тел. 8-800-100-26-84  +7(3532)27-46-21        НАПИСАТЬ НАМ
ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЕЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

15.10.2018 г.
II Всероссийский конкурс-выставка фотографии «В объективе фантазии»
11.10.2018 г.
Всероссийская историческая викторина, посвящённая 100-летию окончания Первой мировой войны «Ради...
10.10.2018 г.
III Всероссийский конкурс творчества «ЛЕГО - мастерская»
10.10.2018 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая изучению правил дорожного движения (Из цикла...
10.10.2018 г.
​​​

II Всероссийский конкурс литературного творчества «Мастера волшебного пера»
09.10.2018 г.
Всероссийский смотр - конкурс уголков образовательных организаций «Место притяжения»
08.10.2018 г.
II Всероссийский конкурс «Моя семья - это семь Я!»

Составление описательного рассказа на тему: «Весна» с использованием мнемотаблицы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 20 

г. Ульяновск

 

Конспект занятия по речевому развитию  в старшей

логопедической группе

Тема: Составление описательного рассказа на тему: «Весна» с использованием мнемотаблицы

 

 

Воспитатель: Кучеренко О.  В.

 

Цель: развитие у детей умения составлять описательный рассказ, используя мнемотаблицу, обогащение словаря по лексической теме «Весна»

Программные задачи:

1.Сформировать умение строить текст-описание, используя мнемотаблицу;
развивать у дошкольников умение логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать; учить  делать выводы, обобщать высказанное.


2. Развивать связную речь при помощи составления описательного рассказа о весне, обогащать и активизировать словарь по теме «Весна»: весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, проталинка, ручей, птички, набухать; формировать грамматическую правильную речь, совершенствовать речевой слух, голосовой аппарат и умение четко произносить слова и фразы (работа над дикцией).

 

3.Воспитание того, чтобы дети применяли все приобретенные умения в построении связной речи.

 

Оборудование: мнемотаблица  по теме «Весна», картинки-схемы,  мяч, карандаши, краски, альбомные листы, магнитофон, видео или  аудиозапись произведения П. И. Чайковского «Времена года».

 

Предварительная работа:

• экскурсии и наблюдения в природе;

• чтение стихов, рассказов, сказок о весне;

• рассматривание картин о весне, альбомов, иллюстраций по теме «Весна» беседы о весне и её признаках, наблюдения за весенними признаками;

• рисование по теме «Весна»;

• разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне, о птицах;

• разучивание стихотворения С. Когана «За окном сосулька тает… », стихотворений о месяцах весны.

• дидактические игры: «Когда это бывает?», «Нарисуй портрет весны», «В гости к весне».


Ход НОД:
1. Орг. момент
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришли гости. Давайте нашим гостям, и друг другу пожелаем доброго утра.

Доброе утро, - нам шепчут цветы,

Доброе утро, - журчат ручейки,

Доброе утро, - шумят тополя,

Доброе утро, - родная земля.

Доброе утро, - солнцу и птицам,

Доброе утро, - улыбчивым лицам!

- Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.

После таких теплых слов стало еще больше радости и светлых лиц.

 

2.Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, в гости к кому мы отправимся.
Вдруг чирикнул воробей после зимней стужи
Солнце ярче и теплей 
На дорожках лужи
Вся застывшая природа пробудилась ото сна
Дни становятся длиннее 
Это к нам идет ( весна)
-Про какое время года эта загадка ( про весну)
-Ребята, вы хотите попасть в гости к весне? (Ответы детей) 

Давайте вместе скажем: Раз, два, три, весна приди!

(появляется весна)
3.- Здравствуйте, дети, я весна! Сегодня я приглашаю вас на весеннюю полянку, чтобы поговорить о чудесном времени года. Пожалуй, это любимое время года у большинства людей. Оно является символом тепла, пробуждения, радости, надежд на будущий урожай и хорошую погоду.
О весне много написано книг, стихотворений. Поэты и писатели любят это время года за расцвет, весеннее настроение, пробуждение природы.

4.Вот послушайте стихотворение Алексея Плещеева «Весна»
А. Плещеев «Весна» 
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей...

А.Н. Плещеев (Уж тает снег...) 
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою! 
 

Скажите, о каких признаках весны поэт рассказал в этом стихотворении? (Ответы детей). А вы любите весну?
5.Давайте поиграем в игру ««Весенние слова» ( Игра с мячом)
Я буду называть слова, а вы отгадайте, о чём я говорю. 
- Голубое, чистое, ясное, весеннее, безоблачное (небо) 
- Яркое, золотое, тёплое, ласковое (солнце) 
-Весенняя, звонкая, прозрачная, холодная (капель) 
-Холодный, светлый, солнечный, весенний, погожий (день) 
- Первые, молодые, зелёные, клейкие (листочки) 
- Перелётные, зимующие, весенние, хлопотливые, поющие (птицы) 
- Белые, пушистые, кудрявые, плывут по небу (облака) 
- На речке тает (лёд) 
Молодцы. 

