Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

«Свет и тень. Рождение теневого театра»

МДОУ детский сад  комбинированного вида №98 «Сказка»

г. Черноголовка, Московской области

«Свет и тень. Рождение теневого театра»

Автор; Молчанова Наталья Александровна, воспитатель

Цель: Формировать представления детей о свойствах света и тени.

Задачи:

- познакомить детей со свойствами света и тени;

- развивать умениенаблюдать ,видеть свет и тень;

-умение экспериментироватьс  помощью света;

- познакомить детей с различными источниками светаприродные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча и правилами безопасного обращения с ними;

- развивать творческие способности и познавательный интерес по теме проекта на основе наблюдения, сравнения, анализа, обобщения;

На основе знаний о свете и тени подвести детей к знакомству с новым видом театра – Теневой.

- формировать интерес в театрально - игровой деятельности;

- развивать артистизм, коммуникацию;

- воспитывать интерес к явлениям природы, а так же самостоятельность, активность.

Актуальность темы:

Ребенку - дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Каждый день мы сталкиваемся с различными физическими явлениями. Одно из самых загадочных их них - это свет и его составляющая тень. Попробуем разобраться, что же такое свет и как появляется тень?

С помощью простых предметов, можно проводить интересные опыты. Перед проведением опытов со светом важно выделить некоторые его свойства. Одно из свойств, света - это прямолинейность его распространения. Только в этом случае возможно образование тени. Тема теней очень интересна, можно играть в теневой театр, можно наблюдать за длиной тени утром, днем и вечером. Для детей  постарше интересно рассматривать проекции объемных предметов. Например, тень конуса может быть треугольником и кругом. Еще одно свойство - это способность света отражаться от преград. Если лучи падают на зеркало, они отражаются так, что мы видим предмет в натуральную величину. Если лучи падают на неровную поверхность, они отражаются во все стороны и делают эту поверхность освещенной. Именно поэтому мы видим предметы, которые сами не светятся.

Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.

Это оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).

Вид проекта: групповой, краткосрочный.

Тип проекта: познавательно - исследовательский

Участники проекта: дети - старшей группы, воспитатель, родители воспитанников.

Возраст детей: 5 - 6 лет

Срок реализации: с 29.02. по 2.03 2018 г.

Схема поэтапной реализации познавательно – исследовательского проекта «Свет и тень».

Этапы проекта Деятельность педагога. Деятельность детей.

1 этап

Погружение в проблему, постановка задач. Формулирует цель и задачи проекта.

Цель: формировать представления детей о свойствах света и тени.

Задачи: - познакомить детей со свойствами света и тени;

- познакомить детей с различными источниками света и правилами безопасного обращения с ними;

- развивать творческие способности и познавательный интерес по теме проекта на основе наблюдения, сравнения, анализа, обобщения;

- формировать интерес в театрально - игровой деятельности;

- воспитывать интерес к явлениям природы, а так же самостоятельность, активность.

Входят в проблему.Делают выводы как при помощи света и тени можно овладеть навыками теневого театра .

Делятся своими знаниями о живой природе.

2 этап

Практическая работа. Обсуждение результатов

Проводит совместную работу по ознакомлению детей со свойствами света и тени, с источниками света и правилами безопасного пользования ими.

Подготавливает дидактические игры: «Подбери пару», «Отгадай, чья тень», «Источники света», разрезные картинки «Всё, что светит ярко».

Подготавливает и проводит консультацию с родителями воспитанников по теме «Увлекательные игры с тенью»,«Домашний театр теней».

Организует среду для познавательно - исследовательской деятельности детей (создание картотеки опытов по выбранной теме); планирует дальнейшую деятельность детей.

На прогулках проводит подвижные игры: «Догонялки с тенью», «Повторяшки», «Вместе с другом». Перед знакомством со свойствами света и тени проводились беседы о источниках света, правилах безопасного использования их.

3 этап

Систематизация информации.

Подбирает беседы, литературные произведения и мультфильмы по теме проекта.

Изготавливает ширму для теневого театра.

Подготавливает дидактические игры, загадки по систематизации пройденного материала.

Заучивают стихотворение «Солнце и тень» Галины Рукосуевой.

Разгадывают загадки. Используют дидактические игры.

4 этап

Заключительный. Вместе с детьми готовит атрибуты для разыгрывания сказки в театре теней, подводит детей к формулированию выводов по проблеме, подготавливает презентацию для выступления на защите проекта. Делают выводы как при помощи света и тени можноможно овладеть навыками теневого театра .

Участвуют в показе теневого театра по сказке  «Теремок».

План реализации познавательно - творческого проекта «Свет и тень»

Направления развития и Виды детской деятельности

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВОЕ РАЗВИТИЕ

Игровая и Театральная деятельность

- Настольно печатные игры: «Подбери пару», «Отгадай, чья тень», «Источники света», «Найди лишнее».

- Игра: «Свет бывает разный».

- Игровая ситуация: «Угадай сказку» (по тени).

Игры в различные виды театров .

Постановки сказок с использованием плоскостных фигур (театр теней). Презентация «Виды театра».

Беседы на темы: «Кто такой актер», «Кто такой гример», «Кто такой декоратор»…

Рассматривание иллюстраций к сказкам

Просмотр видео теневого театра

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Игровая деятельность

Подвижные игры: «Догонялки с тенью», «Повторяшки», «Вместе с другом».

- Игровое упражнение: «Допрыгай до тени».

