Социально-культурный проект «Провинциальный Парнас» (в рамках IV Всероссийского конкурса образовательных программ, проектов и методических разработок «Педагогическая мастерская»в номинации «Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей»)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 г.Татарска
Социально-культурный проект «Провинциальный Парнас» (в рамках IV Всероссийского конкурса образовательных программ, проектов и методических разработок «Педагогическая мастерская»в номинации «Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей»)
Автор: зам.директора по ВР, учитель музыки, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Галёва Е.В.
Анализ ситуации
Современная школа не может жить и развиваться вне общества. Наша воспитательная система – это не закрытая автономная система. Она взаимодействует со средой, осваивая её, и, по возможности, включает её в сферу своего влияния. Мы стараемся, прежде всего, высвечивать в окружающем мире то, что имеет непреходящую ценность для растущего человека. Анализируя ближний социум, расширяя воспитательное пространство, мы стараемся облегчить послешкольное включение своих воспитанников в сферу социального взаимодействия, а принятые в юности идеалы смогут послужить им неплохой нравственной опорой.
Решающую роль в воспитании сегодняшних школьников могут сыграть не новейшие изобретения, не новые формы, а всемерное возрождение подлинно народных начал во взаимном контакте детей и взрослых, младших и старших, знакомых и незнакомых.
Долгие годы в нашей школе проводятся коллективно-творческие дела: этапы эстафеты искусств, литературные гостиные, встречи поколений, различные конкурсы.
Главное направление воспитательной системы школы - героико-патриотическое и гражданское. Поэтому важное значение имеет формирование нравственных качеств у молодёжи, пропаганда боевых и трудовых традиций российского народа. Необходимо осуществлять вовлечение подрастающего поколения к работе над сплочением школьного коллектива, работать над формированием гражданской позиции у подрастающего поколения, вовлекать в проведение мероприятий патриотической направленности обучающихся, родителей, общественность и коллег школьного округа №3.
В последнее время мы всё чаще проводим школьные вечера различной тематики. Ведь это редкая возможность выделить немного внеурочного времени и собраться со своими учениками вместе в обстановке праздника и уюта, когда создаются условия для живого личностного общения, воспитания чувств, овладения культурой художественного восприятия. Подобные мероприятия становятся наиболее эффективным средством решения воспитательных задач, связанных с развитием эстетического и нравственного потенциала учащихся. Кроме этого, в школе проводятся ставшие традиционными этапы эстафеты искусств, где происходит отбор одарённых детей.
Таким образом, проблема заключается в том, как привлечь население и различные организации к проведению и участию в мероприятиях в рамках духовно-нравственного воспитания и развить творчество в детях, как привлечь самих педагогов к непосредственному участию в творческих конкурсах различных уровней.
Реализация проекта предполагается в МБОУ СОШ № 9 города Татарска, в железнодорожном микрорайоне города совместно с Муниципальным бюджетным учреждением культуры Городским Домом культуры города Татарска.
Программа проекта разработана на срок 13 месяцев (с января по декабрь 2018 года и выход 2 февраля 2019 года на юбилейные торжества). Подготовительный период и начало реализации предполагается с октября 2017 года.
Цели и задачи проекта
Социально-культурный проект
Цель:
− Создание цикла мероприятий (литературных гостиных, огоньков, школьных вечеров, различных конкурсов, праздничных программ), посвящённых 80-летию школы.
Задачи:
- выявить и привлечь к работе талантливых детей;
- издать сборник методических разработок и рекомендации по проведению мероприятий в рамках юбилейного года;
- в течение 2018 года провести этапы эстафеты искусств для отбора участников в смотрах художественной самодеятельности, в литературных гостиных, в конкурсах художественного слова, в вокальных конкурсах;
- вовлечь в подготовку и проведение мероприятий учителей, родителей, жителей железнодорожного микрорайона, специалистов Городского Дома Культуры.
