Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

«Солдатские письма»

                Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Яйская общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки»

 

                               Солдатские письма

                                Номинация сценарий

 

                 Выполнила воспитатель:

                                                          Миронова Лариса Николаевна

                                                          1 квалификационная категория

                                                       

 

 

                               Пояснительная записка

Цели: ознакомление детей с военными письмами, с работой почты во время

Великой Отечественной войны.

Задачи: 1. Ознакомить с солдатскими письмами.

2. Способствовать патриотическому воспитанию.

3. Формировать чувство самоотверженности, долга, совести.

Область применения: использовать во внеклассных мероприятиях в 3-4 классах.

Ожидаемые результаты: получение новых знаний, возникновение чувства гордости за свою страну, своих прадедов.

Перечень литературы: 1. из личного архива Мироновой Ларисы Николаевны, Рямовой Татьяны Николаевны.

2. Из Яйского  районного архива.

Форма реализации: путешествие в мини-музей

Методы реализации: наглядный, беседа-рассуждение

Тематическое содержание: Дети перенесутся в  годы Великой Отечественной войны. Узнают о чувствах солдат, о работе почты в годы войны. Осознают какой ценой далась победа советскому народу. Перед мероприятием разучивают стихи.

Литература для детей: 1. Твардовский А. «Письма…»

2. А. Сидельников «Солдатское письмо»

3. Г. Серебряков «Прошу вас, храните солдатские письма…»

Обучающие овладеют знаниями о чувствах солдат во время войны, о солдатской почте.

Овладеют умениями складывать треугольные письма, сопережевать солдатам.

Овладеют навыками выразительно читать стихи наизусть.

Материально-техническое обеспечение: музыкальный центр для прослушивания песни «Журавли», стенд с солдатскими письмами.

 

 В годы Великой Отечественной войны  более 9 тысяч жителей  Яйского района   надели  солдатские шинели.

Число  погибших и пропавших без вести составляет 5589 человек.

Вернулись домой  с полей сражения  2410 человек

        Закончилась Великая Отечественная война. Многие не вернулись с фронта. Но голос павших донесли до нас, их письма.  Простые, маленькие солдатские треугольники с лиловым штампом – «Проверено цензурой». Простые эти письма писались в перерыве между боями, в госпиталях, на передовой. Те, кому они были адресованы , знали их наизусть, хранили долгие годы .Письма в доме солдата были самой дорогой реликвией, памятью, часто единственной о дорогом человеке.

        Без знания фронтовых писем наше знание о войне было бы неполным, письма эти уникальные документы времени . Знакомясь с ними , мы видим войну глазами участников событий в момент  происходящего такой какой она была на самом деле .

            В отделе архивной работы  администрации Яйского муниципального района хранятся эти реликвии, многие из авторов этих писем не вернулись с войны , но память о них хранят их потомки .

Сейчас мы совершим путешествие в прошлое. С письмами бойцов окажемся в1943-1944 годах.

                                «Письма с фронта»

Звучит песня «Журавли»

Ученик 1:  «Писем белые стаи

Прилетали на Русь.

Их с волненьем читали,

Знали их наизусть.

Эти письма, поныне

Не теряют, не жгут,

Как большую святыню

Сыновьям берегут.»

Большим испытанием для нашего народа была вторая Мировая война. О том, что переживали они, чувствовали, с какими огорчениями, заботами и радостями встречались,- «говорят» нам письма военного времени. Письма от родных и близких назывались «треугольниками»; они посылались без конвертов – бумагу сворачивали так, что внутри оказывалось письмо, снаружи писали адрес – город, улицу, номер дома, фамилию и имя того, кому предназначено письмо. Затем проводили черту, под чертой писали номер военной части и фамилию отправителя. На обратной стороне – ставили печать, если письмо проходило через почту. Иногда письма проверяли и тогда ставили печать – проверено. Их складывали из любой, оказавшейся под руками бумаги, вплоть до газетной. Но могли они быть сложены и из специальной почтовой бумаги.

Давайте попробуем сложить письма «треугольники». (воспитатель показывает)

С какой радостью встречали «треугольники» от родных и близких в каждом доме, каждой семье! Почти все письма начинаются с обращения к родным и близким:

Воспитатель: 1. Вы обратили внимание, как наши герои обращаются в письмах к своим  родным, женам?

(Клавочка, Мария Прокопьевна, дорогая Марина Дмитриевна. Чувствуется, что письма написаны с любовью, нежностью.  Бойцы желают  родным здоровья, благополучия. Интересуются как живут соседи, передают им свой горячий привет)

2. Мужья ушли на фронт, оставив своих жён и малолетних детей.  Что их беспокоит?