Совершенствовать умения детей по созданию образов живой природы при помощи рук для теневого театра.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ и РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Ознакомление с окружающим миром

-Беседы: «Опыты со светом», «Источники света», «Солнце».     «Огонь наш друг и враг»,

-Рассматривание иллюстраций в энциклопедии.

(Экологическое развитие)

Рассматривание теней на прогулке

Д. И: «Найди тень от дерева, куста…»

Д. И: «Придумай свою тень»

Беседы: «Есть ли тень в пасмурный день», «Есть ли зимой тень»… Пополнять словарь детей лексикой связанной с искусством театра Пересказ сказок

Рассказывание сказок по ролям

Рассказывание сказок собственного сочинения «Куда прячется тень». Пальчиковые игры ,разыгрывание этюдов.

Опыты: «Сделай тень от веточки, лопатки, ведёрка…

-Наблюдение: за изменениями тени на участке в разное время дня (утром, в полдень, вечером); за солнцем на прогулке (рассмотрим солнце через цветные стеклышки»

- Просмотр мультфильмов: «Лунтик и его друзья. Тень»;«Фиксики. Театр теней».

- Проведение опытов по выбранной теме.

Введение в математику

- игры с разрезными картинками - «Всё, что светит ярко».

Развитие речи и обучение грамоте - беседы:

Приобщение к художественной литературе - отгадывание загадок по теме проекта;

- чтение и выбор русской народной сказки для театра теней «Теремок»;

- чтение и заучивание стихотворений «Солнце и тень» Галины Рукосуевой; «Восход солнца» Сергея Есенина; «Солнце с тучкою…» Валентина Берестова.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Изобразительная деятельность

- вырезание силуэтов сказочных персонажей к теневому театру «Колобок», «Репка».

- фиксирование результатов опытов.

Рисование теней (штриховка по трафаретам черным или простым карандашом)

Раскраски по сказкам.

Оформление аппликативным способом из разных материалов  обложки к сказке «Колобок».

Музыка

Прослушивание музыки к сказкам.

Игра на музыкальных инструментах во время постановок сказок.

Просмотр сказок в театре теней.

Работа в группе

Проведение опытов на тему « Свет и тень»

Изготовление набора плоскостных фигур для показа различных сказок в теневом театре.

Изготовление дидактических игр.

Работа с родителями

Консультация на тему «Домашний театр теней»,««Увлекательные игры с тенью». Пополнение родителями материальной базы по театральной деятельности в группе.

Пополнение родителями библиотеки сказками в группе.

Участие родителей в изготовлении различных плоскостных фигур совместно с детьми для обыгрывания их в теневом театре.Папка-передвижка «Домашний театр» .

Защита проекта: Презентация на тему «Свет итень. Рождение  теневого театра»

Показ сказки «Теремок»(теневой театр).

Выводы и результаты:

В ходе реализации проекта мы с детьми  сделали следующие выводы:Тень бывает не всегда: в пасмурный день и в темной комнате тени нет.Тень движется вместе с человеком или предметом .Тень изменяется в зависимости от времени суток, расположения от источника света . С тенью можно придумать много игр.

Сформированы первичные представления о значении света и тени и о неотрывной связи света и тени. Дети охотно рассказывают о новых приобретенных знаниях, делятся опытом.А также: Показали теневой театр по сказке «Теремок». Проявляют желание и в дальнейшем играть в теневом театре.

Литература:

1.Антипина А.Е. "Театрализованная деятельность в детском саду. Игра, упражнения, сценарий". Творческий центр. Москва: 2003. – стр. 15-20.

2.Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М., Бойков Д.И., Зарин А.П., и др. Обучение детей театрализованной деятельности.- Псков,1999. - стр. 3-16.

3. Интернет-источник: минобрнауки. рф ФГОС ДО.

4. Интернет-источник: studio-molino.ru О теневом театре.

Перспективное планирование .

Понедельник  29 января :

1.Занятие  на тему: «Опыты со светом». Познавательное развитие.

2.Чтение Г.Руксуева «Солнце и тень». Речевое развитие.

3.Прослушивание музыки к сказкам. Художественно – эстетическое  раз- е.

Вечер : Беседа «Есть ли в пасмурный день тень». Познавательное развитие.

Вторник 30 января:

1.Беседа «Электроприборы и электричество». Познавательное развитие.

2.Подвижные игры: «Догонялки с тенью», «Повторяшки», «Вместе с другом».Физическая культура.

Вечер: «Свет и тень». Познавательно – исследовательская де -ть.

Фиксирование результатов опытов.

Среда 31 января:

1. Презентация«Виды  театра».Познавательное развитие.

2.Рисование теней (штриховка по трафаретам черным или простым карандашом).Художественно эстетическое развитие.

Вечер: Беседа «Огонь враг ,огонь друг».Социально-коммуникативное развитие.

Четверг 1 февраля:

1.«Как образуется тень» Познавательное развитие.

2.Репетиция сказки «Теремок» (теневой театр) Речевое развитие.

3.Лепка по мотивам русской народной сказки «Теремок».Художественно - эстетическое развитие.

Вечер: Дидактические игры по данной теме.

Пятница 2 февраля:

1.Чтение сказки «Заюшкина избушка».2.Конструирование .Изготовление  фигурок для теневого театра.Художественно - эстетическое развитие.Вечер: Показ теневого театра сказки «Теремок» детям средней группы.

СМОТРЕТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