Стратегии достижения поставленных целей
Для результативной работы в рамках поставленной цели необходимо обеспечить комплексный подход, включающий:
*организационную и методическую поддержку деятельности классных руководителей, органов самоуправления в МБОУ СОШ №9;
*подготовку творческих групп по сопровождению процесса в рамках проведения этапов эстафеты искусств в МБОУ СОШ №9;
*выявление одарённых детей и их поддержку для участия в фестивалях художественного творчества, в литературной гостиной, в конкурсах художественного слова, в вокальных конкурсах;
*осуществление участия жителей железнодорожного микрорайона, ветеранов педагогического труда, специалистов Городского Дома Культуры, а также коллег и учащихся школы, школьного округа № 3 Татарского района в процессе реализации проекта.
Программа проекта предусматривает применение
следующих форм работ:
- Семинары
- Мастер-классы
- Этапы эстафеты искусств-
- «Детство без границ».
- конкурс литературно-музыкальных композиций, посвящённый песням из кинофильмов о школе, школьной жизни;
- литературно-музыкальная гостиная, посвящённая творчеству отечественных поэтов и композиторов, создавших произведения о школе, о детстве, о школьной поре, - «Не повторяется такое никогда…» (с приглашением ветеранов педагогического труда, коллег школьного округа №3, учащихся учебных заведений города Татарска);
- вокальный конкурс, «Когда уйдём со школьного двора…», посвящённый 80-летию школы №9 (в конкурсе звучат песни о школе, песни из кинофильмов о школе, о детях, о молодёжи) с последующим выходом на юбилейную торжественную программу;
- литературно-музыкальная гостиная «Что знает о любви любовь?»;
- литературно-музыкальная гостиная «Память огненных лет»;
- конкурс «Юный художник» - «России верные сыны».
- Смотры-конкурсы:
- школьный конкурс на лучшую экспозицию для школьного музея «История школы в моей семье» (сбор информации о родителях-выпускниках школы),
- смотр-конкурс школьных газет, посвящённый 80-летию школы;
- конкурс на лучшее сочинение, посвящённое юбилею школы;
- поэтический конкурс для юных поэтов «Здесь - начало начал»;
- концертные программы для ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов педагогического труда и жителей железнодорожного микрорайона;
- фестиваль районного смотра-конкурса педагогических коллективов ОУ;
- кинолектории из цикла «Тема детства, школы в художественной литературе и в кино» (просмотр кинофильмов о школе, о детстве, о молодёжи отечественных сценаристов и кинорежиссёров). Лектории организуются и проводятся совместно с ГДК;
- Школьные клубы:
- клуб «Любителей поэзии»;
- клуб книголюбов;
- клуб «Эврика».
- Клуб «Знатоки истории»
Методическая поддержка осуществляется за счёт материалов, созданных творческой группой учителей (сценарии, разработки мероприятий, положения о конкурсах, смотрах), материалов периодических методических изданий: журналов «Классный руководитель», «Воспитание школьников», «Народное образование», материалов сайтов НООС, пособий с методическими рекомендациями, буклетов, дисков.
Целевые группы:
Заместитель директора по ВР МБОУ СОШ № 9, классные руководители, школьный психолог, культмассовый сектор, группа «Поиск», «Пресс-центр» школьного совета старшеклассников «Сталкер», школьные клубы по интересам, директор и методисты Городского Дома культуры.
Шаг первый (сентябрь, 2017г.)
Создание и организация работы школьного оргкомитета (творческие группы) по проведению мероприятий.
Шаг второй (октябрь, 2017 г.)
Разработка положения о проведении I этапа эстафеты искусств – конкурса чтецов «Давайте помнить всех своих героев!» Организация и проведение конкурса:
- выявление одарённых детей;
- выступление лучших учащихся в концертной программе, посвящённой Дню учителя;
- подготовка учащихся к конкурсу - фестивалю V открытого городского конкурса-фестиваля исполнителей патриотической песни «Пою тебя, моя Россия»
Проведение общешкольного родительского собранияи участие победителей конкурса в концертной программе.
Шаг третий (ноябрь − декабрь, 2017г.)
Подготовка и проведение литературно-музыкальнойгостиной, посвящённойтворчествуотечественных поэтов и композиторов, создавших произведения о школе, о детстве, о школьной поре, -«Не повторяется такое никогда…».
Разработка положения о проведенииII , III этапов эстафеты искусств – конкурса литературных композиций и вокального конкурса, посвящённых 80-летию школы. Организация и проведение конкурса.
