Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Статья «Преемственность дошкольной и начальной ступеней образования»

МДОАУ «Детский сад №182»

 

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОЙ И НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Вильдяйкина Елена Викторовна,

Воспитатель 1 категории

 

 

 

Аннотация: представлены результаты анализа Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования в контексте обеспечения преемственности данных уровней образования. Выявлены основные условия, обозначены направления и названы формы обеспечения преемственности в соответствии со стандартами образования в образовательной практике.

Ключевые слова: преемственность, дошкольное и начальноеобразование, условия обеспечения преемственности, контент-анализ.

Общеизвестно, что вопросы преемственности как фактора-условия обеспечения непрерывности образования особо обостряются при перемещении обучающихся с одного уровня системы образования на другой. В современных системах переход ребенка со ступени дошкольного образования на ступень начального общего образования является первым. Сам факт «первенства» придает данному периоду особое значение: это своего рода импринтинг, который будет запечатлен в опыте индивида и гарантирует (или не гарантирует) успешность последующих переходов. Этот переход обусловлен и совпадает с закономерным возрастным кризисом («кризис 7 лет»), в ходе которого происходит становление внутренней позиции личности (школьника), формируются сложнейшие психологические новообразования, и все это сопровождается кардинальными переменами в образе жизни, в социальной ситуации развития ребенка, в ведущей (развивающей) деятельности.

Таким образом, поступление в школу — переломный этап в жизни ребенка. Несмотря на то, что вопросы обеспечения преемственности дошкольного и начального школьного образования ставятся и решаются психологами и педагогами со времен появления данных уровней в зарубежных и российской системах образования (c конца XIX — начала XX в.), они по-прежнему относятся к проблемным, требуют практического апробирования и специальных психолого-педагогических исследований.

Реализация принципа преемственности в образовании, в частности относительно преемственности дошкольного и начального общего образования, предопределяется соблюдением ряда условий. Первым среди обстоятельств формального порядка является отражение принципа и условий его реализации в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного и начального общего образования. В настоящее время в Российской Федерации действуют Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ № 373 6 октября 2009 г. [7], и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 17 октября 2013 г. [6].

Анализ научно-педагогической литературы и современных документов образования показал, что в основу реализации преемственности начального и дошкольного образования, предусмотренного ФГОС ДО и ФГОС НОО, положены идеи Концепции непрерывного образования, утвержденной Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003 г. [3].

Отражение психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в стандартах дошкольного и начального общего образования

К психолого-педагогическим условиям реализации непрерывного образования в Концепции непрерывного образования относят:

  • Личностно - ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
  • Предоставление каждому ребенку условий для возможного выбора деятельности, партнера, средств и пр.;
  • Ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);
  • Создание образовательной среды, способствующей эмоционально ценностному, социально личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

К психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования (ФГОС ДО) относят:

  • Построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
  • Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
  • Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
  • Использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей).

К психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС НОО) относят:

  • Учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся; формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся;
  • Вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (поддержка детских объединений, ученического самоуправления);
  • Мониторинг возможностей и способностей обучающихся;
  • Дифференциация и индивидуализация обучения.

Эта информация определяет то, что ряд психолого-педагогических условий, предлагаемых Концепцией и необходимых для осуществления принципа непрерывности образования, отражены или воссозданы (прошло более десяти лет), дополнены и уточнены в требованиях к реализации образовательных программ, прописанных в стандартах. Можно сказать, что стандарты закрепляют и развивают идею непрерывности через легализацию и конкретизацию условий обеспечения преемственности в образовании.

Согласованность данных стандартов в отношении обеспечения преемственности уровней образования - особый предмет изучения ряда современных ученых.

По мнению исследователя Н. М. Суриной, «преемственность государственных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования можно проследить в следующем:

- единый структурно-организационный подход, заключающийся в совокупности требований:

  • к условиям реализации стандарта,
  • структурно -содержательным компонентам основной образовательной программы,
  • образовательным результатам;

- единый психолого-педагогический методологический подход, который прослеживается:

  • в ориентации на деятельностный подход и понятии "ведущей деятельности";
  • опоре на зону актуального развития и ориентации на зону ближайшего развития ребенка;
  • понятии об универсальных учебных действиях;
  • ориентации на возрастные психофизиологические особенности детей;

- общий принцип организации инклюзивного образования, который отражается:

  • в минимальной регламентации образования детей с ОВЗ;
  • разработке адаптированных образовательных программ;
  • опоре на индивидуальную программу реабилитации» [5].

Единый психолого-педагогический методологический подход, закрепленный стандартами дошкольного и начального общего образования, является основанием для реализации преемственности на практике. В обоих стандартах подчеркивается ценность личности ребенка, оба предполагают учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося - оба декларируют приоритетность системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов к обучению и развитию ребенка.

Таким образом, стандарты дошкольного и начального общего образования, основывающиеся на идеях Концепции непрерывного образования, регламентируемые стандартами психолого-педагогические требования являются условиями обеспечения преемственности дошкольного и начального образования.

Условия обеспечения преемственности уровней образования. Исследователи выделяют и классифицируют различные виды условий обеспечения преемственности в образовании.

