Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Социализация личности ребенка в условиях ДОУ и семьи

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колобок» пгт Юрья Юрьянского района Кировской области

 

Обобщение опыта работы

Тема: Социализация личности ребенка в условиях ДОУ и семьи.

 

Автор: Лапухина Наталья Александровна,

старший воспитатель 

 

 

 

В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном  развитии дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка). Иными словами это дети с особыми образовательными потребностями.

Каким образом детский сад влияет на успешную социализацию ребёнка? Содержание основной образовательной программы дошкольного образования  по социально - коммуникативному развитию  детей включает в себя четыре блока: социальные знания, социальные отношения, социальное поведение, социальная деятельность. Все четыре блока тесно взаимосвязаны между собой и социальное развитие личности осуществляется в деятельности, которую грамотно организуют педагоги нашего ДОУ. Главный вид деятельности детей-дошкольников и действенное средство социального воспитания — это сюжетно-ролевая игра. «Интересно, что имитируя разные роли, ребёнок учится выполнять действия, согласовывая их с нравственными нормами, господствующими в социуме. Так малыш бессознательно готовит себя к жизни в мире взрослых». Такие игры полезны тем, что играя, дошкольник учится находить решения разным жизненным ситуациям, в том числе и решать конфликты.

В каждой возрастной группе  развивающая предметно-пространственная среда:содержательно насыщенная, трансформируемая, полифункциональная,вариативная,доступная,безопасная – одним словом ,социально-формирующая среда. Наше дошкольное  образовательное учреждение предполагает тесное взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, педагогов и родителей.

В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается, что семья дает ребенку главное – то, что не может дать никакой другой социальный институт: интимно-личностную связь и интимно-личностное единство с родными.  Практика работы по  взаимодействию с семьей  нашего учреждения показывает, что кадровый состав и условия позволяют исходя из социального статуса семей воспитанников, варьировать спектр образовательных услуг. Для осуществления социально-педа­гогической деятельности педагогу необходимо знать и учитывать закономерности социального развития ребенка. Ребенок имеет врожденную предрасположенность к социальному развитию, которая выражается во внутренних биологических, физиологических, психологических механизмах, данных человеку от рождения.  Для того чтобы они заработали,  необходимы определенные условия: общество людей, общение, деятельность, образ жизни, соответствующее качество жизни и т.д.

Внутренние механизмы: подражательность (благодаря этому , ребенок неосознанно усваивает социальный опыт); внушаемость (в раннем возрасте  она является двигателем действий и  поступков ребенка, его отношений к различным явлениям); потребность ребенка в социальном общении (она появляется с момента его рождения и требует удовлетворения); недостаточная реализация этой потребности существенно сказывается на социальном развитии ребенка, тормозя его интеллектуальное и эмоциональное развитие, искажая Я-концепцию, разрушая физическое благополучие); любознательность (как и потребность в общении, существенно влияет на социальное развитие человека, удовлетворение ее в неполном объеме приводит к ее затуханию); активность (присущая ребенку от рождения, она обусловливает интенсивность социального саморазвития ребенка).

Внешние движущие силы – это силы, которые стимулируют или сдерживают социальное развитие и воспитание  человека. Им  принадлежит важное место в социальном развитии человека. С их помощью можно управлять всем процессом социального развития и воспитания: уход за ребенком (правильный уход за ребенком способствует здоровому образу жизни ребенка, его полноценному развитию); микроклимат группы, которую посещает ребенок (там складывается общественное мнение, в той или иной степени присутствуют взаимопомощь и поддержка, межличностные отношения в группе могут быть благоприятными для ребенка, нейтральными, агрессивными, подавляющими личность ребенка); семья (микроклимат, взаимоотношения, отношения членов семьи к ребенку).

 Уважаемые коллеги ,как вы думаете семья какой механизм запускает: внутренний или внешний?

На протяжении нескольких лет я являюсь руководителем консультативного пункта в своем образовательном учреждении. Проблем в воспитании у родителей с каждым годом становиться все больше, но они идентичны…Я предпочтение отдаю интимно-личностному разговору диалогу…

Типичные проблемы ,котрые я увидела:

- "фальстарт в воспитании" или нехватка терпения, выдержки. В результате – устранение семьи от воспитания.

- воспитание детей "по образу и подобию" своего детства.  Но такой опыт бывает далеко не лучшим. Однако он с завидным упорством транслируется родителями, которые не замечают негативных последствий такого воспитания;

- противопоставление родительских отношений к детям (возникает при длительном отсутствии одного из родителей или при самоустранении одного из родителей от воспитания ребенка);

- гиперпротекция как отражение хронического синдрома "маленького ребенка". Когда родители как бы игнорируют взросление детей, чрезмерно их опекают. Это  стимулирует инфантилизм и задерживает социальное развитие ребенка;

- атрибутивная проекция. Она является следствием развитого у родителей эффекта "проекции на ребенка собственных нежелаемых качеств". Причиной такого воспитания нередко бывает то, что в ребенке родитель видит черты характера, которые он чувствует, но не признает в себе (агрессивность, несдержанность и т.д.);

- снисходительная гиперпротекция (пониженный уровень требований к ребенку).   Причина – «воспитательная неуверенность» родителей;

- доминирующая гиперпротекция. Чрезмерная опека и мелочный контроль. Чаще всего это вызывается фобией утраты ребенка;

- эмоциональное отвержение, неприятие ребенка. Причины: установка по поводу пола ребенка, нежелание иметь ребенка;

- гиперпротекция и жесткое обращение. Причинами такого подхода могут быть недостаток истинного интереса и внимания к ребенку, неразвитость родительских чувств;

- избирательная гиперпротекция. Она имеет место при воспитании в семье двух и более детей и проявляется в виде покровительства, благосклонного отношения, как правило, к младшему ребенку;

- трансформация психогенных расстройств родителей на присутствие в семье детей. Причинами таких расстройств могут быть нарушенные супружеские отношения, негативное влияние семьи  и недостатки воспитания самих родителей в детстве, уже сложившийся отрицательный опыт родителей в воспитании детей.  

Таким образом, социально-педагогическая деятельность ДОУ должна быть направлена на повышение воспитательных возможностей семьи.

В каждом дошкольном образовательном учреждении есть своя психология доверия к родителям и сотрудникам. В нашем случае мы рассмотри психологию доверия родителя к педагогу.

Доверие родителей к педагогу основывается на уважении к его опыту, знаниям, компетентности в вопросах воспитания и, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость).

Родители должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребенку воспитателя. Для того чтобы заслужить доверие родителей, педагог может организовать свое взаимодействие с ними следующим образом:

1-й этап – «Трансляция родителям положительного образа ребенка». Педагог жалуется на ребенка,  если он что-то натворил, одновременно подкрепляя положительным поступком…

2-й этап – «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они не могли получить в семье». Воспитатель сообщает об успехах и особенностях развития ребенка в ДОУ, особенностях общения его с другими детьми, результатах учебной деятельности, данных социометрии и т.д. При этом соблюдается принцип «ваш ребенок лучше всех».

3-й этап – «Родитель рассказывает  проблемы в  семье в воспитании ребенка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям, воспитатель только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений.

4-й этап – «Совместное исследование и формирование личности ребенка». Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.

Общая продолжительность этапов занимает около полутора-двух месяцев. (особенно когда вливается у группу детей новый педагог или ребенок приходит из другого дошкольного образовательного учреждения или домашний ребенок).

 

СМОТРЕТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