Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс для воспитанников и педагогических работников дошкольных организаций,...

Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

«Ыныргинская средняя общеобразовательная школа»

Детский сад «Солнышко»

Чойский район

«Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников»

Методические рекомендации по организации проектов гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в образовательных организациях

Мерзлякова Наталья Владимировна

Детский сад «Солнышко»

воспитатель

Чойский район с. Ынырга

с. Ынырга

2016г.

Пояснительная записка

Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло.

Народная мудрость.

Цель: повышение эффективности взаимодействия родителей с детьми для воспитания в них нравственно-патриотических чувств.

Выполнение данной цели обеспечивает решение следующих взаимосвязанных задач:

-  воспитывать любовь и привязанность ребенка к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, селу;

- формировать чувства патриотизма к своей малой Родине и Родине в целом;

- развивать интерес к русским традициям и промыслам;

- создать сферу для развития гуманного отношения к людям преклонного возраста и защитникам Отечества;

- воспитывать толерантность по отношению к соотечественникам и представителям других национальностей;

- расширять представления о России, её столице;

- знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

В Программе Воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С., на основе которой разработана Основная общеобразовательная программа нашего детского сада, отмечено, что нравственно-патриотическое воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности и направлено на воспитание с первых лет жизни любви к родной семье, родному городу, дому, краю, Родине.

Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в  воспитании патриотизма. В своих высказываниях С. И. Ожегов определял патриотизм, как «…преданность и любовь к своему отечеству и своему народу». «Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней».

В содержательном разделе раскрываются особенности работы педагога с проектом. Во-первых, педагогу нужно самому понять цель, принципы построения  проекта, его содержание, методику организации педагогического процесса. В данном материале даны рекомендации по подготовке педагога к работе по проекту, организации его работы с семьей и создание предметно-развивающей, культурно-пространственной среды в группе.

В рекомендациях показана технология работы с детьми старшей группы. Основной технологией построения педагогического процесса становится поэтапное планирование. Содержание каждого этапа состоит из различных тем, которые помогают педагогу ненавязчиво знакомить детей с нормами и правилами поведения, принятыми в этническом обществе, элементами декоративно-прикладного искусства и современными требованиями жизни – подготовки ребенка к активной социальной жизни,  путем реализации своих сил, интересов и способностей в освоении национальных и общечеловеческих духовно-нравственных  ценностей.

Для формирования целей и задач, рекомендуется для начала изучить следующую литературу по теме проекта: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой, а также авторов: Алешина Н.В., Аркадьева В.А., Александрова Е.Ю., Антонов Ю.А., Горькова Л.Г. и других.

Оснащенность педагогического кабинета методическая базой:

- Вишневская В.Н. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси». – М.: АРКТИ, 2004.

- Виноградова Л. Дорогая моя столица /Дошкольное воспитание. – 1997. - №4.

- Зацепина М.Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

- Лебедева О.В. Этапы патриотического воспитания детей /Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. - №1.

- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников /Управление дошкольным образовательным учреждением. –2005. - №1.

- Усачёва Т.В. Программа патриотического воспитания дошкольников. /Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения. – 2010. - №4.

В ДОУ имеется музыкальный и физкультурный залы, оснащенные необходимым оборудованием и музыкальными инструментами.

В результате работы над проектом у детей дошкольного возраста формируется эмоционально насыщенный образ родного дома, детского сада. Должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства,  быть внимательными друг к другу, словом и делом помогать.

Таким образом, патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на специальных занятиях. Наличие таких занятий является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.

 

Содержательная часть

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Эта проблема выпала из поля зрения значительной части ученых и практиков более чем на десять лет.

Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу), к родной природе,  культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представлениям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них нельзя отказаться, но приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, прежде всего к матери, и к детскому саду.

Все начинается с родного дома и матери – хранительницы семейного очага. Нельзя перечеркивать роль отца, но мать, как правило, ближе к ребенку, даже биологически, и играет в его жизни особую роль. Поэтому и гуманные чувства должны воспитывать у малыша, прежде всего, по отношению к матери. Работа должна вестись совместно с семьёй. Старая истина гласит – нельзя вырастить патриотов, если непатриотичны отец с матерью.

Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом – гражданином России и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому.

В дошкольный период детства происходит становление  личности ребенка, раскрываются его индивидуальные особенности. На этом жизненном этапе самыми близкими людьми для малыша становятся родственники и воспитатели. Активное взаимодействие семьи и педагогов позволит воздвигнуть тот фундамент, на котором смогут базироваться лучшие семейные традиции, позволяющие воспитателю найти правильный подход к ребенку, к его внутреннему миру. В связи с этим некоторые представления социально-личностной сферы, нравственно-патриотического воспитания лучше формировать через чувственные отношения к родственникам.