Выход на жителей микрорайона: выступление в концертной программе схода граждан, перед ветеранами педагогического труда.
Шаг четвёртый (январь − февраль, 2018 года)
- Организация и проведение школьного вокального конкурса «Когда уйдём со школьного двора…», посвящённого 80-летию школы №9 (в конкурсе звучат песни о школе, песни из кинофильмов о школе, о детях, о молодёжи) с последующим выходом на юбилейную торжественную программу;
- Участие лучших ребят в праздничной программе, посвящённой Дню Защитника Отечества.
- Подготовка районного семинара для школьного округа №3 с включением в него разработанного школьным активом литературной гостиной «Есть только миг», на которую приглашаются ветераны педагогического труда. Проведение семинара для школьного округа № 3 «Система внеклассных мероприятий в рамках духовно-нравственного и гражданского воспитания детей».
- Составление отчёта о проведении мероприятий в рамках работы месячника патриотического воспитания (создание слайд - программы, сбор методических материалов: разработок и сценариев внеклассных мероприятий).
Шаг пятый (февраль, 2018 год)
- Подготовка к городскому фестивалю исполнителей патриотической песни «Пою тебя, моя Россия». Участие в фестивале в рамках месячника военно-патриотического воспитания.
Шаг шестой (март, 2018 год)
Проведение круглого стола по вопросу о воспитательной системе каждого класса в рамках духовно-нравственного и гражданского воспитания детей, внесение корректив в дальнейший план совместной работы по проекту для участия в смотре-конкурсе художественной самодеятельности педагогов ОУ Татарского района.
Разработка положения конкурса рисунков.
Шаг седьмой (апрель, 2018 год)
Показательные выступления школьных клубов: клуба «Любителей поэзии». (Выезд клуба «Любителей поэзии» в образовательные учреждения школьного округа № 3, обмен опытом. Выступление клуба «Любителей поэзии»перед ветеранами педагогического труда.)
Шаг восьмой (май – июнь, 2018 год)
Подготовка и проведение конкурса рисунков «России верные сыны».
Творческий отчёт (с включением выступления педагогов и лучших учащихся – победителей всех смотров и фестивалей) на общешкольном родительском собрании.
Организация и проведение кинолекториев в летний период совместно с Городским Домом культуры.
Шаг девятый (июнь – август, 2018 год)
Работа в летний период над подготовкой конкурса художественного слова «Школьная пора», конкурса «Юный художник» - «Мой любимый фильм о школе», конкурса декоративно-прикладного творчества «По страницам любимого кино», конкурса творческих работ «Детство в кино. Кино в детстве». Представление лучших работ на творческие конкурсы различных уровней.
Шаг десятый (сентябрь – октябрь, 2018).
Организация и проведение выставок лучших работ победителей конкурсов рисунков, декоративно-прикладного творчества.
Участие руководителя проекта в работе духовного поезда «За духовное возрождение России», участие в работе конференции «Проблемы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания» (октябрь, 2018)
Проведение очередного I школьного этапа эстафеты искусств «Школьная пора» (ноябрь, 2018)
Проведение литературно-музыкальной гостиной «Есть только миг» (ноябрь, 2018).
Корректировка и исполнение плана подготовки к празднованию 80-летия школы (конец января – начало февраля 2019 года). Реализация программы проекта и оказание оперативной помощи всем участникам проекта. Подведение итогов.
Кадровые ресурсы. Функциональные обязанности участников
социально- культурного проекта
«Провинциальный Парнас»
Галёва Е.В. - заместитель директора по ВР, учитель русского языка и литературы, руководитель проекта
- Представление проекта на согласование и утверждение, организация разработки проекта и представление его на методическом совете школы.
- Координация деятельности участников проектной группы.
- Несение персональной ответственности за организацию процесса подготовки и реализации мероприятий, предусмотренных планом осуществления проекта.
- Ведение общего документооборота по проекту.
- Осуществление текущего и итогового контроля за ходом осуществления мероприятий по реализации проекта.
- Планирование и учет материально – технических средств, в ходе реализации проекта.
- Подготовка и представление аналитических отчетов о реализации проекта.
- Осуществление взаимодействия с Городским Домом культуры
Воронцова И.И. – директор МБУК ГДК
- Осуществление взаимодействия ОУ с Городским Домом культуры.
