Социализация личности ребенка в условиях ДОУ и семьи
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колобок» пгт Юрья Юрьянского района Кировской области
Обобщение опыта работы
Тема: Социализация личности ребенка в условиях ДОУ и семьи.
Автор: Лапухина Наталья Александровна,
старший воспитатель
В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка). Иными словами это дети с особыми образовательными потребностями.
Каким образом детский сад влияет на успешную социализацию ребёнка? Содержание основной образовательной программы дошкольного образования по социально - коммуникативному развитию детей включает в себя четыре блока: социальные знания, социальные отношения, социальное поведение, социальная деятельность. Все четыре блока тесно взаимосвязаны между собой и социальное развитие личности осуществляется в деятельности, которую грамотно организуют педагоги нашего ДОУ. Главный вид деятельности детей-дошкольников и действенное средство социального воспитания — это сюжетно-ролевая игра. «Интересно, что имитируя разные роли, ребёнок учится выполнять действия, согласовывая их с нравственными нормами, господствующими в социуме. Так малыш бессознательно готовит себя к жизни в мире взрослых». Такие игры полезны тем, что играя, дошкольник учится находить решения разным жизненным ситуациям, в том числе и решать конфликты.
В каждой возрастной группе развивающая предметно-пространственная среда:содержательно насыщенная, трансформируемая, полифункциональная,вариативная,доступная,безопасная – одним словом ,социально-формирующая среда. Наше дошкольное образовательное учреждение предполагает тесное взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, педагогов и родителей.
В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается, что семья дает ребенку главное – то, что не может дать никакой другой социальный институт: интимно-личностную связь и интимно-личностное единство с родными. Практика работы по взаимодействию с семьей нашего учреждения показывает, что кадровый состав и условия позволяют исходя из социального статуса семей воспитанников, варьировать спектр образовательных услуг. Для осуществления социально-педагогической деятельности педагогу необходимо знать и учитывать закономерности социального развития ребенка. Ребенок имеет врожденную предрасположенность к социальному развитию, которая выражается во внутренних биологических, физиологических, психологических механизмах, данных человеку от рождения. Для того чтобы они заработали, необходимы определенные условия: общество людей, общение, деятельность, образ жизни, соответствующее качество жизни и т.д.
Внутренние механизмы: подражательность (благодаря этому , ребенок неосознанно усваивает социальный опыт); внушаемость (в раннем возрасте она является двигателем действий и поступков ребенка, его отношений к различным явлениям); потребность ребенка в социальном общении (она появляется с момента его рождения и требует удовлетворения); недостаточная реализация этой потребности существенно сказывается на социальном развитии ребенка, тормозя его интеллектуальное и эмоциональное развитие, искажая Я-концепцию, разрушая физическое благополучие); любознательность (как и потребность в общении, существенно влияет на социальное развитие человека, удовлетворение ее в неполном объеме приводит к ее затуханию); активность (присущая ребенку от рождения, она обусловливает интенсивность социального саморазвития ребенка).
Внешние движущие силы – это силы, которые стимулируют или сдерживают социальное развитие и воспитание человека. Им принадлежит важное место в социальном развитии человека. С их помощью можно управлять всем процессом социального развития и воспитания: уход за ребенком (правильный уход за ребенком способствует здоровому образу жизни ребенка, его полноценному развитию); микроклимат группы, которую посещает ребенок (там складывается общественное мнение, в той или иной степени присутствуют взаимопомощь и поддержка, межличностные отношения в группе могут быть благоприятными для ребенка, нейтральными, агрессивными, подавляющими личность ребенка); семья (микроклимат, взаимоотношения, отношения членов семьи к ребенку).
Уважаемые коллеги ,как вы думаете семья какой механизм запускает: внутренний или внешний?
На протяжении нескольких лет я являюсь руководителем консультативного пункта в своем образовательном учреждении. Проблем в воспитании у родителей с каждым годом становиться все больше, но они идентичны…Я предпочтение отдаю интимно-личностному разговору диалогу…
Типичные проблемы ,котрые я увидела:
- "фальстарт в воспитании" или нехватка терпения, выдержки. В результате – устранение семьи от воспитания.
- воспитание детей "по образу и подобию" своего детства. Но такой опыт бывает далеко не лучшим. Однако он с завидным упорством транслируется родителями, которые не замечают негативных последствий такого воспитания;
- противопоставление родительских отношений к детям (возникает при длительном отсутствии одного из родителей или при самоустранении одного из родителей от воспитания ребенка);
- гиперпротекция как отражение хронического синдрома "маленького ребенка". Когда родители как бы игнорируют взросление детей, чрезмерно их опекают. Это стимулирует инфантилизм и задерживает социальное развитие ребенка;
- атрибутивная проекция. Она является следствием развитого у родителей эффекта "проекции на ребенка собственных нежелаемых качеств". Причиной такого воспитания нередко бывает то, что в ребенке родитель видит черты характера, которые он чувствует, но не признает в себе (агрессивность, несдержанность и т.д.);
- снисходительная гиперпротекция (пониженный уровень требований к ребенку). Причина – «воспитательная неуверенность» родителей;
- доминирующая гиперпротекция. Чрезмерная опека и мелочный контроль. Чаще всего это вызывается фобией утраты ребенка;
- эмоциональное отвержение, неприятие ребенка. Причины: установка по поводу пола ребенка, нежелание иметь ребенка;
- гиперпротекция и жесткое обращение. Причинами такого подхода могут быть недостаток истинного интереса и внимания к ребенку, неразвитость родительских чувств;
- избирательная гиперпротекция. Она имеет место при воспитании в семье двух и более детей и проявляется в виде покровительства, благосклонного отношения, как правило, к младшему ребенку;
- трансформация психогенных расстройств родителей на присутствие в семье детей. Причинами таких расстройств могут быть нарушенные супружеские отношения, негативное влияние семьи и недостатки воспитания самих родителей в детстве, уже сложившийся отрицательный опыт родителей в воспитании детей.
Таким образом, социально-педагогическая деятельность ДОУ должна быть направлена на повышение воспитательных возможностей семьи.
В каждом дошкольном образовательном учреждении есть своя психология доверия к родителям и сотрудникам. В нашем случае мы рассмотри психологию доверия родителя к педагогу.
Доверие родителей к педагогу основывается на уважении к его опыту, знаниям, компетентности в вопросах воспитания и, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость).
Родители должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребенку воспитателя. Для того чтобы заслужить доверие родителей, педагог может организовать свое взаимодействие с ними следующим образом:
1-й этап – «Трансляция родителям положительного образа ребенка». Педагог жалуется на ребенка, если он что-то натворил, одновременно подкрепляя положительным поступком…
2-й этап – «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они не могли получить в семье». Воспитатель сообщает об успехах и особенностях развития ребенка в ДОУ, особенностях общения его с другими детьми, результатах учебной деятельности, данных социометрии и т.д. При этом соблюдается принцип «ваш ребенок лучше всех».
3-й этап – «Родитель рассказывает проблемы в семье в воспитании ребенка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям, воспитатель только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений.
4-й этап – «Совместное исследование и формирование личности ребенка». Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.
Общая продолжительность этапов занимает около полутора-двух месяцев. (особенно когда вливается у группу детей новый педагог или ребенок приходит из другого дошкольного образовательного учреждения или домашний ребенок).