Опираясь на этот комплекс задач, планирование работы по патриотическому воспитанию целесообразно разделить по блокам:

  1. «Я и моё ближайшее окружение» (моя семья, мой детский сад, моя улица).
  2. «Мой родной город (село).
  3. «Мой родной край».
  4. «Наша Родина – Россия».
  5. «Защитники Отечества».
  6. «История России» (Наши предки – славяне).
  7. «Культура русского народа» (праздники, праздники, обычаи; народное искусство).
  8. «Великие соотечественники».

Для реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников по такой системе необходимы некоторые очень важные условия.

  1. Повышение уровня самообразования педагогов.
  2. Создание предметной развивающей среды.
  3. Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников.

 

Всю работу планируем в четыре этапа:

 

Этапы

Формы и методы работы

с детьми и родителями

Результат

I

Организационный

-Анкетирование родителей по вопросам семейного воспитания;

-Мониторинговое обследование семейного положения родителей;

-Составление генеалогического древа семьи;

-Составление герба семьи и т.д.

Заинтересованность мам и пап возможности вместе с детьми полистать семейные альбомы, вспомнить своих родных, рассказать о них дочкам и сыновьям. Формируется чувство гордости, за своих близких.

II

Выставочный

Организация выставки совместных работ детей и родителей, приуроченных к каким-либо ярким датам, которые отмечает семья; детский сад; село; республика; страна.

Взаимодействуя с детьми, выполняя совместную работу, находясь в тесном контакте, сопереживая какие-то моменты в ходе деятельности, создается эмоционально благополучная атмосфера дома и в детском саду.

III

Творческий

Совместно выпускаются газеты, плакаты, поздравительные открытки, изготавливаются макеты в зависимости от тематики.

На этом этапе происходит взаимодействие детей и воспитателей. Закрепляются такие понятия, как страна, столица, Родина, край, защитник, что является одной из задач нравственно-патриотического воспитания.

IV

Ассоциативный

В целях реализации национально-регионального компонента знакомство детей с бытом своей Республики.

Организация мини-музеев.

 

Работа в этот период позволяет ребенку через свои чувственные ощущения лучше усвоить программный материал.

 

Все этапы работы не имеют строгих границ. Они реализуются по мере возникновения той или иной проблемы.

Таким образом, мы способствуем активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

 

Схема реализации проекта через разные виды деятельности

 

Разделы

Виды детской деятельности

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры

Дидактические игры

Коммуникативные игры

Речь и речевое развитие

Составление рассказов по данной тематике

Сочини стихотворение

Сотворчество детей и родителей по темам проекта

Художественная литература

Чтение произведений по теме

Заучивание стихотворений

Загадки на данную тему

Изодеятельность

Рисование по теме

Оформление выставок

Изготовление праздничных открыток

Совместное изготовление газет

Сотворчество детей с родителями

Трудовая деятельность

Посильная трудовая деятельность дома

Различное дежурство

Трудовые поручения в группе и дома.

Учебная деятельность

Познавательные занятия

Беседы

Экскурсия по детскому саду

Ориентирование

Социальное развитие

Выпуски семейной газеты

Создание альбомов

Создание библиотеки

Здоровье и физическое развитие

Беседы

Дидактические игры

Правила безопасного поведения

Физкультурный досуг

Музыка

Проведение праздников

Разучивание песен

Прослушивание аудиозаписей

Нравстенно-патриотческое воспитание дошкольника необходимо осуществлять во взаимодействии с семьей, бережно используя ее традиции, что позволит осуществить основную и важную задачу – формирование личности ребенка.

Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования, это первый и наиболее значимый институт в жизни человека.

Список использованной литературы:

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М:ЦГЛ,2005.
  2. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).-М.:УЦ «Перспектива»,2011.
  3. Воскобойников В.М. Жизнь замечательных детей / Кн. 2-я. – М.: Оникс, 2006.
  4. Гончарова Т.Л. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через чувственные отношения к родственникам / Дошкольная педагогика – Май № 2008.
  5. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников.-М.:ВАКО,2005.
  6. Дергач Л. Н., Нравственное воспитание / Дошкольная педагогика – Февраль  № 2 2009, с. 21
  1. Кузьмина И.В. Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста / Семейный краг – С. П.: «Издательство «Детство-Пресс», 2008.
  2. Нагель О.П., Румянцева О.В. Психолого-педагогические условия формирования основ мужественности у мальчиков дошкольного возраста / Дошкольная Академия – С. П.: «Издательство «Детство-Пресс», 2009.
  3. Шаламова Е.И. Патриотическое воспитание / Петербургский научно-практический журнал, 2009.
  4.  Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2003.
  5. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Александрова Е.Ю. и др.- Волгоград: Учитель, 2007.