Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Современный урок истории, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий по теме: "Порядки Афин и Спарты".

Современный урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Технология: проблематизация.

Конспект урока истории

Урок 29.Тема урока: Порядки Афин и Спарты.

Цели урока по линиям развития личности:

Линии 1–2. Картина мира в фактах и понятиях.

Сравнивая факты истории Афин и Спарты, научить делать выводы об отличительных особенностях этих греческих полисов.

Анализируя способы правления в Афинах и Спарте, научить выделять признаки демократии и аристократии.

Линия 3. Историческое мышление.

Научить выделять причинно-следственные связи противостояния самых больших и знаменитых полисов – Афин и Спарты.

Линия 4. Нравственное самоопределение.

Анализируя порядки в Спарте, научить выявлять гуманистические, нравственные ценности спартанского общества.

Линия 5. Культурное, гражданско-патриотическое самоопределение.

Давать, объясняя, собственную оценку порядкам, существовавшим в Афинах и Спарте.

Обязательный минимум содержания: демократические Афины, аристократическая Спарта.

План урока:

I. Проблема урока: почему Афины и Спарта часто ссорились?

II. Поиск решения:

Сравнение Афин и Спарты по четырём сферам общества:

хозяйство;

общественное деление;

управление;

культура.

Примерный вывод по проблеме: полное отличие во всех сферах общества могло вызвать противоречия между Афинами и Спартой в борьбе за господство в Древней Греции.

 

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

 

I. Создание проблемной ситуации. Формулировка проблемы.

 

 

Слайд 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фиксируем на доске:

1-й факт: Афины и Спарта – дружественные полисы.

Фиксируем на доске:

2-й факт: Афины и Спарта постоянно воевали друг с другом.

Фиксируем на доске проблему:

Почему Афины и Спарта часто ссорились

- Здравствуйте ребята! Сегодня мы продолжаем наше путешествие по Древней Греции, и подробнее остановим наше внимание на полисах которые были центрами Аттики и Лаконики. 1

 

– По карте на с. 111 назовите полисы, которые были центрами Аттики и Лаконики. 1

 

 

– Давайте узнаем, какие факты у нас есть об этих полисах.

– Как должны были друг к другу относиться жители Афин и Спарты, судя по 1 факту?2

 

– Давайте прочитаем 2 факт и ответим на вопрос.

– Как жили жители Афин и Спарты на самом деле? 2

 

 

– Сравните факты. Какое наблюдаем противоречие, какой возникает вопрос?    1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По карте определяют: Афины и Спарта.

 

 

 

 

 

Читают текст слайда 1 факт.

 

 

 

 

– Они должны дружить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжают читать текст до конца.

 

– Высмеивали друг друга, воевали.

 

 

 

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Работать по плану, сверяясь с целью.

5. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

 

Познавательные УУД

1. Находить информацию в учебнике и др. источниках.

2. Владеть смысловым чтением.

3. Определять понятия.

4. Классифицировать (устанавливать иерархию по заданным основаниям).

 

 

5. Представлять информацию в разных формах (таблица, текст).

6. Выделять главное, обобщать.

7. Делать выводы.

8. Сравнивать объекты по заданным критериям.

9. Доказывать.

 

Коммуникативные УУД

1. Излагать своё мнение, аргументируя его.

2. Организовывать работу в паре.

 

Личностные УУД

1. Самостоятельно давать и объяснять оценки событий, оценивать свои и чужие поступки.

 

Слайд 3

 

 

II. Версии.

– Какие у вас будут предположения, версии решения проблемы?    5

Версия:

разные порядки.

Могут сказать, что Афины и Спарта часто ссорились из-за земли, из-за того, кто будет главнее, кто сильнее и т.д. Возможно, скажут, что эти полисы были разные, поэтому между ними возникали противоречия.

 

 

III. Актуализация знаний.

 

Слайд 4

 

 

 

Слайд 5

– Давайте вспомним, что мы уже знаем по этой проблеме.

Предлагаю вам поработать со словарем.

 

– Каковы природные условия Греции?

 

 

 

 

 

Работают со словарём.

 

 

Читают слайд

 

 

IV. Планирование деятельности.

 

Слайд 6

 

 

 

 

 

Слайд 7

Фиксируем на доске:

Сравнить Афины и Спарту:

хозяйство;

общественное деление;

управление;

культура

– Что нам надо узнать, чтобы ответить на главный вопрос урока? 4

 

 

 

 

 

 

Нам необходимо

проанализиро-вать эти два полиса по четырём сферам общества.

