Современный урок истории, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий по теме: "Порядки Афин и Спарты".
Современный урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Технология: проблематизация.
Конспект урока истории
Урок 29.Тема урока: Порядки Афин и Спарты.
Цели урока по линиям развития личности:
Линии 1–2. Картина мира в фактах и понятиях.
Сравнивая факты истории Афин и Спарты, научить делать выводы об отличительных особенностях этих греческих полисов.
Анализируя способы правления в Афинах и Спарте, научить выделять признаки демократии и аристократии.
Линия 3. Историческое мышление.
Научить выделять причинно-следственные связи противостояния самых больших и знаменитых полисов – Афин и Спарты.
Линия 4. Нравственное самоопределение.
Анализируя порядки в Спарте, научить выявлять гуманистические, нравственные ценности спартанского общества.
Линия 5. Культурное, гражданско-патриотическое самоопределение.
Давать, объясняя, собственную оценку порядкам, существовавшим в Афинах и Спарте.
Обязательный минимум содержания: демократические Афины, аристократическая Спарта.
План урока:
I. Проблема урока: почему Афины и Спарта часто ссорились?
II. Поиск решения:
Сравнение Афин и Спарты по четырём сферам общества:
хозяйство;
общественное деление;
управление;
культура.
Примерный вывод по проблеме: полное отличие во всех сферах общества могло вызвать противоречия между Афинами и Спартой в борьбе за господство в Древней Греции.
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия учеников |
Формирование УУД, технология оценивания |
I. Создание проблемной ситуации. Формулировка проблемы.
Слайд 1
Слайд 2
Фиксируем на доске: 1-й факт: Афины и Спарта – дружественные полисы. Фиксируем на доске: 2-й факт: Афины и Спарта постоянно воевали друг с другом. Фиксируем на доске проблему: Почему Афины и Спарта часто ссорились |
- Здравствуйте ребята! Сегодня мы продолжаем наше путешествие по Древней Греции, и подробнее остановим наше внимание на полисах которые были центрами Аттики и Лаконики. 1
– По карте на с. 111 назовите полисы, которые были центрами Аттики и Лаконики. 1
– Давайте узнаем, какие факты у нас есть об этих полисах. – Как должны были друг к другу относиться жители Афин и Спарты, судя по 1 факту?2
– Давайте прочитаем 2 факт и ответим на вопрос. – Как жили жители Афин и Спарты на самом деле? 2
– Сравните факты. Какое наблюдаем противоречие, какой возникает вопрос? 1
|
По карте определяют: Афины и Спарта.
Читают текст слайда 1 факт.
– Они должны дружить.
Продолжают читать текст до конца.
– Высмеивали друг друга, воевали.
|
Регулятивные УУД 1. Определять цель, проблему в учебной деятельности. 2. Выдвигать версии. 3. Планировать деятельность в учебной ситуации. 4. Работать по плану, сверяясь с целью. 5. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
Познавательные УУД 1. Находить информацию в учебнике и др. источниках. 2. Владеть смысловым чтением. 3. Определять понятия. 4. Классифицировать (устанавливать иерархию по заданным основаниям).
5. Представлять информацию в разных формах (таблица, текст). 6. Выделять главное, обобщать. 7. Делать выводы. 8. Сравнивать объекты по заданным критериям. 9. Доказывать.
Коммуникативные УУД 1. Излагать своё мнение, аргументируя его. 2. Организовывать работу в паре.
Личностные УУД 1. Самостоятельно давать и объяснять оценки событий, оценивать свои и чужие поступки. |
Слайд 3
II. Версии. |
– Какие у вас будут предположения, версии решения проблемы? 5 Версия: разные порядки. |
Могут сказать, что Афины и Спарта часто ссорились из-за земли, из-за того, кто будет главнее, кто сильнее и т.д. Возможно, скажут, что эти полисы были разные, поэтому между ними возникали противоречия. |
|
III. Актуализация знаний.
Слайд 4
Слайд 5 |
– Давайте вспомним, что мы уже знаем по этой проблеме. Предлагаю вам поработать со словарем.
– Каковы природные условия Греции?
|
Работают со словарём.
