Создание мотиваций, условий для формирования вне ООД учебных навыков. «Учение без мучения»
Номинация: Методическая разработка.
Название: Создание мотиваций, условий для формирования вне ООД учебных навыков. «Учение без мучения»
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 28 комбинированного вида»
Авторский коллектив:
Сохолтуева Наталия Николаевна – учитель-логопед, учитель-дефектолог, высшая категория
Масюк Олеся Валерьевна - воспитатель группы компенсирующей направленности, первая категория
Кыркалова Мария Трофимовна – воспитатель группы компенсирующей направленности, соответствие занимаемой должности
Создание мотиваций, условий для формирования вне ООД учебных навыков.
«Учение без мучения»
Пояснительная записка.
Актуальность:
В дошкольные группы для детей с ЗПР принимаются дети, испытывающие трудности в усвоении дошкольной программы. Это приводит к несвоевременному формированию школьно-значимых функций, элементов учебной деятельности и препятствует достижению необходимого уровня готовности к школьному обучению.
В коррекционной педагогике в последние годы утвердилось принципиальное положение о возможностях компенсации отставания в психологическом развитии при создании адекватных состоянию ребенка педагогических условий.
Предложение вырезать, раскрашивать дети с ЗПР воспринимают, как тяжелую работу. Появилось идея создать ситуацию, чтобы у детей появилось желание в свободной деятельности самостоятельно заняться каким либо видом продуктивной деятельности.
Каждую неделю объявляется тема. В течении недели на начальном этапе создается две коллективные работы, в последствии одна общая.
Детей делим на две команды, объявляем тему недели, в течении которой каждая команда создает свою коллективную работу.
Образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно эстетическое развитие.
Задачи:
- Усвоение моральных норм и ценностей, формирование взаимоотношений; основы безопасного поведения.
- Формирование представлений о себе, других людях, Отчизне.
- Формирование представлений об окружающем мире.
- Формирование представлений о природе.
- Формирование интереса к эстетической стороне окружающей деятельности (развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству).
Возраст воспитанников: старший дошкольный возраст (5 – 7 лет)
Основные цели:
- Образовательные:
Уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с явлениями окружающего мира;
- Развивающие:
Развитие внимания и восприятия памяти, логического мышления, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
- Воспитательные:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимание, доброжелательности, самостоятельности, инициативности; Воспитывать чувство красоты к природе.
Словарная работа: обогащение словаря; уточнить понимание слов; учить подбирать признаки.
Методические приёмы и методы.
Методы:
-наглядные показ предметов, картин, иллюстраций, показ образца.
-словесные беседа, пояснение, вопросы).
-игровые (дидактические игры, подвижные игры)
Приёмы:
-игровые приёмы загадки, сюрпризные моменты, упражнения-имитации, игровые действия в промежутках между выполнением основных заданий)
-приёмы (голосовая и эмоциональная модуляции, прерывание речи, использование догадки; риторические вопросы; контрольные вопросы.
Перечень литературы для обучающихся и педагогов: не требуется.
Необходимое материально-техническое обеспечение: ватман, альбомные листы, трафареты, цветные карандаши и фломастеры, краски.
Перечень использованной литературы: не использовалась.
Тематическое содержание.
Тема «Овощи».
У каждой команды свой лист ватмана, раскрашенный под огород с грядками. Дети должны в течение недели «вырастить урожай», т.е. нарисовать (на начальном этапе обвести по трафарету), вырезать и наклеить любой овощ. В течение недели все, в том числе и родители обсуждают, как продвигается работа. В пятницу подводим итоги, у какой команды богаче урожай.
Тема «Звук М, МЬ»
Дети рисуют предметы в названии которых есть звук М или МЬ.
Можно рисовать сразу на листе ватмана либо на любом другом и затем вырезать, наклеивать.
Тема «Буква М»
На листе ватмана нарисовано море. Дети могут взять полоску тетрадного листа в клетку и написать печатную букву М. Далее эту полоску наклеивают в виде волны на море.
Очень важно в течение недели поддерживать интерес к тому, что появляется на ватмане, как со стороны воспитателей, так и со стороны родителей. В последствие дети привыкают к созданию собственными руками «картин», видят заинтересованность и одобрение родителей, что позволяет отказаться от соревновательного момента. Мы видим, как возникает у детей потребность без усилий выполнить подобную работу. Поэтому мы и называем свою работу «Учение без мучения!»