуды, «рецепты» блюд из овощей.
|
Ход занятия
|
Этап
|
Деятельность педагога
|
Деятельность детей
|
Планируемый результат
|
- Вводный (организационный)
|
Приветствие, установление зрительного контакта.
Повторение пройденногоматериала.
Д/игра «Вершки и корешки»
|
Дети берут со стола карточки – предметные картинки, называют нарисованный овощ. Припоминают и называют, как он произрастает, в земле или над землёй, «отыскивают» свой овощ на сюжетной картинке «Огород». Дают обобщающее понятие.
|
Привлечение направленного внимания. Активизация мыслительных процессов.
Положительныйэмоциональныйнастрой.
|
Создание проблемной ситуации.
|
Предваряя чтение сказки, предлагается детям осмыслить три варианта пословиц, чтобы позже они могли выбрать более подходящую по смыслу пословицу.
- Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
- Не спеши языком, торопись делом.
- Хвастовство само себя накажет.
|
Совместно рассуждают, объясняют, как понимают смысл пословиц.
|
Понимание смысла обсуждаемого материала. Внутренняя мотивация на деятельность. Развитие процессов памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение.
|
- Основной этап.
Актуализация знаний, представлений. Решениепроблемнойситуации.
|
Чтение/рассказывание сказки:
Почему Свекла бордового цвета
Жила-была Свёкла. Хорошая Свёкла только очень хвастливая. «Я самая хорошая! Я самая полезная! Я самая витаминная! Я самая красивая!» - любила хвалиться Свёкла.
Надоело это овощам. Перестали они слушать Свёклу. Отвернулись от неё.
Поняла Свёкла, что была не права. Стала она от стыда вся бордовая. Опустила свои листочки и извинилась перед овощами.
Простили её овощи, а Свёкла так и осталась бордовой.
Словарная работа:
Произноси правильно – свёкла.
Хвастливая – та, что любит хвастаться.
Витаминная – с витаминами, полезная.
|
Беседа по содержанию сказки:
- Какая была Свёкла? (Свёкла была хорошая, но очень хвастливая)
- Как хвасталась Свёкла? («Я самая хорошая! Я самая полезная! Я самая витаминная! Я самая красивая!» - хвасталась Свёкла.)
- Почему овощи отвернулись от Свёклы? (Овощам надоело слушать Свёклу.)
- Почему Свёкле стало стыдно? (Свёкла поняла, что хвастаться неприлично)
- Что случилось с Свёклой? (Свёкла от стыда стала бордовой)
Припоминают пословицы, выбирают наиболее подходящую к смыслу сказки – Хвастовство само себя накажет.
|
Понимание смысла и запоминание текста.
Овладевают навыком– развёрнуто отвечать на вопросы по тексту.
Разрешение проблемной ситуации.
|
Самостоятельное
применение нового
знания на практике.
|
Предложить детям пересказать сказку, передавая текст точно, последовательно, выразительно.
|
Заслушиваются 3—4 пересказа.
|
Овладевают навыком построения связного высказывания. Пересказывают текстточно, последовательно, выразительно.
|
Динамическая пауза.
|
Организация динамической паузы, выбирает водящего, завязывает ему глаза.
Как-то вечером на грядке
Репа, свёкла, редька, лук
Поиграть решили в прятки,
Но сначала встали в круг.
Рассчитались чётко тут же:
Раз, два, три, четыре, пять.
Прячься лучше, прячься глубже,
Ну а ты иди искать.
|
Дети выполняют движения:
Идут по кругу, взявшись за руки, в центре на корточках сидит водящий с завязанными глазами.
Останавливаются, крутят водящего.
Разбегаются, приседают, водящий их ищет.
|
Снятие статического напряжения.
Положительный эмоциональный
настрой, физическая активность.
|
Развитие мелодико – интонационных и просодических компонентов.
|
Предложить детям для заучивания чистоговорку:
Слава ел салат капустный,
Был салат капустный вкусный.
Напомнить детям о правилах речевого дыхания.
|
Дети произносят чистоговорку громко, умеренно, тихо, шепотом. При этом следят за правильностью дыхания (спокойный вдох носом, проговаривание фразы на одном плавном, длительном выдохе)
|
Владение интонационной выразительностью речи.
|
Самостоятельное
применение нового
знания на практике.
|
Д/игра «Повара».
Создание условий для практического усвоения грамматических категорий:
- Согласование количественных числительных с существительными;
- Образование относительных прилагательных;
Словарная работа:
Уточнение и активизация глагольного словаря: резать, нарезать, порезать, измельчить, нашинковать, крошить, накрошить, почистить, очистить…
|
Каждый ребёнок выбирает для себя «посуду»и начинает «готовить» своё блюдо, подбирая картинки «ингредиенты» в соответствии с рецептом, который «записан» при помощи эмодзи (текстовых смайликов).
Каждый «поварёнок» рассказывает, что он взял и какое блюдо приготовил. Возможные варианты самостоятельной детской деятельности:
В салатник нарезали 2 баклажана, 1 морковь, 1 луковицу, получился салат из баклажанов с морковью и луком.
В банку измельчили 3 кабачка, 1 морковь, 1 помидор, 1 луковицу, 1 чеснок, получилась кабачковая икра.
В кастрюлю положили 5 картофелин, сварили, размяли, получилось картофельное пюре.
В форму с тестом нашинковали капусту, испечём капустный пирог.
И так далее…
|
Самостоятельное применение полученных знаний на практике.
Владение навыками словоизменения и словообразования.
Овладевают навыком выбора средства языка, позволяющим грамотно формулировать мысли, комментировать свои действия.
Ранняя профориентация – профессия «повар».
|
Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение.
|
Даёт установку на закрепление полученных знаний по теме «Овощи» – расскажите дома о нашем занятии, предложите мамам и папам свою помощь в приготовлении семейного ужина из овощей. Попросите родителей сфотографировать, как вы готовите. На следующем занятии мы все с удовольствием рассмотрим ваши фотозарисовки и послушаем рассказ о том, что вы приготовили.
|
Дети совместно с родителями подготавливают фоторепортаж о приготовлении блюд из овощей к следующему занятию. (В ходе следующего занятия дети представят свои рецепты.)
|
Самостоятельное применение полученных знаний на практике.
Включение родителей в образовательный процесс. Получение обратной связи (фото) через интернет ресурсы.
|
- Заключительный этап.
Рефлексия.
|
Обобщение полученных детьми знаний, в устной речи.
Организует осмысление детьми их деятельности на занятии с помощью вопросов: «Чем занимались?», «Что узнали?», «Что понравилось?», «Что хотели бы сделать ещё раз?»
Подведение итогов, оценка деятельности детей.
|
Дети делятся своимивпечатлениями. Рассказывают,что запомнилось назанятии, чтозаинтересовало, что было трудным, о чём они расскажут дома.
|
Осознание себя, как участника познавательного процесса. Совершенствование речи детей.Эмоциональная отзывчивость на совместную деятельность.
|