Читают слайд |
|
IV. Планирование деятельности.
Слайд 6
Слайд 7 Фиксируем на доске: Сравнить Афины и Спарту: хозяйство; общественное деление; управление; культура |
– Что нам надо узнать, чтобы ответить на главный вопрос урока? 4
Нам необходимо проанализиро-вать эти два полиса по четырём сферам общества.
|
– Нам надо узнать, какие порядки были в Афинах и Спарте, затем сравнить их и выяснить, что могло вызвать противоречия между данными полисами.
– Чем занимались, какие у них были управление, культура. |
|
V. Поиск решения проблемы. Открытие нового знания.
Слайд 8 |
– Все необходимые факты мы будем заносить в таблицу, в соответствую-щую колонку. 1. Хозяйство Афин и Спарты. 1 2 5 6 7 1 2 Чтоб нам заполнить таблицу, я предлагаю ребятам 1 варианта, поднимите руки, быть экспертами по Афинам. Вам поможет п.29 стр.133. Ребятам 2 варианта, поднимите руки, быть экспертами по Спарте. Вам поможет п,31 стр.140.
– Определите по тексту, чем занимались афиняне и спартанцы. Сделайте вывод, как это могло быть связано с природными особенностями местности. – Запишите кратко в таблице основные занятия афинян и спартанцев.
На доске фиксируем в таблице: Афины. Хозяйство: земледелие, ремесло, морская торговля. – Проверьте, так ли у вас получилось. Спарта. Хозяйство: земледелие. – Проверьте, так ли вы записали. – Сравните хозяйственную деятельность Афин и Спарты.
|
Таблицы которые мы заполним , лежат у вас на столах
Индивидуально, самостоятельно работают с текстом учебника. Делают вывод, что в Афинах лучше было развито гончарное ремесло, так как почва была богата глиной. Наличие морской бухты свидетельствует о развитии мореплавания и кораблестроения. Тот факт, что афиняне возили за море продавать вино и масло, говорит о наличии земледелия и развитии морской торговли. |
|
|
2. Общественное деление: Афины: граждане, труженики, рабы. Спарта: граждане, воины, илоты. 1 2 5 6 7 8 1 2 – Какой можем сделать вывод при сравнении? |
Работают с текстом параграфа. Заполняют таблицу. Делают вывод, что общественное устройство у афинян и спартанцев тоже было разное.
|
|
Слайд 11 |
3. Управление. – Итак, из предварительно-го чтения мы знаем, что в Афинах шла борьба за власть между демосом и аристократами. О чем шла речь в реформах Солона? Вывод: Речь шла о равных правах и обязанностях для всех граждан. Что зарождается в Афинах?
– Чем управление в Спарте отличалось от управления в Афинах?
– Найдите в тексте (с. 142) последний абзац доказательства того, что Спарту нельзя было назвать демократическим государством. – Таким образом, управление в Спарте принадлежало только представителям знатных родов.
Заполняем таблицу |
П.30 стр.137
Демократия-власть народа
Аристократия- представителям знатных родов.
|
Культуру мы доделаем дома, но уже можем сделать вывод по таблице |
|
4. Культура. – Что было свойственно афинянам в культуре? – Обозначьте одним словом особенности культурного развития афинян. Запишите в таблице одним словом. – Сравните особенности культурного развития афинян и спартанцев. Какой можно сделать вывод? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
– Умение правильно, красиво произносить свои речи. Записывают в тетрадь «ораторы».
– Краткие и точные высказывания. Записывают в таблице «лаконизм». – Разное. |
|
VI. Выражение решения. |
– Итак, мы с вами проанализировали порядки Афин и Спарты.
– Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? 7
– Подтвердилась ли версия, выдвинутая в начале урока?
|
Примерный вывод по проблеме: – Афины и Спарта часто ссорились, так как это были совершенно разные полисы со своими порядками и законами. На это указывает полное отличие во всех сферах общества.
Да! |
|
VII. Применение знаний. |
– у вас на партах анкетка. Посовещайтесь и напишите: В каком городе хотели бы жить вы и почему? 1 1 2 |
|
|
VIII. Домашнее задание. |
Параграфы 29 и 31 повторить, найти материал для таблицы по культуре Афин и Спарты. Новые слова выучить. |
|
|