Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Статья «Развитие речи детей посредством произведений устного народного творчества»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №505» Кировского района города Новосибирска

Статья

«Развитие речи детей посредством произведений устного народного творчества»

Пономарева Светлана Михайловна

 воспитатель, 1 квалификационная категория

 

Аннотация: Данная статья знакомит с малыми формами устного народного творчества,  раскрывает роль фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста. Автором акцентировано внимание на выразительности фольклорных произведений и их использовании в воспитательно-образовательном процессе.
 
Развитие речи детей посредством произведений устного народного творчества.
Радостно на душе и в сердце, что общество обратило внимание на забытые культурные ценности. Веками народ собирал, хранил, передавал из уст в уста фольклорные произведения, эти маленькие шедевры.
 Еще с пеленок, не умея говорить, ребенок слышит первые художественные произведения. Это колыбельные песни. А в младшей группе мы уже слышим, как девочки с трепетом, нежностью тихонько напевают их, убаюкивая куклу.
Звучность, ритмичность, напевность, занимательность народных произведений привлекает внимание детей, вызывает желание повторить их, запомнить, что в свою очередь способствует развитию разговорной речи. Дети с малых лет проявляют огромный интерес к сказкам.   Знакомя детей со сказкой,  я стараюсь не просто им прочитать, рассказать, а помочь понять смысл услышанного, запомнить «сказочные» слова, выражения, чтобы потом использовать их в своей речи.
  В работе над сказкой можно:
   - моделировать сказку целиком или ее отдельные, наиболее яркие эпизоды. Моделирование начинается с замещения реальных персонажей – условными. В качестве заместителей можно брать геометрические фигуры различные по цвету и размеру. Например, сказка «Теремок». После прочтения и анализа произведения воспитатель предлагает детям превратить героев в геометрические фигуры, обсудив какая фигура будет соответствовать тому или иному персонажу.
Теремок – желтый большой квадрат
Мышка – серый маленький треугольник
Лягушка – зеленый маленький круг
Заяц – белый маленький треугольник
    Лиса – оранжевый большой треугольник
Волк – серый большой треугольник
Медведь – коричневый большой круг
Когда с заместителями определились, дети рассказывают сказку на игровом поле, отбирая соответствующие геометрические фигуры.
- использовать мнемотаблицы, которые с помощью графической аналогии развивают умение рассказывать знакомые произведения. Любой педагог без особых трудностей может нарисовать символические изображения предметов и объектов к сказке, потешке, скороговорке, а дети с легкостью подскажут, что изобразить. Используя в своей работе мнемотехнику, я пришла к выводу, что у детей расширяется круг знаний об окружающем мире; появляется желание придумывать; пересказывать,  заучивать потешки, скороговорки, загадки; преодолевается  робость и застенчивость.
- придумывать новое окончание сказки. Дети стараются сказку закончить положительно, не только  придумывают новых героев, но и наделяют их другими чертами характера, осуществляют за героев другие поступки.
Ребят манит, завораживает удивительный, волшебный мир сказок, в котором всегда побеждает добро. Поддержать и развить этот интерес помогает драматизация. В нашем детском саду проходят «Театральные недели», где воспитанники всех возрастных групп имеют возможность продемонстрировать публике свои творческие способности, проявить талант. Во время репетиций ребенок вживается в роль, старается прочувствовать своего персонажа, передать характер с помощью мимики, жестов, голоса, интонации. Родители, погружаясь вместе с детьми в театральные постановки,  с радостью выдумывают юным артистам необычные костюмы. 
Мир детства невозможно представить без игры. Игры занимательны и доступны. В игре ребенок стремится удовлетворить не только свою потребность в развлечении, получить удовольствие, она побуждает играющего использовать определенные усилия для преодоления трудностей. Структура игр вовлекает во взаимодействие. Дети решают спорные вопросы, учатся договариваться. Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор, народные игры. Дети очень любят играть в хороводные игры. Слова игр просты, легко запоминаются и в сочетании с движениями оказывают положительное влияние на развитие речи.
Такие хороводные игры как «Колпачок», «Пузырь», «Мыши водят хоровод», «Ходит Ваня» можно использовать не только на занятиях, но и в разных режимных моментах.
Во время игр всем детям хочется быть главным героем (котом, петушком, зайчиком, колпачком) вот тут-то на помощь приходят считалки, которые служат для справедливого распределения ролей. Они прекрасно подходят для совершенствования произношения трудных звуков, поскольку главная особенность считалки — четкий ритм, частое повторение слов,  возможность кричать раздельно все слова.
Поддержать, подбодрить, настроиться на нужный лад, подружиться, вселить уверенность помогают потешки. Краткость и небольшой объем позволяют детям быстро их запомнить. С помощью этих коротких стишков малыши быстрее осваивают гигиенические навыки, засыпают и просыпаются, играют и успокаиваются во время плача.
Работа педагога не будет плодотворной, если в нее не включаются родители. Для вовлечения родителей в образовательный процесс в группе была проведена акция «Книга напрокат». Родители и дети с радостью брали с выставки книги домой,  вместе читали, обсуждали, заучивали наизусть понравившиеся произведения. Мамы совместно с детьми изготавливали книжки-малышки по малым фольклорным жанрам, участвовали в конкурсе рисунков «Мои любимые сказки», в развлечении «Русские посиделки».
 Используемый мною на занятиях материал предлагаю родителям для закрепления дома с детьми в виде памяток, буклетов. Например: «Пальчиковые гимнастики с использованием русского народного фольклора», «Формируем словарь играя!», «Игры с потешками», «Как составить загадку?»
Использование в работе богатейшего материала устного народного творчества не только обогащает речь наших воспитанников, но и делает их добрее, человечнее.
 
 
Перечень использованной литературы.
 
  1. Кравцов Н. Н., Лазутин С. Т. «Русское устное народное творчество». Москва, 2017 г. - 448 с.
  2. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 2017. - 240 с.
  3. Науменко Г.М.  Чай-чай-выручай. Полное собрание русских народных детских игр с напевами. – Белый город, 2016.