В. Н. Самусенко определяет следующие условия обеспечения преемственности различных уровней образования:

- использование личностно и практико-ориентированных педагогических технологий;

- ситуативность, вариативность и личная адаптированность используемых форм и методов взаимодействия;

- связь теории с практикой;

- приоритет субъект-субъектных межличностных отношений;

- сочетание индивидуальных и коллективных форм взаимодействия;

- обогащение творческого опыта практических взаимоотношений учителей в педагогической деятельности [4].

Среди организационно-педагогических условий обеспечения преемственности В. Н. Самусенко особое внимание уделяет взаимодействию педагогов, считает сотрудничество учителя начальных классов с коллегами важнейшим фактором преемственности [4].

Автор отмечает, что уровень практической готовности учителя к эффективному взаимодействию с коллегами представляет собой сложное и целостное личностное образование, соединяющее в себе мотивационный, содержательно - деятельностный, интеллектуальный, коммуникативно-технологический, перцептивно-эмоциональный, результативно-действенный и оценочно-прогностический компоненты.

По мнению В.Н. Самусенко, педагогическая технология формирования эффективного взаимодействия учителей по обеспечению преемственности образовательного процесса представляет собой совокупность действий, операций и процедур, обеспечивающих диагностируемый и гарантированный результат этого взаимодействия в современных социально-экономических условиях [4].

Задача педагогов в сотрудничестве - создать условия для проявления всех способов познания, творить развивающую среду, где общение с ребенком основывается на доверии, понимании, терпении и любви. Это универсальный подход, который позволяет реализовать принципы преемственности и непрерывности на разных ступенях образования.

На практике преемственность дошкольного и начального школьного уровней образования реализуется по разным направлениям и в различных формах. Согласно мнению Е. А. Антонюк, существуют общепризнанные формы осуществления преемственности в сотрудничестве образовательных организаций по обеспечению преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС.

К таковым автор относит:

1. Работа с детьми: экскурсии в школу; посещение школьного музея, библиотеки; знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы; участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности; выставки рисунков и поделок; встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы); совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников; участие в театрализованной деятельности; посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе.

2. Взаимодействие педагогов: совместные педагогические советы; семинары, мастер-классы; круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы; психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей; проведение диагностики по определению готовности детей к школе; взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы; открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе; педагогические и психологические наблюдения.

3. Сотрудничество с родителями: совместные родительские собрания; круглые столы, дискуссии, педагогические «гостиные»; родительские конференции, вечера вопросов и ответов; педагогические консультации; дни открытых дверей; совместные творческие мастерские; разнообразные виды опросников (анкетирование, тестирование) родителей по изучению самочувствия семьи на момент подготовки ребенка к переходу в школу и в период адаптации к ней; образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей дошкольного возраста, деловые игры, практикумы; семейные досуги, тематические вечера (посиделки); визуальные средства общения; работа родительских клубов [5].

Как видим, в практической деятельности педагогов по обеспечению преемственности дошкольного и начального школьного образования можно выделить три основных направления: работа с детьми (дошкольниками и школьниками), работа с педагогами и специалистами, работа с родителями. Такое содержание предполагает согласованное взаимодействие - постоянное и системное сотрудничество образовательных учреждений (организаций) разных типов.

Контент-анализ педагогических практик.

С целью изучения состояния обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования в педагогической практике применялся метод контент-анализа.

Контент-анализ - формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Метод контент-анализа широко применяется как вспомогательное средство в различных науках, в том числе в педагогике [2].

Отбор информации для контент-анализа осуществлялся на основе обнаружения/выявления в текстах педагогических публикаций базовых и родственных понятий данного исследования - «непрерывность образования», «преемственность образования», «подготовка к школе», «адаптация к школе».

Категориианализа педагогического опыта по обеспечению преемственности уровней дошкольного и начального общего образования были определены следующие:

1. Представления педагога об актуальности проблемы преемственности.

2. Цели и задачи преемственности в понимании педагога.

3.Наличие специальной работы/направления педагогической деятельности по обеспечению преемственности в практике педагога.

4.Согласованность работы педагога по обеспечению преемственности с положениями и требованиями ФГОС.

5.Направления работы по практическому осуществлению преемственности:

- работа с педагогами (взаимодействие педагогов);

- работа с родителями;

- работа с детьми.

6. Причины нарушения преемственности (в оценке педагога):

- отсутствие четкой диагностической системы определения готовности ребенка к школе;

- недостаточное использование игровой деятельности;

- отсутствие условий в образовательной организации;

- некомпетентность педагога в вопросах преемственности;

- отсутствие связи между дошкольными и школьными образовательными организациями.

7. Мнение педагога о готовности ребенка к школе (по структуре готовности Л. А. Венгер):

- мотивационная готовность;

- личностная готовность («внутренняя позиция школьника»);

- волевая готовность;

- интеллектуальная готовность.

Материалом для контент-анализа стали публикации педагогов, изданные в журналах «Начальная школа», «Начальная школа плюс До и После», «Детский сад от А до Я».