(Как родные управляются  без него  с хозяйством.

- как с кормами для скотины;          

- скатали ли пимы – валенки;

- как учатся дети;

- почему долго нет письма от них.

  Отец должен знать всё о том, как живёт семья   без хозяина и  кормильца.

3. Какой  отцовский наказ дают они своим детям?

- слушаться маму;

- помогать во всём матери.

4.  Мало писал солдат о своих тяготах  «жив, здоров, воюю помаленьку…»   Как вы думаете почему?

(не хотел огорчать он своим письмом родных и близких)

.Отправляли родным стихи, фотографии, вырезки из газет, листовок.

Их писали днём в окопах, пользуясь передышками между кровавыми боями, ночью в холодных землянках, когда, несмотря на усталость, никак не удавалось уснуть и перед глазами всплывали родные любимые лица…

Ученик 2:  «Письма с фронта вобрали и судьбу и любовь,

И бессонную правду фронтовых голосов.

В письмах вера солдата в наши мирные дни

Хоть и были когда-то так далёки они…»

Письма ждали и на фронте. Какое же счастье для бойца, получить на фронте весточку из дома, полевой треугольник, в котором привет от родных сердец, любовь, радость и тепло родного дома. Письма согревали бойца в холодном окопе, солдат, поднимавшихся в атаку, защищали от смерти.

Солдат бросал письмо в почтовый ящик, сооружённый из подручных средств и укреплённый в удобном месте. Почтальон части ежедневно выбирал конверты, «треугольники», открытки, секретки и относил на полевую почтовую станцию, там все послания обрабатывались календарными штемпелями и закладывались в мешки,  которые транспортом части отправлялись на базу полевой почты. Оттуда корреспонденция, рассортированная по направлениям, передавалась на ВПСП. Дальнейший путь проходил обычным маршрутом в почтовых вагонах. Послания в действующую армию и на флоты из местных почтовых отделений направлялись на ближайший ВПСП. (Военно-почтовый сортировочный пункт)

Его работники сортировали отправления по станциям и переправляли их на армейские базы или фронтовые сортировочные пункты.

Доставка корреспонденции с полевых почтовых станций на передовые подразделения, на корабли, как правило, требовала большого мужества. Нередко путь почтальона к блиндажам и окопам составлял десятки километров и проходил под пулями врага.

                         «Солдатское письмо»

«Казалось, что в лицо дышало пекло,

Когда в раздумье сидя допоздна,

Я гладил строчки, пахнувшие пеплом,

Пробитого осколками письма.

Его писали раненной рукою

На дружески подставленной спине.

Мне виделись за каждою строкою

Глаза солдат, погибших на войне.

Мы вместо них,

Мы не имеем права

Забыть ни лица их, ни имена.

Всем павшим  за Отчизну – честь и слава!

Да будет трижды проклята война! (А. Сидельников)

Ученик 3:

Прошу вас, храните солдатские письма.

Они и просты, и порою грустны,

В них столько надежды и вечного смысла,

Прошу вас: храните солдатские письма,

Тревожную память людской доброты!

Годы уходят, но память о войне жива.

Пока мы помним с вами наших защитников,

Значит, есть у всех душа и сердце.

А письма в треугольниках солдатских!

Они для нас до сей поры полны

И мужества, и доброты, и ласки,

И грозного дыхания войны. (Г. Серебряков)

 

                           Приложение

Из письма Логинова Николая Яковлевича  01.02.1944г.

«Здравствуй, дорогая Клавочка!

С пламенным, сердечным приветом к тебе твой Николай.

Клава, сегодня я получил от тебя письмишко, за которое сердечно благодарю и спешу дать ответ.

Клавочка, моя жизнь протекает на новом месте хорошо, но очень скучновато, я на это нисколько не обижаюсь, так как я сам это сделал. Ты прекрасно сама знаешь, что я держался на том месте только из-за тебя, конечно может быть ты мне тогда не верила что я говорил. Но притом, ты знаешь, что я сказал оно так и должно быть.

Сравнительно с той жизнью большое изменение произошло, не так давно я был почти гражданским человеком, жил так, как мне хотелось. Но теперь приходится думать обо всём, если я этого не сделал, то может было бы хуже. Я успокаиваю себя этим, а может это не долго продлится.

Скоро должны начаться боевые дела и тогда время совсем будет свободного ничего. Но на письма как- нибудь выберу время, только был бы жив.

На этом заканчиваю писать своё небольшое письмишко.

