Статья "Формирование партнёрских отношений с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
|
МБДОУ №67, Киселевской городской округ, Кемеровская область
|
Формирование партнёрских отношений с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
В современных условиях развития дошкольного образования основной целью всех дошкольных образовательных организаций (далее - ДОО) является создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Согласно п. 3.2.5. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), необходимыми условиями для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность. В связи с этим, перед ДОО встает одна из главных задач – поиск таких форм взаимодействия с семьей, которые позволили бы родителям воспитанников стать полноправными участниками образовательного процесса. Признание приоритета семейного воспитания требует иного, нового взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации, оно определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «доверительность» [3].
Существуют разные формы работы с родителями. Родительские собрания, музыкальные, физкультурные праздники, театрализованные представления и пр. – эти формы широко используются педагогами в детских садах, но в результате родители, чаще всего, являются лишь зрителями, и даже хорошо организованное мероприятие не дает нужного результата.
Как показывает практика, родителей, желающих посетить группу в качестве участников образовательной деятельности, а не зрителей, немного. Это связано, в первую очередь, с нехваткой у них свободного времени. Еще одной причиной нежелания участвовать в совместных мероприятиях является недооценка значимости совместной деятельности детей, педагогов и родителей. Но даже те родители, которые хотят принимать участие в совместной деятельности, испытывают чувство неуверенности, считая, что группа - это «территория воспитателя», они боятся совершить ошибку, опасаются причинить вред и т.д.
Для реализации задач по привлечению семей дошкольников в качестве активных участников образовательных отношений в дошкольной образовательной организации может быть разработана программа взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.
В нашем дошкольном учреждении была создана и апробирована программа «Мы вместе» (далее – Программа). Ее целью является объединение усилий педагогов и семей в вопросах воспитания, развития и обучения дошкольников, создание условий для открытого взаимного общения. В основу для разработки программы «Мы вместе» вошли идеи, заложенные в программе «Сообщество», которые предполагают свободное участие родителей в жизни группы. Данная программа изначально определена авторами как «программа для детей, родителей и педагогов». Это означает, что педагоги принимают семью как «первое и самое главное действующее лицо в воспитании и образовании ребенка» [4]. .
В программе «Мы вместе», также как и в программе «Сообщество», поощряется непосредственное присутствие членов семьи ребенка в группе, их активное участие в оценивании и прогнозировании развития ребенка, в планировании и осуществлении развивающего обучения.
На начальном этапе реализации Программы воспитатели совместно с родителями разрабатывают и обсуждают календарно – тематическое планирование, определяются основные темы, которые будут изучены в течение учебного года. Педагоги и члены семей воспитанников обсуждают и планируют возможные совместные мероприятия, утверждают общие правила, регулирующие совместную деятельность педагогов и членов семей дошкольников. Одно из таких правил заключается в том, что родители могут посещать группу в любое удобное время, но заранее согласовав время прихода с воспитателями, не нарушая имеющийся распорядок дня.
Еще одним направлением сотрудничества с семьями дошкольников является проектирование содержания и дизайна развивающей предметно-пространственной среды в группе, она служит, в большей степени, для реализации самостоятельных замыслов ребенка, его саморазвитию, а не обеспечению деятельности педагога при организации им занятий. Педагоги и родители обсуждают и планируют содержание Центров активности, на которые условно разделена развивающая предметно-пространственная среда группы [5;6]. .
Для знакомства родителей дошкольников с особенностями совместной образовательной деятельностью взрослых и детей в течение года организуются открытые показы образовательной деятельности и мастер-классы с участием детей и членов их семей.
Родители привлекаются к совместной творческой деятельности: принимают участие в изготовлении поделок и оформлении групповых выставок. Бесспорно, при изготовлении каких-либо поделок основная работа будет выполнена старшими, но дети будут стремиться внести свою посильную помощь и принять активное участие в совместном деле. Дошкольники обычно гордятся результатами творчества, при этом общий труд всегда сближает тех, кто занимается одним делом [1]. .
Другим направлением сотрудничества с семьями является разработка и реализация детско-взрослых проектов различной направленности. Родители принимают участие в изготовлении игровых пособий, готовят совместно с педагогами и детьми праздники, коллажи, альбомы, выставки.
Реализация программы «Мы вместе» предполагает возможность участия родителей во всех групповых делах и занятиях. Поэтому родители, при желании, могут не только принять участие в организованной образовательной деятельности в роли помощников, но и самостоятельно осуществить ее. Так, например, на познавательную деятельность по теме «23февраля – день защитника Отечества» можно пригласить пап. Дети с удовольствием узнают от пап, служивших в армии, о том, что такое армия, как проходит солдатский день, какими качествами должен обладать солдат.
Так же родители, совместно с педагогами, могут организовать экскурсии для дошкольников на место работы родителей. Дети смогут узнать об особенностях разных профессий, а необычная форма познания, вне стен группы, конечно, впечатлит детей.
Благодаря реализации идей Программ воспитатели получат возможность продемонстрировать свое педагогическое мастерство, на практике показать родителям достижения детей.
Реальное присутствие и участие семьи в жизни группы:
- оказывает психологическую поддержку ребенку;
- приобщает членов семьи ребенка к ценностям личностно-ориентированного образования;
- дает родителям реальное представление о характере взаимодействия ребенка со сверстниками во время общих дел и во время общения с чужими взрослыми, например, близкими других детей;
- дает родителям представление об особенностях развития ребенка через наблюдение его в деятельности;
- дает ребенку возможность гордиться своими близкими (это наша с мамой поделка, это мой папа сегодня рассказал интересную историю и т.д.);
- дает воспитателю разностороннюю информацию о характере взаимоотношений ребенка с близкими, о стилях семейного общения;
- дает возможность конструктивного разговора о достижениях, проблемах ребенка, возможность регулярного обсуждения с родителями динамики и тенденций его развития;
- обеспечивает преемственность в обучении и развитии ребенка, осуществляемого в семье и в детском саду;
- предоставляет возможность родителям стать участниками во всех групповых делах и занятиях[6]. .
Литература:
- Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях [Текст]/ Е.П.Арнаутова / Детский сад от А до Я. – 2004. - №4. – С. 23-35.
- Пидшморга, Е.С.Социальное партнерство с семьей как форма интеграции педагогических, культурных и образовательных возможностей ООО [Текст] / Е.С. Пидшморга // Модернизация дошкольного образования в условиях введения ФГОС: проблемы и перспективы: материалы II Всероссийской научно-практической конференции, г. Кемерово: в 3ч./ред. кол.: Е.А. Пахомова, А.В. Чепкасов, Л.В. Чванова, О.Г. Красношлыкова и др. – Кемерово: Изд.-во КРИПК и ПРО, 2015.- Ч.3.- С. 187-192.
- Программа сообщество. Качественная педагогика XXI века.
Общественная инициатива Российского фонда развития образования «Сообщество» по обеспечению качества образования [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika-21vek.ru/programma-soobshhestvo/. - Учебно-методическое пособие по реализации программы «Сообщество» в российских детских садах - вторая часть учебно-методического комплекта «Сообщество» / Под редакцией О.Л. Князевой - М.: «Гендальф», 1999. - 122 с.
- Хансен, К.А. Организация программы, ориентированной на ребенка: программа «Сообщество» - первая часть учебно-методического комплекта «Сообщество»/К.А. Хансен, Р.К. Кауфман, К.Б. Уолш. Предисловие П.А. Коглин./М.: «Гендальф», 1999.-276 с.