 

 

– Нам надо узнать, какие порядки были в Афинах и Спарте, затем сравнить их и выяснить, что могло вызвать противоречия между данными полисами.

 

 

 

– Чем занимались, какие у них были управление, культура.

 

 

V. Поиск решения проблемы. Открытие нового знания.

 

 

Слайд 8

– Все необходимые факты мы будем

заносить в таблицу, в соответствую-щую колонку.

1. Хозяйство Афин и Спарты.

1  2  5  6  7  1  2

Чтоб нам заполнить таблицу, я предлагаю ребятам 1 варианта, поднимите руки, быть экспертами по Афинам.

 Вам поможет п.29 стр.133.

Ребятам 2 варианта, поднимите руки, быть экспертами по Спарте. Вам поможет п,31 стр.140.

 

– Определите по тексту, чем занимались афиняне и спартанцы. Сделайте вывод, как это могло быть связано с природными

особенностями местности.

– Запишите кратко в таблице основные занятия афинян и спартанцев.

 

На доске фиксируем в таблице:

Афины.

Хозяйство: земледелие, ремесло,

морская торговля.

– Проверьте, так ли у вас получилось.

Спарта.

Хозяйство: земледелие.

– Проверьте, так ли вы записали.

– Сравните хозяйственную деятельность Афин и Спарты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблицы которые мы заполним , лежат у вас на столах

 

Индивидуально, самостоятельно

работают с текстом учебника.

Делают вывод, что в Афинах лучше было развито гончарное ремесло, так как почва была богата глиной. Наличие морской бухты свидетельствует о развитии мореплавания и кораблестроения. Тот факт, что афиняне возили за море продавать вино и масло, говорит о наличии земледелия и развитии морской торговли.

 

 

2. Общественное деление:

Афины: граждане, труженики, рабы.

Спарта: граждане, воины, илоты.

1  2  5  6  7  8  1  2

– Какой можем сделать вывод при сравнении?

 

Работают с текстом параграфа.

Заполняют таблицу.

Делают вывод, что общественное

устройство у афинян и спартанцев

тоже было разное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 11

3. Управление.

– Итак, из предварительно-го чтения мы знаем, что в Афинах шла борьба за власть между демосом и аристократами.

О чем шла речь в реформах Солона?

Вывод: Речь

шла о равных правах и обязанностях

для всех граждан.

 Что зарождается в Афинах?

 

– Чем управление в Спарте отличалось от управления в Афинах?

 

– Найдите в тексте (с. 142) последний абзац доказательства того, что Спарту нельзя было

назвать демократическим государством.

– Таким образом, управление в Спарте принадлежало только представителям знатных родов.

 

Заполняем таблицу

 

П.30 стр.137

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демократия-власть народа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аристократия- представителям знатных родов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культуру мы доделаем дома, но уже можем сделать вывод по таблице

 

4. Культура.

– Что было свойственно афинянам в

культуре?

– Обозначьте одним словом особенности культурного развития афинян.

Запишите в таблице одним словом.

– Сравните особенности культурного

развития афинян и спартанцев. Какой можно сделать вывод?

1 2 3 4 5 6 7 8 9

 

– Умение правильно, красиво произносить свои речи.

Записывают в тетрадь «ораторы».

 

 

 

 

 

– Краткие и точные высказывания.

Записывают в таблице «лаконизм».

– Разное.

 

 

 

VI. Выражение решения.

– Итак, мы с вами проанализировали порядки Афин и Спарты.

 

 

– Какой ответ на основной вопрос

урока мы можем дать? 7

 

 

 

 

 

 

 

– Подтвердилась ли версия, выдвинутая в начале урока?

 

 

 

 

 

 

 

Примерный вывод по проблеме:

– Афины и Спарта часто ссорились, так как это были совершенно разные полисы со своими порядками и законами. На это указывает полное отличие во всех сферах общества.

 

Да!

 

 

VII. Применение знаний.

– у вас на партах анкетка. Посовещайтесь и напишите: В каком городе хотели бы жить вы и почему?     1  1  2

 

 

 

VIII. Домашнее задание.

Параграфы 29 и 31 повторить, найти материал для таблицы по культуре Афин и Спарты.

Новые слова выучить.