- Разработка и реализация совместных сценариев, торжественных программ.
- Несение персональной ответственности за организацию процесса подготовки и реализации всех мероприятий, проводимых в ГДК.
- Осуществление текущего и итогового мониторинга за проведением совместных мероприятий в рамках проекта.
- Планирование и учет материально – технических средств, в ходе реализации проекта.
- Подготовка и представление аналитических отчетов о реализации проекта.
Кириллова И.Г. – школьный педагог-психолог
- Участие в разработке теоретической части проекта.
- Организация работы по подготовке и выпуску методических материалов для классных руководителей МБОУ СОШ № 9 и школьного округа № 3
- Проведение семинаров, практических занятий с классными руководителями и методистами ГДК по плану проекта.
- Проведение наставнической работы в рамках стажировки специалистов Татарского района.
- Представление аналитических отчетов о ходе реализации своей работы в рамках проектной деятельности.
Лейб О.И. -педагог - организатор
- Участие в разработке программы проекта.
- Организация работы с активом школьного самоуправления мероприятий по плану проекта. Разработка и проведение школьных конкурсов.
- Подготовка и выпуск методических материалов классных руководителей.
- Представление аналитических отчетов о ходе реализации своей работы в рамках проектной деятельности.
- Осуществление посредством акт актива школы связи с общественностью.
Толстова А.А.– учитель русского языка и литературы
- Организация набора детей в рамках проектной деятельности.
- Разработка положений смотров и конкурсов развития и развития детей Татарского района после целевого заезда (обратная связь).
- Представление аналитических отчетов о ходе реализации своей работы в рамках проектной деятельности.
Маркина Ю.Г. – школьный педагог-библиотекарь и Мезин А.С. – учитель ИЗО
- Оказание помощи в подборе содержания конкурсов, выявление одаренных детей.
- Участие в подготовке методических материалов для методического совета школы и МО классных руководителей.
- Представление аналитических отчетов о ходе реализации своей работы в рамках проектной деятельности.
Конкретные ожидаемые результаты:
1. Создана творческая группа по проведению мероприятий.
2. Разработаны положения о проведении этапов эстафеты искусств.
3. Подготовлены концертные программы для общешкольного родительского собрания, для схода граждан.
4. Проведены этапы эстафеты искусств.
5. Проведена Литературная гостиная.
6. Выявлена группа одарённых детей и творческих педагогов для участия в фестивале патриотической песни и конкурсах художественного слова.
7. Проведён районный семинар для школьного округа №3 с включением в него разработанного школьным активом литературной гостиной «Есть только миг» с приглашением на встречу ветеранов педагогического труда.
8. Обобщён опыт работы по духовно-нравственному и гражданскому воспитанию детей на семинаре для школьного округа №3 «Система внеклассных мероприятий духовно-нравственной и гражданской направленности». Оформлены новые экспозиции в школьном музее «Истоки».
9. Подготовлены и проведены показательные выступления школьных клубов: клуба «Любителей поэзии» и клуба книголюбов. (Выезд клуба «Любителей поэзии» в образовательные учреждения школьного округа № 3, обмен опытом. Выступление клуба «Любителей поэзии»перед ветеранами).
10. Проведена литературно-музыкальная гостиная «Есть только миг».
11. Обобщён полученный опыт с помощью печатных работ. Подготовлено к публикации на сайте 5 методических пособий. Проведена работа по подготовке к изданию сборника методических разработок и рекомендаций по проведению мероприятий.
12. Опубликовано в СМИ 6 статей, сочинения и отзывы ребят.
13.Осуществили функционирование кинолекториев на базе МБУК ГДК.
14. К реализации проекта привлечены жители железнодорожного микрорайона города Татарска, общественность, специалисты МБУК ГДК.
15. Представили свои разработки на конкурсы различных уровней.
16. Стали победителями различных конкурсов детского и юношеского творчества муниципального, регионального и Всероссийских уровней.
Риски реализации проекта.
1. Отсутствие финансирования. Привлечение спонсоров.
2. Отсутствие видеоаппаратуры.
3.Безвозмездное использование материально-технических ресурсов МБУК ГДК.