Было отобрано 40 статей, в тематике которых, с нашей точки зрения, просматривались вопросы и/или проблемы обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования.

Далее представлены результаты контент-анализа по некоторым критериям.

Большая часть (92%) педагогов обозначили актуальность проблемы преемственности в современном образовании, рассматривая ее с разных позиций.

Часть авторов (37%) связывают необходимость особого внимания к проблеме с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного и начального общего образования. Педагоги отмечают, что стандарты определили сущность преемственности, требования и условия к обеспечению преемственности дошкольного и начального общего образования. Также авторы фиксируют смещение акцента с интеллектуальной готовности ребенка на личностную готовность, что рекомендуется ФГОС.

Педагоги предусматривают взаимодействие с другими педагогами смежной ступени образования, указывают на значимость совместной деятельности, которая осуществляется путем организации педагогических советов, мастер-классов, круглых столов и др.

80 % педагогов осуществляют работу с родителями, основными формами которой являются родительские собрания по разным аспектам преемственности. Можно предположить, что педагоги дошкольного образования работе с родителями уделяют несколько больше внимания, нежели учителя начальных классов.

В ходе анализа было выявлено, что большинство педагогов привлекают к обеспечению преемственности коллег. Учителя начальных классов включают в эту работу не только учителей-предметников начальной школы, но и старших классов: учителей математики, учителей географии. Педагоги дошкольного образования привлекают педагогов-психологов.

Статьи педагогов-практиков презентуют разработки и описания применения специальных педагогических технологий, авторские коррекционные программы и программы адаптации (например, «Скоро в школу»), специальные проекты (например, «По дороге в школу»), новые варианты индивидуальных характеристик выпускников дошкольного учреждения, собственный (авторский) диагностический инструментарий, интегрированные совмещенные уроки с учащимися 1-х классов и воспитанниками детского сада.

Анализ статей по критерию «причины нарушения преемственности» показывает, что большая часть  педагогов видят причины нарушения преемственности в отсутствии должного взаимодействия детского сада и школы. Но другая часть педагогов называют в качестве причины недостаточность игровой деятельности в детском саду и в 1-м классе. Эти авторы пишут, что игровой деятельности, которая является ведущей в дошкольном и остается основной в младшем школьном возрасте, уделяется мало внимания. Они также отмечают, что смену ведущей деятельности при поступлении в школу необходимо осуществлять постепенно, не ущемляя игру.

Резюме в ракурсе потенциальных исследований. Анализируемые материалы представляют опыт наиболее прогрессивных и активных педагогов, определивших специальную работу по обеспечению преемственности дошкольного и школьного образования как направление если не приоритетное, то значимое в их педагогической деятельности. Каждая публикация в большей или в меньшей мере презентует и обобщает теоретические и практические находки авторов, достойные популяризации в педагогическом сообществе. Однако для получения более полной и достоверной информации о фактическом состоянии, особенно в отношении проблем и затруднений, нужны масштабные исследования массовой педагогической практики.

Анализ показал, что современные педагоги, организующие целенаправленную деятельность по обеспечению преемственности, стремятся опираться на ключевые положения Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования. Такие педагоги осознают актуальность работы по достижению преемственности этих уровней образования, ищут и находят новое содержание и формы достижения преемственности: специальные проекты и программы, совместные интегрированные уроки дошкольников и младших школьников.

В ходе анализа выяснилось, что педагоги привлекают к своей работе по обеспечению преемственности коллег и родителей, обозначают важность и значимость решения проблемы преемственности совместными усилиями педагогического коллектива и родителей. Очевидно, что оценка эффективности и достаточности этой деятельности требует дополнительного изучения.

Таким образом, в данной статье обращается внимание на то, что среди нарушений преемственности называется недостаточное использование игровой деятельности в детском саду, т. е. в статьях педагогов-практиков зафиксирована проблема, которая назрела в современном образовании, а именно «риск школяризации» дошкольного образования. Ученые считают, а педагоги-практики подтверждают, что в настоящее время происходит перенос методов работы со школьниками на дошкольников. Изучение данного положения и поиск путей преодоления (или предупреждения) этой проблемы также является перспективным психолого-педагогическим исследованием.

 

Список литературы

 

  1. Грабовская О.С. Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях их стандартизации и вариативности // Новые импульсы развития: вопросы научных исследований. - 2020. - №5. – С. 148-154.
  2. Калинченко А. В. Проблемы преемственности дошкольного и начального образования //Дошкольное образование-развивающее и развивающееся. 2016. N. 3. С. 74-76.
  3. Родионова Е. С. Преемственность в работе детского сада и школы. - Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2017 г.№ 10.
  4. Рунова Т. А., Гуцу Е. Г., Кочетова Е. В. Преемственность дошкольного и начального образования как одно из стратегических направлений развития образования //Нижегородское образование. 2019. N. 1. С. 57-65.
  5. Холомкина А. И. О преемственности в работе начальной школы и детского сада. - Начальная школа, 2017 г.№ 7.
  6. Яшина В. И., Максимова М. В., Преемственность в формировании словаря детей в детском саду и начальной школе.- Московский педагогический государственный университет,2018 г.