6.Поиграем ещё в одну  игру  «Какая, какое?»

Весна (какая?) - ранняя, поздняя, тёплая, холодная, долгожданная, радостная, дождливая, звонкая, солнечная, цветущая, красивая, неожиданная, звонкая…

Солнышко (какое?) - яркое, весеннее, лучистое, тёплое, ласковое, блестящее, весёлое, большое, нежное…

Облака (какие) - лёгкие, пушистые, воздушные…

Небо (какое) - голубое, облачное, серое…

 

7.Музыкальная разминка  «Солнышко лучистое»

 

8.А сейчас давайте придумаем предложения про весну, каждое предложение должно начинаться со слова «весной». (Показ картинок –схем)

Весной солнце светит ярче, теплее.

Весной солнце яркое, лучистое, теплое, ласковое.

Весной облака легкие, перистые, пушистые.

Весной на крышах домов тают сосульки.

Весной на деревьях появляются зелёные листики.

Весной появляются первый цветы.

Весной на проталинах расцветают подснежники, мать-и-мачеха.

Весной трава молодая, светло-зеленая, шелковистая, нежная, душистая.

Весной животные просыпаются после зимней спячки.

Весной зайчик, белочка меняют свои шубки.

Весной с юга прилетают птицы.

Весной люди снимают шубы и надевают легкую одежду.

Весной прилетают перелетные птицы: грачи, ласточки, скворцы.

- Молодцы, ребята, много придумали красивых предложений.

А теперь давайте для встречи скворцов построим скворечник.

 

9. Пальчиковая игра « Скворечник ».

Тук, тук, тук, тук,

Раздаётся громкий стук.

Будем ждать мы птенцов

Строим дом для скворцов

Вот такие стены, вот с такой крышей, вот с таким окошком.

 

10.Ребята, а почему в народе говорят: «Вода с гор потекла, весну принесла»?

 Потому что весной пригревает солнышко, и снег от его тепла тает, превращаясь в бурные ручейки.

 

- Какие ещё вы знаете пословицы о весне?

 

Дети рассказывают пословицы о весне.

 

11.А сейчас я предлагаю вам послушать рассказ о весне. Для вас я приготовила необычные картинки, на которых собраны все приметы весны.

Наступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, на крышах появляются сосульки, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляются первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники - первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из теплых мест возвращаются перелетные птицы: ласточки, скворцы и строить гнёзда. Первыми прилетают грачи. На деревьях набухают почки, из которых скоро появятся первые зеленые листочки. Появляется первая весенняя травка. Люди сменили тёплую одежду на лёгкую. Я очень люблю весну!
Понравился вам мой рассказ.

А сейчас минута отдыха, поиграем в игру, повторяйте за мной. 

12.Физкультурная минутка:
Если речка голубая
Пробудилась ото сна(руки вверх, потянулись) 
И бежит в полях, сверкая (прыжки на месте, 
Значит, к нам пришла весна(хлопки в ладоши) 
Если снег везде растаял, 
И трава в лесу видна(приседания) 
И поёт пичужек стая 
Значит, к нам пришла весна (хлопки в ладоши) 
Если солнце разрумянит
Наши щёки до красна (наклоны головы к левому – правому плечу) 
Нам ещё приятней станет-
Значит, к нам пришла весна(прыжки на месте! 

-А теперь я предлагаю вам составить рассказ о весне, используя картинки-схемы. (мнемотаблица)

Все ваши рассказы я буду записывать.
Рассказы детей.

-Какое красивое время года – весна. Про весну поэты пишут стихи, художники рисуют картины, композиторы сочиняют красивую музыку.

– А хотите послушать музыку о весне?

Мы прослушаем отрывок из произведения П. И. Чайковского «Времена года».

- Понравилась вам музыка? Что вы услышали, когда слушали эту прекрасную музыку?

(Дети отвечают, что услышали, как звенит капель, капают сосульки, журчит ручей, радостно чирикают воробушки и т.д.) ».

Я вам ещё раз включу эту музыку. А теперь я вам предлагаю отправиться со мной в художественную мастерскую, где вы можете нарисовать картину о весне.

13.Итог
-Ребята, чей рассказ и картина вам больше всего понравился? О каком времени года мы сегодня говорили?