Привет маме, папе, Стёпе, Васе и сестре Насте. Ну, до скорой встречи.

Это письмо моего дедушки Коли для бабушки Клавы. О их любви я написала стихотворение:

                   «Война и любовь»

Конечно, я не видела войны

И знаю я о ней лишь по наслышке.

Но не хотела б слышать я в окне бомбёжки, стоны, выстрелы и вспышки.

Мне много со слезами на глазах,

Рассказывала бабушка Клавдия.

Как перевязывала раненных солдат, бинты стирала, в тыл врага ходила.

Как встретила солдата своего.

Ей было 19 лет всего,

А он чуть-чуть постарше

И всё бы было хорошо, но их любовь война убила.

Он каждый день садился в самолёт

И улетал рискуя жизнью.

А Клавочка ждала его, надеясь вновь любимого увидеть.

Пропал он без вести в бою

И не вернулся больше к Клаве.

О, сколько в годы той войны

Девчонок без любви осталось.

Как трудно жить им на земле

Не видеть лиц своих любимых.

Так пусть же войн не повторится!

Чтобы любовь могла продлиться!

 

 

 

Из письма Никитина Александра Герасимовича дедушки воспитателя Рямовой Татьяны Николаевны.

«Добрый день, весёлый вечер. Здравствуй, дорогая моя жена Мария Прокопьевна и здравствуйте, дорогие мои дети: Вася, Рая, Зоя. Посылаю, дорогая, горячий привет и по низкому поклону дорогим детям. Крепко жму ваши руки, крепко целую и обнимаю. Сообщаю, я нахожусь на Волховском  фронте. Здоровье моё ничего, выполняю разные работы, харчи ничего. Дорогая береги своё здоровье и детей, ещё увидимся.

Мой адрес: полевая почта 217 часть 26, пишите на этот адрес письма. Пока всё, живите пока одни. Дорогая моя, соскучился я по вас, но ничего, как- нибудь переживать надо. Маня, если принимают, то пошли посылочек бумаги, курить и писать карандаш, масла немного, пол литра мёда, крахмала, табаку.

Вася, Рая, Зоя берегите своё здоровье, слушайтесь маму, не простывайте, берегите всё, что есть дома.

Ну пока всё, дорогая моя. Остаюсь жив и здоров и вам того желаю. Пишите свои новости.

25. 01. 1943 г.

 

 

«Я сейчас воюю вовсю. Не одну сотню  фашистов убил на своей грозной машине. За что и представлен к правительственной награде. Сейчас у нас проходят жаркие бои. Я научился воевать и побеждать».

Из письма Жихарева Василия Дмитриевича

 

«Письма, письма, письма с фронта -треугольники войны.

В них приветы, беспокойства: все ль здоровы, не больны?

Всем приветы, всем поклоны, поимённо всей родне. Всем: и кто остался дома, и кто нынче на войне».

Письмо   Котлярова Николая Севастьяновича, 1901 г. рождения.

         

 

   «2 декабря. Добрый день или вечер, дорогая Марина Дмитриевна и мои дети Нюра, Володя, Миша, Катя и Алечка. Посылаю я вам свой любящий привет. И крепко целую я вас мои детки.  Милая Марина спешу сообщить вам мои родные, что я пока нахожусь жив и здоров. А также желаю я вам всем всего хорошего в жизни вашей, всего хорошего и скорого успеха в делах ваших.  Затем передайте привет от меня Афанасию К. и сестре Насте С., а также племянницам и племянникам. Посылаю привет Лалиным и Маруси К.  И желаю я вам всего хорошего в жизни вашей.  Прошу я вас передать от меня привет Ласкому Ивану.  Посылаю я соседу  Степану Соколову и его семье свой любящий привет.   Затем посылаю низкий поклон Ксении К. и дочке Валентине Ф.

Затем сообщаю вам, дорогая Марина Дмитриевна, что я стою на поле боя под Москвой.  В бою не был, скоро пойдём в бой.  Ждём приказа.  Поминать всех нельзя.  Час прожил, говори: «Слава  богу».

Пиши  Марина мне ответ поскорей. Я от вас ни одного письма не получил за три месяца.  Я написал 3 письма. Возможно,  вы не получили.  Жду ответа.

Адрес мой.  ППС №364-257  с/п -1.м.р.»

 

Сканировать1 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Котляров Николай  Севостьянович

 

 

 

 

            Логинов Николай Яковлевич

            (мой дедушка пропал без вести)

 

 

             Баранова Клавдия Ивановна

                       (моя бабушка)

 

 

 

 

Письма моего дедушки Логинова Николая Яковлевича